Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

В чем польза сольфеджио?

Зная ноты и легко воспроизводя по ним любую мелодию, ребенок может сам сочинять музыку. Его вокал будет звучать более гармонично и целостно.

  • ученик осваивает теорию музыки;
  • ребенок сможет записать любую мелодию на слух;
  • происходит развитие скорости восприятия нот, слуха, который нужен музыканту, памяти;
  • появляется умение определять форму, отличать тембры и звучание разных инструментов;
  • вырабатывается навык «чтения с листа» и воспроизведения одноголосного или двухголосного пения;
  • ребенку требуется меньше времени, чтобы освоить новую композицию;
  • формируется ритмическая основа;
  • ученик перестает бояться импровизации и сможет самостоятельно играть и сочинять музыку в любом жанре.

«Music Crab» («Музыкальный Краб»)

Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

Приложение создано для самых маленьких музыкантов, которые только начинают изучать ноты и клавиатуру. «Краб» поможет овладеть нотами скрипичного и басового ключей. Если же вы – любознательные и «жаждущие знаний» вундеркинды, то можете испытать себя в других ключах – альтовом, теноровом тому подобное!

Можно выбрать скорость передвижения «краба» по нотной состояния, тип подписей на клавиатуре (буквенное «A, B, C…» или же составляющее «Do, Re, Mi…»). Веселый интерфейс, наличие коротеньких уровней сложности превращают процесс обучения в игру. В начале упражнения клавиатура фортепиано подписана, что поможет сориентироваться среди клавиш даже неофиту. Позже надписи исчезают, стимулируя процесс запоминания.

Частоты сольфеджио: Слушать!

Талантливыми музыкантами, композиторами, просто любителями музыки создано немало прекрасных композиций на частотах сольфеджио. Однако начать рекомендуем именно с чистых звуков:

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ

От любой боли

Исцеление

Эта музыка:

  • освобождает от оков Эго и Супер-Эго,
  • поднимает до божественных частот,
  • проводит к жизни в гармонии со Вселенной.

Она пробуждает! Это волна безусловной любви…

В качестве примера — прекрасная композиция, божественные 396 Гц. Наслаждайтесь, забыв обо всем…

Звучите прекрасно!

Вибрируйте на частотах любви!

Это то, чего хочет ваша Душа!

Рекомендуем:

Поделитесь своим мнением

Вопросы и комментарии

Анатолий 2018-06-25 05:47:00

Благодарю автора за прекрасную и полезную информацию. аудио-видеозаписи. Всех Вам благ!
У меня вопрос; Как понять какие частоты в альфа-ритме, а какие дельта. Благодарю!

stanislava star

Благодарю, Анатолий!
В описаниях к композициям обычно указана частота.
Но можно ориентироваться по ощущениям, т.к. Альфа-ритм — отдых в состоянии бодрствования, а Дельта-ритм — состояние глубокого сна. Если засыпайте — Дельта. 🙂

Целебный эффект частот сольфеджио

Нотная грамота была изобретена учителем музыки, монахом из города Ареццо (Италия, близ Флоренции) по имени Гвидо еще в первом веке нашей эры. Со временем она претерпела некоторые изменения. В результате сегодня всем известны семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

У нот есть полные имена (на латыни):

  1. До — Do – Dominus – Господь Бог.
  2. Ре — Re – rerum – Материя.
  3. Ми — Mi – miraculum – Чудо.
  4. Фа — Fa – familias рlanetarium – Семья (семьЯ) планет, солнечная система.
  5. Соль — Sol – solis – Солнце.
  6. Ля — La – lactea via – Млечный путь.
  7. Си — Si – siderae – Небеса.

Что за послание зашифровано в средневековой нотной грамоте? Уже интересно!

А в наше время понимание значения каждой ноты и всей гаммы расширилось настолько, что удивляться можно до бесконечности.

Каждый тон — электромагнитная волна и конкретная частота, которая соответствует определенному энергетическому центру в теле человека — чакре.

Конкретная частота настраивает, а затем исцеляет созвучную ей чакру, соответственно, оздоравливаются соотносящиеся с этим энергетическим центром части тела.

Нота Частота колебаний, цвет волны Чакра Органы, железы Эффект воздействия звука
До (Бог)

396 Гц

Красный

Корневая  Муладхара Ноги, позвоночник, кости, половые органы, мочеполовая система, прямая кишка, надпочечники

Освобождает от:

  • печали, грусти,
  • вины,
  • страха, фобий,
  • иных сознательных, а также бессознательных негативных установок, блоков
Ре (Материя)

417 Гц

Оранжевый

Сексуальная  Свадхистана Поджелудочная железа, почки, кишечник, селезенка, половые органы, половые железы
  • активизирует процессы положительных изменений в жизни,
  • заряжает энергией,
  • дает силу двигаться вперед,  
  • освобождает от психотравм прошлого,
  • обновляет клетки организма
Ми (Чудо)

528 Гц

Желтый

Чакра солнечного сплетения  Манипура Печень, желудок, желчный пузырь, поджелудочная железа
  • изменяет ДНК до идеального состояния,
  • трансформирует жизнь, наполняя ее чудесами,
  • делает сознание, ум ясными,
  • активизирует творчество,
  • развивает воображение,
  • придает оптимизма
Фа (Солнечная система)

639 Гц

Зеленый

Сердечная  Анахата

Читайте “Сердечная чакра: как открыть в себе любовь”

Сердце, легкие, бронхи, вилочковая железа
  • дает чувство единения с миром,
  • гармонизирует любые взаимоотношения,
  • устраняет конфликты,
  • налаживает общение, взаимопонимание,
  • делает терпимее,
  • возрождает, порождает, привлекает любовь,
  • стимулирует клетки организма взаимодействовать с внешней средой
Соль (Солнце)

741 Гц

Голубой

Горловая  Вишудха Лицо, глаза, уши, зубы, шея, горло, плечи, щитовидная железа
  • способствуют самовыражению,
  • расширяет сознание,
  • приводит к быстрому нахождению решения любой проблемы,
  • подталкивает к здоровому образу жизни,
  • способствует интуитивному переходу на правильное питание,
  • очищает тело от токсинов, вирусов, грибков, бактерий, излучений
Ля (Млечный путь)

852 Гц

Синий

“Третий глаз”  Аджна Мозг
  • пробуждает интуицию,
  • дает глубинный уровень осведомленности,
  • возвращает к духовному порядку
Си (Небо)

963 Гц

Фиолетовый

Коронная  Сахасрара
  • вводит в поток Света,
  • способствует единению с Духом (Вознесению)

Подробнее о связи чакр и нот в нашем видео. В нем Вы также услышите как звучит ваше сердце — частота сольфеджио Вознесения 639 Гц (Анахата):

Следующие две частоты не имеют нотного выражения и названия, так как были открыты совсем недавно:

  1. 174 Гц — природное обезболивающее. Помогает, когда болит тело и душа. Дает ощущение веры в себя, безопасности жизни, любви, единения с Духом.
  2. 285 Гц — восстанавливает поврежденные ткани (лечит раны, ожоги, порезы, прочее), возбуждает, омолаживает, тонизирует, дает чувство единения с Землей.

Уже найдена, но еще не до конца изучена еще одна частота сольфеджио — 1074 Гц. Уже известно, что она дает глубокое чувство покоя и равновесия.

Что такое ОКФ?

Общий курс фортепиано — так расшифровывается эта аббревиатура. Обучение игре на пианино полезно для детского развития. В будущем юный певец сможет сам аккомпанировать себе во время пения, но главная польза фортепиано для детей заключается в следующем:

  1. Развивается координация рук, что облегчает обучение письму и улучшает почерк.
  2. Повышается концентрация внимания.
  3. Улучшается музыкальный слух и чувство ритма.
  4. Дети легче осваивают иностранные языки.
  5. Уроки фортепиано помогают быстрее осваивать математику.
  6. Формируется усидчивость, дисциплина, самоконтроль.
  7. Ребенок развивается интеллектуально, культурно, духовно.

Немного метафизики звучания

Звук — электромагнитная волна, имеющая определенную частоту вибраций. Когда в пространстве возникают колебания, человеческое ухо слышит звук. Звучит все. Не все слышит человек.  

Когда частота колебаний одного объекта совпадает с частотой колебаний другого, возникает резонанс.

Когда что-то в теле человека резонирует с воспринимаемым (или не воспринимаемым) им на слух звуком, происходит сонастройка.

Музыка часто отзывается в душе, резонируя в теле. Звуки музыки способны излечить душу через тело и наоборот.

Самый простой и показательный пример — слезы во время прослушивания музыки. Слезы — это физическое проявление процесса очищения на всех уровнях. Чистится и тело, и душа.   

Словно камертон, каждая из девяти частот сольфеджио настраивает человека на прекрасное звучание:

  • устраняет конкретные болезни,
  • оздоравливает в целом,
  • омолаживает,
  • делает жизнерадостнее,
  • включает осознанность,
  • подключает к Источнику Творения.

Частоты сольфеджио неспроста называют частотами Вознесения. Эти звуковые вибрации возвышают дух! Они выводят на новый уровень существования.

Сольфеджио частот Вознесения — электронные «камертоны» для настройки тела, разума, души, духа человека.

Ближе всего по звучанию они к тибетским поющим чашам. Принцип воздействия одинаков.

Исцеление звуком в принципе не ново, но многими забыто. Как ни прискорбно, сегодня многим проще принять таблетку, чем разобраться в тонкой организации себя.

Однако частоты сольфеджио тем и хороши, что как все истинно гениальное — просты.

Эти звуки просто прослушиваются! Вам нужно просто слышать их, чтобы исцеляться. Даже в фоновом режиме прослушивания частоты сольфеджио лечат на всех уровнях.

Включайте их во время любых повседневных занятий. Идеально — в медитативном состоянии.

Нет правил прослушивания частот Вознесения. Правила устанавливаете Вы, слушая целебную музыку столько, тогда, так, как Вам удобно.

Однако есть рекомендации для наилучшего эффекта:

  1. Для профилактики дисбаланса системы (проблем в жизни) — слушать все частоты сольфеджио минимум 1 раз в неделю.
  2. Для решения конкретной проблемы — слушать определенную частоту ежедневно.
  3. Лучший эффект дает прослушивание в наушниках.
  4. В первой половине дня лучше прослушивать частоты в α-ритме (альфа), во второй — с  θ/△-ритмами (тета/дельта).

Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы

Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.

Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.

К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)

Консонансы подразделяются на группы:

  • Весьма совершенные ч.1(чистая прима), ч.8(чистая октава)
  • Совершенные ч.4(чистая кварта), ч.5(читая квинта)
  • Несовершенные м.3(малая терция), б.3(большая терция), м.6(малая секста), б.6(большая секста)

Есть такие интервалы как тритоны , они строятся так:

  • ув.4 (IV) ум.5(VII) в натуральном мажоре и в гармоническом миноре (VII#)
  • ув.4 (VI) ум.5(II) в натуральном миноре

«Perfect Piano» («Идеальное фортепиано»)

Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

Это многофункциональное приложение позволяет овладеть базовыми навыками игры на фортепиано, достаточными для начального уровня изучения сольфеджио. Программа относительно легка в использовании, а тем более для детей, которые «смартфонные вещи» воспринимают на лету. К сожалению, приложение содержит только русское меню; русский язык отсутствует.

«Perfect Piano» имеет полный ряд клавиш – 88. Каждая из октав маркирована своим цветом, что облегчает ориентирование на клавиатуре для новичков и особенно непианистов. Кроме этого, это дает возможность каждому ученику выполненять индивидуальные упражнения в зависимости от диапазона его голоса.

Для белых клавиш существует три режима:

  • с буквенными обозначениями (А, B, C…),
  • составляющими (Do, Re, Mi…)
  • и вообще без обозначений.

Это позволяет по-разному пользоваться приложением на разных стадиях овладения материалом.

Программа имеет функцию записи мелодии. Одновременно с проигрыванием демонстрируется видеоряд, показывающий клавиши, при воспроизведении каждого звука. Поэтому базовые навыки игры на фортепиано становятся доступными почти для всех. Записанный вариант ученик может использовать для самопроверки. Тогда становится возможным самостоятельное овладение материалом даже при отсутствии глазного контакта (если такое случается).

Пользователь может выбрать, сколько белых клавиш одновременно отображается на экране (от 6 до полных 52). Конечно, здесь большую роль играет и размер экрана устройства: небольшая диагональ ограничивает количество одновременно видимых клавиш.

Неплохой функцией в приложении является встроенный метроном. Отметим, что звук на сильной доле такта имеет другой тембр, что позволяет лучше почувствовать метрическую сетку. Правда, функция метронома решена в приложении не лучшим образом. Во-первых, меню «Метроном» сделано несовершенно-отсутствует полный русский перевод, который есть в остальном меню. Кроме этого, в метрономе доступны только три размера: 3/4, 4/4 и 6/8.

Это самые простые функции приложения. При желании можно узнать другие его возможности.

Как запомнить интервалы?

Эту методику успешно применяют многие опытные педагоги, чьи надежды на природные дарования ученика не оправдались, а успеваемость и результативность учебного процесса не могут оставаться как есть.

Итак, как же можно взять интервальную вершину, не полностью доверяя собственным ушам? А вот как: слушайте музыку! Не любую, не всё подряд и не вашу любимую группу. Есть определённый набор песен, который вы и сами сможете дополнить, если хорошо усвоите эту тему.

Такие песни начинаются с какого-либо конкретного интервала. Например, небезызвестная «В лесу родилась ёлочка» начинается большой секстой. И если вы это запомните, то большая секста перестанет быть для вас загадкой навсегда. А прославленная фаворитка меломанов и романтиков «История любви» начинается с малой сексты, правда, в отличие от «Ёлочки», нисходящей, а не восходящей. (В восходящем интервале первый звук ниже второго). Более того, вся эта любовная мелодия — живая реклама малой сексте!

Шпаргалка по интервалам!

Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

Конечно, скажете Вы, здесь тоже не без подводных камней! Безусловно, не всем и не сразу удастся даже этот способ, но первая неуверенность будет уничтожена первым же успехом.

Если вы слышите интервал, то сосредоточьтесь и представьте, какую из перечисленных ниже песен Вы могли бы допеть после него. Через некоторое время таких занятий начало российского гимна уже прочно войдёт в ваше сознание как чистая кварта, а милая сердцу песня Чебурашки будет ассоциироваться с малой секундой.

Интервал Восходящий: Нисходящий: 
ч 1 «Джингл беллс» (Jingle Bells), «Песенка друзей» («Ничего на свете лучше нету…»).
м 2 «Шербургские зонтики»(Les Parapluies De Cherbourg), «Песенка крокодила Гены» («Пусть бегут…»), «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной », «Пусть всегда будет солнце!» «К Элизе», ария Кармен («У любви, как у пташки, крылья»), «Песенка разбойников» («Говорят, мы – бяки-буки…»)
б 2 «Вечерний звон», «Если с другом вышел в путь», «Я помню чудное мгновенье» «Антошка», «Yesterday».
м 3 «Подмосковные вечера», «Расскажи, Снегурочка, где была»,  «Прощальная песня» («Давайте негромко…» кинофильм «Обыкновенное чудо»), «Чунга-Чанга». «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Спят усталые игрушки».
б 3 «Горные вершины» (вариант Антона Рубинштейна). «Чижик-Пыжик».
ч 4 Гимн России, « Голубой вагон», «Мгновения» (из кинофильм «Семнадцать мгновений весны»), «По Дону гуляет казак молодой», «Песня гениального сыщика». «В траве сидел кузнечик», «Папа может» (начало припева), «Голубой вагон»(начало припева).
ч 5 «Мама»(«Мама — первое слово…»). «Настоящий друг» («Дружба крепкая…»), «Вологда».
м 6 «Ямщик, не гони лошадей»(начало припева), «Под небом голубым», «Прекрасное далёко»(начало припева). «Love Story», «Жил да был чёрный кот за углом», «Я прошу…» («Песня о далёкой родине», кинофильм «Семнадцать мгновений весны»).
б 6 «В лесу родилась ёлочка», «А знаешь, всё ещё будет!» «Бьют часы на старой башне»
м 7 «La cumparsita» «Мороз снежком укутывал» (Конец припева «В лесу родилась ёлочка»)
б 7 ———– ———–
ч 8 «Поворот» (группа «Машина времени»), «С чего начинается Родина», «Как жизнь без весны» (кинофильм «Гардемарины, вперёд!»)

Как видите, популярная музыка обошла своей любовью самый резкий и неприятный интервал — септиму. И если м7 ещё повезло с «La cumparsita» и фрагментом «Маленькой ёлочки», то её большой сестре достались мелодии, которые не «на слуху». Впрочем, ей всё равно не скрыться от ваших внимательных ушей. Если вы слышите нечто очень неприятное, звучащее между «La cumparsita» и хитом «Машины времени» «Поворот», значит, это — большая септима.

Способ этот проверен теоретиками на самых «безнадёжных» учениках. Он поддерживает старую истину: нет бездарных людей, есть недостаток стараний и ленивость.

Елена Гурфинкель

История

Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из музыкальной культуры Древнего Египта, Китая, Греции, где большое внимание уделялось обучению мальчиков пению. Основное в таких занятиях обычно было разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть

Ритм и изменения высоты звуков учитель указывал условными движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а также мимикой и движениями головы.

Большую роль в развитии этой науки сыграло возникновение нотного письма.

В эпоху Возрождения значение сольфеджио как предмета, связанного с практическим музицированием, непрерывно возрастает.

Одновременно с обогащением средств музыкального языка и развитием инструментальной музыки и расширяются границы сольфеджио. Создаются специальные упражнения на изучение ритма, тональностей, интервалов и аккордов. Создаются различные методы их практического освоения. Они объединяются двумя основными системами сольфеджио — абсолютной и относительной. В последней, имеющей более древние традиции, при пении слоговые названия звуков не связываются с одной определенной высотой (например, слогом «до» может обозначаться любой звук). При этом вместо нот и нотных линеек применяются ручные знаки (по типу хейрономии), буквенные и цифровые обозначения звуков в ладу, а также слоговые обозначения ритмических длительностей.

С XIX в. эта система распространилась во многих странах (Англии, Франции, Германии и др.), получив множество различных вариантов. Сейчас она широко используется в Венгрии и в республиках Советской Прибалтики.

Относительной системой нередко пользуются в начальный период обучения в музыкальной школе. Дальнейшее же обучение, связанное с инструментальной игрой, основывается на абсолютной системе, где каждый звук в пении называется так же, как и соответствующий ему звук на инструменте.

Понимать музыкальный язык разных эпох и стилей можно лишь путем всестороннего воспитания музыкального слуха. Он есть у каждого человека, но не у всех одинаковый. Некоторые обладают абсолютным слухом, то есть, способностью определять и воспроизводить точную высоту звуков. Слух может быть и относительным, его надо развивать с детства.

Сегодняшнее сольфеджио — предмет, включающий пение по нотам и упражнения, направленные на развитие чистой интонации, чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание на слух мелодий и созвучий), а также навыков нотной записи звучащей музыки (музыкальный диктант).

Кому нужно обучаться сольфеджио?

К сожалению, многие не понимают и недооценивают важность сольфеджио в развитии певческого таланта у детей. Многих оно даже пугает своей сложностью

Эта дисциплина действительно требует усидчивости и терпения — результаты от неё бывают не сразу, а после долгой отработки упражнений. Однако польза пения для детей по нотам стоит затраченных усилий.

Обучаться этой дисциплине стоит каждому, кто решил связать свою жизнь с музыкой и хочет достичь профессиональных высот в пении. Также сольфеджио полезно тем, кто просто любит музыку и пение, но при этом не планирует заниматься ими профессионально. Обучение поможет более глубоко изучить музыкальную науку. В этом случае уроки вокала для детей 10 лет и старше принесут больше результатов.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

«Perfect Ear» («Абсолютный слух»)

Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

Пожалуй, мечта каждого музыканта – узнавать любую ноту сразу… Конечно, ожидать, что после использования приложения с соблазнительным названием «Абсолютный слух» этот навык мгновенно появится – это… хм-м… несколько наивно. Что же предлагает эта программа? «Увеличим масштаб» и рассмотрим подробнее.

Неполная, бесплатная версия приложения может оказаться полезной для учеников старшего возраста. Меню русскоязычное, поэтому и детей удобно сориентировать. «Абсолютный слух» является комплексным «тренажером», который содержит много разнообразных упражнений: слуховых, певчих, ритмичных, зрительных. Есть и теоретическая информация (правда, это скорее для тех, у кого «собака съела конспект» ‑ сложновато написано). Далее подробно остановлюсь на возможностях этого приложения.

В «Упражнениях на слух» – три рубрики: «Интервалы», «Гаммы», «Аккорды». Здесь доступные теоретические сведения, распознавания элементов по нотной записи, определение и сравнение их на слух, и тому подобное. Удобным для самостоятельных занятий «непианистов» есть возможность «подобрать» на экранной клавиатуре то, что звучит, и уже после этого дать ответ. Бесплатная версия не предусматривает полный арсенал интервалов, гамм и аккордов в стандартных упражнениях. Но это можно легко исправить, если указывать параметры для упражнений самостоятельно! И интересно, и просто, и полезно.

Очень важным для самостоятельных занятий сольфеджио является отображение ошибок на нотном стане, на клавиатуре и в названии элемента.

«Тренировка ритма», кроме теории, предусматривает повторение ритмических рисунков, чтение ритма по нотной записи, ритмические диктанты. Стандартные ритмические упражнения представлены только в размере 4/4. Но разработчики добавили в «Абсолютный слух» приятную, интересную и полезную вещь – возможность создавать собственные ритмические упражнения и давать им названия! Вы можете выбрать размер, темп, допустимые ритмические блоки (или же даже создать их сами).

Рубрика «Упражнения» несколько удивляет несоответствием названия и содержания» после двух предыдущих ( Неужели перед этим была лишь теория?!). Здесь можно потренироваться читать ноты в трех ключах (скрипичном, басовом и альтовом), находить прослушанную ноту на клавиатуре и на гитаре, петь заданную ноту, а также определять, какие параллельные тональности имеют указанные на нотоносце знаки.

«Абсолютный слух», ориентирован точно не на славянскую музыкальную традицию, порой поражает требовательного славянского пользователя «абсолютной нелогичностью». Отсутствует традиционное название октав — лишь циферное! Нет энгармонической замены тонов! В «слуховой» рубрике «Интервалы» почему-то помещено их пение! В аналогичной рубрике «гаммы» спеть нельзя, но почему-то можно написать звуковысотный (сугубо звуковысотный, без ритма!) диктант!.. Как это так?! Что же делать? Или же разобраться и приспособиться, или же открыть и… удалить со смартфона навечно.

Вообще, что же такое интервалы в музыке и сольфеджио?

Чистая прима(ч.1) количество ступеней 1, количество полутонов 0, количество тонов 0Малая секунда(м.2) количество ступеней 2, количество полутонов 1, количество тонов 0,5Большая секунда(б.2) количество ступеней 2, количество полутонов 2, количество тонов 1Малая терция(м.3) количество ступеней 3, количество полутонов 3,количество тонов 1,5Большая терция(б.3) количество ступеней 3, количество полутонов 4, количество тонов 2Чистая кварта(ч.4) количество ступеней 4, количество полутонов 5, количество тонов 2,5Увеличенная кварта(ув.4) количество ступеней 4, количество полутонов 6, количество тонов 3Уменьшённая квинта(ум.5) количество ступеней 5, количество полутонов 6, количество тонов 3Чистая квинта(ч.5) количество ступеней 5, количество полутонов 7, количество тонов 3,5Малая секста(м.6) количество ступеней 6, количество полутонов 8, количество тонов 4Большая секста(б.6) количество ступеней 6, количество полутонов 9, количество тонов 4,5Малая септима(м.7) количество ступеней 7, количество полутонов 10, количество тонов 5Большая септима(б.7) количество ступеней 7, количество полутонов 11, количество тонов 5,5Чистая октава(ч.8) количество ступеней 8, количество полутонов 12, количество тонов 6

SightSight

Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?

Если «Краб» уже кажется слишком «детским», пришло время скачать другое приложение. Цель «SightSight» – заставить вас фокусироваться именно на высоте нот, при этом не обращая внимания на «лишние» элементы (длительность нот, паузы) и как можно быстрее давать ответ. Научиться этому можно в двух режимах — «тренировки» и «испытания».

Приложение «заботится» о Вашей успешности – даже в «Тренировке» игрок сможет перейти к следующей тональности только тогда, когда получил «отлично» (то есть, «три форте») за все предыдущие уровни. А получить оценки в последних двух задачах не так уж и легко! Во время «испытания» Вас «протестуют» в разных тональностях, каждый раз уменьшая время на ответ и увеличивая количество нот. Ошибиться в задании можно только трижды. Кто выдержит длинную дистанцию и наберет больше очков?

Какие навыки приобретаются благодаря урокам сольфеджио?

Приступать непосредственно к изучению этой дисциплины можно только лишь после освоения как минимум нотной грамоты. Именно поэтому сольфеджио для начинающих музыкантов и певцов заключается в изучении нот и других музыкальных знаков.

Уроки сольфеджио помогают освоить такой важный навык, как умение чисто спеть любую мелодию без предварительной репетиции. Благодаря музыкальным диктантам развивается умение мысленно представить, подобрать на инструменте и правильно записать нотами услышанную мелодию. Также можно освоить такой полезный навык, как умение подбирать и играть аккомпанемент к любой мелодии.

Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?

Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио. Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.

Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.

Нужен ли учитель при обучении?

Понятно, что основная составляющая сольфеджио – ноты. Кажется, что выучить обозначение нот, их длительность, ключи, размер, нотный стан можно самостоятельно. Однако все не так просто, как может показаться, – контроль необходим во всем, особенно на начальных этапах обучения.

Конечно, благодаря современным компьютерным программам можно обучаться урокам сольфеджио и в домашних условиях, но живой контроль будет намного действеннее, поскольку человек, в отличие от машины, может сопереживать, чувствовать, наслаждаться мелодией.

Понимание того, что такое сольфеджио, и зачем оно необходимо, является очень важным моментом для каждого певца и музыканта. Ведь сольфеджио – это не просто скучные занятия, это целый комплекс определенных знаний и навыков, доведенных до автоматизма, позволяющих создавать свои яркие музыкальные шедевры.

Подведем итоги. С помощью описанных приложений можно:

  • получить начальное представление об игре на фортепиано;
  • улучшить знания по музыкальной грамоте;
  • потренироваться в распознавании сольфеджийных элементов;
  • испытать свой слух.

И, главное – сделать все это в адекватной, привлекательной для современных, вечно занятых людей, форме.

Ощутимой преградой для некоторых начинающих музыкантов может стать английский язык многих приложений. Но их простота в использовании и приближенность к игровому процессу, думаю, помогут преодолеть это препятствие, а в некоторых случаях – еще и способствовать изучению другого языка. 

Предложенные приложения позволят легче и быстрее перейти к полноценным упражнениям сольфеджио. Ведь по-настоящему овладеть сольфеджио помогут только регулярные и упорные занятия, лучше под контролем педагога.