Сведение проекта. с чего начать?

Что такое мастеринг?

Сведение проекта. с чего начать?Мастеринг – завершающий этап перед выпуском песни

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Мастеринг

Мастеринг музыки – второй и заключительный этап технической доводки. В некотором смысле, это просто подгонка звучания под общепринятые мировые стандарты, которые касаются определенного стиля музыки. К примеру, многие лейблы не доверяют мастеринг трека своим музыкантам, а выполняют его сами – чтобы вся размещаемая в рамках лейбла или радиостанции музыка имела один характер звучания и ни один трек не выбивался из общего стиля. Вторая задача, которую выполняет мастеринг, это обеспечение хорошего звучания на любой акустической системе, наушниках и даже радиоприемнике.

Важнейшая задача мастеринга – работа над максимальной громкостью по разным метрическим системам: RMS, LUFS, True Peak другие. Соответствие этим стандартам строго обязательно, если трек претендует на широкую ротацию. К примеру, вся музыка и иной звук, который можно услышать по телевизору или радио, лимитируется на уровне -23 LUFS или -1 True Peak – такие значение были установлены для того, чтобы пресекать так называемую «войну громкостей» или «loudness war», которая часто приводит к клиппингу у слушателя и высокой нагрузке на вещательное оборудование радиостанций и стриминговых сервисов в Интернете.

Сведение проекта. с чего начать?Помимо технических проблем при вещании, которые может вызвать полюбившаяся многим новичкам компрессия «под ноль», война громкостей вредит музыке в целом. Когда слушатель включает подборку треков в определенном стиле, ему не хочется, чтобы внезапно в середине прослушивания заиграл заметно более громкий трек, чем были до этого. Это как минимум шокирует слушателя и отобьет желание слушать музыку в этом стиле, а как максимум сожжет ему акустическую систему, усилители, и травмирует слух.

Второе – проверка моносовместимости и работа со спектром. Как было сказано ранее, хорошее сведение и мастеринг музыки должно быть таким, чтобы получивший материал можно было слушать на любом звуковоспроизводящем оборудовании. Это может быть дорогостоящая Hi-Fi система в домашнем кинотеатре, наушники от смартфона или обычное радио в автомобиле.

Сведение проекта. с чего начать?Хороший аудио-инженер сделает так, чтобы материал сносно звучал везде. Это во многом определяем успех трека – не все слушатели имеют хорошую акустику, но всем хочется услышать из нее качественный звук. Музыкант, который удовлетворит это простое желание, обязательно получит еще одного почитателя в свою фан-базу.

Мастеринг звука может выполнять и художественные задачи. Часто с помощью STEM-мастеринга происходит финальная доводка трека, которая работает не на технические параметры звучания, а на художественные: плотность низких частот, ширина и прозрачность стерео на середине и верхах, резкость динамических переходов и прочее.

Советы

  • Копируй! Если услышал музыку от которой у тебя мурашки по коже табунами бегают. Садись и копируй! Вслушивайся в каждый элемент. На этом этапе обычно случаются открытия, а порой происходит самая настоящая магия.
  • Слушай разную музыку. Не ограничивайся популярным и супер востребованным контентом. Обрати свой взор на классику, на экспериментальную музыку, на живую и на все остальные.. 
  • Смотри YouTube. Не нужно бежать и отдавать последние деньги за первый попавшийся курс по музыке. Безусловно от них есть польза, но ровно настолько, насколько ты готов впитать эту информацию. Тренируйся на простых видео по той же тематике.
  • Слушай только адекватную критику и советы. Про сведение и мастеринг тебе могут говорить что угодно. Смотри на результат. Если это дает результат — используй!
  • Самый важный и самый бесценный совет: БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ! Курсы, знания и теория это пожалуй 10-20 процентов успеха. Остальное дело практики!

На этом у меня все. Я благодарен тебе за то, что ты дочитал эту статью до конца. Я от всей души желаю тебе успехов и старания в музыкальном деле. Делай и все у тебя получится! Ты все сможешь! Я верю в тебя) 

Прослушивание и сырой микс

Если мы не были вовлечены в более ранние стадии производства (о которых можно почитать здесь) и свободно бы владели сырыми дорожками, то нам необходимо прислушаться к тому, что будет «смешано».

Прослушивание сырого трека позволяет нам узнать музыкальное произведение, уловить его настроение и эмоциональный контекст, выявить важные элементы, моменты или проблемы, которые мы должны исправить. То есть мы должны выучить наши ингредиенты, прежде чем мы начнем приготовление еды.

Очень часто грубое сведение предоставляется с необработанными треками. Такая запись может многое рассказать нам о песне и вдохновить на определенное направление сведения.

Даже когда предоставлено грубое сведение, создание собственного варианта может быть более удобным. Так мы сможем более детально изучить расположение, структуру, качество записи и, возможно, самое главное, понять как мы можем передать эту запись в наилучшем качестве.

Наша собственное грубое сведение – это шанс узнать многое: с чем мы имеем дело, что нужно делать и как. Это также поможет подготовить план сведения (о нем подробнее далее).

Одна из проблем с сырыми миксами заключается в том, что и тот кто создал его, и мы можем, иногда непреднамеренно, привыкать к нему и принять этот вариант как образец для окончательного микса. Это происходит на бессознательном уровне. Так как сырой микс даёт нам первое впечатление о том, как различные элементы превращаются в что-то общее, как они звучат в миксе

Первое впечатление действительно очень важно

Однако, оно может быть опасным, так как грубое сведение, по своей природе, делаются с небольшим вниманием к мелким деталям, а иногда даже включает случайные пробы, в которых мало технического или художественного смысла. И все же, привыкнув к ним, потом довольно трудно отойти от них

Об этом всегда стоит помнить.

Эквалайзинг

Эквалайзинг – это частотная коррекция композиций и один из самых ответственных моментов перед мастерингом. Любая частотная подгонка проводится до обработки композиции другими эффектами.

Те, кто разбирается в таком деле, как сведение и мастеринг, знают, что эквализация вокала является большой проблемой почти для всех. Если неплохое звучание ещё можно имитировать качественными сэмплами, то плохо записанный голос уже ничем не исправишь. Практически ни у кого из любителей нет дорогого студийного микрофона, а если есть, то он, как правило, неправильно подобран. В профессиональной записи правильно подобранный микрофон – половина успеха. Вторая половина – это правильно обработанный голос

Из-за того, что у материала изначально низкое качество, к голосу следует относиться с двойным вниманием

Сведение проекта. с чего начать?

Что почём? Цены на сведение песни:

  • Почасовое сведение – 3 000 руб/час. В стоимость входит: аренда контрольной комнаты, аренда оборудования, работа звукорежиссёра, чай, кофе.
  • Предсведение – 4 000 руб./трек. Срок изготовления: 2-4 дня
  • Базовое сведение — от 6 000 руб./трек. Срок изготовления: 4-5 дней
  • Сведение 2-го уровня – 12 000 руб./трек. Срок изготовления: 5-6 дней
  • Сведение 1-го уровня – 18 000 руб./трек. Срок изготовления: 6-9 дней
  • Онлайн-сведение – от 5 000 руб./трек. Срок изготовления: до 10 дней

Мы бесплатно вносим до трех правок в сведение. В каждой правке может содержаться не более пяти пунктов.

Далее алгоритм правок следующий:

  • 4-я правка: 50% от суммы сведения;
  • 5-я правка: +10% к 3-й правке;
  • 6-я правка: +10% к предыдущим правкам.

Стоит отметить, что данные условия идут только на благо заказчика и наших исполнителей.
*Внесение правок возможно в течение 1 месяца (30 календарных дней) с момента получения сведения.

Что ещё нужно знать о сведении.

Делимся опытом

  • Сведение – заключительный этап, после которого я получу готовый трек?

    Сведение – один из ключевых этапов работы над треком, после которого можно более или менее конкретно понять, что же из всего этого выйдет. Однако, чтобы аудиоматериал превратился в действительно качественную и профессиональную запись, после сведения необходимо провести мастеринг. Тогда ваш микс будет радовать чистым и ровным звучанием.

  • Кто занимается сведением?

    Как правило, во многих музыкальных студиях есть универсальный профессионал–сотрудник, который записывает и сводит трек, а потом ещё занимается аранжировкой, мастерингом и по совместительству принимает клиентов. У нас, к счастью, таких супергероев нет. Для каждого этапа необходимы определённые знания, навыки и опыт, только тогда можно говорить о достойном результате. Поэтому в нашей команде за конкретный процесс отвечает отдельный специалист, а непосредственно сведением занимается звукорежиссёр.

Что нужно, чтобы отправить трек на сведение?

В письме обязательно прикрепите DEMO запись (не важно, какое качество, хоть с телефона)
Мультитрек следует присылать в архиве, залитый на файлообменник.
Приложить к мультитреку эталонные (референсные) треки, на звучание которых звукорежиссёр должен опираться в процессе сведения.
Все файлы должны быть в формате WAV (24 или 32 бита; 44,11 кГц и выше)
Все файлы без нормализации и какой-либо обработки. (ВАЖНО! Для синтезаторов и сэмплированных инструментов: высылать два вариант аудиодорожек: с эффектами и без).
Стереодорожки высылать отдельными монофайлами (L и R каналы отдельно).. Наш постоянный гость студии, артист Кравц, рассказывает в интервью о необходимости заниматься вокалом с педагогом

Cмотрите видео:

Наш постоянный гость студии, артист Кравц, рассказывает в интервью о необходимости заниматься вокалом с педагогом. Cмотрите видео:

План

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>yle=»text-align: justify;»>Если просто поднимать или опускать фейдеры и делать то, что кажется правильным, то это не будет эффективно.  Это как играть в футбол без тактики.

Как микс имеет свои особенности, и даже разные его части требуют различных подходов. Как только мы познакомились с сырым материалом, специфический план действий должен быть «написан» либо в уме, либо на бумаге.

Приведём ниже пример того, как может выглядеть «грубый» план действий до начала сведения. Как вы увидите далее, этот план включает в себя различные идеи, но здесь практически нет ограничений на то, что может повлечь за собой такой план:

я собираюсь начать сведение с ударных в кульминации (или в месте, где наибольшее количество звучащих дорожек); в этом миксе бочка должна быть громкой и бить в лицо; я буду компрессировать это с помощью дистрессора (прибор в котором объединены возможности ДИСТоршна и компРЕССОРа, см. фото ниже), акцентировать эту атаку, а затем добавить суб-баса.

Сведение проекта. с чего начать?

Пэды будут панорамированы примерно на половину влево и вправо от центра и должны сидеть сзади всех остальных. Я также должен попытаться исказить лиды, чтобы добавить некоторую агрессию. Я бы хотел, чтобы это звучало примерно как Newman от Vitalic.

Это может быть трудно получить видение всего сведения на самых ранних стадиях. Ведь невозможно написать план, включающий в себя каждый шаг, который должен быть выполнен. Кроме этого, такой детальный план может ограничить твоё творчество и некоторые случайности, которые являются важными аспектами при сведении.

Поэтому вместо одного большого плана проще работать с помощью небольших планов – всякий раз, когда небольшой план завершен, происходит новая оценка всего сведения и появляется новый план. Вот реальный пример частичного списка задач с заключительного этапа сведения:

  • Бочка звучит плоско
  • Рабочий слишком далеко во время припева — заменить триггерами (только в припеве)
  • Стерео дисбаланс скрипок — изменить панорамирование
  • Секция соло: реверберация у скрипки не впечатляет достаточно
  • Электрогитара всё ещё не определяется в миксе
  • Добавить автоматизацию реверберации на рабочий

Не все инженеры по сведению подходят к этому процессу с подробным планом, некоторые делают это неосознанно. Тем не менее, всегда есть какая-то методика, какое-то понимание этой процедуры.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями.

Продолжение (Сведение проекта. С чего начать? Часть 2).

Современный сервис, с помощью которого путешественники могут забронировать авиабилеты, билеты на поезд или автобус дешеві авіаквитки. Путешествуйте по миру, воплощайте самые смелые замыслы.

Подписаться

Про мастеринг

Тут я мало чего могу рассказать. Диванный мастеринг — это накрутить в Озоне пару-тройку настроек, чтобы все звучало громче, шире и сочнее. Пойми наконец, настоящий мастеринг в домашних условиях не сделать! Это делают в очень подготовленных комнатах на очень недешевом оборудовании. Мастеринг дома — это упаковка для твоего бита или микса, чтобы красиво его подать. По-хорошему, трэкаут бита лучше отправлять с чистым мастером и с хэдрумом.

Я хочу напомнить, все вышесказанное является лично моими выводами. Это не прописные истины, а результат моих трудов, в течение определенного времени. Со временем, что-то я дополню, а что-то пересмотрю. Но основной посыл я думаю сохранится.

Что такое мастеринг?

Итак, что такое мастеринг трека и чем он отличается от сведения? Когда сведение готово, мы приступаем к финальной обработке аудио – файла, то есть работаем уже не с отдельными дорожками, а с готовым соединенным воедино материалом. Это и называется мастерингом, в ходе которого достигается должный уровень трека, приемлемый для выпуска на цифровых и физических носителях. Используются эффекты для мастеринга музыки. В большинстве случаев звукорежиссеры используют многополосный компрессор/лимитер, многополосный эквалайзер, психоакустический процессор или расширитель панорамы, плагин для дизеринга и другие эффекты. За мастерингом обычно обращаются к профессионалам, так как процесс требует определённых знаний, дорогостоящего оборудования и качественного помещения.

Рекламная пауза: такие услуги предоставляем и мы, специалисты Stereoschool – школы электронной музыки и студии звукозаписи в Москве. Запишитесь на курс “Основы сведения музыки” или “Профессиональный мастеринг” и станьте профессиональным звукорежиссером! Вы можете пройти бесплатный пробный урок.

Но при большом таланте и опыте, мастеринг можно сделать и в домашних условиях.

Имеется специфика мастеринга треков, связанная со стилем музыки, а также носителем, на котором будет издан материал. Для цифровых продаж необходимо одно звучание, для виниловых пластинок – другое. Громкость и эквализация финального микса классической музыки значительно отличается от танцевальной электронной, и так далее. В центре внимания – среднеквадратическая громкость (RMS), то есть то, насколько громко звучит композиция.

В последние пару десятилетий она всё повышается и повышается, многие мастеринг – инженеры стараются сделать музыку звучащей настолько громко, насколько это возможно, что, к сожалению, сильно отражается на динамике и качестве композиций. В отличии от коммерческой музыки, на радио и телевидение данная проблема решена при помощи стандартов громкости, которая меряется параметрами True Peak и LUFS.
Есть также понятие пред-мастеринга, когда Вы доводите звучание до в целом приемлемого уровня при помощи компрессии или лимитера и косметических правок эквалайзером. Такой вариант оптимален для общего прослушивания или направления трека музыкальному лейблу.

Что такое мастеринг?

Иногда в процессе записи может обнаружиться грубая ошибка. В этом случае музыканты шутят: «Поправим на мастеринге». Смысл этой шутки такой же, как и у знаменитого выражения: «Горбатого исправит могила». Если сведение – это процесс создания одного трека из множества моно- и стереотреков, то мастеринг – дальнейшая работа с получившимся результатом. Она предполагает последнюю обработку записи перед ее выпуском в массовое производство на дисках.

Итак, мы определились с тем, что такое мастеринг. Теперь выясним, сколько он включает этапов. Их всего пять:

Профессиональное звучание. Главная задача этого этапа – добавить к существующей записи финальные штрихи. Нужно выровнять уровни, проанализировать общее сглаживание трека и т. д. В общем, необходимо сделать звук профессиональным.
Общая созвучность целого диска. Не меньшего внимания требует созвучность всех композиций диска вместе при последовательном проигрывании

Всё ли ровно звучит? Есть ли несовпадения уровней? Имеет ли компакт-диск собственный «характер»? На этом этапе важно добиться минимальной разницы между звучанием отдельных треков с учётом общей картины.
Подготовка к тиражированию. Этим занимаются на заводе.
Специфика аналогового звучания

Здесь сложно сказать что-то однозначное, но в целом аналоговое оборудование является источником дополнительных нелинейных искажений. Благодаря этому звук становится намного лучше. К примеру, аналоговый эквалайзер может привносить едва заметные поканальные фазовые задержки. Высокоточный цифровой эквалайзер не имеет такого «недостатка». Но это не значит, что он более музыкален. В случае обогатителей и компрессоров всё еще сложнее. Хотя именно эта специфика аналоговой обработки придает музыке глубину, яркость, басовитость и теплоту, делая более приятным общее звучание.

Графические средства. Некоторым звукоинженерам, считающим коммерческое сведение и мастеринг своим истинным призванием, не нужны датчики. Они могут определить частоту и уровень компрессии по слуху. Простым смертным, конечно, нужны разнообразные датчики и наблюдение за положением ручек настройки, регулировка которых позволяет визуально отображать внесённые в звук изменения. Тем не менее, в этой деятельности уши – самый лучший рабочий инструмент.

Можно ли делать самому?

Пост-продакшн давно перестал быть прерогативой профессионалов и обеспеченных музыкантов, которые способны заплатить за студийный мастеринг на Abbey Road. Сегодня подавляющее большинство электронщиков занимаются этим сами и получают очень близкий результат к тому, который выдают дорогие студии. С развитием музыкальной индустрии появились и автоматизированные сервисы по типу LANDR, которые выполняют финальную доработку трека с помощью искусственного интеллекта и результат также нельзя назвать плохим.

В материалах PRO-раздела можно найти подробные курсы по сведению электроники, мастерингу своих треков, и STEM-мастерингу для финальной доводки. Каждый из перечисленных курсов наглядно демонстрирует разницу между треками до обработки и после неё и поэтапно показывает путь к достижению нужного звука.

Чем отличается сведение от мастеринга

В электронной музыке результатом творческой деятельности становится набор дорожек в какой-либо DAW. Это мультитрек, который может содержать в себе неограниченное количество различных инструментальных и перкуссионных партий, несколько бас-линий, SFX, атмосфер, вокальных вставок и прочего-прочего. В треках опытных музыкантов число дорожек может достигать 100 и более, при этом каждая из них будет звучать хорошо.

Когда идея трека кажется начинающему музыканту хорошей, но не было сделано хотя бы минимальное сведение и мастеринг, звучание может разочаровать слушателя. Это будет плохой микс, в котором проваливаются инструменты, бочка не обладает достаточной энергией чтобы создавать мощный ритм, нет никакого разделения на планы, звук находится на одной линии или вовсе прилипает к колонкам, и в целом трек не передает того настроения, который в него пытался заложить автор.

Сведение проекта. с чего начать?

Это классическая проблема, возникающая у всех новичков. После написания первых треков и разочарования в их звучании, многие начинают сравнивать свою музыку с работами профессионалов, который уже достигли высокого уровня. Сразу становится понятно, что для достижения такой читаемости и глубины миксов, такого же мощного ритма и всего остального, что так цепляет в коммерческой музыке, нужно обладать особым мастерством и знать что-то такое, чего не знают другие. Это не так. Сегодня мастеринг и сведение треков можно выполнять самостоятельно в домашних условиях – при достаточно ответственном подходе можно легко приблизиться к уровню звучания коммерческих треков. Если же просто выполнить минимальный аудио-инженеринг, сам факт его выполнения заметно повысит качество звучания и выделит трек на фоне других работ любительского уровня.

Сведение проекта. с чего начать?В этой статье мы расскажем, чем отличается сведение от мастеринга и почему без них нельзя обойтись, когда задача – сделать так, чтобы простой набор звуков превратился в единую картину, стал представлять из себя плотный и разборчивый микс.

Сведение как целая композиция

Составляют ли отдельные элементы микс или микс состоит из отдельных элементов?

Те, кто считает, что отдельные элементы составляют весь микс, могут уделить больше внимания звучанию отдельных элементов. Но те, кто думает, что микс состоит из отдельных элементов будут заботиться о том, как звук отдельных элементов влияет на звучание всего микса. Стоит помнить, что микс (в целом) является конечным продуктом

Конечно, мы не можем сказать, что звучание отдельных элементов не важно, но звучание общего микс должно быть приоритетным

Давайте приведём несколько примеров.

Чрезвычайно распространено применение high-pass фильтра на вокале для того, чтобы удалить мутность и увеличить его читаемость. Такая обработка иногда может заставить вокал звучать совершенно неестественно, особенно если он звучит сольно. Однако этот неестественный звук часто работает очень хорошо в контексте всего микса.

Другой пример: вокал может быть скомпрессирован во время соло, но компрессия может его улучшить только тогда, когда остальная часть микса играет также. Нерациональное изменение уровня может стать более заметным при сравнении этого материала с референсным треком.

Оверхэды следует компрессировать также с учётом общей динамики и интенсивности всего микса.

Коснёмся немного такой сферы, как психоакустика. А именно того, что наш мозг может отделить один звук от группы звуков.

Так, например, при эквализации бочки мы можем изолировать её от остального микса в нашей голове. Но мы не можем просто слушать весь микс, в то время как эквализируем бочку, повышая вероятность звучания бочки лучше в контексте микса.

Это может показаться немного абстрактным и неестественным, но пока мы манипулируем чем-то мы стремимся ясно услышать эффект. Искушение сосредоточиться на манипулируемом элементе всегда существует, но при прослушивание преимущество должно отдаваться тому, как манипуляция влияет на микс в целом.

Сведение

Это первый этап технической доводки трека, идущий сразу после написания аранжировки и размещения семплов на тайм-лайне проекта. В поверхностном смысле задача этого этапа состоит в том, чтобы все инструменты трека просто были хорошо слышны и не маскировались друг за другом. В некоторых стилях музыки этого достаточно, но уровень такого сведения все-равно не будет впечатляющим. Профессиональное сведение и мастеринг предполагает еще и работу с динамикой инструментов, их спектром и временными параметрами, а также объемом всего микса.

Сведение проекта. с чего начать?Приоритетная задача сведения – размещение инструментов в объеме и панорамирование. Музыка давно стала стереофонической, но даже сейчас не все музыканты используют тот огромный потенциал, который дает привычная нам стереобаза. Правильно выстроенный объем должен создавать иллюзию того, что звук находится в воздухе перед слушателем, а инструменты образуют так называемую сцену: занимают четко определенное место и никуда не «плывут» и не «смазываются». На изображении выше проиллюстрирован классический объем для электронной и рок-музыки. Особенность же «электронных сцен» заключается в том, что при работе в DAW параметры объёма легко модулировать: делать так, чтобы на протяжении звучания трека он менялся, а вместе с ним перемещались и сами инструменты. Это мощный художественный прием, который уместно применять именно в электронных стилях.

Объем строится через применение ревербераторов с определенными пресетами. Они отдаляют звук на задний план, ставят его выше или ниже и позволяют строить несуществующие в реальной жизни объемы: космос, невероятно высокие и при этом узкие помещения и прочее.

Сведение проекта. с чего начать?Существуют и более простые и наглядные ревербераторы. Так называемые IR (impulse response) или импульсные, выстраивающие объем на основе импульсного отклика, который был снял в реальном помещении.

Сведение проекта. с чего начать?Такие решения уместны, когда на ручной подбор параметров нет времени или желания, а получить хоть какую-нибудь сцену микса хочется побыстрее. Для электронной музыки импульсные ревербераторы применяются достаточно редко, так как не позволяют изменять заложенные в программу параметры объемов.

Помимо размещения в объеме, в задачи сведения входит работа с динамикой и спектром инструментов. Например, решение вечной проблемы бочки и баса через сайдчейн и эквализацию, подчеркивание определенных частотных областей в лидирующий партиях, выделение характерных призвуков в различных инструментах и прочее. В конечном итоге сведение – это создание единой звуковой картины из разрозненных инструментов, которые изначально звучат плоско и конфликтуют друг с другом в плане частот и динамики. Получившийся микс должен соответствовать задумке автора по объему, сцене и читаемости партий.

Про сведение

Сведение — то что ты должен уметь делать ночью с завязанными глазами, голый в грозу и метель, имея под рукой только тетрис или денди. Короче, сведение для битмейкера — самая важная часть!

Подбор сэмплов

Для начала, ты должен понять что сведение начинается с подбора звуков. Конечно ты можешь накачать кучу разнокалиберного шлака, именуемого сэмплами и попытаться сделать из всего это шипучий коктейль — который может и взорвет, а может и нет.. Звуки должны уживаться и гармонировать.

Баланс громкостей

Тут все зависит от того в каком стиле ты пишешь музыку и как ее слышишь. Главное чего не стоит допускать это слишком явного преобладания одного инструмента над другими. Отрегулируй баланс, найдите золотую серединку!

Эквализация

Дай каждому инструменту свой частотный диапозон. Инструмент должен дышать свободно. Каждый инструмент должен занять свою нишу и будет в миксе мир и гармония.

Пространство

Ревербы, дилеи, панорамирование — все это как специи и добавляются они на свой вкус. Я считаю что работа с пространством в музыке — это ключ к уникальному почерку. Именно тут люди находят свой неповторимый стиль, свою изюминку. Не знаю как еще объяснить — пробуй!

Красители

Всевозможные сатураторы, ухудшаторы, улучшаторы. Все что насыщает и улучшает твой микс, добавляй в самом конце. Почему так? Все просто, ты должен добиться классного звука простым сведением. Первые четыре ступени должны давать максимальный результат и только потом идет Пространство и Красители.

Уровень мониторинга[править]

Сведение на высокой громкости утомительно для ушей. Сведение музыки на низкой громкости позволяет дольше сохранять уши свежими и минимизирует усталость. Самый идеальный вариант – периодически менять уровень громкости при сведении, чтобы лучше представлять, как микс ведет себя на разных громкостях.

Сводить в наушниках может показаться хорошей идеей, так как они избавляют от внешнего шума и хорошо выявляют детали, но лучше прибегать к ним для проверки чистоты звука, а сводить, все-таки, на мониторах. Это связано с тем, что, во-первых, наушники склонны слишком все преувеличивать, а во-вторых, в них сложно адекватно настроить стерео-картину.

Что такое сведение трека?

Качественное звучание Вашего произведения – это полпути к успеху. И порой для того, чтобы добиться такого звучания, требуется вложить времени ещё больше, нежели чем на написание самой композиции. Так что если Вы уже прошли огонь, то теперь нам предстоит вода и медные трубы – сведение музыки. Что это такое, из каких этапов состоит процесс доведения записей до качественного звучания, какие существуют приёмы и особенности, мы рассмотрим в данной статье.

Итак, в программе обработки звука, у Вас есть некоторое количество звуковых дорожек. Обычно, каждая из них – это партии определенного инструмента, добавленные сэмплы или живые записи.

Сведение – процесс балансировки и редактирования записанных дорожек таким образом, чтобы все инструменты гармонично сочетались между собой, а всё произведение обрело целостное и характерное звучание.

Сведение проекта. с чего начать?

Важные выводы

Сведение и мастеринг треков – увлекательный творческий процесс. Для него можно использовать визуализацию, представляя в воображении расположение инструментов, их взаимодействие, а также пространство, в котором они располагаются. Каждое произведение уникально, необходимо понимать идею, для какой целевой аудитории оно создаётся и на каком носителе будет реализовано.

Для начала, советуем ориентироваться на качественные коммерческие записи, которые Вам нравятся (так называемые «референсы»). Сопоставьте частотный диапазон, громкость и другие параметры Вашей композиции и тех, на которые ориентируетесь. Набравшись опыта, можно прийти к собственному звучанию, уникальному и выделяющему из списка музыкантов.

Если Вы хотите глубже познать процесс, занимаясь с профессиональным преподавателем и получить сертификацию, то можете обратиться в Stereoschool, где предоставляются курсы сведения и мастеринга, а также помощи в доработке произведений и поддержке в написании и издании музыкальных альбомов.

Ждем вас на наших занятиях. Подарок каждому студенту – журнал о music production “Future Music”