Сочинение на тему что такое совесть 9 класс огэ 15.3

Аргументы на тему «Совесть» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Пример. Совестливый человек -Петр ГРИНЕВ

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». 

На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием. 

Второй аргумент

В повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин продемонстрировал историю трагичной любви между Лизой и Эрастом. Бедная крестьянка и богатый дворянин полюбили друг друга, их чувства были яркими и искренними. Однако в один момент любовь Эраста к Лизе охладела, он перестал встречаться с ней каждый день, а затем и вовсе отправился на войну, оставив Лизу в одиночестве. Вскоре девушка увидела Эраста, и он признался ей в том, что женится на другой женщине. Это откровение и предательство возлюбленного стали причиной того, что Лиза кончает жизнь самоубийством. Эраст, узнав об этом, чувствует свою вину. До конца своих дней он считает себя причастным к этой трагедии. Совесть героя не позволяет ему быть счастливым человеком. Рассказчик отмечает, что Эраст до конца своей жизни был несчастлив.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример 1. Муки нечистой совести (ЖИВАГО)

Вскоре любовь к Ларисе властно вторгается в жизнь доктора. Любовь кажется ему предопределенной, и он не в силах бороться с ней. Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя «неуличенным преступником». Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком. Живаго особенно тяжело потому, что идеи «свободной любви» ему чужды. «Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести». 

Пример 2. Совесть на войне. (ПАМФИЛ ПАЛЫХ)

Например, вечно подавленный и угрюмый Памфил Палых признается доктору, что его мучает кровь невинного молодого кадета, пролитая им еще в февральскую революцию: «Оголец один у меня из головы нейдет, огольца одного я стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру, ни за что». Так из разговора с Памфилом Живаго узнает имя убийцы комиссара Гинца и еще раз удивляется величайшей тайне жизни на земле, где все взаимосвязано, и тысячи судеб тесно переплетены в один неразрывный узел. 

С тех пор прошло много времени, но по ночам Памфилу не дает уснуть беспокойная совесть, и все мерещится станция, на которой он совершил тяжкое убийство. Палых боится, что за содеянное им преступление придется расплачиваться не только ему, но и горячо любимым жене и детям. Не желая отдавать семью на поругание белым, Памфил в припадке тоски зарубил всех насмерть. 

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести. 

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным. 

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали. 

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации. 

Совесть — одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Рассуждение

Совесть – это способность человека, которая помогает ему контролировать свои поступки, делить их на хорошие и плохие, а также воспитывать в себе только положительные качества. Стоит упомянуть, что это сильное чувство есть не у каждого человека и если подумать, то без него намного проще жить. Только вот проще не значит правильнее. Я думаю, что совести нельзя научиться, человек уже рождается с ее зачатком, а при взрослении в нем растят это чувство родители и сам человек. С раннего детства нам говорят, что хорошо, а что плохо. Как лучше поступить в той или иной ситуации, а может лучше просто бездействовать, по сути, это тоже действие, только пассивное.

Вспомним один из уроков совести детства: «брать чужое без разрешения нельзя! А воровать тем более». Кто из нас не завидовал другим детям? Как только у товарища появлялся новый велосипед или машинка, нам сразу же хотелось во все это поиграть. Дети бывают разные, и некоторые не приучены делиться, вот тогда и закрадывается мысль взять без спроса, пока друг не видит. Но что будет, если мы забудем вернуть эту игрушку другу? Во-первых, он расстроится, ведь эта вещь ему тоже нравится. Во-вторых, его, вероятно, накажут дома за его невнимательность. Если эти мысли приходят в голову к тому, кто взял чужую вещь без спроса – то у него есть совесть. Если чувство вины за обиду друга берет верх над желанием играть в чужую игрушку, то это уже называется угрызение совести. Наше же сильное чувство не дает нам покоя, пока мы не исправим свой дурной поступок. После возвращение игрушки лучше признаться в том, что все было неслучайно, но это никогда не повторится, урок «не брать чужого» усвоен.

Еще одни урок совести гласит: «врать нехорошо». Ложь нужна для того, чтобы что-то утаить, только всегда следует помнить одно золотое правило: «тайное всегда становится явным». Почти у всех был такой момент в школе, когда в теплый майский денек вы с другом никак не могли удержаться от того, чтобы променять последний урок математики на мороженое в парке. И вот, вернувшись домой, вас встречает вопросительный взгляд мамы, которая интересуется успехами в школе. Конечно, в ход идут рассказы как все хорошо, а мама тем временем, дослушав все до конца, говорит, что видела вас в учебное время с мороженым, пока возвращалась с работы. В такие моменты обычно лицо наливается красным цветом, и вы, опустив глаза, сидите смирно и ожидаете приговора. Совесть берет верх над вашей, вроде бы, безобидной ложью, которая так скоро облачилась в правду. Остается только извиниться перед мамой и загладить свою вину осознанием совершенного проступка.

В заключение хочу сказать, что жить по совести это выбор каждого, но как по мне, этот путь выбирают только по-настоящему сильные люди, которые готовы нести ответственность за свои слова и поступки.

Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе Война и мир Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова Сотников главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не тварью дрожащей, а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин Капитанская дочка

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев Конь с розовой гривой

У В. Астафьева есть рассказ Конь с розовой гривой.

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь Мертвые души

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков Мастер и Маргарита

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин Пропала совесть

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

№6

Зачастую под «совестью» понимается чувство нравственной ответственности перед обществом, отдельным человеком либо группой людей. Это подразумевает тот факт, что личность сама формирует нравственные обязанности и производит над собой некий самоконтроль.

Оценка же собственных поступков зачастую приводит к разному итогу: главными градациями здесь служит удовлетворение либо недовольство самим собой, а также своим выбором либо поведением в той или иной ситуации.

В связи с этим многие испытывают так называемые «муки совести» — так называются душевные терзания человека, когда он осознает, что поступил не так, как «было бы правильно» с точки зрения этики, морали либо воспитания. Конечно, есть и «смягчающие обстоятельства», к которым относятся неожиданность, состояние аффекта, трусость и пр. Но, так или иначе, присутствие совести у человека лучше, чем ее отсутствие.

Можно сказать, что совесть служит основой нравственного самосознания личности. Возникновение ее у человека разумного относят к эволюционной и интуитивной теориям. И, какая бы из них не была правильной, факт есть факт- на данный момент, практически каждой личности свойственно задумываться о нравственном выборе и испытывать переживания, связанные с его правильностью либо неправильностью – разумеется, все зависит от морального уровня человека: кому – то свойственно впадать в депрессию из-за малейшей провинности, а кто-то спокойно спит даже после совершения тяжких злодеяний.

Совесть можно назвать интуитивным явлением – ведь представления о ней в сознании человека формируются исподволь, извне, без всяких на то предпосылок. Конечно же, огромную роль играет воспитание, данное родителями – благодаря нему у ребенка складывается первоначальное представление о добре и зле, плохом и хорошем, достойных и недостойных поступках.

Но, тем не менее, полный комплекс морально-этических норм и устоявшаяся жизненная позиция формируются уже в более сознательном возрасте. Следовательно, и  окончательные представления о совести появляются в этот же период.

Многие связывают понятия о чести и совести с религией – но, на самом деле, это является правдой не в полной мере. Все зависит от понятий об этике и справедливости – потому, существовало много случаев, когда атеист был совестливее многих из «праведных» христиан.

Многие задаются вопросом: «можно ли взрастить в себе чувство подобного самоконтроля?» Несмотря на то, что зачатки формируются в детстве, работа над собой может в значительной степени влиять на формирование позитивных черт характера – в том числе и на представление о чести, совести и благородстве.

9 класс. 15,3. ОГЭ

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

Пример. Совестливый человек, уроки совести (СТАРОДУМ)

Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека. 

Стародум учит Софью добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы.

Готовимся к ЕГЭ. Сочинение. Проблема совести

Продолжаем публикацию сочинений по текстам со страницы “Обсуждаем тексты вместе”. Данное сочинение – к тексту № 7. Сочинение ни в коей мере не претендует на роль образца. Это один из вариантов видения проблемы. Будем рады, если каждый увидит и раскроет ее по-своему.

“Совесть- когтистый зверь, скребущий сердце”. Эти слова А.С.

Пушкина сразу вспомнились мне при прочтении рассказа С.С.Качалкова. Именно проблему совести поднимает автор в своем произведении.

Проблема совести – актуальная нравственная проблема из категории вечных. Раскрывает автор проблему на примере случая, произошедшего с Сергеем Николаевичем Плетенкиным.

Писатель показывает, как сначала, воодушевленный своим «легким заработком», Плетенкин несется домой, а потом, когда воссоздает в памяти события вечера, переплетавшиеся с эпизодом из юности, начинает чувствовать себя ничтожным человеком. И если в начале рассказа он «помчался на кухню», то в конце – «поплелся есть остывающий суп».

Используя антонимы «помчался» и «поплелся», автор рисует изменения в душевном состоянии героя и дает нам понять, что произвела эти изменения «зашевелившаяся» совесть главного героя повествования.

Важно

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что совесть дает оценку нашим поступкам, и, если ты что-то делаешь не так, она реагирует на это.

Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что к совести нужно прислушиваться, чтобы жить спокойно. Недаром говорят, что совесть – самая мягкая подушка.

Муки совести являются самым страшным наказанием для главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Переступив нормы морали, пролив, как он считает, кровь по «совести», Раскольников не может жить спокойно.

Эдуард Асадов в стихотворении «Именем совести», повествуя о различных случаях, когда люди переступали через свою совесть, приходит к выводу о том, что «человек с погибшей совестью уже никто. Не человек».

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда! – призывает поэт.

В заключение хочу подчеркнуть то, что совесть есть в каждом из нас. Мы можем не обращать на неё внимания, как это сделал Сергей Николаевич Плетёнкин, или же прислушиваться к ней – выбор за нами. Главное – помнить, что совесть- это отражение нас самих. Поэтому, чем чище наша совесть, тем лучше мы себя ощущаем.

Настя Ск.

Аргументы к работе по данной проблеме можно найти ЗДЕСЬ

Вариант 3

Когда мы были маленькими, нам часто говорили «У тебя совесть есть?», «Советь не замучает?» и так далее. Но мы никогда не придавали этому значение, а зачем? Но когда ты все-таки задумываешься, ты долго можешь искать ответ.

Первым делом, когда тебя спросили, ты отвечаешь ну, совесть это когда ты что-то сделал, а потом тебя мучают мысли об этом». И возможно это так и есть.

Ты совершаешь какой-либо поступок, а потом думаешь. Возможно ты мог поступить по другому или не делать этого вообще. Ты совершаешь поступок, но тебе не нравится результат.

С самого детства ты воспитываешь в себе совесть. Твои родители говорят тебе, что хорошо, а, что плохо.

Совесть помогает держать контроль над своими эмоциями. В общей сложности совесть это цепь связывающая качества, характер человека.

Чтобы ответить на этот вопрос одновременно достаточно, как и нескольких слов так и целых книг. На этот вопрос можно ответить однозначно.

Совесть это как человек, который следить за нашими поступками. Она борется со справедливостью в жизни каждого человека. Это чувство меры сказанных нами слов

Совесть самое важное чувство не дающие нам совершать ошибок в жизни

Бывает, что ты украл, что-то соврал друзьям или родителям и тебя мучает совесть. После этого ты идешь и рассказываешь им правду, потому что именно совесть заставила тебя, сделать это.

В конечном итоге ты понимаешь, что это чувство человека, показывающее его моральные принципы. И у каждого эти принципы разные.

Когда тебя мучает совесть это самое ужасное чувство, какое может быть. Особенно это чувство возникает когда ситуацию нельзя исправить, нельзя повернуть время назад. И потом ты с болью вспоминаешь этот момент.

Аркадий Петрович Гайдар написал маленький, но чудесный рассказ «Совесть» описывающий весь стыд этого чувства. Нина не пошла на урок, решив прогулять его. Но после того как она встретила мальчика, думаю урок девочка усвоила и больше не повторит этой ошибки. Этот рассказ яркий пример того, что такое совесть он отображает все его стороны.

В конце хочу сказать, что никогда не пренебрегайте совестью, это может плохо для вас закончится, как уже могло закончиться с Ниной и с вами, если бы у вас ее не было.

Сочинение на тему Жить по совести. Что это значит?

Каждый человек на земле наделён широким спектром чувств:  счастье, страх, любовь, отчаяние. Но особое и очень значимое место занимает совесть.
Совесть – это своего рода диалог человека с самим собой, позволяющий ему определить вектор своих действий. Никто не рождается совестливым. Это качество закладывается ещё в детстве главным образом на примере родителей и усиливается на протяжении всей жизни. Но далеко не каждый может его сохранить и преумножить. В мире множество людей, которых волнуют только собственные интересы. Они совершенно забывают о таких чувствах как забота и уважение. Жить по совести – значит уметь оглядываться по сторонам, разделять невзгоды с ближними, находить возможность вовремя подать руку помощи тому, кто в этом нуждается.
В современном мире всё чаще можно услышать мнение о том, что людям эгоистичным и безнравственным жить намного легче: они быстрее адаптируются в изменчивых условиях, быстрее добиваются своих целей. Однако всегда есть обратная сторона медали. Ради своего успеха они готовы идти по головам, продавая и предавая других. Глупо винить таких людей. Ведь по факту это простой самообман. Они не прислушиваются к тому, что пытается донести совесть и в итоге сглаживают все углы и находят с ней компромисс, ссылаясь на обстоятельства и находя оправдания, которые чаще всего кажутся нелепыми.
Я считаю, что люди должны быть более строгими по отношению к себе и учиться справляться с собственными страхами. И речь не о боязни высоты или насекомых, а о трусости признания ошибок. Многие считают, что раскаяться в своем поступке – это удел слабых людей

А на самом деле они просто не могут переступить через ступень страха, которая встаёт выше совести и сожаления.
Несмотря на все сказанное, важно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и жизнь может подкидывать всевозможные испытания, преодолевать которые приходится, совершая разные, в том числе некрасивые и неблаговидные поступки. Нет необходимости корить себя за проступок до конца своих дней

Надо научиться с этим жить, попросив прощение не только у кого-то, но и у самого себя.
Если человек порядочен и склонен к добру, то, поступив плохо,  он постарается исправить ситуацию, обернув её во что-то хорошее. Не допускать такие моменты довольно просто. Нужно только не делать по отношению к другим того, чего не желаешь самому себе. Живя по такому правилу, становится гораздо легче и спокойнее и именно так достигается гармония с собой, обществом и окружающим миром.
9 класс ОГЭ 15.3