Разновидности
Забастовка. Рамон Касас, —
Рабочие устраивают стачки, прекращают все сразу работу на фабрике и требуют прибавки заработка, требуют, чтобы их заставляли работать не по одиннадцати, не по десяти часов в день, а только по восьми. Рабочие требуют также всяких других облегчений в жизни рабочего человека. Они хотят, чтобы мастерские были устроены лучше, чтобы машины защищались особыми приспособлениями и не увечили работающих, чтобы дети их могли ходить в школы, чтобы больным оказывали как следует помощь в больницах, чтобы жилища рабочих были человеческими домами, а не собачьими конурами.
Владимир Ленин, «К деревенской бедноте» (1903)
По целям
- Наступательная забастовка — забастовка, при которой бастующие требуют изменения к лучшему условий своей жизни и работы.
- Оборонительная забастовка — забастовка, при которой бастующие сопротивляются вводимым изменениям к худшему условий жизни и работы.
- Политическая забастовка — забастовка, при которой работники выдвигают требования политического характера (смена правительства, изменение законодательства и пр.). В силу своего характера обычно достигает общенациональных масштабов и становится важным фактором в переломные моменты политической жизни общества и истории (пример — Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года).
По способам ведения
- Бесплатная забастовка — забастовка, при которой работники общественного транспорта продолжают работу, не взымая плату с пассажиров.
- Забастовка солидарности (англ.) (англ. Solidarity action; нем. Solidaritätsstreik, Sympathiestreik) — забастовка, проводящаяся в поддержку бастующих рабочих другого предприятия, района, отрасли хозяйства или другой страны.
- Итальянская забастовка — протест, заключающийся в пунктуальном исполнении работниками своих должностных инструкций, вплоть до бессмысленных параграфов. Обычно такой протест вызывает существенное падение производительности труда.
- Польская забастовка (называемая также оккупационной) — захват предприятия самими рабочими. Название получила из-за того, что впервые вошла в практику в Польше.
- Подземная забастовка (Невыход из шахты) — забастовка, применяемая шахтёрами. Бастующие спускаются в шахту и не выходят.
- Предупредительная забастовка (нем. Warnstreik) — забастовка, проводящаяся во время рассмотрения коллективного трудового спора. Проводить такую акцию можно лишь однократно после 3 календарных дней работы примирительной комиссии.
- Частичная забастовка — забастовка, в которой участвует часть рабочих и служащих предприятия или отрасли хозяйства.
Ход забастовки
6.10 собранием представителей организаций большевиков нескольких участков Московского железнодорожного узла было принято решение о начале всероссийской стачки. Вечером в тот же день комитет РСДРП призвал к общей забастовке с 7.10. Она охватила все ключевые ж/д магистрали, идущие от Москвы. В этот же день общегородская конференция большевиков утвердила решение об объявлении забастовки во всей Москве. Всероссийская октябрьская политическая стачка принимала большие масштабы. Забастовка после Москвы началась в Петербурге, а затем и в других крупных городах. К 17.10 всероссийская октябрьская политическая стачка парализовала движение на всех железнодорожных путях в стране. В крупных городах встали заводы, фабрики, электростанции, транспорт. Прекратила работу почта, телеграф, учебные заведения, магазины, прочие учреждения. В забастовке участвовали трудящиеся горнозаводской промышленности, железнодорожники, учащиеся, служащие, фабрично-заводские рабочие. Общее количество людей достигало 2 млн. Повсеместно проводились демонстрации и митинги. В Поволжье, Прибалтике, Закавказье многие из них переросли в прямые вооруженные столкновения с войсками и полицией. Всероссийская октябрьская политическая стачка, кратко говоря, преследовала теперь одну цель – устранить самодержавие. Революционные массы стали формировать Советы депутатов в Петербурге, Екатеринославе и прочих городах. Начали образовываться профсоюзы в Ярославле, Вильнюсе, Тбилиси, Риге. Попытка самодержавия созвать новую Думу была сорвана.
Разница отсутствует?
Чтобы разобраться в том, чем отличается стачка от забастовки, нужно обратиться также и к изучению второго из указанных понятий. В словаре можно найти формулировку, которая сводится к следующему.
Забастовка – это организованное коллективное прекращение работы на предприятии или в организации, имеющее целью добиться выполнения выдвинутых требований.
Примеры употребления слова:
- В то время в таких городах, как Гданьск, Гдыня, Щецин и некоторых других на побережье, наблюдался взрыв недовольства, принявший особо острые формы, и там начались беспорядки и забастовки.
- В начале года произошли массовые забастовки рабочих самых разных профессий – таксистов, официантов, грузчиков.
- Руководством ячейки было объявлено, что подготовительные работы нужно закончить к сентябрю этого года, и после этого начать всеобщую железнодорожную забастовку.
Таким образом, становится понятным, что забастовка и стачка – это одно и то же.
Первое образовано от глагола «бастовать», который имеет итальянское происхождение. В этом языке есть предикатив basta!, означающий «хватит!» и глагол bastare – «быть достаточным, хватать».
Создание специальной комиссии
Как выше было сказано, октябрьская всероссийская политическая стачка 1905 г. стала реакцией народа на события 9 января. После расстрела мирных демонстрантов с должности министра был снят Святополк-Мирский. На посту его заменил Булыгин. На новую должность генерал-губернатора Санкт-Петербурга был назначен ген. Трепов. 29 января Николай II издал Указ о формировании специальной комиссии, возглавлял которую сенатор Шидловский. Задачей этого органа было безотлагательное выяснение причин недовольства трудящихся в Петербурге и окрестностях и последующее их устранение. В качестве членов комиссии предполагалось назначить фабрикантов, чиновников и рабочих депутатов. Требования, которые выдвинули последние, были объявлены неприемлемыми. 20 февраля Шидловский представил монарху доклад. В нем он признавал несостоятельность комиссии. В тот же день по указу царя она была распущена.
В массовой культуре
В кинематографе
- 1924 — «Стачка» режиссёра Сергея Эйзенштейна, СССР;
- 1929 — «Брат» (нем. Brüder) режиссёра Вернера Хохбаума, Германия. Сюжет основан на забастовке в Гамбурге 1896/97 годов.
- 1935 — «Звёзды смотрят вниз» режиссёра Кэрола Рида, экранизация одноимённого романа Арчибалда Кронина.
- 1940 — «Гроздья гнева» режиссёра Джона Форда, экранизация одноимённого романа Джона Стейнбека.
- 1954 — «Соль земли» режиссёра Герберта Бибермана. В фильме показаны события забастовки в Силвер-Сити (Нью-Мексико), когда в обход запрета вместо своих мужей-шахтёров вышли на забастовку женщины. Роли исполнили во многом сами участники событий, а одну женщину во время съёмок депортировали в Мексику.
- 1970 — «Молли Магуайерс» режиссёра Мартина Ритта, экранизация рассказа Артура Левиса. В главных ролях: Шон Коннери, Ричард Харрис.
- 1978 — «Кулак» режиссёра Нормана Джуисона. Фильм поднимает тему рабочей борьбы в США 1930-х годов и отсылает к судьбе Джимми Хоффы.
- 1979 — «Норма Рэй» режиссёра Мартина Ритта.
- 1987 — «Мэтуон» режиссёра Джона Сейлза. Фильм основан на исторических событиях шахтёрской забастовки 1920 года в городке Мэтоун, Западная Виргиния.
- 2010 — «Сделано в Дагенхэме» режиссёра Найджела Коула. Фильм рассказывает о событиях 1968 года на автозаводе Ford Dagenham, работницы которого протестовали против дискриминации по половому признаку и требовали равной оплаты труда между работающими мужчинами и женщинами. Забастовка увенчалась успехом и привела к введению в действие Акта о равной оплате 1970 года.
В литературе
- около 411 год до н. э. — «Лисистрата», комедия Аристофана.
- 1928 — «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова.
- 1935 — «Звёзды смотрят вниз» Арчибалда Кронина.
- 1939 — «Гроздья гнева» Джона Стейнбека.
Этимология
Как видно из приведенных примеров, изучаемое слово с течением времени изменило свое значение. Ранее это был просто тайный сговор, а затем – масштабное событие, носящее общественный характер.
Первое из этих толкований имеет отношение к устно-фамильярной речи, куда оно постепенно было внедрено посредством официального делового языка. И лишь позже оно стало литературным. Академический словарь 1847 года указывает только на одно значение слова – действие, соответствующее глаголу «стакнуться, стакиваться, стакаться», то есть сходиться в чем-либо, договариваться. Например, когда речь идет о подрядчиках, которые стакнулись в цене, это и есть стачка подрядчиков.
Глагол «стакиваться» имеет непосредственную связь с другим глаголом, относящимся к древнерусской юридической лексике – «такать», что значит «подтверждать». Он обнаруживается, например, в «Судебнике» (1550), «Соборном уложении» (1551). Отсюда и произошел глагол «стакаться» (сходиться, сговариваться) с возвратным значением совместности.
Критика, влияние и награды
На момент своего выхода фильм получил неоднозначные отзывы как от прессы, так и от зрителей. Центральные советские издания и часть кинематографистов признали фильм новаторским явлением в кинематографе. Так, газета «Правда» назвала картину «первым революционным произведением нашего экрана», газета «Известия» — «крупной и интересной победой в развитии нашего киноискусства», а «Киногазета» — «огромным событием кинематографии советской, русской и мировой». Среди минусов отмечался сложный художественный язык ленты, что и стало основной причиной неприятия фильма большинством зрителей.
На всемирной выставке 1925 года в Париже за фильм «Стачка» Сергей Эйзенштейн получил серебряную медаль. Однако сам Эйзенштейн с точки зрения прогресса киноискусства ставил «Стачку» выше «Броненосца „Потёмкина“», считая свою первую картину более новаторской. Режиссёру казалось, что успех «Броненосца» объясняется сравнительно малой долей новаторства.
Сергей Юткевич считал, что фильм был в своём роде новатором художественной кинематографии и внёс «элементы нового киноязыка». Режиссёр высоко оценивал значение этой картины не только для советского, но и для мирового кино, назвав «Стачку» «вехой» в истории кинематографа. Виктор Шкловский писал, что «Стачка» — это «великая» картина с «точно выделенными», «интересными, поразительными» моментами.
Борис Михин положительно отзывался о режиссуре картины. Он писал, что Эйзенштейн «удивительно своеобразно, точно и конкретно видит сцену и стремится к тому, чтобы её реализация полностью сохранила своё задуманное». По его словам, то, что сначала могло показаться режиссёрским капризом, на деле оказывалось «обоснованным упорством» ради «бескомпромиссного достижения художественной задачи». Лев Кулешов признавался, что «Стачка» поразила его, фотогенично изобразив «русских жандармов в фуражках». До этого он полагал фотогеничным лишь «урбанистический или ковбойский материал». Григорий Болтянский восхищался операторской работой в картине. Он назвал «Стачку» «первым ярким проявлением операторского таланта Тиссэ».
Из современных авторов Алексей Казаков (журнал «Афиша») назвал «Стачку» «чистой поэзией» и «более живой картиной» нежели последовавший за ней «Броненосец „Потёмкин“». Виной этому, по мнению рецензента, были «незавершённость и нечёткость линий» ленты. Критик из журнала Empire посчитал, что это, «возможно, лучшая картина» Эйзенштейна. Рецензент отметил комедийность некоторых моментов ленты. Ему показалось, что режиссёр «мультяшно-гротескно» представил зрителю «капиталистических негодяев». «Стачка» также является одним из любимых фильмов кинорежиссёра Александра Сокурова, снявшего ленту «Одинокий голос человека» (1987), на которую заметно повлиял кинодебют Эйзенштейна. По мнению критика из журнала Time Out Джеффа Эндрю, фильм «далеко выходит за рамки простой пропаганды». Рецензент нашёл кинематографические методы Эйзенштейна «сложными и необычными», а отсутствие главных героев, по его оценке, придало фильму «эпический размах». А критик из еженедельника Chicago Reader (англ.)русск. назвал фильм «могучим достижением» для режиссёра без предварительного обучения кинопроизводству и современного на тот момент оборудования.
В 2008 году «Стачка» удостоилась 26 места в списке «100 лучших русских фильмов», составленном русской версией журнала Empire и основанном на мнениях 50 кинокритиков и киножурналистов.
Первый вариант толкования
В словаре он имеет пометку «историческое» и обозначает такое коллективное действие, которое представляет собой прекращение работы на предприятии организованным способом. Оно имеет целью склонить администрацию к выполнению определенных требований.
Примеры употребления:
- В книге В. Костикова «Роман с президентом» рассказывается о том ощущении реальной опасности, которое возникло в то время, когда на одном из заводов в Москве была объявлена стачка, которая носила ярко выраженный политический характер и сопровождалась лозунгами против политики Ельцина.
- Как раз тогда в столице Аргентины и разразилась стачка, организованная рабочими и служащими городского транспорта.
- Константинову довелось участвовать в обсуждении важных вопросов, касающихся всеобщей стачки, которое завершилось формированием штаба, занимавшегося ее подготовкой.
- На притеснения властей пролетарии ответили массовыми стачками, в которых число бастующих было очень велико и достигало нескольких миллионов человек.
- Молодые марксисты писали листовки, организовывали стачки, участвовали в нелегальных собраниях рабочих.
Лексическая трансформация
Второй вариант толкования появился не раньше середины 19 века, когда наблюдался рост рабочего движения. О стачке рабочих уже есть упоминание в 1863 году в словаре Даля. Первое значение Даль характеризует как тайное условие, круговую поруку в нечистом деле, а также сам круг людей, которые обязались поддерживать друг друга. В качестве примера приводятся извозчики, которые условились запрашивать высокую цену.
Наряду с этим, здесь наблюдается и новое литературное употребление изучаемой лексемы. Упоминается стачка рабочих, которые поголовно отказались от работы, требуя повысить заработную плату. В 40–50 гг. 19 века оно обосабливается, а в 60–70-х получает широкое распространение, как и другое, близкое ему слово «забастовка», которое со временем заменило «стачку». В чем отличие этих терминов?
Предпосылки
Почему началась всероссийская октябрьская политическая стачка 1905? Дата, в которую произошли описываемые события, совпала с моментом сильнейшего промышленного спада, нарушениями в схеме денежного обращения, неурожая и повышением госдолга. Все эти факторы обострили необходимость проведения реформ в органах власти. Натуральное хозяйство, имевшее ключевое значение для страны, стало отходить на второй план. Началась эпоха интенсивного промышленного развития, внедрения новых методов и технологий. Все это требовало радикальных изменений правовой и административной систем.
История
В дореволюционное время местность, где сейчас пролегает проспект, называлась Камышевахской балкой. Именно здесь происходили важнейшие события стачки 1902 года и большинство митингов Революции 1905—1907 годов. Перед началом Второй мировой войны была разработана концепция массовой застройки западной окраины Ростова, для этого требовалось соединить центр города и будущий район строительства с помощью путепровода через реку Темерник и железнодорожные пути. Его строительство началось в 1938 году, он начинался с улиц Московской и Станиславского, а продолжением должна была стать новая автодорога. Из-за войны стройку удалось завершить лишь к ноябрю 1948 года. Строительство автодороги по Камышевахской балке было завершено к середине 1950-х годов, уже в 1957 году по проспекту пустили трамвай. К 1963 году дорога стала приобретать нынешнее значение, став основной магистралью, ведущей в Западный жилой массив. В 1967 была проложена троллейбусная линия.
Действия правительства
Самодержавие предприняло попытку подавить всероссийскую стачку репрессиями. Генерал-губернатор Петербурга Трепов отдал приказ полиции и военным не жалеть патронов, устраняя восставших. Однако предотвратить стачку правительству не удалось. Кроме того, волнения были и в самой армии. У власти, таким образом, было недостаточно сил для подавления революции. В государстве сложилось определенное равновесие. Ленин писал в то время, что у самодержавия уже нет, а у революции еще нет достаточного количества сил для победы. В итоге власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. был подписан Манифест, гарантировавший гражданские свободы. В документе Николай II также обещал признать законодательные права Думы. Однако результаты всероссийской октябрьской политической стачки не удовлетворили большевиков. Разоблачая лицемерие и лживость самодержавия, революционеры призывали к новому наступлению на царизм.
Художественные особенности
Кадр из фильма. Администрация завода знакомится с петицией рабочих
Эйзенштейн считал, что путём сопоставления нескольких монтажных кадров можно довести до зрителя некий посыл. Например, в фильме есть сцена расстрела рабочих, в которую вмонтирована сцена с закалыванием и освежеванием скота. Это, по мнению режиссёра, должно было довести зрителя до «ассоциативного сопоставления расстрела с бойней». Этот приём получил название «кинометафоры» и входил в эйзенштейновскую теорию «интеллектуального кино», которую в 1935 году он признал «потерпевшей фиаско». На протяжении всей своей работы в немом кино Эйзенштейн старался уйти от традиций классического театра. Поэтому для своего фильма он выбирает стиль изображения, похожий на кинохронику. В своей статье «К вопросу о материалистическом подходе к форме» режиссёр даже сравнивает «Стачку» с документальным фильмом «Кино-глаз» Дзиги Вертова. Однако вместе с тем в картине присутствуют вполне «театральные» и даже «цирковые» постановочные эффекты. Например, наполненная эксцентрикой сцена с внезапным появлением шпаны из бочек.
В фильме отсутствуют главные герои и драматургическая фабула. В то время Эйзенштейн, пытаясь уйти от «старого» театра, был против индивидуальных персонажей, предлагая заменять их массой, и против «сюжетов и их перипетий», желая заменить их материалом из реальной действительности. Пролеткульт тогда разделял эти взгляды. Но позже эта теория и все попытки «восстания против театра» были преданы осуждению.
В начальных титрах значится, что сценарий создан коллективом Пролеткульта, а фильм снят рабочей группой театра Пролеткульта, и практически отсутствуют конкретные имена. Это объясняется своеобразной «данью времени», подобно Владимиру Маяковскому, который издал свою поэму «150 000 000» без указания своего авторства. А последними кадрами фильма являются титры: «Помни, пролетарий!» Надпись эту предваряли сцены с насильственным подавлением демонстрации и расстрелом рабочих.
В первой своей большой киноработе Эйзенштейн сразу же старается применить все доступные кинематографические приёмы и техники. В результате картина оказалась переполнена различными кинотехническими «аттракционами», что безусловно негативно сказалось на основной теме ленты как агитационного произведения. Однако режиссёр вместе с тем получает необходимый опыт: он понимает, что «театрально-цирковые» элементы не соответствуют «реалистичной природе кинематографа».
Нормативные акты правительства
Всероссийская октябрьская политическая стачка назревала в условиях крайнего социального напряжения. 18 февраля монархом был опубликован манифест, призывающий к искоренению крамолы для укрепления самодержавия. Кроме этого, Сенату был передан Указ, которым разрешалось подавать на имя государя предложения, направленные на усовершенствование административной системы в стране. На имя Булыгина был подписан рескрипт. В нем предписывалось подготовить закон о представительном органе – Думе. Все эти акты определенным образом направили дальнейшее общественное движение. Городские думы, земские собрания, различные союзы профессиональной интеллигенции, отдельные деятели начали обсуждать вопрос о привлечении народа к законотворчеству. Формировалось отношение масс к работе органа, учрежденного Булыгиным. Начали активно составляться петиции, проекты преобразований. Земцы организовали три съезда (февральский, апрельский, майский). На последнем присутствовали городские деятели. Этот съезд закончился поднесением монарху ходатайства о народном представительстве. 17 апреля царь издает Указ об укреплении основ веротерпимости. По документу разрешалось отходить от православия в другие религии. В начале августа Николай II учреждает Государственную думу. Срок ее созыва – не позже середины января 1906 г. Вместе с этим было утверждено Положение о выборах. Однако из 4 основных демократических норм на практике была реализована только одна – тайное голосование. Выборы не являлись ни всеобщими, ни равными, ни прямыми.
Всероссийская октябрьская политическая стачка (дата)
Реформы власти не принесли удовлетворения массам. Николай II не проявил должной заинтересованности, стремясь сохранить самодержавный строй. Всероссийская октябрьская политическая стачка охватила самые разные отрасли промышленности. Ключевую роль в подготовке забастовки играли большевики. В своей деятельности они опирались на решения, принятые на Третьем съезде РСДРП. За организацию массовых протестов высказывался и Железнодорожный союз. 19 сентября началась экономическая забастовка московских печатников. Она переросла в массовые волнения представителей разных профессий. К началу октября были созданы Советы уполномоченных московскими железнодорожниками, печатниками, металлистами, столярами, табачниками. Митинги и собрания в поддержку рабочих охватили и другие промышленные центры. Большевики старались перевести экономические забастовки в политические, а разрозненные волнения – во всероссийскую стачку. Всеобщие протесты железнодорожников существенно ускорили этот процесс.
Сюжет
Фильм начинается с титра — цитаты из Владимира Ленина:
|
Действие происходит до революции. На одном из крупных российских заводов неспокойно. Рабочий обвинён администрацией в краже инструмента (микро́метра) стоимостью в 25 рублей, и, не выдержав несправедливых подозрений, он кончает жизнь самоубийством через повешение. Пролетарии уже давно страдают от тяжёлых, невыносимых условий труда и несправедливости руководства предприятия. Смерть их собрата становится катализатором событий. После умело организованной в рабочем посёлке агитации на заводе объявлена стачка. Трудящиеся требуют сокращения рабочего дня до восьми часов и увеличения заработной платы на 30 %. Хозяева завода игнорируют требования пролетариев, а их петицией вытирают испачканный ботинок. Фабриканты организуют при помощи наёмной шпаны провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют струями воды из брандспойтов. На следующий день, по приказу губернатора, против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!»
Второе значение
Слово стачка трактуется еще и как устаревшее, под которым ранее подразумевалась тайная договоренность, сговор.
Примеры предложений:
- Селиванов пришел в неописуемую ярость, когда понял, что, убегая с женихом, сестра его имела с ним предварительную стачку.
- После тщательного изучения этого запутанного уголовного дела оказалось, что это была контора взяточников, между которыми была стачка.
- По мере сочинения сюжета для нового романа автор приходил к выводу о том, что ему не хватало нравственной стачки между главными героями.
- После долгих споров и препирательств присяжные, заговорщики, наконец, пришли к стачке и решили действовать незамедлительно.
- Анисимов подозревал, что между товарищами имелась какая-то стачка, которая была направлена против него.
Для лучшего понимания, что это — стачка, нужно рассмотреть происхождение слова.
Литература
- Кинословарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — Т. I. — 976 с. — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 85 000 экз.
- Кинословарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. II. — 1424 с. — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 82 000 экз.
- Кулешов, Лев. Великий и добрый человек // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974. — С. 162. — 404 с. — 30 000 экз.
- Садуль, Жорж. Глава XLV. С. М. Эйзенштейн // Всеобщая история кино: Европа после первой мировой войны = Historie Gėnėrale Du Cinėma / Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Искусство, 1982. — Т. 4 (первый полутом). — С. 327—347. — 528 с. — 25 000 экз.
- Шкловский, В. Б. Эйзенштейн. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1976. — 328 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
- Михин, Борис. Первое знакомство // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974. — С. 171—174. — 404 с. — 30 000 экз.