Синод

Примечания

  1. Написание по словарю:
  2. При этом фактическое число постоянных членов Синода могло быть меньше, периодически управляющий делами или председатель ОВЦС занимали кафедры, дающие право постоянного членства в Синоде
  3. Макарова Д. Ю. Церковная политика в СССР в 1964—1982 гг. (на материалах Курской области) // Вест. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 10 (102). — С. 270.
  4. Русская Православная Церковь и право: комментарий. — М., 1999. — С. 79—83. Фактически Экзарх Белоруссии митрополит Филарет стал постоянным членом Синода (по кафедре) с ноября 1989 года.
  5. . Патриархия.ru.
  6. . Патриархия.ru.
  7. . Патриархия.ru.

Реакция духовенства

Что такое синод и как он формировался, вы уже знаете, теперь пришло время рассказать не менее интересную информацию, посвященную противостоянию церковников и Петра I.

Нет ничего удивительного в том, что такие резкие и кардинальные перемены в церковной жизни страны вызывали недовольство со стороны многих представителей духовенства. Более того, некоторые церковники прямо называли Петра антихристом. Такая ситуация, естественно, не нравилась правителю, а потому он стал прибегать к карательным мерам. К примеру, в 1700 году, задолго до отмены патриаршества и установления Священного синода, епископа Тамбовского Игнатия лишили кафедры. В 1707 году митрополита Нижегородского Исайю также лишили кафедры и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. В этой ситуации нельзя не упомянуть дело царевича Алексия. Долгое время он был за границей и на расстоянии общался с другими единомышленниками из церкви. В 1718 году царевич вернулся в Россию, где его лишили права на престолонаследие. Главной причиной этого поступка Петр I назвал «беседы с попами и чернецами». После этих событий были казнены ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный, протопоп Иаков Игнатьев и епископ Досифей. Митрополита Игнатия лишили кафедры, а митрополит Иоасаф, которого вызвали на допрос, умер по дороге из Киева.

Синод

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 – 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод – это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Примечания

  1. Написание по словарю:
  2. При этом фактическое число постоянных членов Синода могло быть меньше, периодически управляющий делами или председатель ОВЦС занимали кафедры, дающие право постоянного членства в Синоде
  3. Макарова Д. Ю. Церковная политика в СССР в 1964—1982 гг. (на материалах Курской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 10 (102). — С. 270
  4. Русская Православная Церковь и право: комментарий. — М., 1999. — С. 79—83. Фактически Экзарх Белоруссии митрополит Филарет стал постоянным членом Синода (по кафедре) с ноября 1989 года.
  5. . Патриархия.ru.
  6. . Патриархия.ru.
  7. . Патриархия.ru.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год – 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части – духовную и светскую экономическую.

Учреждения и комиссии

Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

  • Управление делами, действующее в составе Московской Патриархии на правах Синодального учреждения;
  • Отдел внешних церковных связей;
  • Издательский совет;
  • Учебный комитет;
  • Финансово-хозяйственное управление;
  • Отдел религиозного образования и катехизации;
  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению;
  • Миссионерский отдел;
  • Отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами;
  • Отдел по делам молодёжи;
  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Информационный отдел;
  • Отдел по тюремному служению;
  • Комитет по взаимодействию с казачеством;
  • Отдел по монастырям и монашеству;
  • Патриарший совет по культуре.

Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

  • Синодальная Библейско-богословская комиссия;
  • Синодальная комиссия по канонизации святых;
  • Синодальная Богослужебная комиссия.

В ведении Синода находится Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в Русской Православной Церкви в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римско-католическая церковь

В Римско-католической церкви Синод епископов как совещательный орган при Римском папе был создан Павлом VI в соответствии с декретом Второго Ватиканского собора Christus Dominus.

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви — Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

Заседание 176-го синода Реформированной Пресвитерианской церкви Северной Америки (en), одной из многочисленных пресвитерианских деноминаций (2007 г.)

В некоторых Пресвитерианских церквях синод — уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это относится к Пресвитерианской Церкви в Канаде, Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США. Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии, которая, однако, упразднила свои синоды в 1980-х.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной Германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха, Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей. В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» — конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения. Синод

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

Использованные материалы

  • Фирсов С. Л. История Санкт-Петербургской епархии:

  • Синод Святейший Правительствующий // портал Русское Православие:

  • Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода// Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1

  • Смолич И. История Русской Церкви, гл. II: «Церковь и Государство»:

  • Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192:

  Прибавления к Церковным ведомостям, 1918, № 7/8, с. 323, цит. по Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192:

Персональный состав Священного Синода в настоящее время

Постоянные члены

по кафедре

(Список представлен в порядке значимости кафедр)

  1. Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины (с 2014 г.)
  2. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1972 г.)
  3. Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдавии (с 2000 г.)
  4. Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан (с 2011 г.)
  5. Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа (с 2011 г.)
  6. Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь синода (с 2009 г.)
  7. Павел (Пономарёв), митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 2014 г.)
по должности
  1. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей (с 2009 г.)

Временные члены

Участники летней сессии (март — август 2018 года):

  1. Лазарь (Швец), митрополит Симферопольский и Крымский
  2. Марк (Головков), митрополит Рязанский и Михайловский
  3. Матфей (Копылов), архиепископ Анадырский и Чукотский
  4. Александр (Матренин), епископ Даугавпилсский и Резекненский
  5. Нестор (Сиротенко), епископ Корсунский

Участники зимней сессии (сентябрь 2018 года — февраль 2019 года):

  1. Лука (Коваленко), митрополит Запорожский и Мелитопольский
  2. Сергий (Иванников), митрополит Барнаульский и Алтайский
  3. Вениамин (Лихоманов), епископ Рыбинский и Даниловский
  4. Николай (Дутка), епископ Находкинский и Преображенский
  5. Лазарь (Гуркин), епископ Нарвский и Причудский

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

Синод

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Учреждения и комиссии

Священному синоду подотчётны следующие синодальные учреждения:

  • управление делами, действующее в составе Московской патриархии на правах синодального учреждения;
  • отдел внешних церковных связей;
  • издательский совет;
  • учебный комитет;
  • финансово-хозяйственное управление;
  • отдел религиозного образования и катехизации;
  • отдел по церковной благотворительности и социальному служению;
  • миссионерский отдел;
  • отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами;
  • отдел по делам молодёжи;
  • отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • информационный отдел;
  • отдел по тюремному служению;
  • комитет по взаимодействию с казачеством;
  • отдел по монастырям и монашеству;
  • Патриарший совет по культуре.

При Синоде существуют также синодальные комиссии:

  • синодальная библейско-богословская комиссия;
  • синодальная комиссия по канонизации святых;
  • синодальная богослужебная комиссия.

В ведении Синода находится синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Первенствующие члены

  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736)
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754)
  • Сильвестр (Кулябка) (1754 — 1757)
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
  • Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900)
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912)
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917)

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в Русской Православной Церкви в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римско-католическая церковь

В Римско-католической церкви Синод епископов как совещательный орган при Римском папе был создан Павлом VI в соответствии с декретом Второго Ватиканского собора Christus Dominus.

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви — Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

Заседание 176-го синода Реформированной Пресвитерианской церкви Северной Америки (en), одной из многочисленных пресвитерианских деноминаций (2007 г.)

В некоторых Пресвитерианских церквях синод — уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это относится к Пресвитерианской Церкви в Канаде, Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США. Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии, которая, однако, упразднила свои синоды в 1980-х.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной Германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха, Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей. В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» — конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в Русской Православной Церкви в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римско-католическая церковь

В Римско-католической церкви Синод епископов как совещательный орган при Римском папе был создан Павлом VI в соответствии с декретом Второго Ватиканского собора Christus Dominus.

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви — Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

Заседание 176-го синода Реформированной Пресвитерианской церкви Северной Америки (en), одной из многочисленных пресвитерианских деноминаций (2007 г.)

В некоторых Пресвитерианских церквях синод — уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это относится к Пресвитерианской Церкви в Канаде, Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США. Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии, которая, однако, упразднила свои синоды в 1980-х.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной Германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха, Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей. В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» — конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Синод

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Создание Священного синода

В 1718 году Петр отдал приказ о формировании Духовной коллегии или Святейшего правительствующего синода. Он должен был прийти на замену уже устоявшемуся патриаршеству. Ранее уже упоминавшегося Стефана Яворского назначили президентом Духовной коллегии, а ее участниками стали два епископа, одним из которых был Феофан Прокопович, архимандриты и протопопы. Главой синода был обер-прокурор, которого также назначал государственный правитель. Как правило, обер-прокурорами становились светские люди, которые до этого не имели серьезного отношения к религии. Они выполняли функции, связанные напрямую с деятельностью церкви: толкование догм, цензура религиозных изданий, противостояние ереси, заведование школами и другими учебными заведениями и т.д. Кроме функций, перечисленных ранее, синод также был своего рода аналогом Духовного суда. Присутствие данного органа состояло из 12 иерархов, которых также назначал государственный правитель.

Священный синод был центральным аппаратом церковно-административной власти в Российской империи вплоть до августа 1917 года. В 1918 году синод как орган, подчиняющийся государству, был ликвидирован Советом народных комиссаров, а его место вновь заняло возрожденное патриаршество. Некоторое время он выполнял функции коллегиального управляющего органа, но в 1924 году патриарх Тихон полностью его распустил. Полное восстановление деятельности синода состоялось в 1945 году в Поместном соборе.

Синод

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос

власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.