«Хочу» и «надо»
Ну, всё в жизни бывает. Человек есть человек, человек оступается, и тот же священник, имея благодать нас поучать, наставлять, совершать таинства, иногда, может быть, он как человек несовершенен. Святые там, правда? А здесь есть люди, которые стремятся к святости, и вот это нелегко бывает, мы сами знаем по собственному опыту. Так что в каждом из нас два человека: что не хочу, как говорит апостол Павел, то делаю, а что хочу, то не делаю.
Есть четверостишие такого одного старичка, умершего теперь, он говорит:
Не люблю я слово «надо»,
А люблю «хочу».
«Надо» мне совсем не надо,
Надо лишь «хочу».
Так вот так вот у нас бывает, что хочу, и вот так мы иногда живем. А Церковь — это институт богоучрежденный. Рождение Церкви — это Святая Троица, Пятидесятница. Пятидесятница, когда Дух Святой в 50-йдень после воскресение сошел на апостолов. И каждый, вот как вы помните, деяния их описываются, и каждый заговорил из этих людей, пришедших в Иерусалим, каждый заговорил на разных языках. И там было даже недоумение, как они, почему они на разных языках?
Может быть, они, как там говорится, что, может быть, они нетрезвы? Может быть, они напились сладкого вина? Но каждый заговорил на тех языках, которые были в это время в Иерусалиме. И потом, вот как мы знаем, апостолы пошли с проповедью Евангелия по всему миру.
Почему мы говорим, что наша Церковь истинная? Какое мы имеем право так утверждать? Потому что Церковь нашу учредил сам Христос. Он говорил апостолам, что Он пошлет Духа Святаго им вот после своего воскресения, и так они будут проповедовать Евангелие, Благовестие во всем мире. Апостолы передали это учение своим ученикам — мужам апостольским, пресвитерам. И вот так вот, почему мы говорим, епископ имеет власть рукоположить священника, совершать таинство хиротонии. И вот это вот, это преемство от Христа через апостолов передается нам.
Мы – это то, о чем мы думаем
Сознание определяет бытие – так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие – это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями
Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия
Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.
Таинства Церкви
Церковь сильна чем? Каждый может говорить: «А я верую, и нужна ли мне Церковь?» — я верую, и Церковь мне нужна. В Церкви есть таинства. Мы знаем таинства, но самое первое — крещение, да? Мы крещены, и вот мы таким образом вошли в Церковь. Таинство крещения соединяется с таинством миропомазания. «Печать дара Духа Святаго», — говорит священник. И он запечатлевает органы чувств, все мысли и чувства человека, вот этого младенца, если крестят младенца, или взрослого, освещается.
Таинство покаяния — мы идем по жизни, крестившись, отреклись от сатаны и всех дел его и служений его и гордыни его, но всё равно же мы немощные, слабые люди, согрешаем. Поэтому есть покаяние. Причастие, когда мы соединяемся со Христом, тела и крови Христова вкушаем. Вот по этому поводу мы основываемся на Священному Писании. Христос, когда на тайной вечере с учениками своими был, он говорит: «Сие есть тело Мое», — преломил и преподал ученикам». — «И сия есть честная», — преподав вино, сказал, — «Честная кровь Моя». Тела и крови Христовых приобщились ученики.
Люди иногда рассказывают такие случаи, что они сомневаются, что это хлеб и вино. Истинна ли тело и кровь. И вот такие случаи, что женщина одна, она, причастившись, почувствовала во рту вкус мяса и крови. Пришла в ужас, конечно, стала сразу каяться. И всё это у неё прошло, это состояние. Ну это необычное, вот, почему человек не может, конечно, быть, вот… А почему тело и кровь — потому что вот так преподал Христос.
Одна женщина, просфорница, она рассуждала так, что «ну как же, это просфора, я сама пеку эти просфоры, приношу на службу» — и вот у неё тоже подобное было состояние. Так что тело и кровь Христовы истинно, это образ веры. Это не просто, протестанты, они рассуждают так, что под видом хлеба и вина, а мы в православии говорим: «Истина тело и истина кровь» — мы причащаемся, не соединяясь со Христом в таинства причастия, мы не можем наследовать жизни вечной.
В Церкви, я говорю о таинствах сейчас и всем, в церкви есть таинства священства, когда священной степени диакон или священник без хиротонии от епископа не может принять священную степень, есть таинство ещё освящения или соборования, когда через помазание маслом семь раз перед чтением Священного Писания прощаются грехи, забытые грехи прощаются, и дается здравие телу и душе. И вот таким образом семь таинств Церкви, присутствия, благодать Духа Святаго.
Ну, а если просто говорить о богослужении, о церковных песнопениях, то, конечно, где мы так ещё почерпнем такую благодать и силу, как не в храме Божием, да? домашняя молитва — она необходима, перед Богом мы должны предстоять, сердце наше, прежде всего. А здесь мы молимся все. Церковь говорит: «Миром Господу помолимся». И мы все, хор отвечает: «Господи помилуй». Преподобный Феодосий Печерский говорит, что одно церковное «Господи помилуй» больше наших вот таких частных молитв.
Что такое духовность и духовный путь?
Прежде всего, нужно понять, что такое вообще духовность и духовный путь.
Мое определение духовности звучит так:
А если совсем коротко, то духовность – это Любовь.
Понять, что это означает, очень просто. Ведь Высшее начало внутри – это твои самые чистые, светлые и радостные помыслы и чувства, наполненные Любовью. Значит, духовный путь есть сознательное взращивание собственных самых чистых, светлых, радостных, наполненных Любовью мыслей и чувств, и следование этим мыслям и чувствам в собственной жизни.
Или духовный путь – это путь раскрытия Любви в себе и себя как Любви.
Подробнее о том, почему «духовность» на самом деле значит «Любовь», читай здесь.
Человека, идущего этим путем, очень легко узнать по той незримой атмосфере гармонии, которая его окружает.
Конечно, по большому счету, вся жизнь человека, каждое ее мгновение – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом — это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают человека к реализации этой возможности.
При этом принадлежность к какой-либо религии не делает автоматически твой путь духовным. Только собственные мысли, слова и поступки – то единственное, что определяет тебя в этом мире.
Поэтому духовный путь – это постоянный процесс самоопределения. И в этом процессе самоопределения основную роль играют некоторые из твоих чувств и состояний.
Все возможно верующему
Ну, а если мы именуемся христианами, а христианами стали называться впервые последователи Христа в Антиохии, если мы именуемся христианами, то и вся жизнь наша должна быть христианской. Каждое наше дело, каждое наше слово должно быть в Боге. Прежде, чем мы начинаем, прежде, чем мы совершаем, мы должны рассудить, будет ли это угодно Господу, правильно ли будет это по-христиански, будет ли во славу Бога, не будет ли мне в осуждение?
Ведь разные мотивы есть в жизни. Жизнь непростая, трудности, сложности, проблемы — у каждого есть они. Вот и надо рассудить так, чтобы, как апостол говорит: «Едите ли, пиете ли, иное ли что творите — всё творите во славу Божию». И тогда жизнь наша, какую бы мы жизнь ни проводили, кто бы мы ни были в жизни — были бы космонавты, священники, ученные, просто человек, который копает землю, мама, которая растит своих детей и занимается домом, кем угодно человек бы ни был — артистом, художником — всё будет во славу Божию, если это будет вот как раз вот принцип «Я живу по-христиански, каждое дело я совершаю во славу Божию». Тогда будет жизнь со Христом.
И жизнь, она может быть сложной, трудной, но всё возможно «о укрепляющим мя Господе». Тогда вот она и будет духовной, если мы говорим о духовной жизни, вот как нам поставили вопрос, что мы должны говорить о духовной жизни.
Духовная сфера жизни общества
Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.
Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность. Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека. Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.
Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.
Свобода духовного человека
У юристов есть понятие «дух и буква закона». Поскольку каждый живет по тем законам, которые он сформировал в своем «я», духовно-нравственный человек будет поступать по духу закона, а не по букве. Пример: женатому человеку сотрудница по работе предлагает интимную встречу. Жена о ней не узнает. Какой выбор он сделает?
Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится. Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам. Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.
Евангельское слово врачует наши немощи
Вот это вот такая краткая характеристика, может быть, некоторых штрихов нашей духовной жизни в этом плане. Мы должны читать, употребляю слово «должны». Хотя личная свобода, личное отношение к Богу, у каждого оно, естественно, есть, и каждый по-своему может рассуждать. Но преподобный Серафим говорит, что мы должны знать Священное Писание так, чтобы ум наш как бы плавал в нем. Вот когда мы читаем Святое Евангелие, то у нас есть особый настрой.
Слова Божественного Евангелия — они врачуют наши немощи. И вот когда это делается постоянно, насколько это возможно для каждого из нас, то тогда Слово Божье пребывает в нас, а мы пребываем в нем, мы в Слове Божьем всегда найдем ответ на все наши недоумения, на все наши вопросы мы получим ответ. Высветляется, очищается, есть разные примеры, когда Евангелие врачует страсти и пороки человека. Один человек был одержим недугом пьянства, и вот он получил совет от одного монаха, что ему нужно читать Священное Писание тогда, когда ему захочется выпить. И он стал так практиковать.
Это трудно, сложно, конечно, но, тем не менее, когда ему было трудно, он просил других, чтобы они читали Евангелие, прямо над ним, подчас — над засыпающим. И получалось так, что-то закроют учреждение, в котором эти спиртные напитки продаются, то ещё какие-то причины — и постепенно-постепенно он утратил этот греховный навык. Слово Божие его исцелило.
Женщина была одержима гневом и получила совет от духовника читать Евангелие. И вот когда она читает Слово Божие, но это же всегда нелегко, всегда надо себя заставить, понудить, и вот постепенно это дух гнева, дух такого напряжения, раздражения у неё уходил. И так вот многом, и мы знаем, что это настрой, это добрый настрой, это доброе отношение, это доброе отношение и к себе, и к другим, и, прежде всего, к Богу, оно дается тогда, когда мы это Слово Божие принимаем в себя, в своё сердце.
Определение духовного человека
Психологи признают, что сейчас в обществе не встретить абсолютно духовного человека. Это утопия, но каждый обязан стремиться к совершенству. Тогда общество изменит свою направленность на разрушение. Другими словами, мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека.
Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.
Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов. В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях. Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.
Духовный человек – это какой?
Если обратиться к словарям, можно увидеть возникновение современного понятия «духовный человек». Во времена, когда атеистов было немного, общество строилось на вере в Бога, в человеке признавали божественную искру. В. И. Даль вообще не включил это понятие в словарь (1863 год), а слово «духовный» трактовал как «принадлежащий духу». Относительно использования слова «духовный» применительно к человеку, он дает такую трактовку: «Все в нем, относящееся к Богу, душе, нравственная сила, ум и воля».
Д. Н. Ушаков тоже не включает понятие «духовный человек» в словарь (1935-1940 годы). Он указывает на разговорный вариант употребления прилагательного в сочетании «человек духовного звания», делая разграничение духовного и светского. С. И. Ожегов в 1949 году описал слово «духовный» как относящийся к религии (музыка, академия, училище).
С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.
Духовные ориентиры
В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играло Священное Писание. Две самые большие религии, основанные на нем – христианство ислам – исповедуют соответственно 33% и 23% мирового населения. На основе десяти заповедей составляются социальные, экономические и уголовные законы и Конституции многих стран.
Золотое правило, записанное в Евангелии от Матфея 7:12, призывает поступать так, как человек хотел бы, чтобы поступили с ним. Это не просто сохранение нейтралитета по формуле «не делай никому зла, чтобы тебе не сделала зла» и не расхожая присказка, призывающая к возмездию «как ты мне, так и я тебе». Этому учили многие философы древности. Христос учил активно делать добро, чтобы и самому воздалось добром. И добавил, что в этом весь закон и пророки.
Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках. На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности. Подробное описание автором глубинных мотивов поступков героя дают возможность получения собственного опыта. Среди великих литераторов, указавших духовные ориентиры – Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк.
Кому нужны правила?
Но это легко или трудно? И легко, и трудно. Кажется — буду жить так. Сегодня мы решили, а завтра получается сложно. Так вот: в духовной жизни нужно постоянство. И вот почему есть правило? Иногда люди спрашивают: «А зачем же нужны правила? Богу разве нужны правила?»
Богу правила не нужны. Правила нужны нам. Богу нужно сердце наше. Господь говорит: «Сыне, даждь мне сердце твое». А для того, чтобы сердце было с Богом, для того, чтобы мы всегда помнили о Нем, есть такие правила — правила церковные. Если говорить о личной, о частной жизни человека — то это молитвенное правило. Мы знаем, что есть молитвенное правило, которое читается утром и вечером.
Мы всегда должны обращаться к Богу. И дело даже не в том, сколько мы прочитаем молитв утром и вечером, а как мы их прочитаем.
Подвижники веры, благочестия, святые люди много говорят о том, что мы должны предстоять пред Богом. Не просто прочесть законное число молитв, а каким образом прочесть? Мы должны осознать, что же мы говорим Христу, услышит ли Он нас, если мы будем обращаться к Нему недолжным образом в молитвах?
Молитвы чьи мы имеем? Вот вы с молитвословом знакомы, я думаю, да? Знаете, что надписание есть над молитвой? Там написано имя святого, чья это молитва. Эти имена могут быть нам знакомы, а могут быть и незнакомы. То есть это молитвы, которые составили святые.
Подвизаясь, исполняя Евангелие в жизни, живя с Богом, они приносили Господу молитвы хвалебные — благодарили Бога, они Господу приносили молитвы покаянные — каялись в своих согрешениях, они приносили Господу молитвы просительные — просили о помощи, просили о том, чтобы Бог всегда был с нами. И вот это вот прежде всего. И мы начинаем свой день молитвами, просим у Бога помощи, и заканчиваем тоже молитвой, потому что в течение дня многое случилось у нас, и вот мы у Него просим и прощения, и благословения на следующий день, и помощи во всех наших последующих делах и начинаниях.
Духовный герой в литературе
Предназначение литератора выразил А. С. Пушкин в произведении «Пророк». Оно перекликается с библейским повествованием о призвании пророка Исаии. В книге, носящей имя пророка, этому посвящена 6 глава. Глаголом, то есть словом, жечь сердца людей – вот задание пророку и писателю, которому дарован талант.
Даниэль Дефо описал жизнь Робинзона Крузо вдали от цивилизации. Благодаря нравственным ценностям из Библии он создал прекрасный мир на острове. Не одичал, а переплавился в тяжелом испытании.
Джонатан Свифт наделил своего Гулливера нравственными качествами. Некоторые из его поступков стали нарицательными.
Маленький принц Экзюпери поражает мудростью простой логики, основанной на любви.
Герои Джен Эйр, А. И. Куприна, Джека Лондона, В. Катаева сопровождают многих с детства. С ними переживают жизненные трудности, их качества характера достойны подражания.
Ты — мне, я — Тебе?
Но иногда мы рассуждаем, что если духовная жизнь, то должны быть плоды ее в нас. Должны быть дарования. Бог должен дать нам какую-то помощь оказать, наградить нас за наш труд. Бывает такое потребительское отношение? Бывает, конечно. Иногда мы искренни, а иногда говорим: «Поставлю свечу, сделаю поклоны, прочитаю ещё что-то, и Бог должен мне помочь».
Может быть и так. Может быть, и такие отношения могут поначалу строиться. Но это тогда, когда мы в начале пути — когда мы ждем за свой труд награды. Может такое быть — Бог нас знает, жалеет нас, милует и награждает нас. Подчас незаслуженно награждает. Потому что мы не заработали этого. Но Он, любя и желая, чтобы мы пришли к Нему, дает нам это пока авансом.
И вот мы, обращаясь к Нему, говорим: «Господи, я Тебя люблю». Но за этим не должно стоять: «И Ты меня должен любить». Я люблю Бога, потому что Бог — мой Творец. Бог — мой Отец, Бог — мой Промыслитель, Он — мой Учитель, Он — Путеводитель по жизни моей.
И мы знаем святых, мы знаем просто верующих людей, которые жизнью своей являют нам такие примеры, и нам надо им подражать.
Разные встречи в храме
Бывает же тяжело на службе? Я думаю, нам тяжело бывает. А вам? Тоже тяжело бывает. Так что тут должен быть иногда просто навык. Особенно вот если поначалу, то дверь церковная, она такая тяжелая, с такой ручкой, открывается она тоже непросто, тоже Храм Божий — дом молитвы, да? И вот для нас он должен стать постепенно нашим домом, нашим родным, куда мы приходим, и где встречает нас Христос, где встречает нас благодать Божья.
Но подчас встречи бывают разные. Иногда люди, а это нередко, они жалуются на бабушек, которые — бабушки встречают их так, довольно строго и говорят: «Вот тут платок, а тут брюки, а тут вот не так стоишь, не так свечку держишь», — бывает такое, да? И как же вы помирились с этими бабушками? Ну я не говорю в адрес людей, которые, не ко всем обращаюсь, а вот, в частности, к молодежи, наверное. У вас не было таких встреч с такими сердитыми бабушками?
Поняли, что они от ревности, они сразу хотят, чтобы мы все стали хорошими, и сразу. Ну, бабушки тоже, они не сразу стали бабушками. Но вот вы знаете, если говорить о бабушках, то, наверное, это известно сейчас, пишут об этом и говорят, вот есть такой митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Управляет он Московской областью, Московская епархия. И вот однажды, когда у владыки, а он часто по своему послушанию прежде бывал за границей, спросили там: «А что же будет у вас с Церковью, если у вас сейчас в основном пожилые люди, бабушки, а что же будет, когда они все умрут?» — это были годы, наверно, ещё так 60-70-еминувшего века. Он так шутливо ответил: «А наши бабушки бессмертные».
Ну вот, бабушки, тем не менее, к сожалению, может быть, умирают, но они оставляют нам опыт, они оставляют нам свою веру, они оставляют нам церковность, потому что наши бабушки — они большой подвиг несли. Они, там где они могли, где у них получалось, они отстаивали наши храмы, просто буквально ложились вот там под трактор, под машину и препятствовали закрытию храма. Они хранили иконы из закрытых храмов, они хранили веру. Потому что они эту веру передавали вольно или невольно, даже молча, даже не поучая, они передавали эту веру своим детям. А дети — уже своим внукам.
И это часто приходилось слышать, когда говорят: «Вот у меня скончались родители, и я пришла в Церковь»-то есть «я пришла в Церковь по примеру прежней своих родителей», да? А мы наследуем эту веру, эту церковную культуру
И так, что вот это вот важно, конечно. Важно, когда мы приходим в Церковь, мы сами должны вот эту духовную культуру черпать, черпать
Духовность налагает ответственность
Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы. Относительно этого существует такой пример: самолет может катиться по земле, но не это делает его самолетом. Вот когда он уже в небе, тогда становится очевидно, что это самолет. Так же и с духовностью пока нет ситуации, в которой проявятся духовные качества человека, она не видна. Но когда наступает решающий момент, всем становится очевидна его высокая нравственная сущность – она проявляется в этой ситуации.
Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.
Влияние на общество социально духовного человека
Ни один человек не повлиял на историю больше, чем Иисус Христос. Он учил своих последователей распространять то, что они узнали. Сколько раз их пытались уничтожить, как самого Христа! Но они все равно несли в мир истину. Именем их учителя названа религия, начало новой эры считают с его рождения.
Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок для распространения Священного Писания, и это оказало огромное влияние на культуру всего мира. Книги стали намного дешевле, и каждый мог позволить себе купить их. Кирилл и Мефодий, греческие миссионеры, создали славянскую азбуку для перевода Священного Писания и это обогатило наш язык. Многие русские пословицы на самом деле взяты из Библии.
Лев Толстой высоко ценил Слово божье и в своих произведениях всесторонне рассматривал добро и зло. Его романы высоко ценил М. Ганди, который возглавил борьбу за освобождение Индии. Он высказался о значении христианского учения, что все мировые проблемы были бы решены, если бы люди на деле придерживались бы его.
Как видно из этих примеров, даже один духовный человек – это несомненная польза для общества.
О душевном и духовном
Ну что, если говорить о духовной жизни – наверное, вот вы уже ее проводите, эту духовную жизнь. И вот пришли сюда для того, чтобы ещё в большей мере подкрепить свои знания, в большей мере утвердиться в духовной жизни, в большей мере приобщиться Христу.
Человек состоит из духа, души и тела. Дух — это сердцевина души. А плоть наша — вот это тело… если бы не было души, не было бы духа, не было бы и тела — оно не было бы живо. Мы бы уже не находились здесь, на земле, мы бы стези свои не проходили. То есть — жизнь в духе, жизнь с Богом – так, прежде всего.
Говорят: вот какой душевный человек — хороший. Но душевный, как нам говорит Священное Писание — ещё не есть духовный. Дух оживотворяет, возводит человека и направляет его…
Есть в Священном Писании понятие духовности. Там приводятся плоды духа — любовь, радость, мир, долготерпение, кротость. И сказано, что такой человек находится в духе, с Богом.
Когда мы говорим, что человек духовный – мы, наверное, разумеем, что он имеет особые добродетели. И так мы говорим не только о святых. Мы говорим, что такой человек имеет дарования духа, и вот эти дарования он проявляет в жизни.
Особенно это видно в Церкви, когда человек служит Христу. Когда человек эти дарования призван раздавать, потому что это его служение, это его жизнь такая, это его труд. Либо просто иногда к человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные.
Но вот мы уже сказали, что это и счастье, это и труд, это и сложность. Это всё это вместе составляет сердцевину человека, когда он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость.