Травление
Металлическая пластина, заготовка для клише, обрабатывается кислотными препаратами. Для стали используется азотная кислота, для меди – хлорный реагент.
Металлическая пластина подходящего размера шлифуется до блеска, обезжиривается и покрывается специальным кислотоупорным лаком. После просушки на заготовку наносится рисунок, который может быть приблизительным и впоследствии потребует доработки. В отдельных случаях изображение может быть полностью законченным. Все зависит от предпочтений мастера. Многие художники считают необходимой доводку клише, а некоторые полагают, что истинное искусство не нуждается в исправлениях. Однако важны не методики, а конечный результат. Тем не менее, офорт — это подлинное изобразительное искусство, требующее высокого мастерства как на стадии подготовки, так и в процессе получения непосредственно оттисков.
Сухая игла
Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).
Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.
Нанесение изображения с помощью иглы.
Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.
Характер линии при большом нажиме на иглу.
Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
- линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
- на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
- преобладают угловатые и спрямленные линии.
С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
Возрождение
В 19 веке искусство офорта пришло в упадок, это случилось под воздействием появления печатных технологий на красочной основе. Однако в конце века художники-граверы вновь заявили о себе. Новые офорты уже не воспринимались как иллюстрации к книжным изданиям, они стали полноценными произведениями искусства, художественными направлениями в графике. В начале 20 века к ним обратились многие французские живописцы, такие как Шарль-Франсуа Добиньи, Камиль Коро и другие. Специализировался в технике офорта и парижский художник-импрессионист Эдуард Мане. Среди российских живописцев технику гравировки осваивали Валентин Серов и Иван Шишкин. Американским офортистом был Джеймс Уистлер, шведским — Андерс Цорн, в Германии над гравюрами работал Адольф Менцель.
Творческие достижения
В 1515 году к технике офорта обратился знаменитый художник Альбрехт Дюрер, его эксперименты травления металлических досок стали началом целой эпохи тонкого граверного искусства. Дюрер совмещал создание классических гравюр с офортами, эти две методики долгое время имели в его творчестве равноценное значение.
Итальянский художник Пармиджанино, непревзойденный мастер офортов, возвел их в ранг подлинного искусства. Позднее голландский живописец Рембрандт добился в изображениях уникальной игры света и тени, кроме того, он стал практиковать повторное травление, что давало небывалую глубину рисунка.
Акватинта
В 1765 году французский живописец Жан-Батист Лепренс открыл новую методику получения особо мягких полутонов, напоминающих акварельный рисунок. Технология получила название «акватинта». Для изображения сначала травился контур, перенесенный с кальки способом накалывания, затем клише покрывалось в темных местах канифолью. Доска нагревалась, порошок плавился и покрывал поверхность зернистым слоем. Светлые места обрабатывались обычным порядком. Акватинта часто применялась в сочетании с цветной печатью, непревзойденным мастером такой методики считается Франсиско Гойя, один из самых лучших художников-офортистов в истории.
Виды офорта
В 17 веке технику гравюры успешно применяли в иконописи. Представитель фламандской школы живописи, художник Антонис ван Дейк, стал прекрасным офортистом, практикуя сакральные рисунки. Искусство офорта позволяло уловить самые тонкие нюансы иконописных изображений.
Еще одним видом стал так называемый репродукционный офорт. Его взяли на вооружение издательства. Фактически все иллюстрации в книгах, изданных во второй половине 18 века, были выполнены в технике офорта. Этот стиль изображения как нельзя лучше подходил для литературных произведений. Рисунки получались колоритными и хорошо передавали суть сюжета. Технически графика офорта была доступна, обходилась сравнительно недорого, а качество изображений оставалось на достаточно высоком уровне.
Меццо-тинто — вид самый трудоемкий, но очень эффектный. Строится на применении полутонов за счет «зернения» поверхности клише. Мельчайшие углубления дают шероховатость, которая при печати обеспечивает плавные переходы от света к тени. Офорты, сделанные в манере меццо-тинто отличаются бархатистостью и богатством оттенков.
«Оригинальный» вид — высокохудожественные изображения, которые были под силу только самым знаменитым мастерам. Для многих художников офорт стал своеобразной отдушиной, благодаря которой они получали возможность в полной мере реализовать свои творческие устремления. Самым выдающимся гравером 18 века считается итальянский архитектор Джованни Пиранези, автор множества изображений римских городских пейзажей и древностей. Не менее известными художниками-офортистами того времени были: Джованни-Батиста Тьеполо, Франсиско Гойя, Антуан Ватто, Каналетто, Франсуа Буше.
Химические материалы
Техника офорта — это сложный технологический процесс, требующий определенных условий, обеспечивающих безопасность художника. Небрежное отношение к защитным мерам недопустимо. Химические материалы, которые применяются при обработке металлических заготовок для офорта, достаточно опасны, их негативное воздействие на организм человека необходимо полностью нейтрализовать или, по крайней мере свести к минимуму. После травления готовое клише промывается в проточной воде, затем с него счищаются остатки лака.
Далее на основу наносится типографская краска, которая заполняет все углубления. Лишняя краска убирается с поверхности тампонами. Затем с офортной доски делаются отпечатки методом запрессовки. Бумага прижимается к основе под давлением, оттиск получается четким и контрастным. Таким образом, техника офорта позволяет создавать рисунки любой сложности; тончайшие линии, завитушки, точки и царапины выглядят достаточно органично. Если число отпечатков исчисляется десятками и сотнями, то клише постепенно стирается и теряет контрастность. В этом случае необходимо периодически обновлять доску, вновь покрывать ее кислотоустойчивым лаком и углублять рисунок травлением.
Техника
Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.
Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.
Примечания
- Звонцов В. М., Шистко В. И. Офорт. Техника. История. — М.: Искусство, 1971; СПб.: Аврора, 2004
- Власов В. Г.. Офорт // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 581—585
- Шистко В. И. Цветной офорт. Учебное пособие. — Л.: ЛВХПУ им. В, И, Мухиной, 1981
- Корнилов П. Е. Офорт в России XVII—XX веков. Краткий очерк. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. — С. 56—57
- Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Справочник. — СПб.: Изд-во Чернышёва, 1992. — С. 188—189
- Голлербах Э. История гравюры и литографии в России. — СПб.: ГИЗ, 1923
- Андерс Цорн. Бруно Лилиефорс. Каталог выставки. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 1967
Техника
Даниэль Хопфер. Три ландскнехта. XVI в.
Для изготовления печатной формы полированную металлическую пластину из цинка, железа (реже стали) или меди покрывают с помощью валика или тампона тонким слоем кислотоупорного лака. Ранее такой лак приготовляли из смеси воск а и смолы, позднее стали использовать смесь асфальта, воска, канифоли и скипидара. В наше время поступают ещё проще: используют разбавленный битумный лак. После затвердевания лака поверхность пластины коптят, чтобы на тёмном фоне лучше были видны процарапанные штрихи и линии. После этого на доску переводят с помощью кальки под давлением на печатном станке подготовительный рисунок. После этого художник, пользуясь специальной офортной иглой, процарапывает грунт до поверхности металла — линии и штрихи оригинального рисунка хорошо видны на фоне тёмного лака.
Далее пластину погружают в ванну с кислотой. Цинковую пластину травят в слабом растворе азотной кислоты, медную — в растворе хлорного железа. При травлении штрихи углубляются, защищённые лаком участки печатной формы травлению не подлежат. Последовательно закрывая лаком протравленные места и продолжая травление в других (для этого используют специальную пробную шкалу с отметками времени), можно варьировать глубину штриха и, соответственно, силу тона на полученном оттиске. Затем покрывной лак смывают бензином и скипидаром. В углублённые штрихи печатной формы с помощью ракеля втирают чёрную типографскую краску. Выступающие части доски тщательно вытирают тампоном так, чтобы случайно не нарушить чёрные штрихи. Те места формы, которые должны быть самыми светлыми, дополнительно протирают тальком. Затем печатную форму накрывают специально подготовленным (слегка увлажнённым) листом толстой офортной бумаги и прокатывают на офортном печатном станке (с цилиндрическим валом). Под давлением влажная бумага вытягивает краску из углублённых штрихов и рисунок в зеркальном виде точнейшим образом переходит на бумагу. Процесс можно повторять многократно, поскольку металлическая форма, в особенности железная (цинк и медь мягче), может выдерживать значительные тиражи.
Художник-график обычно совмещает работу рисовальщика, гравёра и печатника (даже при помощи профессионального мастера печати), поскольку он имеет возможность, делая пробные оттиски, повторять отдельные стадии процесса, добавлять или снимать штрихи с помощью специальной «гладилки», усиливать их, повторяя травление, вновь и вновь перекрывая печатную форму лаком. Как и во всех иных разновидностях печатной графики, в офорте оригиналом считается не печатная форма, а каждый оттиск тиража, хотя все они могут различаться по качеству, но они также запечатлевают отдельные и неповторимые стадии работы художника. Например, знаменитые офорты Рембрандта сохранились в разных «состояниях» и именно это делает их особенно ценными для понимания творческого процесса мастера.
Преимущества техники офорта заключаются в относительной лёгкости работы на печатной форме. Здесь не требуется, в отличие от гравюры на дереве или работе резцом по металлу, значительных физических усилий: движения руки не скованны, линии и штрихи можно легко проводить в любых направлениях, применять перекрёстную штриховку и лёгкие росчерки, сохраняя непосредственность манеры и даже беглость приёма, напоминающего набросок пером и тушью.
В отличие от резцовой гравюры офортный штрих живописнее: кислота разъедает металл не только вглубь, но и немного вширь, отчего штрихи получаются со слегка рваными краями. Различные приёмы многопланового штриха способны создавать разнообразие валёров, фактур, тональную глубину широкого диапазона и даже, опосредованно, ощущение цветности. Изображение, оттиснутое под давлением на специальную офортную (плотную и мало проклеенную) бумагу приобретает малозаметную рельефность. Вытягиваемая из штрихов краска слегка выступает над поверхностью оттиска, который под разными углами света, в зависимости от толщины и направления штриха создаёт тональную игру. Мелкие штрихи кажутся «утопленными» в поверхность бумаги, сочные выступают и обретают бархатисто-чёрный тон.
В технике офорта существуют разные манеры. Самая распространённая: травлёный штрих, манера именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или просто — офортом. Травлёный штрих можно сочетать с акватинтой, лависом, а также дорабатывать «сухой иглой» или резцом. Можно использовать цветные подкладки. Помимо чёрно-белого существует цветной офорт с помощью многократной печати с нескольких досок (для каждого цвета своя доска) обезжиренными масляными красками.