Смех

Социальный

Социальным называют смех людей, объединенных общей идеей, поводом собрания. Ярким примером может быть реакция слушателей политических выступлений. Это всеобщее возбуждение, ликование. Разумеется, он имеет схожие черты с юмористическим смехом, вызванным у зрителей на концертах комиками. Однако в первом случае происходит духовное, идейное объединение людей. Приподнятое настроение обусловлено обретением надежды и перспектив в будущем. Это не праздное веселье, а воодушевление. Как правило, это открытый или сдержанный смех, сопровождающийся поддерживающими криками и аплодисментами.

Смех и любовь

Как правило, смех способствует началу любовных взаимоотношений, более быстрому и легкому узнаванию друг друга. Потом, когда наступает пора страсти, большинство людей забывают о шутках. И правильно — в этот момент неуместная насмешка может погубить наметившийся роман.

А вот насколько длительными будут отношения, во многом зависит от того, сумеете ли вы вовремя вспомнить о своем чувстве юмора, так как после эйфории и упоения счастьем взаимной любви наступает совсем другое время, уже без розовых очков влюбленности.

Когда вы увидите (а это, увы, происходит всегда), что ваш избранник не лишен недостатков, отнеситесь к ним более снисходительно, с доброй улыбкой. И ваши слабые стороны, которые обязательно будут замечены (или просто бессовестно выдуманы, как вам, возможно, покажется), также гораздо легче обсуждать, если избавиться от излишней серьезности. Не у каждого хватит смелости посмеяться над собственными ошибками, то есть открыто признать их. Это верный показатель уверенности в себе.

Над чем смеяться?

В разных странах и поводы для смеха различны — это зависит от общего уровня культуры. Например, когда человеку в лицо кидают торт, то это кажется забавным далеко не всем россиянам. Зато над этим хохочут все граждане Германии. А во Франции любая кинокомедия прошлого десятилетия обязательно содержала «сладкий» эпизод.

Смеются над тем, о чем не принято говорить или шутить в приличном обществе: над естественными отправлениями организма (первое место делят опять-таки немцы и французы) и сексом (пальму первенства тянут друг у друга русские и американцы), а также на религиозные темы (лидируют испанцы и итальянцы).

Это можно объяснить с психологической точки зрения: смех освобождает от запретов, раскрепощает и помогает сделать «своим» нечто, что прежде было недоступным. Никто не шутит над божественным так часто, как семинаристы. И нигде не рассказывают столько анекдотов о взаимоотношениях полов, как в старших классах школы: таким образом подростки осваивают новую, закрытую прежде для них область жизни.

И долго жить, и похудеть, и даже снизить сахар

В последнее время в популярных медицинских изданиях можно встретить немало сообщений об открытиях полезных свойств смеха. Благодаря способности снимать напряжение — не только психическое, но и телесное — он способен избавлять от неврозов, стрессов, болезненных эмоций и подсознательных переживаний (существует даже методика — смехотерапия). Смех укрепляет иммунитет, облегчает боль, благотворно влияет на работу сердца, укрепляет сосуды, снижает уровень сахар в крови, снабжает клетки кислородом, улучшает сон и даже сжигает лишние калории (50 ккал за 10-15 минут). Согласно одному из исследований, минута смеха удлиняет жизнь на целую (!) секунду, что, конечно, весьма заманчиво. Беда в том, что совершают большинство подобных открытий знаменитые «британские ученые». Группы людей, участвовавших в экспериментах, были малы, сами эксперименты — коротки, а исследователи — изначально снабжены тезисом, который надо было доказать: «смех полезен для здоровья». Если говорить, скажем об аэробной нагрузке и пользе для сердца, то смех не более полезен, чем крик. Иногда же смеяться просто опасно — после операций, при заболеваниях легких, грыже, некоторых болезнях глаз. А смех безудержный вреден всегда — не только с духовной точки зрения. Полторы тысячи лет назад китайский врач Сунь Сы-Мяо писал: «Вред приносит слишком много шумных разговоров с неудержимым смехом».

Относительно масштабными и серьезными исследованиями доказан лишь один из полезных аспектов смеха: его способность в ряде случаев повышать болевой порог. Что интересно, этим свойством обладает лишь смех, вызванный примитивными и грубыми шутками. А вот интеллектуальный юмор обезболивающим эффектом, увы, не обладает.

В словаре Д.Н. Ушакова

СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, ·муж.1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-нибудь чувства (преим. при переживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего-нибудь забавного, нелепого, комического, а также при некоторых нервных потрясениях и т.п.); сами эти звуки. Раздался смех. Прыснуть со смеху. Радостный, веселый смех. Злобный, горький смех. Торжествующий смех. Истерический смех. Саркастический смех. Подавить в себе смех. Смех разбирает, душит кого-нибудь. Смех сквозь слезы. Гомерический смех (см. гомерический). «Генерал право, людям: приехали на ярмарку, и хоть бы горсть пеньки продали.» Гоголь. «И смех и грех.» погов. Смех да и только работа его — один смех.• Без смеху (·разг.) — серьезно, не шутя. Без смеху говорю, послушайся меня. В смех (·разг.) — ради шутки. В смех сказать. Курам не смех — см. курица» title=’что такое курица, значение слова курица в словаре Ушакова’>курица. На смех (или насмех) — не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки. Сделать что-нибудь на смех. Сказать на смех. Не до смеху (реже смеха) кому — не время веселиться, смеяться кому-нибудь, не расположен кто-нибудь к веселости, к шуткам. «- Ну, вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха.» Грибоедов. (Без ·отриц., ·в·противоп. ·знач., ·редк.. «Всё это глупо, может быть смешно, кому до смеху — но мне больно.» Гончаров.) Поднять на смех кого-что — сделать предметом насмешки, осмеять. «Объедят, обопьют да нас же на смех подымут.» Сухово-Кобылин. «Вы теперь при все меня на смех подняли.» А.Тургенев. Покатиться со смеху — см. покатиться. Помереть (умереть) со смеху — см. помереть. Смеха ради (·разг.) — с целью шутки или насмешки. Смеху подобно (·прост. ·пренебр.) — очень смешно, нелепо, сделано как бы с насмешку.

Светлый и темный

Человек, стремящийся вести праведную жизнь, тоже может быть поставлен в тупик вопросом о природе смеха — не физиологической, конечно, а духовной. С одной стороны, смех греховен. «Смех удаляет от нас ублажение, обещанное плачущим (Мф.5:4), и разоряет построенное. Смех оскорбляет Духа Святого, не пользует душу, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, помышления о мучениях» (прп. Ефрем Сирин). Но с другой, он способен утешить, подбодрить ближнего, помочь ему победить страх, снять усталость.

Главным адвокатом смеха для православных выступает святитель Антоний Великий. В патерике есть известный рассказ, в котором святой сравнивает человека, ведущего духовную жизнь, с луком: если слишком сильно и долго тянуть тетиву, та не выдержит, необходимо время от времени давать ей послабление — пусть и в виде шутливого веселья. Так что же он — зло или добро? Святитель Иоанн Шанхайский пишет: «Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех — несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех — грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица». Первоапрельское веселье с розыгрышами, по классификации свт. Иоанна можно отнести к одному из самых худших видов смеха, «которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим… для увеселения и для забвения печали, без смысла, и тщеславно смеша других, все это — болезнь духа». Высшая похвала для человека, по мнению святителя — сказать, что у него «детский смех», «смех непорочный, близкий к райской гармонии». Об удивительном (и целительном) свойстве смеха возвращать человека нас в детство говорят и психологи. Даже суровый святитель Димитрий Ростовский в своем обличительном слове смеху признает: «Смех – детское свойст​во», и свои обвинения адресует смеху «бесчинному», который «расточает собранное «в душе добро», удаляет от благодати Господней, убивает память смертную». А святитель Филарет считает, что «под именем смеха Евангелие разумеет, без сомнения, не один устный смех, и не собственно смех осуждает… И если бы всех осуждать за нынешний смех, то не осталось бы, кому дать блаженство за слезы».

Что происходит в мозге во время смеха?

В исследовании, проведенном профессором Питером Дерксом в колледже Уильяма и Мэри, испытуемые были подключены к электроэнцефалографу (ЭЭГ), в то время как им демонстрировали юмористический материал. Спустя четыре десятых секунды после воздействия чего-то реально смешного, отрицательно заряженная электрическая волна проходила через кору головного мозга и человек начинал смеяться.

В ходе эксперимента наблюдалось следующие:

  • Левая сторона коры (слой клеток, покрывающий всю поверхность переднего мозга) анализировала слова и структуру шутки.
  • Лобная доля мозга, которая участвует в социальных-эмоциональных реакциях, стала очень активной.
  • Правое полушарие мозга проводило интеллектуальный анализ, необходимый для понимания шутки.
  • Затем мозговая активность распространялась на область сенсорной обработки в затылочной доле (область обрабатывающая зрительные сигналы).
  • Ну и в завершение, моторная кора вызывала физическую реакцию на шутку.

Литература

  • Агранович С.З., Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. — Самара: Бахрах-М, 2005. — 344 с.
  • Бергсон А. Смех. — М.: Искусство, 1992. — 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106—109.
  • Дмитриев А. В., Сычёв А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Куприянов В.А. Место смеха в системе Гегеля и его отношение к идеалу в контексте искусства. // Vita Cogitans: Альманах молодых философов, 2013. — № 8. — С. 8-14.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. — М.: Лабиринт, 1999. — 288 с.
  • Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Высшая школа экономики, 2002.
  • Сафронова Е. С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980. С. 68—78.
  • Селли Дж. Смех его физиология и психология. СПб. Изд. В.И. Губинского 1905г. 96 с.
  • Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту: 1999. 384 с.
  • Соколов Б. М. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность. Вып. 7. М., 1996. С. 159—167
  • Сяо Цзинъюй (КНР) Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2006. С. 73—82.
  • О природе смеха: материалы круглого стола. — Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2000
  • О природе смеха. — Вып. 2. Материалы II Международной научно-теоретической конференции. — Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2001
  • О природе смеха. — Вып. 3. — Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2002.
  • Тарханов И. Р. Смех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре : Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. и сост. В. П. Шестаков; Ред. А. В. Вислова. — М., 2002. — 272 с.
  • Victoroff D. , Le rire et le risible. Introduction a la psychologie du rire, Paris, 1952
  • Marteinson, Peter, On the Problem of the Comic: A Philosophical Study on the Origins of Laughter, Legas Press, Ottawa, 2006.

Физиологический

Физиологический смех – это радостная реакция человека на тактильные ощущения (щекотание), хотя может быть и следствием приема наркотических препаратов. Он характеризуется открытостью, непроизвольностью и прерывистостью. При щекотании он совпадает по продолжительности с длительностью тактильного воздействия. При приеме некоторых наркотических средств причины физиологического смеха обусловлены психическими процессами. Общее настроение можно назвать приподнятым, смех прерывистый, поверхностный, необоснованный. На первый взгляд напоминает истерический смех, однако более продолжительный и не имеет эпизодов нервного потрясения.

Смех

Примечания

  1. Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора // Смех: истоки и функции. — СПб.: Наука, 2002. — С. 5—43.
  2. Платон. Филеб // Полное собрание творений Платона в 15 т.. — Л.: Academia, 1929. — Т. 4. — P. 95-185.
  3. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. — London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. — С. 321-487.
  4. Weisfeld G. E. The adaptive value of humor and laughter // Ethology and Sociobiology. — 1993. — № 14. — С. 141—169.
  5. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. — М., 1981.
  6. По материалам круглого стола журнала «В мире науки», № 12 2006
  7. M. Davila Ross, M. J Owren, E. Zimmermann. Reconstructing the Evolution of Laughter in Great Apes and Humans. Current Biology. Vol. 19. Issue 13. P. 1106—1111

Визуомоторные и физиологические аспекты

Смех – это двигательная и вокальная деятельность, требующая скоординированного действия 15 различных лицевых мышц и связанных с ними клонических сокращений грудной клетки и брюшной стенки.

Внешнее проявление включает в себя совместное сокращение основных скуловых мышц (т. е. оттягивание уголков губ назад и вверх) и глазных мышц орбикуляриса (т. е. поднятие щек и вызывание морщин-марионеток на глазах). Действительно, движение глазных мышц может служить маркером для отличия эмоционального смеха от произвольного (вынужденного), поскольку глазные мышцы орбикуляриса не сокращаются во время произвольного смеха.
Гомерический смех также сопровождается вспыхиванием ноздри, втягивание нижней челюсти, а также сиянием и блеском глаз.

С точки зрения дыхания, обычно начинается с резкого выдоха, за которым следуют ритмичные циклы выдоха/вдоха, которые могут быть или не быть фонетизированы как «ха-ха-ха».
Никакого вдыхания, предшествующего реакции, не требуется, так как смех производится при низком объеме легких. Ритмический паттерн дыхания смехом создается сокращениями мышц, которые обычно пассивны во время нормального выдоха, т. е. диафрагмы, брюшной полости и мышц грудной клетки. Эти мышцы работают вместе с гортанью. В плаче саккадические сокращения происходят главным образом с вдохом, тогда как в других случаях они сопровождаются короткими прерывистыми звуками. Вегетативные корреляты смеха включают возбуждение и напряжение мышц с последующим ослаблением мышечного тонуса, расширением кожных сосудов лица, шеи и рук, слезотечением и усталостью.Смех

Ученые исследовали специфические визуомоторные аспекты человеческого смеющегося лица и их истолкование людьми. Результаты показали, что визуальные аспекты смеющихся лиц, которые оцениваются как веселые, победные или в целом положительные. Это часто используемая эмоция человеком.

Акустические аспекты

Ученые описали структуру смеха учитывая все дыхательные, вокальные, мимические и скелетно-мышечные элементы.
Смех состоит из начала (превокальный лицевой компонент), вершины (вовлекающий вокализацию или принудительный выдох) и смещения (поствокальная часть, обычно улыбка, которая исчезает).
Вершина содержит циклы смеха (т. е. повторяющиеся импульсы); обычно их 4 в цикле, хотя число может варьироваться от 9 до 12 в зависимости от объема легких. Часто бывает около 5 импульсов в секунду. На уровне движений гортани импульс смеха может быть дополнительно подразделен на количество и длительность вибрационных циклов голосовых связок.

Фонетика смеховых импульсов включает в себя ряд стереотипных изменений гортани, которые включают в себя четыре этапа:

  • межимпульсную паузу (момент тихого вдоха в промежутках между озвучиванием),
  • приведение (закрытие) аритеноидных хрящей,
  • вибрацию голосовых связок,
  • отведение (открытие) аритеноидных хрящей.

Несколько особенностей в акустическом сигнале могут служить сигналом о степени положительного воздействия, испытываемого смеющимся. Расширение и сужение глотки, как известно, влияет на качество голоса и может сигнализировать дружелюбный и презрительный смех, соответственно. Другие сигналы могут быть обеспечены гармониками, мелодическим контуром и длительностью. Мелодический контур, включая интонацию и высоту тона, может быть особенно информативным для эмоционального состояния и смысла. Вокальные связки часто бывают напряжены в условиях возбуждения или предвкушения, вызывая смех, который имеет восходящий мелодический контур.

Губы и щеки, как правило, приподняты в радостной улыбке или смехе; сокращение мышц изменяет форму открытия рта, ограничивая гласные звуки, которые могут таким образом быть произведены.

Биологическое развитие смеха

Хотя смех и гомерический (неудержимый) хохот часто утверждают, что он уникален для людей, поведение, подобное человеческому проявлялись у различных видов приматов, макак, бабуинов, человекообразных обезьян. Они выражают безмолвную демонстрацию оскаленных зубов (также называемую ухмылкой, гримасой или улыбкой), связанную с заторможенными движениями, уклончивыми и защитными движениями тела и позами, а также грумингом и объятиями. Это проявление наблюдалось у всех видов макак и бабуинов, а также у людей. Расслабленный, открытый рот (“игровое лицо”), отмеченный широко открытым ртом, но без ярко выраженного обнажения зубов, наблюдался у всех видов макак и бабуинов, у каждой из больших обезьян, включая шимпанзе, бонобо, орангутанга и гориллу, у людей и у более отдаленных видов, таких как верблюды и беличьи обезьяны. Одним из вариантов игрового лица, отмеченного у некоторых видов, был открытый рот, показ оскаленных зубов с сопутствующим стаккато дыханием и всплесками вокализации.

Выражение названное “смеющимся лицом” оказывается поразительно похоже на человеческий смех. Это сопровождается неистовыми позами тела, резкими движениями, притворными укусами, игривой погоней и уклончивыми, повторяющимися взглядами, а не напряженным взглядом. Смеховое лицо было найдено только у макак, мандрилов, гелад, орангутангов, бонобо и, конечно, у людей, и это происходило, в основном, в социальных игровых контекстах, хотя в некоторых случаях оно наблюдалось в аккомпанементарной игре

Ученые отмечают, что для тех, кто связан с уходом, сексом важно не акцентировать внимание на конкуренции и сосредоточиться на общих интересах

В то время как смех у нечеловеческих видов приматов встречается преимущественно в игровых контекстах и часто встречается у молодых особей этого вида, смех у людей возникает в различных социальных контекстах на протяжении всей жизни.

Более того, нет никаких доказательств того, что у нечеловеческих приматов есть что-то сравнимое с человеческой способностью производить, понимать и наслаждаться этим чувством.

В словаре Даля

м. хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства
веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех
осмеяния, смех презрения, злобы и пр. У него смех весьма простодушный.
Смех есть среднее выражение между улыбки и хохота. Смех злостный,
злорадный, сардонический. Смех задушевный. Что за смех подняли? Это на
смех, в смех сделано, сказано, в шутку, или в посмешище, чтоб досадить.
Смех смехом, дело делом. Ну смех, да и только, курам на смех! Смехом
веку не проживешь. И смеху не рад. Последний смех лучше первого, конец
дела. Со смеху покатиться, лопнуть, смехом бока надсадить. Смеху
подобно, не похоже на дело. Мал смех, да велик грех. Где грех, там и
смех. Грех не смех. Грехи не смешки. Навели на грех, да и покинули на
смех. И смех, и горе. И смех, и грех. Тут не до смеху (не до смешков). В
чем живет смех, в том и грех. Грех — не смех, когда придет смерть. Иной
смех плачем отзывается. Вам смех, а нам и полсмеха нет. Много смеху, да
не мало и греха. Сколько смеху, столько греха. Смех до плача доводит. И
смех наводит на грех. Посильна (под силу) беда со смехами, а не в мочь
(не под силу) беда со слезами. Людям тын да помеха, а ему смех да
потеха. Все со смеху покатились. Со смеху не лопнуть стать, смех смехом,
а шутка на (в) сторону. Смехом сыт не будешь. Смех — волынка: надул,
поиграл, да и кинул. Век на смеху живет. Век посмеешься, словно
проживешь. Жена умирает, а муж со смеху помирает. Из дурака (дуры) и
плач смехом прет. Чужому смеху хорошо смеяться, посмейся-ка своему. Смех
тридцать лет у ворот стоит, а свое возьмет. Чужой смех (насмешка наша)
семь лета у ворот стоить (выждет своей очереди). Смех завистников не
худое дело. Смешки м. мн. смехи, веселая беседа, хохот. Он смешками
отделывается, шуточками. Ино смешки ряд делу. Играть в смешки, глядя
молча друг другу в глаза, стараться рассмешить. Смешки смешками, а дело
делом. Хороши смешки, да каковы-то будут посмешки! | Сиб. смешки на
щеках, ямки при улыбке, умилки. Смеховое дело, пустое, не стоящее
внимания, как бы шуточное. Смешноело, забавное, потешное, возбуждающее
смех; служащее посмешищем, достойное посмеяния. Смешен ты, со своими
несбыточными затеями. Смешно же в ее лета молодиться.
Смешным-смешнехонько; смешнешенек он, потешен, забавен, или служит
посмеянием. Смешненько мужчине казотиться и красоваться. Не то смешно,
что жена мужа бьет, а то смешно, что муж плачет! Не то смешно, что бьет
про что, а то смешно, что сам плачет. Тебе смешно, а мне до сердца дошло
(а ему тошно). И то смешно, что в животе тощо. Что грешно, то и смешно
(потешно). Не то смешно, что на двор взошло, а то смешно, что со двора
нейдет! То ж смешно, да на тож пошло (здесь смешно сущ., вм. смех).
Говорить смешно, утаить грешно. Смешить кого, заставить смеяться,
возбудить смех. Он всех смешит, морить со смеху своими рассказами. Она
людей смешит своими нарядами. Бога не гневи, а черта не смеши. Насмешил
ты меня. Посмешил нас вчера шутник, просмешил весь вечер. Он всякого
рассмешит. Смешение ср. смешка ж. действ. по глаг. Смешливая барыня,
охочая смеяться; -вость ж. свойство это. Кто смешлив, тот и слезлив.
Смешник, -ница, смехотник, -ница новг. забавник, шутник, балагур,
весельчак. | Пересмешник, насмешник, зубоскал, ощеул. Смеяться,
смеиваться, хохотать, являть»>изъявлять чувства свои смехом. Один улыбается,
другой смеется, третий в голос хохочет. О чем смеешься, чего, что
смеешься? | Смеяться над чем, издеваться, осмеивать, насмехаться;
шутить, трунить, изгаляться, зубоскалить, выставлять насмех. | Смеяться
чему, не уважать, небречь, презирать, ставить ни во что, не бояться, не
исполнять, ругаться над чем, кощунствовать. Мы смеялись до упаду! Не
смейся горох, не лучше бобов! Смеюсь я всем наказам вашим. Он смеется
твоим угрозам. Смеяться, не ум являть, а белы зубы казать. Не смейся,
вода: сама молода. Не смейся, братец, чужой сестрице: своя в девицах! Не
смейся чужой беде, своя на гряде. Кто в субботу смеется, в воскресенье
плакать будет. Своя воля: хочу смеюсь, хочу плачу. Не любо, не смейся.
Станут смеяться, и мы посмеемся. Над кем п осмеешься, тот над тобою
поплачет. Хорошо смеяться на сухом берегу. Досмеялись до слез. Чего ты
засмеялся! Насмеялся он мне. Осмеять смешное. Отсмеяться от чего. Чему
посмеешься, тому поработаешь. Подсмеиваться над чем. Пересмеять всех.
Просмеялись весь вечер. Хоть бы рассмеялась! Смеяние, действ. или сост.
по глаг. Несмеяна царевна, сказочное, неулыба, которую нельзя ничем
рассмешить. Смехотвор, -рко, -рец м. -рица ж. смешник, шутник.
Смехосовие, шутливый разговор. Смехотворная Искра, промышляющая
смехотворством; она старательно смехотворничает. Смехота, все забавное,
потешное или смешное, смешки. Смехота с ним, да и только! Смехотное
дело, забавное, смешное.

В чем смысл?

Но зачем нам все это? Смех — врожденная способность человека. В возрасте 3,5-4 месяцев младенец с его помощью может сообщить матери: со мной все в порядке, я абсолютно доволен жизнью. А дальше начинаются сложности.

У взрослых людей смех вовсе не обязательно связан с радостью, да и вообще не так сильно обусловлен эмоциями, как принято считать. Возьмем самое простое, всеми испытанное — смех от щекотки, какая уж тут радость. А ведь существует еще и нервный смех, истерический смех, а также патологический смех при ряде серьезных физических и психических заболеваний (псевдобульбарном синдроме, рассеянном склерозе, некоторых опухолях, болезни двигательного нейрона, повреждением передней части мозга). Впрочем, вернемся к норме. Мыслители самых разных направлений и мировоззрений сходятся в одном: смех снимает нервное напряжение. Быть может, былой младенческий сигнал удовольствия и радости жизни, уже не нужный в это «сигнальном» качестве сигнала, теперь работает в обратном направлении и запускает в психике некоторые процессы, позволяющие пусть ненадолго ощутить спокойную безмятежность. Это — предположение. Как бы то ни было, Аристотель называет смех «отдохновением», Кант — «аффектом от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто».

История изучения

Детский смех

Вопрос о природе смеха и юмора на протяжении веков является предметом исследований философов и учёных. Сегодня он рассматривается различными науками, в рамках которых сформировалось множество концепций генезиса и восприятия комического.

Платон в диалоге «Филеб» подчёркивал, что смех над «смешными свойствами друзей» обусловлен сочетанием удовольствия и зависти со стороны смеющегося.

Впервые идея о двух принципиально различных видах смеха была высказана Дж. Битти, который назвал смех от щекотки «животным», а смех, вызванный психологическими причинами, — «сентиментальным». Так возникла дуалистическая концепция смеха.

Г. Вайсфелд считал, что щекотка и юмор — два вида приятной и полезной стимуляции. Если польза от щекотки состоит в тактильной стимуляции (как известно, ее дефицит приводит у младенцев к психическим расстройствам[источник не указан 447 дней]), то ценность юмора заключается в когнитивной стимуляции. Смех объекта щекотки первоначально был знаком благодарности и служил для щекочущего, а затем и для «юмориста» наградой, приятным социальным сигналом.

Жан Поль писал: «Люди сначала смеялись, — а потом появились комики». Поддерживая эту точку зрения, А. Г. Козинцев считает, что в филогенезе, как и в онтогенезе, смех появляется гораздо раньше юмора. Он представляет собой древний (докультурный) врожденный сигнал, тогда как юмор — явление культуры, возникшее на базе того поведения, частью которого был (и, судя по всему, остается) этот сигнал. Р. Провайн считает, что люди более 2000 лет безуспешно бьются над тем, почему же юмор смешит, по причине того, что они переоценивают роль юмора как якобы главного способа вызывания смеха, и недооценивают роль смеха как самостоятельного феномена.