Что такое статуя

Статуя Свободы (1876-1886)

Что такое статуя

Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.

Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.

Мыслитель (1880-1882)

Что такое статуя

Этот шедевр французского скульптора Огюста Родена первоначально назывался «Поэт» и был частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. В «Мыслителя» скульптура была переименована литейщиками, потому что посчитали её похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием. Знаменитая скульптура отливалась несколько раз. Было отлито 28 полных фигур, хотя многие из них были сделаны уже после смерти Родена.

Копии статуи разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены в Стэнфордском университете, у ворот филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета, а также представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Процесс изготовления скульптур

Изготовление скульптур – занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре.

Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки – стеки, а также свои собственные руки

Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться

Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала – камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.

Что такое статуя

В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура – это создание настоящих шедевров из живых растений – деревьев или кустов.

Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

Что такое статуя

Хотя итальянский художник Умберто Боччони и умер в 33 года, на мир искусства он оказал огромное влияние. Помогая формировать эстетику футуристического движения, он интересовался динамизмом формы и деконструированием твердых форм. Его «Уникальные формы непрерывности в пространстве», которые сейчас находятся в нью-йоркском музее современного искусства, являются вершиной его идей.

Это попытка сделать из твёрдого, неподвижного куска бронзы нечто, что течёт в пространстве и времени. Боччони достигает этого путем разбиения поверхностей человеческой фигуры. То есть, он лепит человека в нескольких моментах движения сразу. Скульптура не замораживается в моменте в скульптурной вечности, как более традиционные скульптуры. Вместо этого, она показывает нам, что форма никогда не заморожена, она всегда переходит от одного состояния к другому. Это суть мысли футуризма — весь акцент делается на динамизме, не обращая внимания на неподвижное состояние.

Птица в пространстве (1923)

Что такое статуя

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Самые известные мировые скульптуры

Знаменитые скульптуры мира завоевали популярность благодаря своим особенностям. Предлагаем вашему вниманию пятерку самых известных мировых скульптур.

1. Самая знаменитая из древних скульптур – это статуя богини Афродиты, известная также как Венера Милосская. Культовое изваяние из мрамора было изготовлено еще во втором веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Сегодня эту двухметровую скульптуру можно увидеть в специальной галерее Лувра.

2. Самая высокая скульптура – это статуя Будды Вайрочана в Китае (провинция Хэнань). Общая высота памятника – 158 метров, работы по его возведению были закончены в 2002 году. Скульптура выполнена из литой меди, а общая стоимость этого проекта составила около 55 миллионов долларов.

3. Самая загадочная скульптура – это изваяния Моаи на острове Пасхи. Ученые предполагают, что статуи – дело рук мастеров древней Полинезии и размыто датируют их первым тысячелетием нашей эры.

4. Самая патриотическая скульптура – это всемирно известная статуя Свободы – своеобразный символ американского народа. Она также является второй по высоте на планете.

5. Самая золотая скульптура – это статуя Будды, находящаяся в Таиланде, в храме Ват Траймит. Трехметровая скульптура уникальна тем, что полностью выполнена из цельного золота.

Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

Что такое статуя

Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.

Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.

Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.

Давид Донателло (1430-1440)

Что такое статуя

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов

Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей.

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура – это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура – это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения – статуй, барельефов и прочее».

Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура – это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится.

История скульптуры

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе – яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека – гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров древнегреческой скульптуры можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других.

Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени – Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма

Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура.

В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

Фонтан (1917)

Что такое статуя

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

Похожие термины:

  • (англ. statue menhir), плита или колонна, на которой вырезаны, часто схематически, признаки человеческой фигуры, иногда включающие детали одежды или оружия . В Европе встречено множество локальных групп,

  • (Statue of Liberty) памятник в честь победы США в Войне за независимость и франко-амер. союза. Замысел памятника, предлож. фр. историком Э. де Лабулэ, был воплощен фр. скульптором Ф. О. Бартольди, выбравшим для

  •    • Statuar?a,          sc. ars, называется вообще искусство делать статуи, преимущественно, однако, лить статуи и фигуры из металла. Это искусство достигло высокой степени совершенства в Греции. Главны

  • (род. 27.11.1929) — советский математик. Акад. АН ЛитССР (1972). Чл. КПСС с 1953. Род. в дер. Бикунай (ЛитССР). Окончил Вильнюс. ун-т. Д-р физико-матем. наук (1967), проф. (1968). С 1957 работал в Ин-те физики и математики АН Л

  • первая греческая конституция, принята в январе 1822 г. Национальным собранием в местечке Пиаду около Эпидавра, в ходе Греческой национально-освободительной революции 1821 –1829 гг. Провозглашал Грецию

  • состояние, в котором — существующее или существовавшее на определенный момент положение, о сохранении или восстановлении которого идет речь.

  • лат. — состояние) — правовое положение, состояние.

  • см. Вислицко-Петроковские статуты 1347.

  • сборник норм уголовного, процессуального права, имевших силу в XV—начале XIX в. в Полице, автономной области Далмации.

  • 1) документ, фиксирующий правовое положение городов и внутригородских объединений – цехов, купеческих гильдий и других; 2) устав, положение.

  • постановления в пользу шляхты, принятые польск. сеймом в г. Петркове (Петркуве). П. с. законодательно оформлял прикрепление польск. крестьянства к земле (правом выхода мог воспользоваться только од

  • первая конституция независимого греч. гос-ва. Принята 13 янв. 1822 во время греч. нац.-освободит. революции 1821-29 собранием представителей освобожденных от тур. господства областей Греции, открывшимся 1

  • конституц. статут для Королевства Польского, введенный в связи с подавлением Польского восстания 1830-31 вместо конституции 1815. Изд. 14(26) февр. 1832 в Петербурге Николаем I. Закрепляя неразрывную связь К

  • определял адм. устройство Горного Ливана после друзско-маронитских конфликтов. Выработан междунар. комиссией представителей Англии, Франции, России, Австрии, Пруссии и Турции. Ликвидировал делен

  • свод законов, определявших политич. положение Восточной Румелии. Разработан (в сент. 1878 — апр. 1879) представителями великих европ. держав и Турции на основании ст. 18 Берлинского трактата, подписанног

  • сборник феодального права, составлен в городе-государстве Дубровник (г. Рагуза) в XIII в.

  • фр. statuette от лат. statua) – маленькая статуя, как правило, предназначенная для украшения интерьеров.

  • акт, определивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Был принят парламентом Великобритании 11 дек. Придал юридич. силу решениям имперских конференций 1926 и 1930 о п

  • закон (20 сент. 1947) об «Органическом статуте Алжира», изданный парламентом Франции. Формально провозгласил Алжир «группой французских департаментов» и гарантировал населению все права франц. гражда

  • Пьемонтский статут, — название конституции Сардинского королевства, обнародованной Карлом Альбертом 4 марта 1848 под давлением революц. масс. А. с. был одной из первых конституций, принятых в итал. го