Теперь поговорим о корнях сквернословия.
Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной — значит адской, из преисподней.
Теперь мат используется для:
1)повышения эмоциональности речи,
2)эмоциональной разрядки,
3)оскорбления, унижения адресата речи,
4)демонстрации агрессии,
5)демонстрации отсутствия страха,
6)демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7)демонстрации принадлежности к «своим» и др.
Что такое сквернословие с точки зрения подростка?
Многие с сожалением признают, что именно дети с определённого возраста охотно унизывают свою речь бранью. Почему так происходит? Бунтующий подросток попадает в сеть простейшего принципа «бунт ради бунта». То, что должно быть инструментом для достижения некоей цели, принимается за саму цель, смещаются акценты. Если подростка спросить, почему он так охотно ругается, скорее всего, ответом будет невнятное объяснение в стиле «все побежали — и я побежал».
Если перед подростками поднимается тема «Сквернословие — это плохо», то он лишний раз получает подтверждение, что взрослые ничего не понимают. Стремление научить хорошему во что бы то ни стало приводит взрослых к прямо противоположному результату. Приходится признать, что бранный лексикон присутствует в повседневной жизни, причём в таких количествах, что обходящийся без ругани человек выглядит странно и вызывает подозрения.
Разговорные нормы
Общепринятые стандарты общения предполагают, что бранная лексика неуместна. При этом в категорию ругани попадает не только классический мат, но и вульгарные наименования половых органов, выделений человеческого тела, названия некоторых животных, птиц, деревьев, предметов. Если анализировать бранный лексикон, то можно только поражаться его многообразию. Например, нет ничего ущербного или стыдного в птице курице, но если назвать курицей женщину, уточнив при этом, что птица мокрая, то вряд ли она примет это в качестве комплимента.
Своеобразный вирус сквернословия расползается очень быстро. Ругательства подхватываются даже взрослыми людьми, дети ежедневно слышат от десятка до сотни бранных слов. Никакие лекции про ущербность такого стиля общения не срабатывают, поскольку в данном случае теория не подтверждается практикой. Стадный инстинкт надёжно удерживает тех, кто пытается прекратить поток ругани. Тем не менее можно привести достаточно веские доводы против сквернословия.
Можно ли браниться “блинами”, и в каком языке нет мата?
Кстати, такие распространенные ныне слова, как “блин” и т.п. — есть гибрид на мат. В наше время матерщину, как в порядке вещей, можно услышать от взрослых и детей, от рабочих и начальства. Как же мы хотим, чтобы наша нация процветала, жить в мире, если не работаем над тем, чтобы не сквернословить?
Сквернословие — это болезнь общества, и эта болезнь паразитирует на нашем народе.
Среди всех языков мира только церковнославянский язык является самым чистым, в нём нет брани, потому, что он — Боговдохновенный. Это язык не разговорный, а служебный.
Церковь уже давно говорит обо всем выше сказаном, нам только нужно вслушаться в этот глас и внять для своего спасения и всего народа. Будем жить же по словам ап. Павла: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3:8).
Почему все чаще встречается бесплодие?
Все эти три матери, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст, имеют общую функцию — родить. Мы слышим, земля уже родит не так, как ранее, ибо люди, которые на ней работают и по ней ходят, сквернословят. Среди женщин чаще начинает встречаться бесплодие и болезни разного рода, а ведь мужья и родственники не перестают «проклинать». И Пресвятая Богородица забирает от нас свой покров за то, что мы Ее злословим.
Те слова, которые мы говорим, показывают расположение сердца: «От избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34). Апостол Иаков говорит, что из одних и тех же уст не может исходить благословение и проклятие, как из одного источника не может изливаться соленая и сладкая вода. (Иак. 3:10)
Какие корни у “матерщины”?
Без сомнения, матерщина содержит в себе языческие и оккультные корни. В филологии есть такое понятие как «инфернальная лексика». Слово «инфернальный» означает: «адский, из преисподней». Когда человек матерится, он себя связывает с нечистыми духами.
Изначально и мат был придуман для связи с лешими, домовиками. Говоря гнусные слова, человек призывает к себе гнусных бесов, приносит сатане словесную жертву.
Поучительная история: «Был один человек, именитый по званию и добродетельный по жизни, звали его Стефаном. Он имел одну дурную привычку — браниться нечистым словом. Раз пришел он откуда-то домой усталый и расстроенный и с гневом крикнул своему рабу: «Эй ты, диавол, разуй меня!» — И вот, лишь только произнес он эти нехорошие слова, как сапоги сами собой стали с великой силой сниматься, так что затрещали не только голенища, но и самые кости Стефановы…
Стефан начал громко кричать, на его голос сбежались домашние, и тут-то стало всем понятно, что тот, чьим именем назвал Стефан своего раба, сам явился к его услугам и сорвал с него сапоги, сознал и Стефан свой грех и с ужасом взывал бесу: «Иди прочь от меня, злой слуга! Не тебя я звал, а раба моего купленного!» Бес удалился, но и сапог уже не было, их потом нашли в непристойном месте…»
Мат — ругание на мать?
О том, что мат — это ругание на матерь, говорится и в поучении святителя Иоанна Златоуста о матерном слове: «Не подобает, братие, православным христианам матерью ругатися во брани, понеже есть Мати Божия, Пресвятая Дева Мария роди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ее же познахом Госпожу заступницу и молебницу нашу, всякому человеку в скорбех покровительницу и спасение душам нашим.Вторая мати всем человеком, от нея же родихомся и познахом свет сей и от сосец ея воздоихомся, сия мати человека, яко труды и болезни понесе, всякую нечистоту нашу приняла, обмыв и обвив, воспитала нас и одея.Третья мати наша земля: от нея же первый человек Адам от Бога сотворен, от нея кормимся, пищи и одежды приемлем, во нее же и паки возвратимся, во гроб вселясь».
1.Понятие сквернословия.
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.
Нас большинство?
Начну издалека.
Я попал со своими хворями к одному знаменитому, очень известному в Москве врачу, человеку совершенно мне незнакомому. Он узнал, что я священник, и сказал: «Я вообще в храм не хожу, далек от Церкви. Скажите, батюшка, как вы считаете, сейчас последние времена или нет?».
Я думал, что пойдет речь о моих хворях и болезнях, и оторопел. Спрашиваю его: «А вы-то как считаете?» Он отвечает: «Как врач, я очень ответственно вам заявляю: сейчас последние времена».
Я улыбнулся, конечно, и мне стало очень интересно: что он имеет в виду? И тут он стал говорить вообще о той общественной атмосфере, которая есть, о тех антиобщественных веяниях, которые есть, и то, как грех становится нормой.
И это меня поразило, потому что обычно это священники говорят, а здесь мне об этом сказал просто человек своей профессии. Грех становится нормой, людей начинают мерить по тому, одобряют они это или нет, того, кто не одобряет, объявляют нетолерантным, иногда даже фашистом, или по крайней мере человеком, который нарушает свободы. «Свобода» подразумевает участие в бесчестии. «Право на бесчестье», — как говорил Достоевский. Участие в беззаконии, в скверне, в том, что всегда традиционно общество осуждалось. В том числе и в сквернословии.
Я прочитал страшную цифру. Оказывается, по опросам более семидесяти процентов населения нашей страны сквернословят. Семьдесят процентов — это, если говорить о демократии, значит, что они могут требовать, чтобы сквернословие не наказывалось никаким образом. «Нас большинство, мы хотим сквернословить и всегда так говорить».
Что исходит из уст
В этом вопросе Церковь, называя это грехом, остается в подавляющем меньшинстве.
Мы не просто морализаторы или ставим себя нравственным мерилом. Об этом говорит Библия: Ветхий завет, Евангелия, Апостольские послания… Они так много говорят об этом, что я могу замкнуть свои уста, взять в руки Библию — и большими цитатами доказывать, что сквернословие — это чудовищная вещь.
В Евангелии от Матфея, например, очень многое говорится о сквернословии: что каждый человек может оправдаться и осудиться на Страшном суде за свои слова, что не страшно то, что входит в уста, а то, что исходит из уст.
Я бы мог бы подтвердить свои рассуждения цитатами из Апостольских посланий. Апостол Павел говорит Ефесянам о гнилом слове, за которое будут судить человека.
Но самое страшное, что я читал в Священном Писании — это послание апостола Иакова, где говорится о языке, как о чудовищной скверне, которая есть у каждого человека. Язык, как член, как орган человеческого тела, сравнивается с язычком огня. Язык огня такой маленький, говорит апостол Иаков, а как много вещества может сгореть от огонька. И дальше говорит, что он преисполнен яда.
«Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:5-8)
Что можно сказать в защиту ругани?
Нельзя сказать, что сквернословие однозначно осуждается всеми здравомыслящими людьми. Есть мнение, согласно которому, ругань помогает несколько снизить эмоциональный накал, спустить пар. Данную точку зрения блестяще сформулировал Герберт Уэллс в рассказе «Свод проклятий». Там описывается человек, который занимается сбором и систематизаций всевозможной брани. Энтузиаст своего дела, профессор Гнилсток, с риском для собственного здоровья и жизни даже нанял слугу в Калькутте и выгнал его, не заплатив жалования. И всё это исключительно ради того, чтобы, млея от счастья, записывать ругань, которой разъярённый бенгалец поливал своего подлого работодателя несколько часов подряд.
Уэллс назвал ругань «эмоциональным рвотным», то есть средством, которое помогает исторгнуть наружу отраву и выжить. Эмоциональные экспрессивные ругательства — это всего лишь сотрясания воздуха. Человек, который от души выругался, с меньшей вероятностью ударит собеседника, а тот, кто вынужден терпеть и сдерживаться, вполне может и убить. Конечно, гениальный писатель посмеялся над ситуацией со сквернословием в своём рассказе, но думающие читатели наверняка найдут в нём пищу для размышлений.
Православный взгляд.
С православной точки зрения сквернословие — это грех. Он был осужден на Карфагенском соборе (прав. 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.
Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Гнилая речь растлевает человека: он не только отдает свою душу во власть бесов, но и влияет на состояние души окружающих его людей, он не щадит ни стыдливости женщин, ни чистоты детей. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».
Твиттер все стерпит?
Конечно, перед священником человек не сквернословит. Но вот я открываю интернет, читаю того же самого человека, очень благочестивого прихожанина, Живой Журнал, или Вконтакте, или Твиттер, — и смотрю, как он совершенно свободно, спокойно может написать скверну в своем дневнике. Я ужасаюсь.
Когда же я еще услышал подобные от одного священнослужителя те или иные слова — я был просто в шоке. Причем, он считает, что это совершенно безобидно и говорит: «Но ведь по-другому же об этом не скажешь!» Это признак оправдания греха.
Мы уже привыкли, что это есть в литературе, в кино, на телевидении речь может быть заменена пищанием, жутко ездить в троллейбусе, идти по улице и поравняться с какими-нибудь подростками или студентками. Иногда такое услышишь, что просто ужасаешься!
Я хотел бы призвать людей, которые оправдывают себя в сквернословии, подумать: когда вы признаетесь в любви, когда вы соболезнуете другому человеку, когда утешаете другого человека в его горе — произносятся ли эти слова? Я вас уверяю, что, нет, не произносятся. А именно эти состояния, когда человек сам утешает и требует утешения, когда он нуждается в любви и сам находит слова любви к другому человеку, когда ему соболезнуют и он соболезнует — это высшие проявления человека, это то лучшее, что в человеке вообще есть. И вот в этом лучшем состоянии — есть ли место для скверного, черного слова? Конечно, нет.
Давайте будем равняться на высшие проявления нашего богоподобия.
Воплотившегося Господа мы называем Богом Словом. И поэтому это грех — против Самого Христа. Когда мы скверним слово — мы скверним Самого Господа. Мы богоподобны потому, что мы в своем проявлении — тоже творцы, как Адам, всего сущего. Всего что есть. Мы даем название всему. Это наше богоподобное действие, наше творчество — и если мы скверной называем то, что Господь не называл скверным — то мы кощунники и богоборцы.
И каждый сквернослов должен знать, какова его сущность.
Подготовила Мария Сеньчукова
Д. Лихачев: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев Виноградов попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Когда человек матерился – это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. |
А что — раньше не матерились?
Нет! Это строго запрещалось и пресекалось.
В XVII веке, по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь. При Михаиле Федоровиче сквернословы несли телесное наказание. По рынкам и улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же, всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами. А в XIX веке матерщинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами.
Широко было распространено мнение, что грех сквернословия приводит к войне, чуме и голоду. В 1397 году во Франции был издан королевский ордонанс (приказ), который возобновлял прежние постановления против ругани от 1269 и 1347 годов. Здесь фигурируют угрозы рассечения верхней губы и отрезания языка за гнусное богохульство.
Но как же влияет мат на человека? Этим в последнее время озабочены многие ученые, исследователи.
А) В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются этой проблемой. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы ДНК. Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все они погибли, а те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.
Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.
Кто-то может усомниться: как обыкновенные слова могут влиять на наследственную программу? Дело в том, что представление о генетическом аппарате, состоящем только из химических веществ, давно устарело. Волновая генетика свидетельствует, что ген — это не только клетка. Программа человека зашифрована в так называемой мусорной части ДНК, и не только в химических веществах, но и в физических полях, которые образуются вокруг хромосом и имеют голографическое строение. Вся информация о прошлом, настоящем и будущем организма содержится в свернутом виде в каждой точке волнового генома. Молекулы ДНК обмениваются этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе, акустических и световых. Ученые прищли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь, ее волновые «уши» прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов», и не зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, другой ее травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма.
Б) известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев — Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.
В) другие эксперименты: наш уральский ученый Геннадий Чеурин проводил эксперименты с водой
https://youtube.com/watch?v=4_tndy0uAhs
Все ли злые бранятся?
По словам можно определить духовное состояние, культуру и достоинство человека. Римский мимический поэт Публий Сир говорит: «Злой язык — признак злого сердца», а мудрейший из древних греков Сократ говорит «Заговори, чтобы я увидел тебя».
Святитель Николай Сербский рассказывает притчу о сквернословии «В Сербии, в одной больнице, с утра и до вечера обходя больных, работали доктор с фельдшером. У фельдшера был злой язык, и он постоянно, словно грязной тряпкой, хлестал любого, о ком бы ни вспомнил. Его грязная брань не щадила даже Господа Бога. Однажды доктора посетил его друг, приехавший издалека. Доктор пригласил его присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер. Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с убийственным запахом. А фельдшер не переставая бранился. Тогда друг спросил доктора: «Как ты можешь слушать такую богохульную брань?» Доктор ответил: «Друг мой, я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран вытекает гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной копится в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, открывает зло, накопленное в душе, и изливает его из души своей, как гной из раны».
Сквернословие — это болезнь
Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
В словаре В. Даля сказано: «Скверна» — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно. Нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал. Смрад, вонь. Непотребство, разврат, нравственное растление.
По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего общения с людьми на началах любви и мира. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.
Сквернословие — это грех, его причина коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его окружение. Или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил.
Однажды священник отказался освятить человеку его машину: «Бесполезно ее освящать. Я всего раз призову силы небесные, а ты в ней, матерясь, постоянно призываешь силы адовы!»
Цитаты о сквернословии
«Уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб вместилище мертвых костей и тел». Это говорил в своих проповедях святой Иоанн Златоуст.
«Язык, речь — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
Брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, что не могут без нее обойтись.
Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться. И тем более — от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность словаря и кругозора.
«Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек…» Священник Павел Гумеров
- «Бранью человек пытается спрятать бессилие и недостаток интеллекта»
- «Ругань сильна не значением слов, а интонацией»
- «Мат подчеркивает низость культуры»
- «Матом человек пытается укрепить свое шаткое положение в обществе-что действует лишь на глупцов и простаков»
Сквернословие неприемлемо в кругу воспитанных, культурных людей. Если мы считаем себя культурными людьми, то начнем с самих себя. Исключим бранные слова из своего лексикона.
МирТесен