Виды литературных портретов
В истории литературы менялись характер и назначение портрета. Портреты бывают следующих видов:
- Идеализирующие
- Гротескные
- Внутренние
- Психологические.
Начиная с фольклора и до появления в начале 19 века романтических произведений встречались идеализирующие портреты. Они были характерен для традиционных высоких жанров. Этот тип портрета присущ текстам героического содержания. Идеализирующий портрет подчеркивает духовное и телесное совершенство персонажа, рисует гармоничную личность.
Портретные живописания в произведениях комедийно-фарсового, смехового характера имеют совсем другой характер. Как отмечал М. М
Бахтин, здесь внимание акцентируется не на духовное, а на материальное начало в самом человеке. Портреты в произведениях сатирического и иронического характера называют гротескными
В таких портретах не обращается внимание на стройность фигуры, на выражение лица и глаз, но присутствуют животы, носы, щеки и так далее. Гротескные портреты подчеркивают черты телесности, а также несоответствие внешнего вида и внутреннего мира эстетическому идеалу. Например, таким является портрет сказки «Дикий помещик» М. Салтыкова-Щедрина.
Идеализирующие и гротескные портреты несмотря на всю их противоположность имеют одно общее свойство – в них гиперболически запечатлено одно человеческое качество: в идеализирующем портрете – телесно-душевное совершенство, в гиперболическом – материально-телесное начало, витальная энергия, если говорить современным языком.
Со временем в литературе стали преобладать портреты, которые раскрывали многоплановость и сложность облика действующих лиц. Описание наружности здесь часто сочетается с психологическим анализе героев. Например, характеристика внешности героя произведения Лермонтова, в котором сообщается о его одежде и фигуре, о чертах лица, о цвете и выражении глаз.
С развитием в литературе психологизма изображение внешности персонажа связывается с «психологическим» («внутренним») портретом. Классическим образцом единства внутреннего и внешнего портретов является образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
В этом случае описания духовной жизни героя придают его характеру глубину и выступают в качестве важнейшей составляющей композиции произведения.
Часто для усиления эффекта контраста либо напротив, совпадения черт, писатели обращаются к принципу так называемого «двойного портретирования».
Замечание 1
Двойное портретирование – это параллельное описание героев-двойников. Подобные изображения есть в произведении И. Гончарова «Обломов» (например, Обломов и Захар, его слуга), в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского (Раскольников и Свидригайлов) и т.д.
Таким образом, портрет в литературе – это не только описание внешности героя произведения. Часто портрет персонажа отражает его характер, внутренние качества. Писатель при помощи портрета стремится отразить не только внешний мир своих персонажей, но и их внутренние переживания, эмоции, мысли. Портрет и внешность могут многое сказать о человеке. При этом положительный герой не обязательно обладает красивой внешностью и правильными чертами лица. В литературном портрете гораздо важнее грация персонажа.
Литературные портреты
Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. Литературных приемов для этого значительно больше, богатый русский язык позволяет использовать многочисленные художественные формы, обороты и словосочетания. Цель, к которой стремится писатель, по смыслу идентична замыслу художника, литератор описывает выражение лица как следствие настроений человека, отражение его мыслей, эмоций и переживаний. Жанр литературного портрета достаточно сложен. Описывать нужно, избегая поверхностных формулировок. Для этого требуется мастерство истинного творца. Среди русских писателей, способных выразить в нескольких словах суть человеческого облика, на первом месте находится великий Максим Горький. Его американский последователь, Уильям Фолкнер, так же виртуозно владел искусством словесного портретного рисунка. Жанр литературного портрета многообразен, описание следует определенному стилю, оно может быть веселым или грустным, кратким или пространным, все зависит от каждого отдельного произведения.
Виды портрета (поджанры)
Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:
Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.
Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.
Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.
А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.
Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.
Особенность портретного жанра
Самой главной особенностью в портретном жанре является сходство между человеком и написанным с него портретом
Художнику важно передать не только внешнее сходство, но и внутреннее для того чтобы зритель поверил, что человек на портрете именно такой каким его изобразили
Очень важной деталью на портрете является взгляд. По нему, возможно определить, что человек чувствует на момент написания портрета
Если взгляд направлен прямо на зрителя, он хочет вызвать его на разговор, а если смотрит в сторону, то возможно человек задумчив. Через выражение глаз и через взгляд у человека видна душа.
Кроме взгляда понять внутреннее состояние можно по положению рук, осанке. Сложенные друг на друга руки говорят о том, что человек сделал дело, и он спокоен, а гордая осанка покажет величие изображаемого человека.
Человек сложное существо, но действительные мастера своего дела, истинные художники способны передать любое состояние в своих произведениях.
Как меняется портрет в различных жанрах?
Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в «Шинели»:
Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в «Тарасе Бульбе»:
Фонетический анализ слова «портрет»
Каждый подобный анализ состоит из следующих аспектов: выяснение количества слогов, написание транскрипции (как произносится слово), выстраивание соотношения между буквами и звуками в слове. Которые потом исследуются по буквенной принадлежности, а также все согласные по твердости/мягкости, глухости/звонкости, парности; гласные — по наличию или отсутствию ударения.
Слово портрет: определение соответствия букв и звуков
-
Порт-рЕт — 2 слога. Ударение падает на второй, значит, первая гласная — «о» безударная.
-
Транскрипция: .
-
Соотношение букв и звуков в слове:
-
п — звук согласный, твердый (имеет пару — звук ), глухой (пара — звук ).
-
о — звук гласный, под ударение не попадает, а потому при произношении искажается.
-
р — звук согласный, твердый (пара есть — звук ), звонкий (пара отсутствует).
-
т — звук согласный, твердый (имеет пару — звук ), глухой (пара — звук ).
-
р — звук согласный, мягкий (пара есть — звук ), звонкий (пара отсутствует).
-
е — звук гласный, находится под ударением.
-
т — звук согласный, твердый (имеет пару — звук ), глухой (пара — звук ).
Таким образом, в слове «портрет» семь букв и столько же звуков.
Средство художественной характеристики
Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.
У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.
Иногда описание персонажа разбросано по всему произведению. Если собрать кусочки зарисовок, то получится цельный портретный очерк. Вот, например, какой собранный из отрывков портрет Маргариты получается в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита»:
Основная идея
Повесть «Портрет» показывает нам общество Российской империи девятнадцатого века глазами Гоголя. Писатель показал порочность и бездушность своих современников, ту атмосферу всеобщего разложения, которую он чувствовал, живя в Петербурге. Ей он противопоставил силу православной веры и чистоту истинного искусства. Такова главная мысль повести «Портрет».
Также книга является рефлексией Гоголя о том, каким должен быть настоящий творец. Писатель приходит к выводу, что служение искусству – это трудный путь, но только идя по этому пути, можно по-настоящему изменить мир и обессмертить своё имя. Смысл повести «Портрет» — необходимость нравственной чистоты для художника, который несет ответственность за то, что создает для людей.
Разновидность портрета
Портрет всегда был и остается самым интересным и при этом самым сложным жанром в искусстве. Он позволяет увидеть целый образ человека, его внешность, эмоции, чувства.
Безграничная фантазия художников в изображении людей на протяжении всей истории портретной живописи расширяла границы. Портретное искусство делится на типы и виды, и различаются по формату и повороту головы.
По типу изображения портреты делятся:
- карандашный портрет;
- акварельный портрет;
- гравюра;
- скульптурный портрет;
- живописный портрет (написан маслом);
- рельеф.
Портреты различаются по характеру изображения:
-
Камерный портрет, где изображение используется: погрудное, поясное и поплечное. Человек чаще всего изображается на нейтральном фоне. Камерный портрет делится:
- интимный портрет, чаще всего пишется на нейтральном фоне и показывает доверительные отношения между моделью и художником;
- миниатюра, выполняется акварелью и тушью и имеет небольшой размер.
-
Парадный портрет выполняется в полный рост человека. Он может быть изображен сидящим, стоящим или на коне.
- Полупарадный портрет отличается от парадного тем, что человек на нем изображен в поясном или поколенном срезе.
- Психологический портрет показывает внутренний мир человека. Он призван запечатлеть чувства и действия человека и полноту его личности.
- Индивидуальный, двойной, групповой. На таких портретах изображен либо один человек, либо группа из нескольких человек.
- Автопортрет пишет художник с самого себя при помощи зеркала или фотографий.
- Социальный портрет показывает среду, в которой человек живет, дает оценку его как личности, позволяет определить род его деятельности.
Формат портретов может быть:
- головной;
- погрудный;
- поясной;
- портрет по бедра;
- портрет во весь рост.
Портрет в фотографии
Итак, вы уже знаете, на какие нюансы стоит обратить внимание для получения реалистичного портрета, написанного кистью художника. Но по-прежнему остается неосвещенным вопрос о том, как получить отличный портретный снимок
Ведь проблема фотографии заключается в том, что даже опытному фотографу не всегда удается поймать оригинальный момент, если модель никак не помогает ему.
Какие детали влияют на качество портретного снимка:
- Лицо. Любая модель знает выигрышные черты своего лица: глаза, губы, ямочки на щеках, выберите ту деталь, на которой желаете сделать акцент.
- Руки. Некрасиво смотрятся фото, где руки, не попавшие в кадр, выглядят обрезанными.
- Взгляд. Лучше всего получаются фотографии, взгляд на которых направленный, то есть сфокусирован на конкретном объекте.
- Волосы. Следите за тем, чтобы они не лезли в глаза, не лохматились и выглядели максимально естественно.
Вот и все, мы выяснили, каково определение слова «портрет».
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Показания к применению
Лавакол показан при эндоскопическом или рентгенологическом исследовании нижних отделов ЖКТ с целью улучшения визуализации, перед оперативным вмешательством.
Для устранения запоров Лавакол используют у взрослых.
Мастерство Федора Достоевского
Старшеклассники еще в школе знакомятся с мастером психологического романа — Ф. М. Достоевским. Самым противоречивым его героем является Родион Раскольников из произведения «Преступление и наказание». Автор показывает его портрет в разное время. Бедный студент был красивым молодым человеком в возрасте 23 лет. Он запомнился бледным лицом, прекрасными темными глазами, темно-русыми волосами. Он был высоким и стройным. Только одежда его выглядела очень бедной, поэтому его можно было спутать с трубочистом или оборванцем:
Также Достоевский рисует внутренний мир Родиона. Он был талантливым и умным человеком с огромным потенциалом. Только тщеславие, заносчивость, самолюбие отдалили студента от Бога. Среди его отрицательных черт Достоевский рисует угрюмость, мрачность, вспыльчивость, замкнутость, чрезмерную меланхоличность. Тем не менее, он был добрым и великодушным человеком.
В начале романа Родион находится в состоянии ипохондрии. Он не видит другого выхода, только как убить старуху-процентщицу, взять ее деньги и начать новую жизнь. Но душевные мучения заставляют его признаться в преступлении. Его отправляют на каторгу в Сибирь. Там он читает Евангелие и пересматривает всю свою жизнь, раскаивается.
Психологическим портретом Родиона и его внутренним состоянием Достоевский старается достучаться до читателей, чтобы те не поступали безрассудно и не заблуждались. Человек должен наполняться высокой нравственностью, неподдельной верой в Бога и проявлять любовь к окружающим.
Что кроется за словом «портрет»?
Слово может быть представлено в двух значениях: прямом (основном) и метафорическом (переносном, дополнительном). Согласно прямому толкованию, слово «портрет» — это изображение (фотография или рисунок) живого существа. О метафорическом значении догадаться совсем не трудно, достаточно лишь немного подумать.
Чуть выше в статье уже упоминалось, что слово «портрет» используется не только в живописи, но и в литературе. Поскольку писатели, пользуясь искусством слова, описывают внешность своего героя в словесной форме, то портрет — это словесная характеристика внешности и особенностей характера героя. Вот каково значение слова «портрет» с точки зрения литературы.
История портретного жанра
В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.
Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.
Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.
Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.
Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.
Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.
С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.
Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.
Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.
Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…
Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.
История портрета
Изображение человека интересовало художников во все времена. Одной из самых древних попыток изобразить человека насчитывается 27 тысяч лет. Пещера, в которой нашли древние рисунки, находится недалеко от города Ангулем во Франции. На стенах этой пещеры было изображено нечто напоминающее черты человеческого лица: глаза, нос, рот. Уже тогда, в древности, люди проявляли свои творческие способности. В древние и античные времена портретная живопись осуществлялась с применением силуэта и линий.
В Древнем Египте изображения человека носили религиозный характер. Для ушедшего в загробный мир делали портрет, который был его двойником. Считалось, что чем больше портрет был похож на умершего человека, тем сильнее была связь между портретом и усопшим. Считалось, что душа может вернуться к телу, поэтому египтяне старались сохранить тело как можно лучше.
В Древней Греции предпочитали создавать статуи
Грекам было важно сохранить движение человеческого тела и показать жизнь. Чаще всего в виде статуй изображали победителей олимпийских игр, государственных деятелей, героям сражений
Портретами у древних римлян были восковые маски, которые они снимали с усопших. На них они показывали не только черты лица человека, но и его внутренние черты и эмоции. Можно сказать, что римляне изобрели портрет, который отражает его современное понятие.
Замечание 1
Искусство древнего мира – это огромное наследие для современности. За тысячелетия человек постиг искусство живописи благодаря техникам и принципам, которые дошли до нас с древних времен.
Несмотря на то, что в эпоху Возрождения портреты изображались все по шаблону с упрощенными чертами лица, именно в этот период портретная живопись достигла самого расцвета.
Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является самым знаменитым экспонатом того времени. Этой картине подражали все последователи художника и считали ее образцом в портретном искусстве.
В эпоху Возрождения появились различные формы портрета. Начали появляться портреты в полный рост, поколенные и поясные, но большей популярностью пользовались погрудные изображения людей.
Знаменитый художник эпохи Возрождения Рембрандт стал мастером в написании интимного или камерного портрета. Целью таких портретов была не просто внешность человека, а его чувства, эмоции и душа.
В XVIII-XIX веках портретное искусство стало набирать обороты и приносило художникам больший заработок, чем пейзажи.
В России портретный жанр появился значительно позже, чем в Европе. Первым образцом русского портретного искусства была парсуна – изображение человека, выполненное в технике иконописи.
Портреты у Пушкина и Лермонтова
В первой половине XIX века в русской живописи и литературе складывалась система жанров. Все больше стало преобладать реалистическое направление. Появлялись новые приемы для создания художественных образов. Описание внешнего облика помогало писателям создавать первое впечатление о персонажах, раскрывать их внутренний мир.
Пушкин и Лермонтов уже наполнили портретные зарисовки сравнениями, метафорами, эпитетами. Оба поэта накопили прекрасную портретную галерею. На развитие их портретного изображения повлияли новые представления о значимости человеческой личности. Герои в их произведениях встречаются вымышленные и подлинные.
Описания персонажей есть в повести Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова была молодой девушкой, одновременно хрупкой и смелой.
Создается впечатление о Маше как о застенчивой девушке с покладистым характером. Также в повести Пушкина представлен портрет Швабрина, представителя офицерства. Мы видим его дуэлянтом, изменником, не имеющим никаких духовных убеждений:
Историческим героем романа является сам Емельян Пугачев. Пушкин рисует его простым, справедливым, «домашним». Из описания видно, что это мужественный и сметливый человек из народа и всецело народу принадлежащий:
Многим полюбился пушкинский образ Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин». Поэт в произведении дает, скорее, не ее внешний облик, а внутренний портрет.
Этот не типичный образ русской девушки-дворянки завораживает кротостью, задумчивостью, прелестью и необычностью. Для более яркого восприятия образа Татьяны Пушкин дает описание внешности ее сестры Ольги:
Читатель видит Ольгу Ларину воплощением женственности и грации. Образ наполнен жизнерадостностью. Девушка скрашивает окружающий быт и вносит в него ласку и тепло. Своей женственностью она покоряет Ленского. Только во многом героиня уступает Татьяне своим душевным миром с переживаниями и размышлениями.
Еще одним мастером портрета в русской литературе является Михаил Юрьевич Лермонтов. Он автор первого психологического романа «Герой нашего времени». В нем поэт показал типичного молодого человека 30-х годов XIX столетия. У него были красота, образование, богатство, только не было удовлетворения от жизни. Печорин не видит путей для счастья. Вот как он выглядит:
Мастер портрета — Толстой
Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал «диалектику души», внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.
Толстой старался подавать портрет «на людях». Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: «Краткость, ясность и простота изложения».
Самой известной героиней романа Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:
Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.
А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?
А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея:
Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне.
История появления описаний внешности в произведениях
Портретные характеристики появлялись в произведениях постепенно и чаще всего относились к непосредственной оценке самого автора. Первые портреты в произведениях литературы выпускались в журналах. Европейским первооткрывателем портретных зарисовок стал Ш. Сент-Бев. В начале XIX века им были напечатаны в журнале «Ревю де Пари» описания Лафонтена, Буало, Корнеля.
Русское портретирование началось с Карамзина. Именно он в «Вестнике Европы» опубликовал биографию И. Ф. Богдановича. С тех пор во многих русских журналах встречались специальные разделы под названием «Биография», где были портретные очерки. После этого жанр описания внешности перешел из журналов в книги.
Сначала портретный прием был присущ жанру литературной критики, но потом стал зарождаться новый романтический метод. В него включали метафоры, сравнения, яркие эпитеты. Портретная словесная живопись стала очень красочной.
Жанр портрета в искусстве
Живописные полотна, написанные в разное время, объединяет одно обязательное условие – картины должны быть достоверными. Немаловажную роль при этом играет портретная составляющая, а иначе говоря — изображение лица персонажей. От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины. Выражение глаз, улыбки или, наоборот, нахмуренные брови, все нюансы должны быть отражены на полотне. Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Именно поэтому жанр портрета в искусстве столь однозначен и требует от мастера полной отдачи. Опытным художникам лучше всего удаются картины, в сюжете которых присутствуют люди, их лица крупным планом и акцентированное движение.
Типы
Жанр портрета подразделяется на несколько типов: парадный, камерный, интимный и сюжетный. Также существует особый тип под названием автопортрет, когда художник изображает самого себя. Как правило, это сугубо индивидуальный рисунок. В целом жанр портрета является вполне самостоятельным видом живописи, подчиняющимся определенным правилам. Эти правила никогда не нарушаются, хотя их рамки могут быть расширены при определенных обстоятельствах.
Помимо уже перечисленных, существует еще один жанр портрета, включающий в себя особые художественные признаки, специализированная разновидность, требующая системного подхода. Это костюмированный портрет, когда на полотне изображается современный человек в одежде прошедшего времени. Диапазон сюжетов не ограничен: от шкур, в которые облачался первобытный человек, до свадебного наряда эпохи Ренессанса. В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности. В Российской Федерации, особенно в Москве, костюмированный портрет получил широкое распространение, но произошло это не в угоду моде, а скорее, как дань искусству.
Известные портретисты
В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.
Великолепные образцы жанра созданы:
- Леонардом да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci);
- Рафаэлем Санти (Raffaello Santi);
- (Tiziano Vecellio);
- Рембрандтом (Rembrandt Harmenszoon van Rijn);
- Питером Паулем Рубенсом (Pieter Paul Rubens);
- Диего Веласкесом (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания);
- Карлом Павловичем Брюлловым;
- Ильёй Репиным;
- Валентином Александровичем Серовым (1865—1911, Россия);
- Винсентом ван Гогом (Vincent Willem van Gogh).
Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.
Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent).
Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:
- нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
- французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
- англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
- русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).
Описания внешности у Гоголя, Тургенева
В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе «Бежин луг» рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.
Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:
Ваня — самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:
Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.
Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева «Ася». Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей «тургеневской» девушки:
Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь
Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду
Чичикова из «Мертвых душ» он описывает так:
Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.
Какие жанры портретов существуют
Начнем с того, что жанр — это разновидность искусства, которая отличается от других тем, что передает на холсте или бумаге образ одного человека, животного (любого другого живого существа) или же целой группы.
Однако просто нарисовать кого-либо недостаточно. Портрет должен передавать не только внешность изображенного объекта, но и его характер, черты, эмоции, настроение и другие особенности внутреннего мира. А потому любой портрет начинается с наброска, который впоследствии дорабатывается, дорисовывается до полноценного рисунка.
Исходя из того, какого размера изображение предполагается, портрет может быть: ростовой (во весь рост), поколенный, поясной, погрудный. Также немалую роль играет и положение лица. Портреты подразделяются на следующие типы: лицо в анфас, в профиль или «три четверти». Кроме того, портреты могут быть написаны на холсте или сфотографированы и далее распечатаны на специальной глянцевой бумаге. Вот по каким критериям осуществляется определение жанра (портрет).