Событие (в философии)

Лингвистические изыски

Давайте хотя бы кратко рассмотрим, почему те или иные слова не подходят. «Явление» и «факт» в своей основе нейтральны, поэтому ими можно воспользоваться, но часть смысла утратится. Правда, если произнести «явление» с соответствующей интонацией, то в таком случае замена вполне возможна, и она даже будет адекватной. «Факт» — слово нейтральное до пресности, а традиции необходимо чтить. Помните о том, что в большинстве случаев значение слова «события» предполагает хотя бы маленькую заметность или минимальную праздничность. Характеристики могут существовать как вместе, так и отдельно. А что «факт»? «Фактом» никого удивить нельзя. «Случай» тоже не предполагает фейерверка, хотя он может быть занимательным и удивительным, поэтому в некоторых контекстах сойдет. «Происшествие», «инцидент», «казус» — это определения случившегося с негативным оттенком, поэтому если события со знаком «минус», то, конечно, такие синонимы подойдут, но в противном случае лучше подобрать другую замену. Слово «история» твердо в сознании связано с цепью явлений, а событие предполагает одномоментность, как правило.

Понятно, что все это хитросплетения языка, о которых мало кто думает. Но иногда подобрать синоним к слову «событие» — это дело жизни и смерти. Например, в советский период в определенное время могли посадить за опечатку, не то что за слово. Поэтому будьте бдительны.

Исторический обзор[править | править код]

Понятие события впервые возникло, по-видимому, в исторической науке. Историческая наука всегда представляла историю как множество произошедших событий – некоторых фрагментов прошлого. Необходимость этого понятия задавалась, во-первых, невозможностью ввиду недостатка данных представить прошлое как непрерывный процесс, во-вторых, привычкой различения в истории несущественной обыденной жизни и существенных событий. К таковым относились, например, смены монархов, войны, революции и т.д. Событие означало нечто выходящее за рамки обычной жизни и поэтому «со-причастное» истории.

Более широкое применение понятия события потребовалось в связи с обсуждением «продолжительности», «временности». До конца 19 века мышление не выходило за рамки субъектно-объектной схемы, предполагающей разделение познающего и познаваемого. Образцом были точные науки, исследовавшие неизменные законы существования объектов. Затем происходит смена парадигмы: разрушение общей онтологической картины мира и осознание невозможности найти во всем некоторые вечные законы привели к необходимости рассмотрения «временности» всего. Событием обозначается то, что, свершаясь, отменяет прежние принципы наблюдения, индивидуализируется, становится уникальным. Событие отличается от пассивного явления, так как обретает индивидуальность. По отношению к событию, в отличие от онтологии, нельзя применить слово «вечное», поэтому возникает вопрос о соотношении события и времени.

Так, А.Бергсон применяет понятие события в связи с временной длительностью того или иного явления. Событие происходит, и в этом смысле находится во времени. Н.О. Лосский рассуждает следующим образом: в мире существуют люди и предметы, причем предметы подвержены изменениям, событием при этом он называет всякое состояние вещей, возникающее во времени и после большего или меньшего промежутка времени исчезающее, отходящее в область прошлого. Таким образом он определяет различение близких по смыслу понятий события и состояния: событие соотносится с изменением состояния вещей. Однако существуя во времени, само, внутри себя событие времени не имеет. Выделяясь из повседневности, событие только внешне занимает некоторый его промежуток, а внутри себя уже не принадлежит времени.

Так, Ж.Делез определял событие как «не-время», развертывающееся во времени в качестве длительности. Теперь можно разделить понятие события и близкое к нему понятие становления. Становление, также представляющее собой некоторую длительность, «становящуюся» собой, в отличие от события не является «не-временем», а имеет собственное время. Понятие становления используется по отношению к процессу, является характеристикой некоторых процессов, и потому отличается от события.

Таким же образом, но с некоторым отрицательным оттенком, понятие события дается в психоанализе З.Фрейда. Событие здесь рассматривается как случай, остающийся очагом внутреннего напряжения, поводом к психической регрессии; событие всегда внешнее и случайное, что вторгается в жизнь человека, так или иначе влияет на него, может представлять угрозу и др.

К понятию события близко понятие ситуации. Ситуация, как и событие, всегда уникальна и индивидуальна. Различие состоит в том, что про ситуацию можно сказать «разворачивается», и это развертывание не может быть бесконечным, поэтому всегда возникает вопрос о некотором разрешении ситуации. Событие же, свершившись, является уже самим собой, со-бытием, сопричастным бытию.

Событие, наряду с состоянием, рассматривается именно как возможное разрешение ситуации, т.е. некоторые события являются возможными результатами ситуаций. Событие в этом смысле означает нечто произошедшее однажды и уже неповторимое, состояние – то, что было зафиксировано как прожитое состояние, в которое принципиально можно вернуться (уже в другой ситуации).

По отношению к власти можно сказать, что власть, как и событие, выходит за структуры повторяемости и регулярности, т.е. не существует внутри них, так как внутри них поведение людей уже задано. Власть всегда существует в специфической ситуации власти, а событие может быть некоторым разрешением ситуации. Власть реализуется, находит себя в произошедшем событии, и мы затем можем обсуждать это именно как произошедшее – примерно так, как мы можем сказать, что в начале 19 века Наполеон обладал властью над Францией.

Что такое — событие?[править | править код]

Событие могло бы быть определено просто безотносительно того, что было до него или будет после него. В обычной беседе событие — это случай, длящийся определенную продолжительность, в течение которой некоторый объект изменяет свои свойства. Например, событие этого утра «намазывание маслом тоста» содержит изменение тоста от «без масла» до «намазанного маслом».

Мы могли бы пробовать также определить события в терминах объектов и свойств и моментов времени. Например, мы могли бы рассмотреть событие «намазывание маслом» как вовлечение объекта тоста, изменявшего от не наличия свойства содержания масла в определенное время этим утром в определенном местоположении к тому, что он имел свойство содержания масла в том же местоположении несколько секунд спустя. Однако, события в физике фактически являются более элементарными, чем — объекты и их свойства.

В обычной беседе, событие имеет больше чем бесконечно малую продолжительность, но в профессиональной беседе по физике, все события составлены из событий-точек, событий с нулевой продолжительностью. Кроме того, событие-точка, как полагают физики, является тем, что пространство-временная точка имеет некоторое свойство кроме тех, которые она имеет только, будучи местоположением в пространстве-времени. Событие-точка — то, что точка имеет некоторое мгновенное свойство. Заметьте, что никакое изменение не упомянуто здесь, ни — физический объект, который имеет эти свойства. События-точки — то, из чего сделаны все объекты, и события-точки пространство-время — то, что имеет свойства.

Эти метафизические предположения о современной науке не часть здравого смысла, разделенного глубинным верованием большинства людей. Они также являются неприемлемыми метафизическими предположениями для многих философов. В , чтобы избежать событий-точек, Бертран Рассел и Альфред Уайтхед развили теорию базируемого времени при условии, что все события в пространстве-времени имеют конечную продолжительность. Однако, они должны были предположить, что любая конечная часть события — тоже событие, а это предположение не ближе к здравому смыслу, чем предположение физиков, что все события составлены из событий-точек.

Это — нерешенный вопрос в философии относительно того, является ли течение времени особенностью мира, который может быть прояснен размышлением о том, как события изменяются за время их существования.

Для более детального обсуждения того, что такое — событие, см. статью Интерпретации события.

Литература[править | править код]

  1. Воробьёв О.Ю. (2007) Эвентология. — Красноярск: Сибирский федеральный университет. — 435с.
  2. Heidegger M. (1949) Sein und Zeit
  3. Философская интернет-энциклопедия. Изменение события
  4. Kim, Jaegwan (1993) Supervenience and Mind: Selected Philosophical Essays. New York: Cambridge University Press.
  5. Kim, Jaegwan (1993) Supervenience and Mind: Selected Philosophical Essays. New York: Cambridge University Press.
  6. Davidson, Donald (1980) Essays on Actions and Events. New York: Oxford University Press.
  7. Lewis, David (1983) Philosophical Papers. Oxford: Oxford University Press.
  8. Alain Badiou (1988) L’Être et l’Événement, Seuil.

Значение

Событие (в философии)

Считается, что событие – это праздничное слово. То есть о нем вспоминают тогда, когда происходит что-то знаменательное. Так и говорят: «Сегодня Петров пришел на пары!» — «Да, это событие. Такое в последнее время случается нечасто».

Но справедливо ли это по отношению к слову? Не думаем, ведь мир наполнен событиями, о которых даже никто не знает. Например, восход солнца – это событие, но мало кто его наблюдает, а если и наблюдает, то в этот момент ему безумно хочется спать, а не красотой природы восхищаться.

Однако, чтобы разговор далее пошел более предметный, обратимся к другу-словарю, который нас неоднократно выручал

Что он думает о слове «событие»? Это очень важно узнать. Есть два основных значения:

  1. Свершившийся факт.
  2. Заметное явление социальной или личной жизни.

Как видим, по мнению словаря, и приход Петрова, и восход солнца – это все события

Другое дело, что в первом случае событие праздничное, ибо безответственный студент является на пары нечасто, а восход солнца – факт рядовой, зачем на него вообще внимание обращать? Действительно, в разговорной речи, да и вообще, за «событием» закрепилась слава чего-то невообразимого. Но оставим это и перейдем к синонимам

Примеры событий в культуре и спорте

Что делает событием то или иное явление общественной жизни? Правильно, внимание СМИ. В новостях можно услышать, что депутаты приняли очередной закон

Скажем честно, большинство законов редко когда влияют на жизнь обычного человека. Но объектив камеры, нацеленный на этот закон, превращает его в событие. А без телевидения и интернета люди так бы и жили в неведении. А между тем для Государственной думы очередной законопроект – рутина. Думаете, это не имеет никакого отношения к теме, да? Ошибаетесь. Это иллюстрация первого значения слова «событие» и подтверждение того, что иногда им называют рядовые явления.

Событие (в философии)

С культурной жизнью общества дело обстоит иначе. Иногда вовремя прочитанная книга или увиденный балет могут перевернуть всю жизнь человека. Поэтому та или иная постановка – это событие безо всяких оговорок. Правда, случается, что ожидания себя не оправдывают, и нечто не становится событием, не удостаивается такой чести. Например, думаем, что все последующие фильмы о терминаторе после 2 части не стали событием в культурной жизни кого бы то ни было, а Дж. Камерон, напротив, снял эпохальное кино.