Сургуч

Состав

Сургуч вообще является смесью твёрдых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший сургуч должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твёрдости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать). В изломе хороший сургуч должен быть гладким и не слишком матовым. Печать, воспроизведённая сургучом, не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца.

Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандовое и др.) — для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжёлый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей тугоплавкости.

Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:

  1. пропусканием спиртового раствора через костяной уголь;
  2. действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (½ — 1 час на свету);
  3. действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24—48 часов).

В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой, после чего промывается до исчезновения кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета.

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Для цветных сургучей употребляются следующие краски:

  1. красные — киноварь, свинцовый сурик, осаждённая и прокалённая окись железа и др.;
  2. жёлтые — хромовая жёлтая, , охра и др.;
  3. зелёные — , хромовая зелень и др.;
  4. синие — берлинская лазурь, кобальтовый ультрамарин;
  5. коричневые — различные умбры;
  6. чёрная — сажа;
  7. белые — мел, гипс, углекислая магнезия, цинковые, баритовые и висмутовые белила и др.

История

На заднем плане портрета донаторки работы Петруса Кристуса изображена большая цветная гравюра, прикреплённая к стене сургучом (ок. 1455, Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Сургуч представляет собой при обыкновенной температуре твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании и в жидком или полужидком состоянии способную склеивать. Сургуч — изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешёл, по-видимому, из Испании, как показывает его раннее французское название (фр. cire d’Espagne).

Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем», а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов. В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века. Сургуч также применяли для создания впечатления скрепления печатью важных документов или для герметичного уплотнения сосудов, например, для уплотнения клапанов кларнета. Хотя теперь сургуч используется в основном в декоративных целях, раньше он применялся для того, чтобы гарантировать подлинность содержимого конверта.

Несмотря на различия в рецептах сургуча, все их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией. В средние века его обычно делали из пчелиного воска, который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином», зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы. В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари. В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент.

В XVI веке португальцы привезли новый рецепт сургуча из Ост-Индии. Поэтому сургуч в те времена часто называли «испанским воском». По новому рецепту сургуч стали изготавливать из смеси (в различных пропорциях) шеллака, терпентина, бензойной смолы, стираксового масла, толуанского бальзама, канифоли, мела или гипса, а также красящего вещества (часто той же киновари или свинцового сурика), но необязательно с добавлением воска. Доля мела варьировала: более грубый сургуч использовался для запечатывания винных бутылок и варенья, более мелкий — для запечатывания документов. Добавление мела или цинковых белил было также необходимо для того, чтобы сургуч не слишком быстро капал.

Удостоверение акушерки приёмного покоя для приходящих бедных больных Севастополя, выданное А. И. Савицкой в 1907 году, для подлинности скреплено сургучной печатью

Первоначально сургуч делали красным (за счёт вышеупомянутых киновари и свинцового сурика либо красной окиси железа), но позднее он мог быть и чёрным (благодаря добавлению или жжёной слоновой кости), зелёным (за счёт ярь-медянки) или жёлтым (за счёт хромового жёлтого). Иногда, как это, например, практиковалось Британской монархией, различным типам документов присваивались различные цвета печатей.

С 2011 года Почта России решила отказаться от использования сургуча при опечатывании корреспонденции и заменить его на современные средства защиты почтовых отправлений. Причинами такого отказа являются:

  • неэффективность и даже опасность применения этого материала с введением автоматизированных сортировочных центров,
  • риск производственных травм (ожогов) и отравления вредными веществами, выделяемыми при нагреве сургуча,
  • дополнительные затраты на электроэнергию для поддержания необходимого температурного режима в сургучницах, устройство вытяжек для отвода запаха разогретого сургуча, а также утилизацию использованных сургучных печатей.

Красное, белое, сухое, крепленое

Еще одно применение сургуч нашел в винодельнях. Им могут декорировать бутылки, наливая расплавленный материал на поверхность. Оставив оттиск, винодел может нанести на бутылку некую информацию. Это может быть номер партии, дата разлива или сорт винограда, из которого произведен напиток.

Сургуч

В некоторых винодельнях таким образом закупоривают бутылки. Правда, его используют как внешний слой пробки. Для этих целей лучше всего подойдет сургуч кусковой, он бывает разных цветов, внешне имеет шероховатую текстуру, его кусочки можно спутать с колотым кирпичом.

Как давно мы писали письма на бумаге? Кажется, что этого не было никогда. Удобство электронной почты не вызывает сомнений. Но попробуйте побаловать дальнего друга, которого вы не видели много лет, родителей, проживающих в другом городе, первую учительницу письмом, написанным своей рукой. А чтобы запечатать его, возьмите сургуч. Что это такое, мы уже знаем, купить его можно на почте, в магазинах канцелярских товаров или рукоделия. Подарите близким незабываемые минуты и трогательные воспоминания!

Этимология

Во многих европейских языках (в том числе английском, немецком, французском, итальянском и других) слово, обозначающее сургуч, дословно переводится как «воск для запечатывания» (ср., например, англ. «sealing wax», нем. «Siegelwachs» для сургуча, изготовленного по старому рецепту, и нем. «Siegellack» для «испанского воска», фр. «cire à cacheter» или итал. «ceralacca»)[источник не указан 291 день]. В русском языке слово «сургуч» имеет иноязычное происхождение и, возможно, восходит к тюркской лексике (например, surgač — «красящее вещество для крепления лезвия ножа к рукояти»). Такова версия Карла Менгеса, которую приводит в своём словаре и Макс Фасмер, в то же время не делая однозначного вывода касаемо данного предположения. В том же словаре Фасмер отвергает версию Н. В. Горяева о происхождении данного слова от фр. cire «воск» и фр. cachet «печать» или сходного выражения фр. cire à cacheter.

Что в письме?

Первое время этот материал имел лишь защитную функцию. Однако с возрастающими запросами знати (высокая цена не позволяла простому народу использовать это вещество) потребовалось создавать сургуч разных цветов, придумывать формы для оттисков. Некоторые даже покрывали печать слоем золота или серебра.

Человеку свойственно проявлять неординарность и индивидуальность даже в будничных и простых вещах. И если на первый взгляд письмо – это лишь часть деловой переписки, то следует понимать, что раньше это было основное средство общения на расстоянии. Письма писались по разным поводам. С посыльными отправляли извещения о смерти родных, рождении детей, приглашения на торжества, передавали дружеские записки и тайные любовные послания.Сургуч

Каждое письмо имело свой стиль, и часто, чтобы его подчеркнуть, использовали цветные печати. Так, цветной сургуч служил знаком, который еще с порога мог дать понять, что в послании.

К примеру, черная печать означала, что полученная корреспонденция содержит информацию о чьей-либо смерти, белый цвет не зря привычен для легких и добрых событий. Такой печатью украшали приглашения на свадьбу, делились информацией о помолвке.

Красный сургуч имел свой цвет благодаря своему составу и добавлению в него сурика. Такой цвет был наиболее популярным и в бытность использовался повсеместно.

Приготовление

Советская электрическая сургучница

При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи, в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом. Прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, всё время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой. Пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек. Когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют её на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из четырёхугольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу). Длина каналов в два раза больше длины нормальных сургучных палочек; для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого сургуча, потому что последний делается от этого хрупким и ломким.

Если палочку нужно бронзировать, то форма предварительно посыпается бронзовым порошком. Если форма гравирована, то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются ещё полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию. Для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезаются пополам. Если требуется палочки золотить или серебрить, то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают.

Рецепты

Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает для примера следующие:

1. Красный сургуч
высший сорт: шеллак — 120 частей, терпентин — 80, киноварь — 90, скипидар — 20, магнезия — 30;
почтовый сургуч: шеллак — 20, канифоль — 80, терпентин — 50, скипидар — 5, мел — 30, гипс — 5, сурик — 60;
сургуч для пакетов: канифоль — 200, сосновая смола — 100, терпентин — 50, мел — 75, скипидар — 3, окрашивается умброй или болюсом.
2. Жёлтый сургуч
шеллак — 76, терпентин — 85, сосновая смола — 45, магнезия — 18, жёлтая хромовая краска — 25.
3. Зёленый сургуч
шеллак — 70, терпентин — 80, сосновая смола — 40, магнезия — 15, берлинская лазурь и жёлтый крон — 25.
4. Синий сургуч
шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 35, магнезия — 10, мел — 20, ультрамарин — 20—25 частей.
5. Коричневый сургуч
шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 40, гипс — 20, мел — 20.
6. Чёрный сургуч
шеллак — 50, терпентин — 90, сосновая смола — 65, мел — 40, сажа — 12.
7. Белый (просвечивающий) сургуч
обесцвеченный шеллак — 30, густой терпентин — 40, мастика — 50, белила баритовые — 30.
8. Восковой сургуч
белый воск — 50, терпентин — 15, киноварь — 10, глицерин — 5.

Так писем не ждут, так ждут письма…

Невозможно вообразить, сколь часто, распечатывая заветное письмо дрожащими пальцами, адресаты нервно теребили печать, пытаясь ее быстрее сорвать. Средство защиты наверняка было причиной для досады и лишней тревоги.

Сургуч

Сургуч в наше время зачастую носит лишь декоративную функцию. Конечно же, есть еще романтики, любители словесного жанра, которые хотят быть оригинальными. Но все же сейчас сургуч кусковой, гранулированный и таблетированный тоже пользуется популярностью, его покупают штучно, часто для рукоделия, оформления подарков или других поделок. Такой элемент понравится любителям старины, а открытка, запечатанная сургучной печатью, станет чем-то новым и экзотичным.