Что такое свойство

Значение слова Свойство по словарю Брокгауза и Ефрона:

Свойство (affinitas) — так называется отношение близости между лицами, возникающее, в противоположность родству, не из происхождения, а из брачного союза, соединяющего два рода (С. двухродное), или из двух брачных союзов, соединяющих три рода (С. трехродное). Вследствие брака супруг вступает в С. с кровными родственниками другого супруга, а также кровные родственники одного супруга вступают в С. с такими же родственниками другого супруга — это двухродное С. Если же кто-либо, овдовев, женится во второй раз, а дочь его от первого брака выходит замуж, то между мачехой и мужем падчерицы имеется трехродное С. Для определения большей или меньшей близости С. существуют, как и для родства, технические приемы счисления степеней: если нужно определить степень С. между одним супругом и кровными родственниками другого, то сначала определяется степень родства их по отношению к последнему, и эта степень родства принимается за степень С. их в отношении к первому супругу. если же нужно определить степень С. между родственниками одного супруга и родственниками другого, то особо исчисляются степени родства в каждом роде, и сумма степеней родства принимается за искомую степень С. И в трехродном С. в основу счисления точно так же полагается количество рождений. В каноническом праве С. имеет значение как препятствие ко вступлению в брак лиц, состоящих в известных степенях С. Объем запрещения браков по С. в разное время изменялся. Ветхий Завет воспрещал по С. вступать в брак: свекру со снохой, деверю с невесткой, отчиму с падчерицей и ее дочерью, а также с дочерью пасынка, зятю с тещей. В христианской церкви, на трулльском соборе, определено было не допускать браков в первых четырех степенях двухродного С.. но мало-помалу запрещены были в византийской церкви браки даже до 7 степени С. В трехродном С. по римскому праву запрещался брак в первой степени, т. е. отчима с женой пасынка и мачехи с мужем падчерицы. впоследствии византийское церковное право довело запрещение браков в трехродном С. до 4-й степени. Реформация отвергла сложное каноническое законодательство о препятствиях к браку по С.. евангелические церковные уставы возвратились, большей частью, к постановлениям ветхозаветного закона. По действующему германскому имперскому законодательству воспрещаются браки между свекром и снохой и между зятем и тещей, а также браки с мачехой или отчимом, т. е. только в первой стенени С. В России относительно препятствий к браку по С. действовали сложные византийские постановления, часто смягчавшиеся. В 1810 г. было разъяснено, что пределы брачных запрещений в двухродном С. должны быть проводимы на основании ветхозаветного закона и 54 пр. трулльского собора, именно до четырех степеней включительно. Указами синода 1841 и 1859 гг. разъяснено, что в трехродном С. безусловным и неустранимым препятствием, т. е. препятствием, разрывающим брак, признается лишь первая степень С.

Определение слова «Свойство» по БСЭ:

Свойство — философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое С. относительно: С. не существует вне отношений к другим С. и вещам. С. вещей внутренне присущи им, существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Для объективного идеализма характерен отрыв С. от вещи, т. е. понимание С. как общего, существующего независимо от единичных вещей и включаемого в сферу сознания. Субъективный идеализм отождествляет С. с ощущениями и тем самым отрицает его объективный характер. В. И. Ленин убедительно показал, что отождествление С. вещей с ощущениями противоречит основным фактам современного естествознания и неминуемо ведёт к Солипсизму (см. «Материализм и эмпириокритицизм», в кн.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18).Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разделить на два вида: С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие её менять (например, экономический, исторический и т. д.). С., обладающие в предмете определённой интенсивностью, которая может быть большей или меньшей (например, масса, температура, скорость). Если гуманитарные науки имеют дело главным образом со С. первого вида, то естественной науки — физика, химия, астрономия и т. д., а также математика стремятся исследовать прежде всего С. второго вида. В современной науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение аффинной геометрии и топологии, проникновение статистических и математических методов в гуманитарные науки).Лит.: Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963.А. И. Уемов.

Что такое свойство