Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Тритоны – Раздольненская детская музыкальная школа

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона (6 полутонов). Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 5 полутонов, а в чистой квинте – 7 полутонов, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полутон, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём тонам (6 полутонам) .

 В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII

При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются.  При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые.  Поэтому  ув4  всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой,  а терция – малой.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаем, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона (6 полутонов), и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

         Нам осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полутон, после такой подготовки тритон поётся легче.

Общие сведения

Ув.4 — это интервал, который обхватывает четыре ступени и содержит три тона. В диатоническом звукоряде он выступает в качестве исключения, потому что все кварты имеют два с половиной тона и являются незапятнанными. Вместе с хроматическими интервалами, ув.4 — это также исключение. Они все равны диатоническим, а кварта увеличенная равна уменьшенной квинте.

Разум.5 — это интервал, который обхватывает 5 ступеней и содержит три тона. Это воззвание ув.4. Потому все вышеупомянутое относится и к данному интервалу.

Тритоны в музыке являются диссонантными по звучанию. Входят в состав Д7. Строятся в натуральных и гармонических ладах. Бывают не только лишь увеличенные и уменьшенные. Еще они носят наименования субдоминантовых и доминантовых, при построении на соответственных ступенях.

Общие сведения

Ув.4 — это интервал, который охватывает четыре ступени и содержит три тона. В диатоническом звукоряде он выступает в качестве исключения, так как все кварты имеют два с половиной тона и являются чистыми. Наряду с хроматическими интервалами, ув.4 — это также исключение. Все они равны диатоническим, а кварта увеличенная равна уменьшенной квинте.

Ум.5 — это интервал, который охватывает пять ступеней и содержит три тона. Это обращение ув.4. Поэтому все вышесказанное относится и к данному интервалу.

Тритоны в музыке являются диссонантными по звучанию. Входят в состав Д7. Строятся в натуральных и гармонических ладах. Бывают не только увеличенные и уменьшенные. Еще они носят названия субдоминантовых и доминантовых, при построении на соответствующих ступенях.

Увеличенная кварта и уменьшенная квинта в произведениях композиторов современности

Тритоны в музыке творцов 20-21 столетия — достаточно распространенное явление

В Траурной музыке В.Лютославского, которая написана для струнного оркестра, их непревзойденное звучание «приковывает» внимание слушателя и производит ошеломляющий эффект. Сильное ощущение сосредоточенно-скорбной напряженности создается благодаря взаимодействию гармонических и мелодических тритонов

Именно данные интервалы придают музыке композиции необычное звучание и очень впечатляют. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что тритоны — это чрезвычайно интересные интервалы. Их выразительные свойства тесным образом связаны с проблемой вводнотонности и хроматизмом.

Диатонические и хроматические тоны и полутоны

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Полутон, как и тон в музыке, строится в натуральном и темперированном строе. Диатонический полутон получается между ближайшими ступенями звукоряда: «e-f», «h-c». Или образуется между основной и производной ступенями. Так, например: «c-des», «es-fes», «e-dis» и т. п. Хроматический же получается от соединения основной ступени и ее понижения или, наоборот, повышения. Так, например: «a-as», «f-fis». Бывает, что он образуется между повышением (понижением) основной ступени и ее же двойным повышением (понижением). К примеру: «f-fisis»,» b-bes».

Диатонический тон (целый) получается в результате соединения двух основных ступеней, расположенных по соседству.

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Это: «c-d», «d-e», «f-g», «g-a», «a-h». Также он образуется между основной ступенью и производной: «e-fis». Еще его можно получить между двумя производными: «des-es». Тон хроматический получается от соединения основной ступени и ее двойного понижения или повышения, а также между двумя производными той самой ступени.

Таким образом, в музыке существуют тоны и полутоны, без которых не происходит ни одно построение. Они бывают диатонические и хроматические и образуются в натуральном и темперированном строе. Чрезвычайно интересные интервалы, широко используемые русскими и зарубежными композиторами — это тритоны. Сольфеджио — это дисциплина, где они изучаются, строятся и пропеваются.

Примечания

  1. Н. А. Далматов. Часть 2 // Музыкальная грамота и сольфеджио / Редактор К. Соловьёва. — М.: Музыка, 1965. — С. 84—89. — 248 с.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2019.
  3. Es scheinet auch, daß die Italiäner <…> heutiges Tages noch mehr Zeichen wolten einführen, welche doch nirgend zu nüße seynd, insonderheit da sie das ♮{\displaystyle \natural } quadratum <изображён знак, похожий на современный бекар> hinsetzen, wo es seinen Locum nicht hat <…> Und weil dieser Clavis ♮{\displaystyle \natural } dem lateinischen h nicht gar zu ungleich aussiehet, so haben die Organisten denselben gar den Namen H zum Unterscheide des b rotundi gegeben <…> da doch hierinnen ein großer Unterscheid ist, denn Mi contra fa est diabolus in Musica: ♮{\displaystyle \natural }-dur und B-moll ist ein großer Unterscheid. (Musicalische Paradoxal-Discourse, 1707, S. 75—76).
    В другом трактате Веркмейстера то же выражение diabolus in musica относится к другому (тоже хроматическому) полутону f-fis (под словом ‘Griff’ Веркмейстер понимает вертикальный интервал или аккорд всякого рода): Bey allen Griffen nun müssen, wie schon gesagt, die tertiae majores und minores wohl unterschieden werden. Dann wann der Sänger oder Violist zum d das fis (so der Componist gesetzet hat) anschlägt, und der Organist wolte f nehmen, so würde eine garstige Constellation («Zusammenstimmung» wolte ich sagen) entstehen; und diss ist eigentlich das mi contra fa, wovon die Alten gesaget est diabolus in musica. Es haben auch etliche hiermit die Tritonos verstanden und die relationes non harmonicas, wie solches bey den alten Autoribus kann nachgeschlagen werden (Harmonologia musica, 1702, S. 6).

Исторический очерк

В истории западной Европы начиная со времён григорианской монодии многие теоретики музыки в своих классификациях интервалики («диастемологиях») оставляли тритон без внимания. В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно мелодический тритон в прямом движении (например, f-g-a-h) был запрещён.

В российском музыкознании закрепилась точка зрения, что именно средневековью обязано известное метафорическое обозначение тритона как «диавола в музыке» (лат. diabolus in musica). Например, Б. Л. Яворский ещё в начале XX века писал:

«Дьявольскому» тритону посвятил пассаж и классик советского музыкознания Б. В. Асафьев в своей монографии «Музыкальная форма как процесс» (1940-е годы):

В действительности, метафора diabolus in musica регистрируется впервые только в XVIII веке (например, в 1725 у И. Й. Фукса и в 1739 у И. Маттезона), раньше всего — в трудах А. Веркмейстера, причём она применяется у Веркмейстера не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме) b-h.

Тритоны — дьявольское сочетание двух музыкальных звуков

Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат три тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке — это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные церковью законы относительно данного созвучия, то мог попасть в подвалы инквизиции. В лучшем случае с ним велась поучительная и разъяснительная беседа. Бытует мнение, что не только звучание данного интервала «резало» слух противникам. Тритон состоит из шести полутонов, и само число вызывало страх и негодование.

Общие сведения

Тритон является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажорно-минорной тональности. Этот интервал входит в состав доминантсептаккорда (между его терцией и септимой) и других неустойчивых аккордов.

Диатонические и гармонические тритоны

Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.

Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI пониженной и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII повышенной и IV ступенях.

Доминантовые и субдоминантовые тритоны

Построенные на IV и VII ступенях в натуральном мажоре и на IV и VII повышенной ступенях в гармоническом миноре тритоны называются доминантовыми, так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда. Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту, уменьшённая квинта — в тоническую терцию.

Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI пониженной ступенях в гармоническом мажоре и на II и VI ступенях в натуральном миноре, так как являются звуками септаккорда II ступени. При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.

Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.

Примеры тритонов:
c-fis, d-gis, e-ais, f-h, g-cis, a-dis, h-eis

Акустика

Частоты звуков тритона по-разному соотносятся в разных строях. В пифагорейском строе увеличенная кварта обладает соотношением 729:512, а уменьшённая квинта (комматический тритон) — 1024:729. В равномерно темперированном строе соотношение всегда 21{\displaystyle {\sqrt {2}}:1}.

Тон, полутон в музыке

Октава содержит в себе семь основных ступеней звукоряда. Ниже представлена клавиатура фортепиано.

От звука «с» до «h» будет ровно семь белоснежных кнопок, это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Именуется эта последовательность натуральный строй. Меж звуками «e-f» и «h-c» выходит меньшее расстояние. Вот что такое полутон. Если посчитать к тому же темные кнопки, то получится двенадцать звуков (нот). Это темперированный музыкальный строй. В нем в любом месте звукоряда будет полутон. Целый тон состоит из 2-ух полутонов. К примеру, нотки «fis» и «gis». Если посмотреть на клавиатуру, то станет ясно, что меж ними всегда будет одна кнопка. В этом случае это звук «g».

Сочетания мелодических и гармонических тритонов

Борис Асафьев тонко подметил интереснейшую роль тритона. Он указывает, что в русской музыке интервал обуславливает соотношение тональных связей и гармонических последовательностей. Информацию об этом можно почерпнуть в исследовании о Глинке советского автора. Он рассматривает в этом плане «Марш Черномора» и ряд других примеров из оперы «Руслан и Людмила». Гармонию тритонового соотношения можно обнаружить в кульминации превосходной элегии Рахманинова.

Многократное повторение нонаккорда на ля сочетается с этим же аккордом на ми-бемоль. Благодаря этому финал первой части поражает эмоциональным взрывом. Скрытое соотношение основных тонов в интервалах тритона наблюдается во вступлении к четвертому действию оперы «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. Начальные аккорды, совместно с целотоновой и нисходящей хроматической гаммами, создают ощущение «плохого предчувствия». Тесные связи тритоновых отношений в гармонии и хроматизмов в мелодии (мелодико-гармонический рельеф с художественным образом) можно обнаружить в «Снегурочке» Римского-Корсакова.

Сочетания мелодических и гармонических тритонов

Борис Асафьев тонко подметил наинтереснейшую роль тритона. Он показывает, что в российской музыке интервал обуславливает соотношение тональных связей и гармонических последовательностей. Информацию об этом можно почерпнуть в исследовании о Глинке русского создателя. Он рассматривает в этом плане «Марш Черномора» и ряд других примеров из оперы «Руслан и Людмила». Гармонию тритонового соотношения можно найти в кульминации потрясающей элегии Рахманинова.

Неоднократное повторение нонаккорда на ля смешивается с тем же аккордом на ми-бемоль. Благодаря этому конец первой части поражает чувственным взрывом. Скрытое соотношение главных тонов в интервалах тритона наблюдается во вступлении к четвертому действию оперы «Королевская жена» Н.А.Римского-Корсакова. Исходные аккорды, вместе с целотоновой и нисходящей хроматической палитрами, делают чувство «отвратительного предчувствия». Тесноватые связи тритоновых отношений в гармонии и хроматизмов в мелодии (мелодико-гармонический рельеф с художественным образом) можно найти в «Снегурочке» Римского-Корсакова.

Использование тритонов русскими композиторами

Тритоны в музыке являются чрезвычайно интересными интервалами. Они широко применялись русскими композиторами. Так, например, Николай Андреевич Римский-Корсаков использует их в «Псковитянке» перед сценой веча. Это придает тревожное звучание набатному призыву. В его популярной опере «Ночь перед рождеством» также используется данный интервал. Весь интонационный строй Черта пронизан тритоном. Благодаря этому его образ становится очень ярким и характерным. Александр Порфирьевич Бородин широко использует тритоны в музыке оперы «Князь Игорь». Примечательно и то, что они применяются в разных образных контекстах. Достаточно рассмотреть их на примере сцен с участием Кончака. Когда данное действующее лицо переходит к батальным воспоминаниям, композитор использует в пунктирном маршевом движении секундовые тритоновые сдвиги. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта сопровождают речитатив Кончака, что создает тонкий комментарий к его словам. Они словно вскрывают заложенный интонационный подтекст.

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы

Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.

Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.

К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)

Консонансы подразделяются на группы:

  • Весьма совершенные ч.1(чистая прима), ч.8(чистая октава)
  • Совершенные ч.4(чистая кварта), ч.5(читая квинта)
  • Несовершенные м.3(малая терция), б.3(большая терция), м.6(малая секста), б.6(большая секста)

Есть такие интервалы как тритоны , они строятся так:

  • ув.4 (IV) ум.5(VII) в натуральном мажоре и в гармоническом миноре (VII#)
  • ув.4 (VI) ум.5(II) в натуральном миноре

Диатонические и хроматические тоны и полутоны

Полутон, как и тон в музыке, строится в натуральном и темперированном строе. Диатонический полутон выходит меж наиблежайшими ступенями звукоряда: «e-f», «h-c». Либо появляется меж основной и производной ступенями. Так, к примеру: «c-des», «es-fes», «e-dis» и т. п. Хроматический же выходит от соединения основной ступени и ее снижения либо, напротив, увеличения. Так, к примеру: «a-as», «f-fis». Бывает, что он появляется меж увеличением (снижением) основной ступени и ее же двойным увеличением (снижением). Например: «f-fisis»,» b-bes».

Диатонический тон (целый) выходит в итоге соединения 2-ух главных ступеней, расположенных по соседству.

Это: «c-d», «d-e», «f-g», «g-a», «a-h». Также он появляется меж основной ступенью и производной: «e-fis». Еще его можно получить меж 2-мя производными: «des-es». Тон хроматический выходит от соединения основной ступени и ее двойного снижения либо увеличения, также меж 2-мя производными той ступени.

Таким макаром, в музыке есть тоны и полутоны, без которых не происходит ни одно построение. Они бывают диатонические и хроматические и образуются в натуральном и темперированном строе. Очень достойные внимания интервалы, обширно применяемые русскими и забугорными композиторами — это тритоны. Сольфеджио — это дисциплина, где они изучаются, строятся и пропеваются.

Вообще, что же такое интервалы в музыке и сольфеджио?

Чистая прима(ч.1) количество ступеней 1, количество полутонов 0, количество тонов 0Малая секунда(м.2) количество ступеней 2, количество полутонов 1, количество тонов 0,5Большая секунда(б.2) количество ступеней 2, количество полутонов 2, количество тонов 1Малая терция(м.3) количество ступеней 3, количество полутонов 3,количество тонов 1,5Большая терция(б.3) количество ступеней 3, количество полутонов 4, количество тонов 2Чистая кварта(ч.4) количество ступеней 4, количество полутонов 5, количество тонов 2,5Увеличенная кварта(ув.4) количество ступеней 4, количество полутонов 6, количество тонов 3Уменьшённая квинта(ум.5) количество ступеней 5, количество полутонов 6, количество тонов 3Чистая квинта(ч.5) количество ступеней 5, количество полутонов 7, количество тонов 3,5Малая секста(м.6) количество ступеней 6, количество полутонов 8, количество тонов 4Большая секста(б.6) количество ступеней 6, количество полутонов 9, количество тонов 4,5Малая септима(м.7) количество ступеней 7, количество полутонов 10, количество тонов 5Большая септима(б.7) количество ступеней 7, количество полутонов 11, количество тонов 5,5Чистая октава(ч.8) количество ступеней 8, количество полутонов 12, количество тонов 6

Увеличенная кварта и уменьшенная квинта в произведениях композиторов современности

Тритоны в музыке творцов 20-21 столетия — довольно распространенное явление

В Траурной музыке В.Лютославского, которая написана для струнного оркестра, их непревзойденное звучание «приковывает» внимание слушателя и производит ошеломляющий эффект. Сильное чувство сосредоточенно-скорбной напряженности создается благодаря взаимодействию гармонических и мелодических тритонов

Конкретно данные интервалы присваивают музыке композиции необыкновенное звучание и очень впечатляют. Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что тритоны — это очень достойные внимания интервалы. Их выразительные характеристики тесноватым образом связаны с неувязкой вводнотонности и хроматизмом.

тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

29.06.2017

тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями

Тритон характерный интервал тональности, состоящий из трех тонов. К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты. Количество тритонов в тональности меняется в зависимости от типа лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический).Инструкция1

Для удобства все тритоны представляйте в рамках тональности, в нашем случае до-мажор. Поскольку при ключе в ней нет знаков, вам будет проще сосредоточиться на самих интервалах.

В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени (фа — си — увеличенная кварта) и седьмой (си — фа — уменьшенная квинта)

Обратите внимание: второй тритон является обращением первого

Остальные тритоны располагаются попарно, по такому же принципу (обращение).

2

В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени (ля-бемоль — ре — увеличенная кварта) и второй (ре — ля-бемоль — уменьшенная квинта).

Таким образом, вторая пара тритонов заменяется на пару от второй пониженной (ре-бемоль — соль — увеличенная кварта) и пятой (соль — ре-бемоль).

3

Тритоны минора стройте в тональности ля-минор (параллельная до-мажору тональность, также не имеет знаков).

Первая пара тритонов (в натуральном миноре) строится на шестой (фа — си — увеличенная кварта) и второй ступенях (си — фа — уменьшенная квинта).

В гармоническом миноре еще одна пара тритонов строится на четвертой и седьмой повышенной ступени (ре — соль-диез — увеличенная кварта и ее обращение соль-диез — ре — уменьшенная квинта). Вспомните: в натуральном мажоре тритон строится именно на этих ступенях.5

В мелодическом миноре возникает дополнительная пара тритонов на третьей и шестой ступенях (до — фа-диез увеличенная кварта и обращение фа-диез — до — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом миноре пара на четвертой и седьмой ступенях заменяется на пару на четвертой повышенной (ре-диез — ля — уменьшенная квинта) и первой (ля — ре-диез — увеличенная кварта).

6

В других тональностях стройте тритоны от ступеней, указанных в статье. Ориентируйтесь на знаки при ключе и знаки, определяющие тип лада.

тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями Ссылка на основную публикацию

Тон, полутон в музыке

Октава включает в себя семь главных ступеней звукоряда. Ниже представлена клавиатура фортепиано.

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

От звука «с» до «h» будет ровно семь белых клавиш, это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Называется эта последовательность натуральный строй. Между звуками «e-f» и «h-c» получается наименьшее расстояние. Вот что такое полутон. Если посчитать еще и черные клавиши, то получится двенадцать звуков (нот). Это темперированный музыкальный строй. В нем в любом месте звукоряда будет полутон. Целый тон состоит из двух полутонов. Например, ноты «fis» и «gis». Если взглянуть на клавиатуру, то станет ясно, что между ними всегда будет одна клавиша. В данном случае это звук «g».

Тритоны — дьявольское сочетание двух музыкальных звуков

Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат три тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке — это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные церковью законы относительно данного созвучия, то мог попасть в подвалы инквизиции. В лучшем случае с ним велась поучительная и разъяснительная беседа. Бытует мнение, что не только звучание данного интервала «резало» слух противникам. Тритон состоит из шести полутонов, и само число вызывало страх и негодование.

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Сочетания мелодических и гармонических тритонов

Борис Асафьев тонко подметил интереснейшую роль тритона. Он указывает, что в русской музыке интервал обуславливает соотношение тональных связей и гармонических последовательностей. Информацию об этом можно почерпнуть в исследовании о Глинке советского автора. Он рассматривает в этом плане «Марш Черномора» и ряд других примеров из оперы «Руслан и Людмила». Гармонию тритонового соотношения можно обнаружить в кульминации превосходной элегии Рахманинова.

Многократное повторение нонаккорда на ля сочетается с этим же аккордом на ми-бемоль. Благодаря этому финал первой части поражает эмоциональным взрывом. Скрытое соотношение основных тонов в интервалах тритона наблюдается во вступлении к четвертому действию оперы «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. Начальные аккорды, совместно с целотоновой и нисходящей хроматической гаммами, создают ощущение «плохого предчувствия». Тесные связи тритоновых отношений в гармонии и хроматизмов в мелодии (мелодико-гармонический рельеф с художественным образом) можно обнаружить в «Снегурочке» Римского-Корсакова.