Зачем нужны такие вопросы?
Без таких вопросов, которые безвыгодный требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания возможно ли статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.
Несомненно и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, всё пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как бы правило, применяют для того, чтобы:
- Посетители смогла сделать определенные выводы.
- Чтобы придать своей речи существенную окраску.
- Забахать разговор более значительным и ярким.
- Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и просто к своей персоне.
- Уметь делать плавные переходы от одной теме к десятое), где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
- Заставить своих оппонентов заняться действовать.
- Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься машинально.
- Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-так знаменитостей либо известных личностей.
- Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
- Цифирь обороты очень часто используют в рекламе.
- Также эта фигура, используемая в речи, случалось нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое место и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
- Сведения речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась безлюдность, которую срочно необходимо чем-то заполнить.
Общее определение
Риторическое восклицание представляет собой средство художественной выразительности, основывающееся на том, чтобы передать кульминацию чувств персонажа или накал страстей в рамках описываемого события через предложение с восклицательным знаком. Этот троп еще называют экскламацией от английского exclaim — «восклицать». Другой термин — «эпекфонесис».
Различают два основных типа риторических восклицаний:
- Аганактезис. Служит для выражения раздражения или возмущения.
- Катаплока. Это своего рода восклицательная ставка, которая не связана грамматически с остальным предложением и как бы разрывает его пополам. Она чем-то похожа на вводное предложение, но выделяется не запятыми, а тире или заключается в скобки.
На самом деле функционал риторических восклицаний гораздо шире, однако другие их виды не получили классификации. Нельзя сказать, чтобы изучению этого тропа было уделено недостаточно внимания. Скорее, его возможности просто настолько широки и разнообразны, что классифицировать их не представляется возможным.
Грамотное применение риторических вопросов
1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.
2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.
3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.
4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.
5
Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.. 6
Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
Для чего требуются обычно такие вопросы?
В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.
Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.
Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.
И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.
Примеры
Риторические восклицания широко используются в русской литературе. Вот несколько примеров:
«И снова вода присмирела сквозная,
и нет никаких сомнений ни в ком.
И вдруг, откуда-то — черт его знает! —
встает из глубин воднячий Ревком».
(В. В. Маяковский, «Атлантический океан»)
Сразу два восклицания в одной строфе:
«Поэты, рыцари, аскеты,
Мудрец-филолог с грудой книг…
Вдруг за лампадой — блеск ракеты!
За проповедником — шутник!
И каждый нес свои букеты
В наш без того большой цветник».
(Марина Цветаева, Perpetuum mobile)
Еще один яркий пример восклицания, являющегося, по сути, аганактезисом:
«Смерть одна на двоих. Довольно!
Я уверена, что не больно.
Ты уверен в чем-то другом».
(Анна Ахматова, «Смерть одна на двоих. Довольно»)
Любой читатель может с легкостью найти еще много примеров риторических восклицаний не только в стихах, но и в прозе.
Зачем нужны риторические восклицания?
У разных авторов разный подход к использованию средств художественной выразительности. Нельзя говорить о том, что у риторических восклицаний есть список строго определенных функций, ведь поэты и писатели постоянно находят все новые и новые способы использовать тропы и удивлять читателей. Однако за долгие годы использования этого литературного приема в разных стилях и жанрах удалось проследить определенную закономерность.
Вот наиболее распространенные цели, преследуемые авторами, использующими риторические восклицания:
При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею. Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Похожим образом в речь персонажа вводятся любимые словечки, слова-паразиты и прочие элементы выражения индивидуальности. Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний
Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя. Таким образом, также можно создать акцент на проблеме, которая поднимается в произведении
Разумеется, это далеко не все, что можно осуществить с помощью риторических восклицаний. Это лишь неполный список закономерностей, выявленных за несколько сотен лет развития мировой литературы.
Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний
Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.
Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.
Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!
Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:А из тучи-то (хвала -Диво дивное!)Соколиная стрела,Голубиная…Марина Цветаева. «Ахматовой»
Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:
Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!Привод, вихрь дли! Не опоздай!
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры |
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств |
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов) |
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) |
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его |
Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь; Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель). |
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях |
Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий) |
Инверсия | нарушение обычного порядка слов |
Изумительный наш народ; Рассказать тебе я хотел бы одну историю. |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) |
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект |
Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков) |
Риторический вопрос |
не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания. |
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? |
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) |
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). |
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) |
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! |
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий |
«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого) Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин) |
Парцелляция | особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным | Я видел солнце. Над головой. |
Вопросы-ловушки. В чем опасность риторических вопросов?
Риторические вопросы никак особо не обозначаются на письме — в конце ставится вопросительный знак. В речи риторические вопросы произносятся с вопросительной интонацией. Именно поэтому иногда возникает путаница: читатель или слушатель может не догадаться, что перед ним фигура речи, а не обычный вопрос.
Риторические вопросы хороши в монологах — в литературе, публицистике, выступлениях с трибуны. Но если вы ведете деловой или дружеский разговор, задавать такие вопросы опасно, предупреждают специалисты по межличностному общению.
В обычной беседе риторические вопросы чаще всего превращаются в наводящие вопросы, которые мешают конструктивному диалогу, предупреждают Бен Бенджамин, Анита Саймон и Эми Игер в книге «Совсем другой разговор».
Наводящий вопрос — это вопрос-ловушка, ведь он подразумевает определенный «правильный» ответ. Пример подобного вопроса: «Не лучше ли подождать, чтобы убедиться наверняка?»
Наводящие вопросы состоят из двух элементов: это сразу и мнение, и собственно вопрос. Поэтому они сбивают собеседника с толку: то ли нужно отвечать на вопрос, то ли просто согласиться. Особенно вредны такие вопросы руководителям, с которыми подчиненные не решаются спорить: босс может не понять, что на самом деле с ним не согласны.
Что делать с наводящими вопросами? Учитесь отделять свое мнение от вопроса, призывают Бенджамин, Саймон и Игер. Например, выскажите свой взгляд на проблему, а уже потом задайте вопрос: «Я считаю, что это хороший вариант. А ты что думаешь?» Если же вам нужен абсолютно беспристрастный ответ, то просто задайте вопрос, не афишируя свое мнение: «Что вы думаете об этом варианте?
Пример — чем заменить наводящий вопрос.Риторический вопрос: «Как можно столько тратить, разве мы миллиардеры?» Мнение: «Мне кажется, что это будет слишком дорого».Закрытый вопрос: «В нашем бюджете есть деньги, чтобы покрыть эти расходы?»Открытый вопрос: «Как мы можем покрыть эти расходы?»
Но, конечно, когда вы переходите к прямым вопросам вместо риторических, будьте готовы услышать ответы, которые могут вам не понравиться. Такова плата за честность.
Пример риторического обращения:
Гляди оно, глупое счастье с белыми окнами в сад
Изо чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны делегировать патетичность повествования и известную ее приподнятость.
Такие фразы, которые маскируются почти вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, объединение наследству от древних ораторов.
Мастера красноречия тех времен довели близкие выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли неодинаковые словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-ведь особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.
Интересен эпизод того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые имеет первостепенное значение отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В вчера(шний день) время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой фрагментарно речи.
Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»
Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.
Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:
-
О, как слепа, безумна злоба!.. Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.
-
Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!Бесстыдный! старец нечестивый!Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.
-
Как сладок юности покой!Как сон ее лелеет нежно!Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.
-
И грянул бой, Полтавский бой!Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.
Заключение:
Необходимо помнить, что такие речевые обороты — сие то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую выстрел, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут повиноваться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут пофигарить принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен требуемый ответ.
Хоть такие речевые обороты и превращают речь в побольше доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею употреблять очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в за глаза станет избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.