Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Примеры ассонанса

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Чем литературные жанры отличаются от приемов

Нередко задают вопрос: звукопись – это жанр или художественный прием? Конечно же, это прием, средство, инструмент, при помощи которого автор может создавать чарующие произведения в любом жанре. В этом контексте стоит сказать несколько слов о различных жанрах литературы. Жанром принято называть некую давно сложившуюся систему, объединяющую в себе произведения, которые имеют между собой черты сходства по форме или по содержанию. По форме литературные творения могут быть разделены на повести, рассказы, романы и т. д. По содержанию это, например, деление драматурги на драму, комедию или трагедию, а лирических произведений — на оду, эпиграмму или элегию.

Каламбурные рифмы

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

За счет использования этого приема автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Жанровые особенности

Если роман – это большое произведение с обилием героев, сюжетных линий, проблем, то рассказ – это малая форма, обычно он ограничивается повествованием об одном событии в жизни одного или нескольких героев. Если поэма предполагает серьезное лиро-эпическое повествование с сюжетом, то лирическое стихотворение рассказывает о психологическом мире чувств и переживаний. Каждый из жанров владеет своим набором художественных инструментов для создания большей выразительности. Изобразительно-выразительные средства, к коим относится звукопись, характерны больше всего для лирических и лиро-эпических жанров.

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

3.3.3. Работа над фоникой в процессе авторедактирования

Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка. Так, изучение черновиков А.С. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное. Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст — Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки — Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, — Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст — Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу. но и очень выразительно фонетически: в нем повторились основные созвучия предыдущей строки.

Пушкин неустанно стремился к наиболее яркому звуковому выражению мысли. Незримый (И тайный) хранитель могущему дан; И горек был небратский (холодный) их привет; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной (черни смех холодный); Сквозь волнистые (печальные) туманы пробирается луна; Ты им доволен ли, взыскательный художник ; Морозной (И снежной) пылью серебрится его бобровый (соболий) воротник. Достигнув гармонии, поэт дорожил каждым звуком поэтической речи, понимая, что перестановка слов, замена синонимов губит фонику, что выборочная правка отдельных строк разрушит звукопись.

Черновики Пушкина отразили и работу над звукообразом Татьяны. Первоначально героиня звалась Наташей. Это имя было в таком контексте: Я новый карандаш беру, чтоб описать ее сестру… Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче именем таким станицы нашего романа, не устрашаясь, освятим.

Далее в черновой рукописи появляется имя Татьяна, однако звуковое «окружение» его остается прежним. Только в беловой рукописи поэт исправляет: Позвольте мне, читатель мой. (займусь я старшею сестрой) занять вас старшею сестрой. И. наконец, печатный текст: Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой. Ее сестра звалась Татьяна… Сравнивая фонику этих вариантов, мы видим в обоих случаях звуковую подготовку имени: в первоначальном варианте повторяются согласные: н — т — ш, в окончательном последовательно проведена аллитерация на т.

Так же тщательно подбирал слова, объединенные общим звучанием М.Ю. Лермонтов: Безумные б звуки (И песни и звуки) в груди подавила; Слова разлуки (надежды) повторяя, Полна надежд (Чужда тоски) душа твоя.

Анализ черновых вариантов художественных произведений показывает как писатели сочетают работу над содержанием с уточнением звукового выражения мысли.

Анафора

Звукопись – это еще и анафора, стилистический прием, в котором фраза зиждется на повторении сходных звуков в начале каждого синтаксического ряда (строфы, полустишия т. д.). Звуковую анафору мы наблюдаем в строках «Глубокий сон тебя настигнет / Глубины мыслей разорвав». Иногда анафора проявляется в повторении одинаково звучащих частей слова, как в стихотворении «Узник» Лермонтова, где герой просит «черноглазую девицу» и «черногривого коня». Смысловой анафорой могут пользоваться авторы, строящие поэтическое повествование на повторении целых слов: «Еще не царствуют лучи / Еще совсем не властно пенье птиц над миром». Звуковые повторы могут заключаться и в повторении целых синтаксических конструкций: «Был бы я военным / Носил бы я погоны». Разновидность строфической анафоры — когда один звуковой состав, выраженный чаще всего в одном каком-либо слове или фразе, повторяется в начале каждой последующей строфы или в ее конце. Примером может послужить известное стихотворение Арсения Тарковского «Лето прошло».

Средства звукописи

Они многообразны. Среди них можно выделить такой замечательный прием, как подбор в соседних стихотворных строках слов с близким звучанием. Например, Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный всадник», в описании «града Петрова», использует сочетания согласных «г», «т», «с» и раскатистого «р», отчего в сознании читателя явственно встает облик грандиозного строгого города, бурной реки, скованной гранитом, и высоких стройных зданий. А в поэме «Полтава» Пушкин рисует портрет императора, которым он был восхищен, через повторяющиеся гласные «о», «а» в сочетании с согласными «п», «т», «р». И перед нашими глазами возникает образ величественного царя, увлеченного большими идеями: он «прекрасен», а его взгляд «горд», «полон славы» и «ясен». Он – «пирует», и его пир – это не стол, уставленный яствами, а широта и размах преобразований.

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Диссонанс и липограмма

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Восклицанье голосов…

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

горе дола.

Рифмованность строчек достигнута автором за счет созвучия слов «дула» и «дола».

Сила аллитерации

Аллитерация как удачный речевой прием используется широко в скороговорках, некоторых поговорках и пословицах. Согласные звуки в русском языке обладают смыслоразличительной функцией, их значительно больше, нежели гласных. Если мы запишем какое-нибудь слово, используя одни только гласные, его значение не будет нам открыто. Например, о чем скажет сочетание звуков «ееяеие»? Если мы то же самое слово запишем одними согласными, то все же прочтем его: «змлтрсн». Зашифрованное слово – «землетрясение». Аллитерация, которую представляет звукопись, – это в литературе самый распространенный прием. Тем не менее, не стоит недооценивать звуковую изобразительность гласных звуков.

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Звукопись: примеры аллитерации

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Что такое звукоподражание?

В самом происхождении слова ономатопея заложена его суть. Оно происходит от соединения греческих слов со значением «имя» и «творить». По сути ономатопея и является словотворчеством, но не произвольным, а, если так можно выразиться, «по образу и подобию» внешнего мира. Более того, существует даже теория происхождения первых языков путем ономатопеи, то есть путем подражанию звукам внешнего мира и их трансформацией. Рассмотрим ономатопы подробнее, разберемся в их видах.

  1. Во-первых, ономатопами считаются и конкретно звукоподражания, и производные от них.
  2. Во-вторых, конкретно звукоподражания в свою очередь подразделяются на подражания звукам животных (мяу-мяу, кря-кря, хрю-хрю и т.д.), звуковые действия, предпринимаемые человеком (так, часто рассматриваемое как междометие, «ах» — это звукоподражательное слово) и звуки внешнего мира (это очень широкая группа ономатопов, которую еще и довольно часто расширяют авторскими звукоподражаниями в литературе, текстах песен и т.д. Типичнейший пример звукоподражанию звукам внешнего мира — кап-кап, то есть звук падающих капель воды, дождя, например, или тук-тук — звук несильных ударов).
  3. В-третьих, как мы уже упомянули, звукоподражания могут быть как общепринятыми, используемыми повсеместно (но только в рамках одного языка, об этом ниже), так и авторскими, индивидуальными. Такое индивидуальное звукоподражание в русском языке наиболее распространено именно как средство художественной выразительности в литературе, а не прием живой речи.

Звукоподражания примеры:

Надо заметить, что именно звукоподражания звуков животных в разных языках разительно отличаются. Так, австралийское твонк-твонк очень мало походит на известное нам ква-ква, а обозначает все те же звуки, издаваемые обыкновенной лягушкой.

То есть звук, издаваемый человеком — это храп, смех, непроизвольные стоны и вздохи, которые всеми легко опознаются.

Примеров звукоподражаний звукам внешнего мира очень много, ведь одно явление, в зависимости от силы и интенсивности, выраженности, могут обозначать разные звукоподражания. Так, звуки ударов — это и тихое «тук-тук» и агрессивное «тыдыщ-тыдыщ».

Такие слова тоже относят к ономатопее, однако в предложении они уже могут играть роль подлежащего, сказуемого и т.д. Например, возьмем звукоподражание «хрю-хрю». От него мы можем образовать существительное «хрюшка», глагол «хрюкать» и т.д. Вариантов образования слов с корнем «хрю» действительно много и все эти слова будут являться ономатопами.

Авторские звукоподражания — это тоже вид ономатопеи. Ономатопея — это в литературе распространенный прием, поскольку хорошие писатели работают на фонетическом уровне не менее внимательно и творчески, чем на лексическом или синтаксическом. Однако едва ли не чисто литературным считается прием сотворения звукоподражательных слов для большей выразительности текста.

Звуки и ассоциации

Исследователи убеждены, что фонетический строй способен создавать в человеческом сознании некий ассоциативный круг, когда звучание слова влияет на то, как мы его воспринимаем. Сравните слова «кукарача» и «долина», «лилия» и «скрежет». Слово «хрустальный», благодаря сочетанию фонем, рисует в воображении что-то хрупкое, прозрачное, светлое. Да и в самих этих прилагательных проявляется, благодаря аллитерации «р», «п», «с», это же самое значение. Согласные звуки бывают дрожащими, ласкающими или гремящими. Усиленным повторением звуков «р», сочетаний «гр» поэту удается нарисовать громыхание раскатистого грома, как это делает Федор Тютчев в «Весенней грозе» или горячего жестокого боя, как предлагает Пушкин в поэме «Полтава». Поскольку все фонемы принято в поэтической речи делить на резкие и нежные, тихие и громкие, гармоничные и дисгармоничные, то использование тех или других становится ярким стилистическим средством в художественном арсенале мастера.

Тайна ассонанса

Повторение гласных в строке называется ассонансом. Основан он на повторении ударных гласных, однако и безударные, если они не подвергнуты изменениям, могут усиливать ассонанс. В лермонтовском «Парусе» повторяющаяся гласная «е», перерастающая в перекличку звуков «о», создает впечатление необъятного простора, в котором неразличимы границы неба и земли. В центре этой картины отчетливо сияет крошечная точка одинокого парусника, отчеканенная широким гласным «а».

Благозвучно присутствуют повторения фонемы «у» в стихотворении «Бородино»: «у наших ушки на макушке…» Прекрасен ассонанс того же звука в стихотворении Бальмонта «Камыши».

Еще эффектней выглядит сочетание аллитерации и ассонанса. В «Камышах», например, доминирующая гласная «у» удачно сочетается с шелестящими фонемами «ш», «ч». Все это создает атмосферу, которую читатель почти ощущает слухом, зрением, осязанием. Звукопись (ассонанс) великолепно проявляется вместе с аллитерацией в стихотворении Бориса Пастернака «Свеча». Первая строка изобилует протяжными «е», вторая – глухими «с» и сонорными «л». Все вместе дарит нам изумительный образ зимней ночи, в которой происходит таинство любви. А строки ласкают слух непревзойденной мелодией.

Звукообразность

Образные средства языка можно искать уже на фонетическом, то есть звуко-буквенном уровне. Помимо известных всем со школы ассонансов и аллитераций, на фонетическом уровне есть и множество других стилистических средств: просодии, рифмы, а также то, что называют звуковым символизмом. С точки зрения стилистики текста, все звуки в русском языке подразделяются на несколько групп. В зависимости от концентрации использования звуков той или иной группы, читатель интуитивно улавливает настроение текста.

Например, первое деление звуков на эстетические и неэстетические (попросту, гласные и согласные). Высокая концентрация в строке литературного произведения эстетических, т.е. гласных звуком (прием еще называют ассонансом) несет тот посыл, что данный отрывок текста торжественен и возвышен. Это логично, ведь гласные добавляют тексту певучести. А если это еще и повторяющиеся гласные, то это предаст определенный оттенок возвышенному тону.

Пример:

В это строке знаменитого стихотворения Есенина мы видим ассонанс на звуки «е» и «у». Поэтому тон речи действительно имеет возвышенный пафос (обилие гласных), однако в минорной, тоскливой тональности (подсознательная ассоциация ассоциация сочетания звуков «у» и «е» с чем-то заунывным, вроде плача).

Концентрация тех или иных согласных тоже несет свой смысл, поскольку согласные в русском языке есть резкие, звонкие, твердые, как «з», «р», «ж» и т. д., а есть мягкие и певучие, как «л», «н», «м». Так, в этой же есенинской строке есть аллитерация на «л», что делает строку еще более музыкальной, плавной.

Но все эти примеры звукописи — это нарочитые, специальные приемы из литературы. Есть же в русском языке слова, которые настолько образы благодаря своему звуко-буквенному составу, что воспринимаются как звукоподражательные, не являясь такими. Например, слово «шушера» не является звукоподражательным, но два звука «ш» и наличие «р» делают его в звуковом плане достаточно образным, чтобы оно ассоциировалось с чем-то шуршащим, подпольным, низовым

Важно уметь разграничивать звукоподражательные и звукообразные слова, чтобы при написании литературного произведения не вызывать у читателя бытовых и низких ассоциаций в тексте высокого стиля. Это же касается и звукоподражания

Выводы можно сделать следующие. Звукоподражание в русском языке — это прием и художественной, книжной и разговорной речи (не зря звукоподражание является первым в речи, что осваивают дети). Художественную речь оно может сделать более яркой и насыщенной, однако, в отличие от речи разговорной, в использовании ономатопеи в художественной речи нужно соблюдать ряд условностей:

  1. Звукоподражание в стихотворной или прозаической строке обязательно создает аллитерацию или ассонанс,то есть повторение одних и тех же гласных или согласных звуков. А аллитерации и ассонансы в свою очередь могут создавать свои собственные ассоциативные ряды, не всегда подходящие по смыслу к произведению. Например, ассонанс на звуки «и» и «ю» в речи с возвышенным пафосом обязательно этот пафос снижают, поэтому звукоподражание смеху в форме «хи-хи-хи» не подойдет, его будет рационально заменить на «ха-ха» или нечто подобное.
  2. Не все слова, вызывающие ассоциации по звуку — это звукоподражания, иногда это просто слова с ярко выраженной образностью. Такие слова тоже нужно уметь использовать, чтобы сделать речь разнообразнее и ярче.

На самом деле, большинство негласных норм в области работы с фонетическим уровнем произведения автор соблюдает не задумываясь, интуитивно, ведь у людей пишущих и читающих чувство языка развито довольно сильно. Однако, особенно в лирическом произведении, перепроверить себя лишним не будет. Ведь, кто знает, возможно однажды ваши произведения попадут в руки настоящим литературным критикам или войдут в школьную программу, а значит они должны быть идеальны во всем, от синтаксиса до фонетики.

6+

Аллитерация и консонанс

Что такое звукопись: примеры. звукопись в литературе

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» — звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).