Темнота

Почему так страшно ночью в лесу?

Когда человек попадает в лес, он оказывается выключен из своего общества (только если он не живет в лесу постоянно). Когда говорят о том, что выбраться в лес или в горы — значит «слиться с природой», это кажется заблуждением. В походе человек не сливается с природой, а яростно ей противостоит.

Все походное снаряжение очень технологично и направлено на то, чтобы максимально отгородиться от воздействий среды.

Полагаю, что быть «на природе» приятно из-за того, что это неминуемо повышает агентность, то есть собственную ответственность, вовлеченность.

Может быть интересно

Буквально каждый аспект жизни нужно контролировать, и ничего не происходит само собой: место для сна необходимо подготовить, чтобы поесть и согреться, нужно развести огонь, иными словами, приходится постоянно что-то предпринимать. А это, как говорил Фуко, определение опасности. Люди выбираются из городов за преодолением.

С самого начала истории человечества информация о том, как взаимодействовать с разными силами природы, собиралась по крупицам, накапливалась от поколения к поколению. Из-за развития техники появляются новые способы борьбы с природой.

Сейчас уже не обязательно знать, каким образом добыть огонь, как не замерзнуть и не промокнуть ночью, — есть спички и палатки. Количество соприкосновений с природными силами уменьшилось почти до полного отсутствия контакта. Инновации побеждают опыт, все накопленное предыдущими поколениями оказывается не нужным.

Получается, что теряется связь не только с природой, но и с предками, потому что их опыт уже преодолен с помощью технологий.

В работе «Culture and commitment» Маргарет Мид предлагает интерпретацию способов передачи знаний в разных обществах.

На протяжении длительного этапа для человечества эффективной моделью передачи информации была «от старших — младшим». Своеобразное правило выжившего: если человек дожил до преклонного возраста, то значит, он знает, как это делать. И способ выжить — действовать так, как говорят старшие, которые поступают так, как им говорили их старшие, и так далее.

Мид называет такой способ передачи знаний «постфигуративным», то есть это повторение за отцом и предком. Такой метод эффективен, когда человек, беря на руки младенца, понимал, что тот практически полностью повторит жизненный путь своих родителей.

В более современной ситуации процессы ускоряются и смена общественного устройства, а также его технологического обеспечения может произойти в рамках одного поколения.

Когда нужно постоянно адаптироваться к разным новым вещам, передача культурного опыта через предков и от старших к младшим перестает быть необходимой, гораздо чаще люди начинают получать опыт от сверстников. А эту схему Мид называет конфигуративностью, когда чему-то новому приходится учиться не только младшему поколению, но и старшему.

Это ситуация, когда старшие обучаются у младших, поскольку уже только они — носители знания. В этом случае опыт, накопленный поколениями, просто не нужен. Такая ситуация вызывает страх и тревогу не только перед молодым поколением, от которого все остальные оказываются зависимыми, но и перед силами природы, единственным ответом которым оказываются технические приспособления, а не опыт.

Социолога Матвеева и Шляпентох пишут в книге «Страхи России в прошлом и настоящем», что природа — эго своего рода «экран, на который, проецируются смутные и неканализированные страхи и тревога, говорящие о глубинных процессах». То есть переживания, связанные со стихиями и вообще со средой, отражают скрытые, не проговоренные и даже не осознанные проблемы, которые иначе не могут быть выражены.

В науке

Тёмный объект поглощает фотоны, и поэтому выглядит неярким по сравнению с другими объектами. Например, матовая чёрная краска почти не отражает видимый свет и кажется тёмной, а белая краска отражает почти весь видимый свет, поэтому кажется яркой.

Более подробно см. в статье цвет.

Однако свет не может поглощаться беспредельно. Любая энергия, в том числе и видимый свет, не может быть создана из ничего или уничтожена, возможно только преобразование энергии из одного вида в другой. Большинство объектов, которые поглощают видимый свет, испускают энергию в виде инфракрасного излучения. Таким образом, хотя объект выглядит тёмным, вполне вероятно, что он является ярким на частоте, которую человек не может видеть.

Дополнительные сведения см. в статье термодинамика.

Тёмная область пространства имеет ограниченные источники света, из-за чего предметы становится трудно увидеть. Попеременное воздействие света и темноты (дня и ночи) вызвало несколько видов эволюционных адаптаций к темноте. Когда позвоночное животное, в том числе и человек, входит в тёмное пространство, его радужная оболочка расширяется, что способствует попаданию в глаза большего количества света и улучшает ночное видение. Кроме того, при адаптации к темноте клетки — детекторы света человеческого глаза (палочки и колбочки) начинают генерировать менее белый родопсин.

Одной из научных мер темноты является шкала темноты неба Бортля, по которой измеряют яркость ночного неба и отдельных звёзд на определённых участках небосвода и по которой можно сравнивать наблюдаемость небесных объектов на этих участках.

В культуре

Микеланджело, «Разделение света и тьмы». Потолок Сикстинской капеллы

В поэзии и религии

В Западном мире темнота как поэтический термин может означать уныние, зло или дурное знамение

В религиозных текстах темнота часто используется, чтобы подчеркнуть важность повествования. В Библии темнота была предпоследней из десяти казней египетских (Исход 10:21).

В китайской философии инь служит для выражения женской части тай-цзы и представляет его тёмную долю.

Использование темноты как изобразительный приём имеет давние устойчивые традиции. Шекспир, писавший в XVI—XVII веках, назвал одного из своих персонажей «князем тьмы» (Король Лир: III, iv), а также придал темноте челюсти, которые пожирают любовь (Сон в летнюю ночь: I, i). Данте описывал ад как «мглу неозарённую».

В древнеанглийском языке было три слова, означающих темноту: heolstor, genip и sceadu. Heolstor означало также «тайник» и превратилось в holster («кобура»). Genip означало «туман» и вышло из употребления, как и многие «сильные глаголы». В нидерландском языке, однако, до сих пор говорят in het geniep, что означает «тайно». Sceadu превратилось в «shadow» (тень) и осталось в использовании. Слово dark (темнота) было образовано от слова deorc.

В изобразительном искусстве

Караваджо в картине «Призвание апостола Матфея» использует темноту для создания эффекта светотени

Темнота может также использоваться в изобразительном искусстве, чтобы подчеркнуть свет или контрастировать со светом. См. статью светотень для обсуждения использования таких контрастов в визуальных средствах массовой информации.

Чтобы создать темноту, цветные краски смешивают вместе, поскольку каждый цвет поглощает определённые частоты света. Теоретически смесь трёх основных цветов или трёх вторичных цветов будет поглощать весь видимый свет и создавать чёрный цвет. На практике однако трудно избежать превращения смеси в вещество коричневого оттенка.

Цвет пиксела на стандартном 24-битном дисплее компьютера определяется тремя числами от 0 до 255, по одному числу для красного, зелёного и синего цвета. Поскольку отсутствие света является темнотой, тёмные цвета ближе к точке с координатами (0,0,0).

Среди прочего темнота может использоваться в рисовании для создания ведущих линий на изображении или для создания пустоты

Эти методы применяются, чтобы привлечь внимание к рисунку. Использование теней увеличивает на изображении перспективу.

В культуре

Микеланджело, «Разделение света и тьмы». Потолок Сикстинской капеллы

В поэзии и религии

В Западном мире темнота как поэтический термин может означать уныние, зло или дурное знамение

В религиозных текстах темнота часто используется, чтобы подчеркнуть важность повествования. В Библии темнота была предпоследней из десяти казней египетских (Исход 10:21).

В китайской философии инь служит для выражения женской части тай-цзы и представляет его тёмную долю.

Использование темноты как изобразительный приём имеет давние устойчивые традиции. Шекспир, писавший в XVI—XVII веках, назвал одного из своих персонажей «князем тьмы» (Король Лир: III, iv), а также придал темноте челюсти, которые пожирают любовь (Сон в летнюю ночь: I, i). Данте описывал ад как «мглу неозарённую».

В древнеанглийском языке было три слова, означающих темноту: heolstor, genip и sceadu. Heolstor означало также «тайник» и превратилось в holster («кобура»). Genip означало «туман» и вышло из употребления, как и многие «сильные глаголы». В нидерландском языке, однако, до сих пор говорят in het geniep, что означает «тайно». Sceadu превратилось в «shadow» (тень) и осталось в использовании. Слово dark (темнота) было образовано от слова deorc.

В изобразительном искусстве

Караваджо в картине «Призвание апостола Матфея» использует темноту для создания эффекта светотени

Темнота может также использоваться в изобразительном искусстве, чтобы подчеркнуть свет или контрастировать со светом. См. статью светотень для обсуждения использования таких контрастов в визуальных средствах массовой информации.

Чтобы создать темноту, цветные краски смешивают вместе, поскольку каждый цвет поглощает определённые частоты света. Теоретически смесь трёх основных цветов или трёх вторичных цветов будет поглощать весь видимый свет и создавать чёрный цвет. На практике однако трудно избежать превращения смеси в вещество коричневого оттенка.

Цвет пиксела на стандартном 24-битном дисплее компьютера определяется тремя числами от 0 до 255, по одному числу для красного, зелёного и синего цвета. Поскольку отсутствие света является темнотой, тёмные цвета ближе к точке с координатами (0,0,0).

Среди прочего темнота может использоваться в рисовании для создания ведущих линий на изображении или для создания пустоты

Эти методы применяются, чтобы привлечь внимание к рисунку. Использование теней увеличивает на изображении перспективу.

В культуре

Микеланджело, «Разделение света и тьмы». Потолок Сикстинской капеллы

В поэзии и религии

В Западном мире темнота как поэтический термин может означать уныние, зло или дурное знамение

В религиозных текстах темнота часто используется, чтобы подчеркнуть важность повествования. В Библии темнота была предпоследней из десяти казней египетских (Исход 10:21).

В китайской философии инь служит для выражения женской части тай-цзы и представляет его тёмную долю.

Использование темноты как изобразительный приём имеет давние устойчивые традиции. Шекспир, писавший в XVI—XVII веках, назвал одного из своих персонажей «князем тьмы» (Король Лир: III, iv), а также придал темноте челюсти, которые пожирают любовь (Сон в летнюю ночь: I, i). Данте описывал ад как «мглу неозарённую».

В древнеанглийском языке было три слова, означающих темноту: heolstor, genip и sceadu. Heolstor означало также «тайник» и превратилось в holster («кобура»). Genip означало «туман» и вышло из употребления, как и многие «сильные глаголы». В нидерландском языке, однако, до сих пор говорят in het geniep, что означает «тайно». Sceadu превратилось в «shadow» (тень) и осталось в использовании. Слово dark (темнота) было образовано от слова deorc.

В изобразительном искусстве

Караваджо в картине «Призвание апостола Матфея» использует темноту для создания эффекта светотени

Темнота может также использоваться в изобразительном искусстве, чтобы подчеркнуть свет или контрастировать со светом. См. статью светотень для обсуждения использования таких контрастов в визуальных средствах массовой информации.

Чтобы создать темноту, цветные краски смешивают вместе, поскольку каждый цвет поглощает определённые частоты света. Теоретически смесь трёх основных цветов или трёх вторичных цветов будет поглощать весь видимый свет и создавать чёрный цвет. На практике однако трудно избежать превращения смеси в вещество коричневого оттенка.

Цвет пиксела на стандартном 24-битном дисплее компьютера определяется тремя числами от 0 до 255, по одному числу для красного, зелёного и синего цвета. Поскольку отсутствие света является темнотой, тёмные цвета ближе к точке с координатами (0,0,0).

Среди прочего темнота может использоваться в рисовании для создания ведущих линий на изображении или для создания пустоты

Эти методы применяются, чтобы привлечь внимание к рисунку. Использование теней увеличивает на изображении перспективу.

Цифровая точка зрения

Темнота

В начале 21-го века научные представление о реальном устройстве Вселенной начали кардинально меняться в сторону «цифровизации».

Прогрессивные ученые предполагают, что Вселенная не столь материальна, как это говорилось на протяжении 19-го и 20-го веков. Похоже, концепция «бытие определяет сознание» несколько устарела. Сегодня ученые полагают, что именно сознание определяет восприятие мира.

Мир похож на Матрицу из популярного кинофильма с Киану Ривзом. Хотя это тоже мало что проясняет. Что такое эта Матрица? Как она формирует восприятие материального, физического мира?

Немного ближе к логическому представлению ведет концепция, что человеческий мозг – это не инструмент мышления, не биологический компьютер, производящий логические операции, а скорее некий приемник каких-то потоков информационных волн, пронизывающих Вселенную со всех сторон.

А теперь совершенно простое объяснение, понятное любому обывателю даже без высшего образования.

  • Человеческое сознание работает примерно, как телевизионный приемник.
  • В зависимости от настройки, мозги или что-там-еще, формируют на экране восприятия человека полную картину физического мира во временном развитии.
  • Человеческий телевизор формирует абсолютно детальную и реалистичную, трехмерную, четырехмерную картинку пространство плюс время.
  • Вот эта голограмма на экране человеческого телевизора – и есть Матрица.

Получается, что люди не живут реальной жизнью в физическом мире, а как бы смотрят кинофильм или, скорее, телесериал с самими собой в главной роли. И сюжет этого телесериала нашей жизни в Матрице меняется кардинально в зависимости от настройки восприятия информационно-временного континуума Вселенной.

С такой точки зрения в Матрице возможно все что угодно и явление таинственной темноты становится не непостижимым чудом, а совершенно мелким киношным эффектом бесконечной в своих возможностях Матрицы.

Как же это возможно?

  • Простая плоская черно-белая фотография сто лет назад казалась непостижимым чудом.
  • Потом появилось кино.
  • Потом появилось трехмерное кино с помощью специальных поляризованных очков.

Почему же технологии не могут продвинуться еще дальше? А что, если у неких высших существ технологии продвинулись настолько далеко, что они научились изготавливать «кинопроекторы», создающие абсолютную иллюзию реального трехмерного мира, протекающего во времени?

В таком матричном кино герои становятся не просто пассивными наблюдателями, а полноценными участниками. Причем, это участие в матрице настолько глубокое, что персонажи чувствуют боль, любовь, страх, рождаются, растут, борются за жизни и умирают в последней серии.

С точки зрения современных технологий такое достижение совсем не выглядит недостижимым. Возможно, что и человечество достигнет аналогичного уровня технологий, если только до того люди не поубивают друг друга.

Такое объяснение Вселенной и места человека в ней внушает оптимизм. Если жизнь – это не метаболизм биологического организма, а матричный телесериал, то нет никакой причины, чтобы после смерти начать смотреть другой сериал с иным сюжетом.

Научное объяснение явления таинственной темноты

Темнота

На протяжении всего прошлого века ученые и исследователи паранормального пытались хотя бы приблизительно объяснить – почему же происходит внезапное затемнение мира, да еще и у большого числа людей одновременно?

А почему возникает временной разрыв?

Можно попытаться подключить теорию относительности Эйнштейна. Там ведь допускается относительность течения времени? Но тогда получается, что люди в таинственной темноте должны были двигаться относительно планеты Земля со скоростью, близкой к 300.000 километров в секунду. Иначе существенного разрыва времени не произошло бы.

Когда космонавты находятся на околоземной орбите, действительно с помощью сверхточных атомных часов фиксируется небольшой разрыв времени. Но это совершенно мизерные секунды. Ни о каких днях и речи не идет.

Чтобы различие времени достигло нескольких суток – это должны быть колоссальные скорости и огромнейшие космические расстояния.

Где же блуждали во Вселенный все эти люди?

Привлечение к объяснению явления магнитного или гравитационного поля Земли на самом деле ничего не объясняет. Это все равно, что пытаться объяснить одно непонятное явление другими, вообще непостижимыми человеческому разуму явлениями Природы.

Или кто-то на самом деле понимает, что такое в точности гравитация? А многие ли ученые смогут объяснить, что такое время и пространство?

В науке

Тёмный объект поглощает фотоны, и поэтому выглядит неярким по сравнению с другими объектами. Например, матовая чёрная краска почти не отражает видимый свет и кажется тёмной, а белая краска отражает почти весь видимый свет, поэтому кажется яркой.

Более подробно см. в статье цвет.

Однако свет не может поглощаться беспредельно. Любая энергия, в том числе и видимый свет, не может быть создана из ничего или уничтожена, возможно только преобразование энергии из одного вида в другой. Большинство объектов, которые поглощают видимый свет, испускают энергию в виде инфракрасного излучения. Таким образом, хотя объект выглядит тёмным, вполне вероятно, что он является ярким на частоте, которую человек не может видеть.

Дополнительные сведения см. в статье термодинамика.

Тёмная область пространства имеет ограниченные источники света, из-за чего предметы становится трудно увидеть. Попеременное воздействие света и темноты (дня и ночи) вызвало несколько видов эволюционных адаптаций к темноте. Когда позвоночное животное, в том числе и человек, входит в тёмное пространство, его радужная оболочка расширяется, что способствует попаданию в глаза большего количества света и улучшает ночное видение. Кроме того, при адаптации к темноте клетки — детекторы света человеческого глаза (палочки и колбочки) начинают генерировать менее белый родопсин.

Одной из научных мер темноты является шкала темноты неба Бортля, по которой измеряют яркость ночного неба и отдельных звёзд на определённых участках небосвода и по которой можно сравнивать наблюдаемость небесных объектов на этих участках.

Факты массовой таинственной темноты

Темнота

Если единичный кейс с всего одной женщиной все-таки можно объяснить рационально ее собственными интригами (к примеру – загуляла с любовником), то как объяснить случай массового наблюдения таинственной темноты, зафиксированный на лондонской станции метро Уимблдон?

В начале 20-го века темнота настигла целую станцию метро, переполненную десятками людей. Правда, на этот раз очевидцы и участники событий рассказывали только о непроницаемой тьме, внезапно опустившемся на мир и так же внезапно рассеявшейся. Временного провала на этот раз выявлено не было.

А вот еще более поразительный случай таинственной темноты, произошедший теперь уже за океаном, в США.

  • Таинственная темнота накрыла целый город Луисвилл, штат Кентукки.
  • Темнота простояла чуть более часа.
  • После того, как солнечное освещение вернулось, люди разошлись по домам, обсуждая это необычайное явление Природы.

Но насколько больше были поражены жители и гости города Луисвилл, когда постепенно начало выясняться, что за время часовой темноты в окружающем мире прошло несколько дней! Город вместе с тысячами жителей выпал из потока времени почти на неделю.

Вот интересно – а зарплату за эти дни рабочие и служащие потом получили? Это вряд ли, зато получили тему для рассказов на всю оставшуюся жизнь

В науке

Тёмный объект поглощает фотоны, и поэтому выглядит неярким по сравнению с другими объектами. Например, матовая чёрная краска почти не отражает видимый свет и кажется тёмной, а белая краска отражает почти весь видимый свет, поэтому кажется яркой.

Более подробно см. в статье цвет.

Однако свет не может поглощаться беспредельно. Любая энергия, в том числе и видимый свет, не может быть создана из ничего или уничтожена, возможно только преобразование энергии из одного вида в другой. Большинство объектов, которые поглощают видимый свет, испускают энергию в виде инфракрасного излучения. Таким образом, хотя объект выглядит тёмным, вполне вероятно, что он является ярким на частоте, которую человек не может видеть.

Дополнительные сведения см. в статье термодинамика.

Тёмная область пространства имеет ограниченные источники света, из-за чего предметы становится трудно увидеть. Попеременное воздействие света и темноты (дня и ночи) вызвало несколько видов эволюционных адаптаций к темноте. Когда позвоночное животное, в том числе и человек, входит в тёмное пространство, его радужная оболочка расширяется, что способствует попаданию в глаза большего количества света и улучшает ночное видение. Кроме того, при адаптации к темноте клетки — детекторы света человеческого глаза (палочки и колбочки) начинают генерировать менее белый родопсин.

Одной из научных мер темноты является шкала темноты неба Бортля, по которой измеряют яркость ночного неба и отдельных звёзд на определённых участках небосвода и по которой можно сравнивать наблюдаемость небесных объектов на этих участках.

Экстремальная изоляция

Находясь в тюрьме, человек все же знает, что, возможно, его когда-нибудь выпустят. Надежда и цель помогают ему преодолеть одиночество даже в карцере. Но сложнее сохранить рассудок тем, кто остался под завалами, заблудился в катакомбах или подземных пещерах.

Если Вы отправились в горы, проживаете в районе с высокой сейсмической активностью или живете в аварийном здании, запомните, как вести себя, если Вы вдруг окажетесь под завалами:

  • Не совершайте резких движений. Не старайтесь вытащить застрявшую под обломками конечность. Этим Вы можете спровоцировать еще большее обрушение.
  • Если Ваш телефон цел, используйте его.
    Попробуйте набрать номер спасательной службы. Если связи нет, проверьте, работает ли встроенный фонарик. Старайтесь экономить батарею и включайте фонарик периодически, чтобы побыть немного при свете или подать сигнал.
  • Если у Вас есть какой-то металлический предмет, двигайте его, перемещайте из стороны в сторону. Это поможет металлоискателю спасателей быстрее Вас найти.
  • Периодически подавайте голос. Каждый час спасатели объявляют время тишины, чтобы можно было услышать голоса людей под завалами.
  • Постарайтесь не поддаваться негативным мыслям. В такой ситуации в Вашем мозге выделяется много стрессовых гормонов. Они создают панику. Ваша задача – оставаться спокойным и занять мозг какой-то умственной задачей. Чем меньше Вы будете паниковать, тем дольше продержитесь и тем больше шансов, что Вас спасут.

Интересный факт

ТемнотаПоследствия землетрясения на Гаити 2010 год boston.com

В словаре Д.Н. Ушакова

ТЕМНОТА́, темноты, мн. темноты, темнот, ·жен.1. только ед. То же, что тьма1 в 1 ·знач. «Она вспрыгнула, побежала и скрылась в темноте ночной.» Пушкин. «Темнота и туман застилают мне путь.» А.К.Толстой. «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота, сквозь ветви каждого куста.» Лермонтов. «Но что же можно было видеть в этой непроницаемой темноте?» А.Тургенев. Темнота в глазах.2. перен., только ед. ·отвлеч. сущ. к темный» title=’что такое темный, значение слова темный в словаре Ушакова’>темный в 6 ·знач., то же, что тьма1 во 2 ·знач.3. Темное пятно в чем-нибудь (·редк. ). Темноты в картине.4. перен., только ед. То же, что тьма в 3 ·знач. Рок суровый… всё скрыл *****