Духовные ценности человека

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Духовные ценности человека

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Духовные ценности человека

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Современное состояние ценностей

Современный мир производит модернизацию нравственных ценностей. Это происходит из-за изменений в самих людях. В 21 веке большинство людей ориентируется на успехе и инновациях. Психология называет подобные изменения социальной эволюцией, проявляющейся в виде реакции людей на изменения условий в жизни. Современный человек старается самостоятельно определить цели и задачи в своей жизни, а не соответствовать устоявшимся традициям и нормам.

Если углубиться в изучение данной темы, то можно найти информацию, что большое количество исследователей считают, что Россия находится в нравственном кризисе: материальные ценности доминируют над морально нравственными и духовными. Люди имеют тягу к получению сексуальных удовольствий, четкое выражение на индивидуализме и эгоизме, исчезла конкретика в представлении о целях в жизни человека.

Но это не говорит о том, что все люди стали безнравственными и человечество скатывается в деградацию общества. Приоритетом становится саморазвитие, что помогает развиваться обществу в целом. Ценности изменились, но это не говорит о том, что они стали плохими. Во все времена человеческого существования были безнравственные личности. И в тоже время ценности менялись.

Запомните, мораль не разрушима, она только видоизменяется.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Протоиерей Федор Бородин

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности  рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать

И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса,  до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

Духовные ценности человека

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Нравственное развитие личности

Духовные ценности человека

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Функции морали

Редко кто задумывается о предназначении морали и ее ценности. А зря. Мораль напрямую взаимодействует с совестью человека и защищает ее от неблаговидных поступков. Каждый человек должен четко осознавать, что за последствия своих действий он будет отвечать не только перед обществом, но и перед самим собой.

Мораль имеет ряд уникальных функций, которые помогают ей выполнять свое предназначение:

  • Оценочная. Данная функция связана с тем, как окружающие и сам человек воспринимает совершенные им поступки. Когда дело касается необходимости оценить то или иное действие, то личность зачастую склонна оправдывать свои поступки различными обстоятельствами. Но, если действия оценивать будет непосредственно общество, то можно столкнуться с неприятием социума, ведь он зачастую неумолим в своей критичности.
  • Регулятивная функция помогает определить те нормы, которые впоследствии могут перерасти в законы, предназначенные для неукоснительного соблюдения. Для того, чтобы ознакомиться и запомнить все имеющиеся в обществе правила поведения, не нужно заучивать многотомные учебные пособия, достаточно всего лишь оказаться в месте, где находится большое количество людей и, спустя какое-то время человек начинает бессознательно следовать законам, принятым в социуме.
  • Контролирующая функция выражается в проверке того, насколько личность способна следовать принятым в обществе правилам. Контроль необходим для достижения уровня максимальных высот поведения, что ведет к социальному одобрению. В случаях, когда человек не может или не хочет придерживаться общественных законов, он имеет все шансы столкнуться с осуждением со стороны окружающих.
  • Интегрирующая функция необходима для поддержания состояния внутренней гармонии человека. Когда личность совершает тот или иной поступок, то сама того не планируя, она начинает анализировать каждый свой шаг, пытаясь понять насколько порядочным и достойным он был.
  • Воспитательная функция предназначена для того, чтобы помочь человеку в осознании и принятии потребностей окружающих его людей, принимая в расчет их стремления и особенности. Если человек научится считаться с нуждами окружающих, то можно будет сказать, что он способен заботиться и нести ответственность не только за себя, но и за других. Мораль напрямую связана с чувством долга и присуща людям, которых отличает высокий уровень дисциплинированности, порядочности и ответственности.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.

Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:

  • Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
  • Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
  • Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
  • Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
  • Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
  • Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Духовные ценности человека

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Высокие моральные принципы

Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.

Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:

  1. «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
  2. «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
  3. «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.

Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний

Духовные ценности человека

Высокие моральные идеалы

Моральные принципы общения

Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:

  • приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).

Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.

Духовные ценности человека

Нравственные эталоны общения

Примеры нравственных качеств и чувства

Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.

Духовные ценности человека

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Духовные ценности человека

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Приведу наглядные ситуации из жизни:

  1. Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
  2. Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
  3. Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.

Духовные ценности человека

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Виды духовных ценностей

Существует огромное количество разновидностей духовных ценностей, потому что значение духовности различно для всех. Однако большинство людей, как правило, признает две основные школы духовной дисциплины: одна основана на медитации, а другая – на созерцании. Первая относится к сердцу, а вторая – к разуму.

Духовность сердца обычно означает противоположность всему мирскому. Она признает только один способ развивать свою духовность – уединиться в пустынном месте, оставив дома и вещи, представляющие материальную жизнь, и заниматься медитацией в обстановке, где нет искушений. Именно эта точка зрения представлена ​​в известной книге под названием «Монах, который продал свой Ferrari».

Духовные ценности человека

Для представителей школы созерцательной духовности главной ценностью является интеллектуальное развитие, а для тех, чья духовность основана на сердце, мир – это самое главное. Первые хотят, чтобы процесс мышления в их сознании продолжался безостановочно, и поэтому они игнорируют все виды неприятностей.

Человек – это интеллектуальное существо. Он наделен разумом, который является его величайшей способностью. Созерцательная духовность – это то, что способно обратиться к нашему уму. Любой вид духовности, достигнутый на уровне, меньшем, чем наш разум, не является истинной духовностью для созерцателей.