Светотени

Что такое зона тени?

Зона тени или темная сторона – часть предмета напротив источника света. Собственная тень – место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень – это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы – они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс – это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании – это особое искусство.

Светлая и темная сторона объекта

Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона – часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где – самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша – это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна – максимально темная. Это камертоны света. Все остальное – растяжка. Освещенность зависит от угла падения света – чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.

Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба, и зачем вообще это знать, чтобы убедительно рисовать? Конспект:

1. Мы распознаем форму предметов по расположению теней на них. Зная что такое светотень, мы можем правильно передать тени на изображении. А это хороший способ показать форму предметов (но не единственный, например, можно передать форму использовав только линию).

2. На каждом освещенном одним источником света предмете есть блик (отражение источника света*), свет, полутень (промежуточная между светом и тенью область), собственная тень (часть поверхности предмета, на которую не попадает свет от источника) и рефлекс, который светлее, чем тень. И ещё есть падающая тень – та область окружающего пространства, которая оказывается в тени, из-за того, что предмет перекрывает свету путь к ней от источника света (загораживает её от света).

3. Свет отражается от поверхностей и летает по прямым. Рефлекс получается, когда свет от источника попадает на предмет не напрямую, а отражается от окружающего пространства. После отражения свет ослабевает, поэтому рефлекс темнее, чем свет. На видео я показываю, как свет отражается от стола. В реальной жизни есть ещё и рефлексы от предметов (например, цветное пятно от яблока, поставленного у кувшина, рефлекс от стены и т.п.)

4. Всё это расположение областей, образованных источником света, называется светотенью

5. Если поверхность предмета матовая, то граница блика нечеткая, а если глянцевая – то обычно можно даже легко увидеть форму источника света (окно или лампочка)

6. Вблизи предмета граница падающей тени более чёткая, вдали – более размытая

2*Другими словами, блик – это как смотреть в зеркало, когда предметы движутся в зависимости от того где стоишь. Яркая область на предмете (ярче света), которая, в отличие от света и тени на предмете, перемещается, если отойти в сторону: нужен правильный угол поверхности к источнику света, чтобы отражение от источника света попало в глаз.

2** На видео получилась непонятная ситуация с бликами. Просто неясно, что считать бликом: самый светлый участок светотени или отражение источника света.

В видео матовый цилиндр и его перпендикулярная к источнику поверхность является наиболее освещенной, а потому называется бликом (то есть, я просто называл её бликом). Это создает путаницу. Если бы шарик был глянцевым – у него был бы блик другого типа (отражение источника света). Он бы перемещался по его поверхности, когда положение нашего глаза менялось. Точно так же делают все отражения предметов. Думаю, что лучше условиться называть бликом только блик этого типа, а первый как-нибудь вроде “наиболее освещенной части”. Спасибо за комментарий читателю под ником “Вечное Зло”, который указал мне на этот недостаток видео.

У меня пока нет точной модели как это понять и я ни  у кого её не видел. Черновая модель такая: на глянцевый предмет накладываются отражение от всего, что есть вокруг (предметы, источники света и так далее), а потом на это накладывается светотень по тому принципу, что я рассказал. Например, металлический чайник отражает всю комнату, но на отражении предметов в нем можно заметить свет и тень. В итоге, металлический чайник отражает все предметы со своими светотенями и отражениями, которые находятся вокруг и ещё на нём самом есть светотень. Кто работал с фотошопом, может представить себе аналогию с двумя слоями. Верна ли эта модель или нет – пока не знаю.

Вообще говоря, в таких случаях художники просто рисуют довольно интуитивно расположение бликов, помня законы светотени для матовых предметов. Отражения (в том числе блики) меняют своё расположение на предмете в зависимости от того, как мы смотрим на предмет. А светотень всегда остаётся на своём месте. Если предмет очень глянцевый, то может показаться, что свет и тень меняют своё положение в зависимости от того, как мы смотрим на него. На самом деле, это отражения меняют своё положение, а светотень остаётся на том же месте. Правильно ли я это все рассказываю – пока не знаю.

Собственная тень

Куб

На кубе граница света и тени проходит по одной прямой линии — это «линия разлома на светотень» либо попросту «разлом». Напряжение тени в сторону света увеличивается, как и обратное напряжение. То есть на теневой части куба тень наиболее тёмная в месте своего соприкосновения с освещённой частью. В то же время на светлой части свет более светлый возле разлома. Выходит, что и наиболее тёмная область тени, и наиболее светлая область света не располагаются на краю формы. Куб имеет «жёсткий» разлом.

Цилиндр

Разлом на светотень у цилиндра в некотором плане подобен разлому куба. На нём, как и на кубе, свет с тенью создают прямую линию. Аналогично кубу, тень в большей степени напряжена именно в светлую сторону. Подобное усиление тени является закономерным для всех форм вообще. Свет также не располагается на краю формы, что также является всеобщей закономерностью любой формы.

СветотениСветотени

Однако имеются серьёзные различия распространения света на цилиндре от такового на кубе. На цилиндре свет с тенью не сходятся в единую линию, между ними имеются определённые полутона, которые светлее к свету и темнее к тени. На цилиндре имеется «мягкая» линия разлома на светотень.

Конус

Конус в этом отношении весьма подобен цилиндру. Разлом аналогично расположен по прямой и является «мягким». Напряжение тени и света аналогично таковому на цилиндре, как и чередование полутонов.

СветотениСветотени

Однако у конуса имеется серьёзное отличие. Чем более узок сам конус, тем более напряжённая и контрастная на нём тень, а в тех местах, где конус шире, она становится светлее и расплывается по конусу.

Шар

Шару свойственны немного другие особенности. Разлом идёт по окружности, которая перпендикулярна направлению источника освещения.

СветотениСветотени

У шара, аналогично остальным формам, тень усиливается к месту разлома, а свет лежит не на краю формы. Полутона размещаются концентрическими кругами по направлению от света к разлому. Это относится только к «собственным» теням — тем, которые располагаются на самой форме. Однако, кроме них, существуют также «падающие тени» — это тени, отбрасываемые формой на другие поверхности, находящиеся рядом в текущий момент.

Светлая сторона объекта и ее составляющие

Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка – именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность – при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.

Рисунок со светотенью пошагово

Теперь нанесем на шар средний тон – он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию отражения света у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.

Виды секаторов садовых

Ознакомьтесь также с этими статьями

  • Сорт винограда Кишмиш 342

  • Розы Флорибунда

  • Прививка копулировкой

  • Павловская порода кур

Имеющиеся на сегодняшний день в продаже садовые секаторы отличаются по назначению и некоторым другим показателям. Для начала все такие инструменты делятся на 2 большие группы.

Для тонкой растительности чаще всего используют обходные виды секаторов. У них имеется 2 лезвия, одно из которых является еще и упором. Такие секаторы с легкостью режут небольшие, зеленые ветки, но толстые пагоны больше мнут, чем режут.

Интересно!
Чтобы садовый секатор работал исправно, нужно его регулярно чистить и смазывать, иначе будет скрипеть.

Для толстой растительности применимы контактные секаторы. Они имеют опорную площадку и потому по мощности намного лучше обходных видов. И молодые и старые, толстые сучья они с легкостью отрезают.

Режущие лезвия в зависимости от модели и назначения могут быть серповидными, с зазубринами или просто прямыми.

Падающая тень

Падающая тень таких форм, как куб, конус и цилиндр, устроена по одному принципу и лишь шар имеет другой принцип её устройства.

Куб, конус и цилиндр

У каждого из них имеется точка касания разломом поверхности, на которой расположена сама форма. Её называют «мёртвой точкой». В ней начинается падающая тень и кончается собственная, которые связаны именно этой точкой.

СветотениСветотениСветотени

Шар

Разлом у шара проходит мимо точки касания шара к поверхности, на которой стоит шар. «Мёртвой точки» нет. Падающая тень находится как обводит точку соприкосновения шара.

Светотени

Во время рисования форм, близких к описанным геометрическим фигурам, необходимо помнить указанные закономерности распространения на этих фигурах светотени. Также следует различать в рисунке тон и светотень. Как тон, как и светотень можно сделать при помощи штриховки. Однако задачи светотени отличаются от задач тени. Светотень является формообразующим началом. Она одинаково ложится и на белый предмет, и на чёрный либо на предмет другого цвета. Законы расположения светотени невозможно изменить с помощью какой бы то ни было раскраски предмета либо фактуры его поверхности. Если в рисунке имеется задача создать светотень, это говорит о необходимости проявления формы и размещения предметов безотносительно цветов и тонов этих предметов. Такое требование обычно имеется в случае работы над конструктивным рисунком.

Поделись хорошей статьей 🙂  


Светотени

Значение слова Светотень по словарю Брокгауза и Ефрона:

Светотень (chiaroscuro, clair-obscur, Helldunkel) — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые. Явления световых контрастов (см.), обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предмета, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к С., в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего С. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовалыцик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. Что касается идеально точной светописи (еще не существующей), то пришлось бы в негативе ретушировать в слитных местах, чтобы сделать их раздельными. Бывают картины, в которых противоположения света и тени мало ощутительны. такие картины трудно передаваемы в однотонном рисунке или в гравюре, которые в таких случаях дают необыкновенно слабое понятие об оригинале. Гораздо чаще в живописи пользуются не только колоритностью, но и С., в ее тесном определении, как могучим средством для передачи впечатлений зрителю. Рембрандт может служить представителем такого направления: его С

не может считаться необходимой естественной принадлежностью изображаемого, но она могущественно направляет внимание зрителя на те части картины, в которых художник поместил существеннейшую часть своей художественной идеи. Рибера, Зурбаран, Веласкес, знаменитые представители старинной испанской живописи, часто пользовались сильными контрастами света и тени

гораздо менее прибегал к ней Рафаэль. Новейшие импрессионисты и пленэристы (изобразители атмосферного освещения или открытого воздуха) часто с намерением избегают сильной С., стараясь заменить ее исключительно игрой красочных тонов. Поэтому большинство их картин, даже тех, за которыми следует признать достоинства, очень слабо воспроизводятся в гравюрах и рисунках. Вообще пейзажная живопись передается рисунком неудовлетворительно во всех случаях, когда оригинал не отличается С., и тона, которые в пейзаже еще более существенны, чем в произведениях живописи других категорий, в передаче одним тоном не могут быть сделаны понятными. Тихое, ровно освещенное море при почти безоблачном небе может иметь прелесть, передаваемую только красками. напротив того, лес с его формами деревьев и почти неизбежной естественной С. производит хорошее впечатление и в рисунке: для примера можно указать на нашего известного (ныне покойного) пейзажиста Шишкина. Ф. П.

Работа со светом и тенью: заключение

Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом – это тоновая растяжка

В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных

Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее – появляется тон.