Зурбаган

Описание Зурбагана

Небольшое описание Зурбагана из рассказа «Зурбаганский стрелок»:

«Я взял лучший номер в лучшей гостинице Зурбагана. На следующий день я обошел город; он вырос, изменил несколько вид и характер улиц в сторону банального штампа цивилизации — электричества, ярких плакатов, больших домов, увеселительных мест и испорченного фабричными трубами воздуха, но в целом не утратил оригинальности. Множество тенистых садов, кольцеобразное расположение узких улиц, почти лишенных благодаря этому перспективы, в связи с неожиданными, крутыми, сходящими и нисходящими каменными лестницами, ведущими под темные арки или на брошенные через улицу мосты, — делали Зурбаган интимным. Я не говорю, конечно, о площадях и рынках. Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра; в полукруге остроконечных, розовой черепицы, крыш, у каменной набережной теснилась плавучая, над раскаленными палубами, заросль мачт; здесь, как гигантские пузыри, хлопали, набирая ветер, огромные паруса; змеились вымпелы; сотни медных босых ног толклись вокруг аппетитных лавок с горячей похлебкой, лепешками, рагу, пирогами, фруктами, синими матросскими тельниками и всем, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы.»

Песни, книги, кинофильмы, в которых упоминается Зурбаган

Песни:

  • «Парус» (из «Голубого огонька» «Дороги рыбацкие», муз. Г. Подэльский — сл. Л. Кондрашенко), Муслим Магомаев, 1969.
  • «Я уеду в Зурбаган» (муз. Е. Птичкина — сл. М. Пляцковского), ВИА «Лейся, песня», .
  • «Посвящение молодежи 40-х» (сл. Михаила Трегера), Михаил Трегер, 1985.
  • «Гринландия» (муз. и сл. Кима Брейтбурга), группа «Диалог», 1986.
  • «Зурбаган» (из к/ф «Выше Радуги», муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), Владимир Пресняков-младший, 1986.
  • «Ассоль», Константин Ундров, альбом «Ночной аэропорт», 1987.
  • «Чаечки», группа «Ляпис Трубецкой», альбом «Тяжкий», 2000.
  • «Фабричная», группа «Ляпис Трубецкой», альбом «Золотые яйцы», 2004
  • «Зурбаган» (муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), группа «Приключения Электроников», альбом «Прекрасное далёко», 2001.
  • «Зурбаган» (муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), группа «Злые куклы», альбом «Невероятные приключения Злых Кукол», 2003.
  • «33 румб» (муз. и сл. В. Ланцберга).
  • «ГРИН» («поседела волна, снизошла тишина и туман, словно кот на печи, тихо дремлет в ночи Зурбаган»), Павел Цветков, июнь 1967

Книги:

  • повести «Мой дедушка — памятник» (1969) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1976), автор Василий Аксёнов.
  • романы «Всё золото мира, или отпуск в Зурбагане» (2004), «Разработчик, или побег в рай» (2005), автор Леонид Острецов.
  • роман «Во мрак» (2011), из серии «Метро 2033», автор Андрей Дьяков.

Кинофильмы:

  • «Алые паруса», реж. Александр Птушко, 1961.
  • «Блистающий мир», реж. Булат Мансуров, 1984.
  • «Золотая цепь», реж. Александр Муратов, 1986.
  • «Возвращение в Зурбаган», реж. Олег Гойда, 1990.
  • «Выше Радуги», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1985.

Певцы и группы:

Павло Шевчук и группа «Зурбаган».

Описание Зурбагана

Отрывок из рассказа А. Грина «Зурбаганский стрелок»:

Я взял лучший номер в лучшей гостинице Зурбагана. На следующий день я обошёл город; он вырос, изменил несколько вид и характер улиц в сторону банального штампа цивилизации — электричества, ярких плакатов, больших домов, увеселительных мест и испорченного фабричными трубами воздуха, но в целом не утратил оригинальности. Множество тенистых садов, кольцеобразное расположение узких улиц, почти лишённых благодаря этому перспективы, в связи с неожиданными, крутыми, сходящими и нисходящими каменными лестницами, ведущими под темные арки или на брошенные через улицу мосты, — делали Зурбаган интимным. Я не говорю, конечно, о площадях и рынках. Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра; в полукруге остроконечных, розовой черепицы, крыш, у каменной набережной теснилась плавучая, над раскаленными палубами, заросль мачт; здесь, как гигантские пузыри, хлопали, набирая ветер, огромные паруса; змеились вымпелы; сотни медных босых ног толклись вокруг аппетитных лавок с горячей похлебкой, лепешками, рагу, пирогами, фруктами, синими матросскими тельниками и всем, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы.

По мнению писателя Константина Паустовского, прототипом Зурбагана стал Севастополь (отрывок из предисловия Паустовского к книге Александра Грина «Избранное»):

…каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды.
Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде.

Песни, книги, кинофильмы, в которых упоминается Зурбаган

Песни

  • «Парус» (из «Голубого огонька» «Дороги рыбацкие», муз. Г. Подэльский — сл. Л. Кондрашенко), Муслим Магомаев, 1969.
  • «Я уеду в Зурбаган» (муз. Е. Птичкина — сл. М. Пляцковского), ВИА «Лейся, песня», .
  • «Посвящение молодежи 40-х» (сл. Михаила Трегера), Михаил Трегер, 1985.
  • «Гринландия» (муз. и сл. Кима Брейтбурга), группа «Диалог», 1986.
  • «Зурбаган» (из к/ф «Выше Радуги», муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), Владимир Пресняков-младший, 1986.
    • «Зурбаган» (муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), группа «Приключения Электроников», альбом «Прекрасное далёко», 2001.
    • «Зурбаган» (муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), группа «Злые куклы», альбом «Невероятные приключения Злых Кукол», 2003.
  • «Ассоль», Константин Ундров, альбом «Ночной аэропорт», 1987.
  • «Чаечки», группа «Ляпис Трубецкой», альбом «Тяжкий», 2000.
  • «Фабричная», группа «Ляпис Трубецкой», альбом «Золотые яйцы», 2004
  • «33 румб» (муз. и сл. В. Ланцберга).
  • «Грин» («поседела волна, снизошла тишина и туман, словно кот на печи, тихо дремлет в ночи Зурбаган»), Павел Цветков, июнь 1967
  • «Крысы не бьют чечетку», Александр Ф. Скляр и Ва-Банкъ, 2019

Книги

  • повести «Мой дедушка — памятник» (1969) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1976), автор Василий Аксёнов.
  • романы «Всё золото мира, или отпуск в Зурбагане» (2004), «Разработчик, или побег в рай» (2005), автор Леонид Острецов.
  • роман «Во мрак» (2011), из серии «Метро 2033», автор Андрей Дьяков.
  • повесть «Позывные Зурбагана», автор Вера Мухина-Петринская

Кинофильмы

  • «Алые паруса», реж. Александр Птушко, 1961.
  • «Блистающий мир», реж. Булат Мансуров, 1984.
  • «Золотая цепь», реж. Александр Муратов, 1986.
  • «Возвращение в Зурбаган», реж. Олег Гойда, 1990.
  • «Выше Радуги», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1985.
  • «Чрезвычайные обстоятельства», реж. Евгений Васильев, 1980.

Владимир Пресняков и «Зурбаган»

После записи Чернавский и Юнгвальд-Хилькевич показали «Зурбаган» на телевидении, где она и была исполнена в первый раз. После выхода фильма песня быстро стала знаменитой:

…«Засыпает синий Зурбаган… А за горизонтом ураган…» — эти строки напевали многие дети и подростки конца восьмидесятых.
Благодаря фильму голос Володи Преснякова и сам он стали символом нового времени: времени без скучной пропаганды, времени, когда музыка стала оцениваться не столько по идеологическим соображениям, сколько по красоте и востребованности. Тогда слова «попса» не существовало, и быть «популярным» среди молодёжи, изголодавшейся по современной музыке, считалось модным.

Песня «Зурбаган» имеет успешную ротацию на радио и телевидении по сей день. Она стала как бы визитной карточкой Преснякова, который и сейчас исполняет её на концертах, в разных аранжировках.

Шло время, мир менялся, шоу-бизнес диктовал свои законы, и сегодня Владимир больше не ориентируется на молодых и «протестных», как это было двадцать лет назад. Но песней «Зурбаган» по сей день заканчивает почти каждое своё сольное выступление. Она нужна. Нужна тем, кто из «молодых и протестных», повзрослев, превратился в солидных и респектабельных. В нас с вами.

Сейчас Пресняков исполняет эту песню, в основном, со своей женой Натальей Подольской.

Песня неоднократно переиздавалась на альбомах В. Преснякова:

  • 1993 — «Best Of Hits» (сборник, CD, лейбл?);
  • 1996 — «Зурбаган» (CD, «Союз»);
  • 2001 — «Открытая дверь» (сборник, CD, «Монолит»);
  • 2005 — «Назад в будущее» (концерт, DVD, ICA Music).

Прототипы Зурбагана

Зурбаган — вымышленный город, однако многие пытаются найти в его описании сходства с реальными городами. Писатель Константин Георгиевич Паустовский был уверен, что Зурбаган «срисован» с города Севастополь:

«…каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отраженной черноморской воды. Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде.»

Прототипом Зурбагана может быть не только Севастополь, но и другие приморские города Крыма, ведь долгое время Александр Грин жил именно в Крыму.

Так что это — Зурбаган?

Имена, которыми Грин наделяет своих персонажей, экзотичны. Они не могут так очевидно раскрыть суть персонажа, как делают имена-характеристики Скотинина, Стародума, Собакевича. Их значения не прописаны в общежитейском лексиконе. Однако они звучат и своим звучанием будят в человеке ассоциации. Эмоциональное восприятие имен безошибочно: читатель угадывает характер и настроение героя.

Иногда фонетика имен собственных рассказывает и о географических названиях. Шумный Зурбаган в рассказе «Вокруг света» — образ большого капиталистического города начала двадцатого века. В его названии слышен стук трамвайных колес, гудение фабричных машин. Здесь Зурбаган — это олицетворение мира, где всем правят деньги, где мысли и намерения внешне свободного человека покупаются и продаются. Такой образ, не соответствующий общему настроению и виду других городов Гринландии, подтверждает: сказочный мир Александра Грина — не сплошь радужная феерия, в нем есть место отражению темных, неприглядных сторон человеческой души. Принципиальное отличие – это то, что писатель сразу отчетливо определяет их место в общей картине: никогда искалеченные нравственные ценности не торжествуют в Гринландии.

Зурбаган

Однако строгие каноны выдуманного мира не прописаны, и образ города может меняться от книги к книге. Так, в «Зурбаганском стрелке» рассказчик хоть и описывает город как носитель «банального штампа цивилизации — электричества, ярких плакатов, больших домов и испорченного фабричными трубами воздуха», он не забывает и о его оригинальности — тенистых садах, узких улочках, каменных лестницах и арках. Интересный прием: все низкое, грязное, порочное в Зурбагане связано с любыми проявлениями технического прогресса, а возвышенное, чистое и благородное — с романтическими, несколько старомодными элементами. Поэтому рассказчик особенно в описании выделяет гавань и парусные суда у причала, хотя из контекста ясно, что Зурбаган — это город с уровнем развития, соответствующим началу двадцатого столетия.

Примечания

  1. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах — М.: Правда, 1965. — С.376
  2. Грин А. С. Избранное — М.: ГИХЛ, 1956. — С.12
  3. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.690
  4. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.276
  5. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.376
  6. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.341
  7. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.229-232
  8. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.407-408
  9. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.345, 349, 353
  10. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1980.
  11. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.420
  12. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.179, 188
  13. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.426
  14. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.129, 131, 132, 134—135
  15. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.480-482
  16. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.137, 140, 142—143, 155—156, 162, 163, 165—166
  17. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.70-71
  18. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.193
  19. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.203
  20. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.236-238, 242
  21. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.244, 247—249, 254
  22. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1980.
  23. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.203
  24. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1980.
  25. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.392-393
  26. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.472-473
  27. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.121, 125
  28. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.35, 44
  29. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1991. — С.388, 436

Гринландия

Люди, читавшие другие произведения Грина, кроме наиболее известной повести «Алые паруса» и романов «Бегуая по волнам» и «Блистающий мир», замечали, что истории во всех книгах, хоть они и не связаны между собой напрямую или сюжетом, тем не менее происходят в одном вымышленном мире. Из романа в роман, из рассказа в рассказ повторяются названия рек, островов и мысов, создавая ощущение единой сказочной реальности. Модное слово «фэнтези» к Гринладии применить вряд ли удастся: в книгах наравне с вымышленными существуют и настоящие топонимы: Китай, Индия, Новая Гвинея. Однако, несмотря на необычный сплав реальности и выдумки, мир произведений Грина не имеет ничего общего с нашим. Гринландия — это отдельная вселенная, со своими уникальными жизненными законами и принципами.

Зурбаган

Владимир Пресняков-младший и «Зурбаган»

После записи Чернавский и Юнгвальд-Хилькевич показали «Зурбаган» на телевидении, где она и была исполнена в первый раз. После выхода фильма песня быстро стала знаменитой:

…«Засыпает синий Зурбаган… А за горизонтом ураган…» — эти строки напевали многие дети и подростки конца восьмидесятых.
Благодаря фильму голос Володи Преснякова и сам он стали символом нового времени: времени без скучной пропаганды, времени, когда музыка стала оцениваться не столько по идеологическим соображениям, сколько по красоте и востребованности. Тогда слова «попса» не существовало, и быть «популярным» среди молодёжи, изголодавшейся по современной музыке, считалось модным.

Песня «Зурбаган» имеет успешную ротацию на радио и телевидении по сей день. Она стала как бы визитной карточкой Преснякова, который и сейчас исполняет её на концертах, в разных аранжировках.

Шло время, мир менялся, шоу-бизнес диктовал свои законы, и сегодня Владимир больше не ориентируется на молодых и «протестных», как это было двадцать лет назад. Но песней «Зурбаган» по сей день заканчивает почти каждое своё сольное выступление. Она нужна. Нужна тем, кто из «молодых и протестных», повзрослев, превратился в солидных и респектабельных. В нас с вами.

Сейчас Пресняков исполняет эту песню, в основном, со своей женой Натальей Подольской. В 2018 году появилась новая версия песни, которую Пресняков исполнил совместно с рэпером Burito.

Песня неоднократно переиздавалась на альбомах В. Преснякова:

  • 1993 — «Best Of Hits» (сборник, CD, Jeff Records);
  • 1996 — «Зурбаган» (CD, «Союз»);
  • 2001 — «Открытая дверь» (сборник, CD, «Монолит»);
  • 2005 — «Назад в будущее» (концерт, DVD, ICA Music).

В сравнении с другими городами Гринландии

Зурбаган

Писателю необходим контраст, чтобы в нем ярче проявилась суть явления. И в Гринландии сталкиваются два города: идиллический и живописный Лисс, который «посещался и посещается исключительно парусными судами», и Зурбаган с его торгашеским духом и «крикливой улицей Полнолуния». В рассказе «Корабли в Лиссе» герой получает прижизненное признание и всенародную любовь; на романтически-обобщенной картинке изображена полная гармония человека с миром. А Жиль, пустившийся в путешествие вокруг света по прихоти богача-самодура, находится в конфликте с жестоким, низким, недостойным его миром. Так, фон Зурбагана используется Грином, чтобы резче очертить, выделить необыкновенные качества и силу духа главного героя — характерного представителя созданного писателем мира.

Описание Зурбагана

Отрывок из рассказа А. Грина «Зурбаганский стрелок»:

Я взял лучший номер в лучшей гостинице Зурбагана. На следующий день я обошёл город; он вырос, изменил несколько вид и характер улиц в сторону банального штампа цивилизации — электричества, ярких плакатов, больших домов, увеселительных мест и испорченного фабричными трубами воздуха, но в целом не утратил оригинальности. Множество тенистых садов, кольцеобразное расположение узких улиц, почти лишённых благодаря этому перспективы, в связи с неожиданными, крутыми, сходящими и нисходящими каменными лестницами, ведущими под темные арки или на брошенные через улицу мосты, — делали Зурбаган интимным. Я не говорю, конечно, о площадях и рынках. Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра; в полукруге остроконечных, розовой черепицы, крыш, у каменной набережной теснилась плавучая, над раскаленными палубами, заросль мачт; здесь, как гигантские пузыри, хлопали, набирая ветер, огромные паруса; змеились вымпелы; сотни медных босых ног толклись вокруг аппетитных лавок с горячей похлебкой, лепешками, рагу, пирогами, фруктами, синими матросскими тельниками и всем, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы.

По мнению писателя Константина Паустовского, прототипом Зурбагана стал Севастополь (отрывок из предисловия Паустовского к книге Александра Грина «Избранное»):

…каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды.
Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде.

История появления

В тексте ни одной из книг не говорится прямо о столице или главном городе Гринландии, однако его нетрудно угадать. Основываясь на том, как часто поминают его гриновские герои, можно судить, что это Зурбаган — место действия многих произведений Грина. Впервые он появляется в рассказе «Лужа Бородатой Свиньи» 1912 года. Однако там он упоминается лишь как безликое название, и только в 1913 году, когда был написан «Зурбаганский стрелок», город обрел свое неповторимое лицо и стал одной из важнейших точек на карте Гринландии. И потом он беспрестанно появляется в произведениях Грина, то становясь центральным местом действия, как в рассказе «Вокруг света», то лишь вскользь мелькая в разговоре персонажей. Последнее происходит достаточно часто — название выдуманного города Зурбаган можно услышать в рассказах «Сто верст по реке», «Корабли в Лиссе», романе «Бегущая по волнам».

Зурбаган

Примечания

  1. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах — М.: Правда, 1965. — С.376
  2. Грин А. С. Избранное — М.: ГИХЛ, 1956. — С.12
  3. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.690
  4. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.276
  5. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.376
  6. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.341
  7. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.229-232
  8. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.407-408
  9. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.345, 349, 353
  10. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1980.
  11. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.420
  12. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.179, 188
  13. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.426
  14. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.129, 131, 132, 134—135
  15. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.480-482
  16. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.137, 140, 142—143, 155—156, 162, 163, 165—166
  17. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.70-71
  18. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.193
  19. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.203
  20. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.236-238, 242
  21. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.244, 247—249, 254
  22. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1980.
  23. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.203
  24. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1980.
  25. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.392-393
  26. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.472-473
  27. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.121, 125
  28. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.35, 44
  29. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1991. — С.388, 436
  30.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2008.
  31. . www.nashe.ru. Дата обращения 15 ноября 2019.
  32. . Дата обращения 25 декабря 2019.

История создания

Песня специально сочинялась композитором Юрием Чернавским для кинофильма «Выше Радуги» и стала его лейтмотивом. По сюжету фильма и на протяжении всего действия главный герой, мальчик лет 13—14 по имени Алик Радуга, которого играл Дима Марьянов, придумывал стихотворение о Зурбагане, а в одном из финальных эпизодов спел песню на эти стихи. Сложность заключалась в том, что необходимо было озвучить пение мальчика-подростка.

В результате долгих поисков певицы, которая по задумке Хилькевича должна была петь мальчиковым голосом, Юрий Чернавский повстречался с Владимиром Пресняковым-старшим. Будучи у него в гостях, Юрий случайно услышал сына Преснякова, тоже Володю, и пригласил его попробоваться к себе в студию. Пробы прошли замечательно. В конце концов, запись была закончена и принята в производство фильма:

Фальцет Володи настолько удачно «лёг» на образ Димы Марьянова, что создавалось полное ощущение целостности и органичности. А слова текстов песен Леонида Дербенёва, несмотря на свою замысловатость, моментально запомнились.

Володя исполнил ещё несколько песен для этого фильма — «Острова» («Спит придорожная трава»), «Кот в мешке» и «Фотограф».

Примечания

  1. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах — М.: Правда, 1965. — С.376
  2. Грин А. С. Избранное — М.: ГИХЛ, 1956. — С.12
  3. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.690
  4. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.276
  5. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.376
  6. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.341
  7. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.229-232
  8. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.407-408
  9. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.345, 349, 353
  10. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1980.
  11. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.420
  12. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.179, 188
  13. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.426
  14. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.129, 131, 132, 134—135
  15. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.480-482
  16. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.137, 140, 142—143, 155—156, 162, 163, 165—166
  17. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.70-71
  18. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.193
  19. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.203
  20. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.236-238, 242
  21. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.244, 247—249, 254
  22. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1980.
  23. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.203
  24. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1980.
  25. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.392-393
  26. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.472-473
  27. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.121, 125
  28. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.35, 44
  29. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1991. — С.388, 436

История создания

Песня специально сочинялась композитором Юрием Чернавским для кинофильма «Выше Радуги» и стала его лейтмотивом. По сюжету фильма и на протяжении всего действия главный герой, мальчик лет 13—14 по имени Алик Радуга, которого играл Дима Марьянов, придумывал стихотворение о Зурбагане, а в одном из финальных эпизодов спел песню на эти стихи. Сложность заключалась в том, что необходимо было озвучить пение мальчика-подростка.

В результате долгих поисков певицы, которая по задумке Хилькевича должна была петь мальчиковым голосом, Юрий Чернавский повстречался с Владимиром Пресняковым-старшим. Будучи у него в гостях, Юрий случайно услышал сына Преснякова, тоже Володю, и пригласил его попробоваться к себе в студию. Пробы прошли замечательно. В конце концов, запись была закончена и принята в производство фильма:

Фальцет Володи настолько удачно «лёг» на образ Димы Марьянова, что создавалось полное ощущение целостности и органичности. А слова текстов песен Леонида Дербенёва, несмотря на свою замысловатость, моментально запомнились.

Володя исполнил ещё несколько песен для этого фильма — «Острова» («Спит придорожная трава»), «Кот в мешке» и «Фотограф».

Песни, книги, кинофильмы, в которых упоминается Зурбаган

Песни:

  • «Зурбаган» — поп-песня в исполнении Владимира Преснякова.
  • «Парус» (из «Голубого огонька» «Дороги рыбацкие», муз. Г. Подэльский — сл. Л. Кондрашенко), Муслим Магомаев, .
  • «Я уеду в Зурбаган» (муз. Е. Птичкина — сл. М. Пляцковского), ВИА «Лейся, песня», .
  • «Посвящение молодежи 40-х» (сл. Михаила Трегера), Михаил Трегер, .
  • «Гринландия» (муз. и сл. Кима Брейтбурга), группа «Диалог», .
  • «Зурбаган» (из к/ф «Выше Радуги», муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), Владимир Пресняков-младший, .
  • «Ассоль», Константин Ундров, альбом «Ночной аэропорт», .
  • «Чаечки», группа «Ляпис Трубецкой», альбом «Тяжкий», .
  • «Фабричная», группа «Ляпис Трубецкой», альбом «Золотые яйцы»,
  • «Зурбаган» (муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), группа «Приключения Электроников», альбом «Прекрасное далёко», .
  • «Зурбаган» (муз. Ю. Чернавского — сл. Л. Дербенёва), группа «Злые куклы», альбом «Невероятные приключения Злых Кукол», .
  • «33 румб» (муз. и сл. В. Ланцберга).
  • «ГРИН» («поседела волна, снизошла тишина и туман, словно кот на печи, тихо дремлет в ночи Зурбаган»), Павел Цветков, июнь

Книги:

  • повести «Мой дедушка — памятник» (1969) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1976), автор Василий Аксёнов.
  • романы «Всё золото мира, или отпуск в Зурбагане» (2004), «Разработчик, или побег в рай» (2005), автор Леонид Острецов.
  • роман «Во мрак» (2011), из серии «Метро 2033», автор Андрей Дьяков.

Кинофильмы:

  • «Алые паруса», реж. Александр Птушко, .
  • «Блистающий мир», реж. Булат Мансуров, .
  • «Золотая цепь», реж. Александр Муратов, .
  • «Возвращение в Зурбаган», реж. Олег Гойда, .
  • «Выше Радуги», реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, .

Певцы и группы:

  • Павло Шевчук и группа «Зурбаган».
  • Владимир Пресняков — песня «Зурбаган»

Ссылки

  • . Владимир Пресняков. Исполнители. Moskva.FM — песни на радио Москвы. Дата обращения 26 сентября 2009.
  • . Владимир Пресняков. Исполнители. Piter.FM — песни на радио Питера. Дата обращения 26 сентября 2009.
  • . Песни. Звуки.Ру — музыкальная энциклопедия — музыка, mp3, новости, клипы; Pavel A. Sokolov-Khodakov, Sonya Sokolova. Дата обращения 15 сентября 2009.
  • . Тексты песен и аккорды: Пресняков Владимир. Pesni.Ru; Alexander Bukreev. Дата обращения 15 сентября 2009.
  • . Дата обращения 15 сентября 2009.
  •  (недоступная ссылка). Фильм «Выше Радуги»; Роберт & AndrY. Дата обращения 15 сентября 2009.

Примечания

  1. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах — М.: Правда, 1965. — С.376
  2. Грин А. С. Избранное — М.: ГИХЛ, 1956. — С.12
  3. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.690
  4. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.276
  5. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.376
  6. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.341
  7. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.229-232
  8. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.407-408
  9. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.345, 349, 353
  10. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1980.
  11. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1965. — С.420
  12. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.179, 188
  13. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.426
  14. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.129, 131, 132, 134—135
  15. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1991. — С.480-482
  16. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Правда, 1965. — С.137, 140, 142—143, 155—156, 162, 163, 165—166
  17. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. — М.: Правда, 1991. — С.70-71
  18. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.193
  19. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.203
  20. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.236-238, 242
  21. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.244, 247—249, 254
  22. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1980.
  23. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.203
  24. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1980.
  25. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.392-393
  26. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.472-473
  27. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Правда, 1965. — С.121, 125
  28. Грин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1965. — С.35, 44
  29. Грин А. С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5. — М.: Правда, 1991. — С.388, 436

Описание Зурбагана

Отрывок из рассказа А. Грина «Зурбаганский стрелок»:

Я взял лучший номер в лучшей гостинице Зурбагана. На следующий день я обошёл город; он вырос, изменил несколько вид и характер улиц в сторону банального штампа цивилизации — электричества, ярких плакатов, больших домов, увеселительных мест и испорченного фабричными трубами воздуха, но в целом не утратил оригинальности. Множество тенистых садов, кольцеобразное расположение узких улиц, почти лишённых благодаря этому перспективы, в связи с неожиданными, крутыми, сходящими и нисходящими каменными лестницами, ведущими под темные арки или на брошенные через улицу мосты, — делали Зурбаган интимным. Я не говорю, конечно, о площадях и рынках. Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра; в полукруге остроконечных, розовой черепицы, крыш, у каменной набережной теснилась плавучая, над раскаленными палубами, заросль мачт; здесь, как гигантские пузыри, хлопали, набирая ветер, огромные паруса; змеились вымпелы; сотни медных босых ног толклись вокруг аппетитных лавок с горячей похлебкой, лепешками, рагу, пирогами, фруктами, синими матросскими тельниками и всем, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы.

По мнению писателя Константина Паустовского, прототипом Зурбагана стал Севастополь (отрывок из предисловия Паустовского к книге Александра Грина «Избранное»):

…каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды.
Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде.