Синагога

Московская хоральная синагога: описание

Здания для проведения молебна и сборов евреев существовали по всему миру. В каждом городе они имели свои особенности и архитектуру, но до наших дней многие из них не сохранились. Чего нельзя сказать о Большой хоральной синагоге. Конечно, она не единожды перестраивалась и закрывалась, но все же выстояла и пережила царские времена, революцию, советскую власть и новые смутные годы. Поэтому данное сооружение по праву называют старейшей синагогой в Москве.

Сегодня здесь собираются все евреи столицы и близлежащих районов, а службу ведет главный раввин России. Само здание со стройными колоннами и куполом настолько выделяется на фоне окружающих строений, что не может не вызывать любопытство, интерес и восхищение. Однако когда-то это сослужило синагоге в Москве плохую службу, ведь ее нередко путали с православным храмом. Это и привело в свое время к ее закрытию.

Интересно, что Большая хоральная синагога получила свое название благодаря тому, что во время богослужения здесь пел целый хор. Это было огромной редкостью не только на территории Российской империи, но и для мировой практики. Дело в том, что по еврейским традициям службу обычно сопровождал единственный главный певец. В синагоге его называли «кантор» и очень ценили.

Синагога

Некоторые синагоги стали туристическими достопримечательностями

Многие синагоги по всему миру известны своей историей, особенностями архитектуры или значимостью в жизни города. Некоторые известные синагоги часто становятся туристическими достопримечательностями, например, Староновая Синагога в Праге (старейшая действующая синагога Европы), Большие Хоральные Синагоги Москвы и Санкт-Петербурга или Штаб-квартира Любавич («770») в Бруклине.

Тем не менее, несомненно, наибольшую значимость каждая из этих синагог все же представляет в том плане, для чего она и была создана – чтобы служить местом, где любой еврей мог бы чувствовать себя как дома, соединиться с Богом и излить в молитве свое сердце.

Сноски

  1. Трактат Мегила, 29а.
  2. Читайте об этом подробнее в статьях «Миньян» и «Почему для миньяна нужны 10 мужчин?».
  3. Больше информации вы найдете в статье «Чего ожидать от молитвенной службы в Симхат Тору».
  4. О том, что такое смиха и в чем заключается роль раввина, читайте в статье «Должны ли раввины быть женатыми?»
  5. Согласно букве еврейского закона, вести молитву может любой еврей старше 13 лет. Хазан – это человек, который ведет молитву, вне зависимости от того, чем он занимается в обычное время: раввин ли он этой общины, обычный прихожанин или специально обученный человек с музыкальным образованием.

Однако людям хотелось, чтобы по Шабатам и праздникам богослужение вел кто-то, обладающий особенно хорошим голосом.  И со временем некоторые евреи стали заниматься этим профессионально. Так появились канторы – по сути хазаны с музыкальным образованием или просто с талантом к пению, выступавшие в синагогах соло или вместе с хором.

Крупнейшие синагоги мира

Интерьер Большой синагоги Белз в Иерусалиме.

Израиль

Самая большая синагога в мире — это, вероятно, Большая синагога Белз в Иерусалиме, Израиль, главное святилище которой вмещает до 10 000 человек. Строительство здания длилось более 15 лет.

Кехилат Кол ха-Нешама, реформистская синагога, расположенная в Бака, Иерусалим , является крупнейшей реформистской (и самой большой неправославной) еврейской синагогой в Израиле.

Европа

  • Dohány Street Синагога в Будапеште , Венгрия, является самой большой синагогой в Европе метража и количества мест. Он вмещает 3000 человек, имеет площадь 1200 м 2 (13 000 квадратных футов) и высоту 26 м (85 футов) (не считая башен, которые составляют 43 м или 141 фут).
  • Синагога Триеста является самой большой синагогой в Западной Европе.
  • Большая синагога в Риме является одним из самых больших в Европе.
  • Portuguese Синагога в Амстердаме , также называемый «Esnoga», был построен в 1675 году В то время это была самая большая синагога в мире. Помимо зданий, окружающих синагогу, она имеет площадь 1 008 м 2 (10850 кв. Футов) и высоту 19,5 м (64 фута). Он был построен для размещения 1227 мужчин и 440 женщин.
  • Сегедская синагога находится в Сегеде , Венгрия, вмещает 1340 человек и имеет высоту 48,5 м (159 футов).
  • София Синагога находится в Софии , Болгария , зона около 1200 людей .
  • Суботица Синагога находится в Суботица , Сербия , сидения более чем 900.
  • Большая синагога (Пльзень) в Чешской Республике — вторая по величине синагога в Европе и третья по величине в мире.

Северная Америка

  • Синагога барона Хирша , православная синагога в Мемфисе, штат Теннесси , была самой большой в Соединенных Штатах на момент ее открытия в 1957 году, вмещая 2200 прихожан с дополнительным помещением для 1000 человек в ее главном святилище. Синагога переехала в 1988 году, но здание по-прежнему используется как церковь.
  • Сатмар синагога в Kiryas Иоиля , Нью — Йорк, который называется место «несколько тысяч», также очень велико.
  • Конгрегация Yetev Lev D’Satmar (Родни-стрит, Бруклин) также рассчитана на «несколько тысяч человек».
  • Храм Эману-Эль из Нью-Йорка , реформаторский храм , расположен в Нью-Йорке на площади 3523 м 2 (37 920 квадратных футов), вмещающий 2500 человек. Это самая большая реформаторская синагога в мире.
  • Конгрегация Yetev Lev D’Satmar (Хупер-стрит, Бруклин) вмещает от 2 000 до 4 000 прихожан.
  • Главное святилище Конгрегации Адас Исраэль (Вашингтон, округ Колумбия) вмещает 1500 человек.
  • Храм Эману-Эль (Майами-Бич, Флорида), расположенный в Майами-Бич, Флорида , вмещает около 1400 человек.
  • Конгрегация Шаарей Цион , ортодоксальная сефардская синагога, расположенная в Бруклине , штат Нью-Йорк , является крупнейшей сирийской еврейской общиной в Нью-Йорке. По выходным в нем принимают участие более 1000 верующих.
  • Конгрегация Бет Цедек в Торонто, Онтарио, является крупнейшей консервативной синагогой в Северной Америке.
  • Temple Israel , реформистская синагога в Мемфисе, штат Теннесси, вмещает от 1335 до 1500 человек в своем главном святилище. Огромный комплекс синагоги занимает более 125 000 кв. Футов (11 613 м 2 ) на 30 акрах.

Особенности синагог

Еще одной причиной возникновения подобных мест для общения была привязанность евреев к коллективным молитвам. Каждый из них свято придерживался традиций предков, по которым считалось, что молитва нескольких людей всегда будет сильнее и быстрее достигнет ушей Бога. Поэтому и наблюдалась такая сильная потребность в совместных сборах.

Коллективной молитва может считаться только тогда, когда на нее собирается не менее десяти мужчин. Это количество называется «миньян» и собирать его можно где угодно. Однако именно в синагоге сделать это гораздо проще, ведь сюда приходит вся община.

Примечательно, что согласно нормативной части иудаизма, в синагогу изначально было запрещено пускать женщин. Им предполагалось молиться в стенах своего дома вместе с детьми. Со временем для них стали сооружать навесы во дворе синагоги, а спустя столетия и отдельные залы. Поэтому сегодня мужчины и женщины молятся отдельно, также распространено и раздельное обучение мальчиков и девочек. Правда, проходят уроки в одном помещении, но рассажены дети по разным партам.

История возникновения

Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.

Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.

Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.

Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.

Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.

Синагога

Функции синагоги

«Новая синагога» (Neue Synagoge), Берлин

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от, например, христианской церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме[источник не указан 1967 дней].

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог, и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Краткая история старейшей московской синагоги

То, что евреи всегда находились в авангарде истории, известно давно. В лучшие времена они оказывались на гребне, а вот в худшие — в полной мере ощущали на себе весь гнев социума, в котором существовали.

Можно сказать, что история Хоральной синагоги служит ярким подтверждением сказанного выше. Своим появлением она обязана Александру II, который постепенно впустил в город евреев из предназначенного для них гетто.

Первыми в Москву попали потомственные купцы, снабжавшие столицу деньгами. А за ними потянулись ученые, профессора университетов и другие таланты, которые могли оказаться полезными империи.

В итоге в столице оказалось большое количество евреев, не имеющих места для сбора. Поэтому самые влиятельные члены общины обратились с просьбами о возможном строительства синагоги. После долгих раздумий им было разрешено выкупить по завышенной цене проблемный кусок земли в Спасоглинищевском переулке.

Первый проект синагоги был заказан молодому австрийскому архитектору, который придумал крайне простое здание, напоминающее по многим параметрам больницу или социальный приют. Однако проект так и не удалось реализовать. Его приостановила смерть императора и волнения в стране.

Второй проект синагоги оказался более претензионным. Он предполагал массу барельефов, колонн и даже купола. Этот вариант был принят членами общины с огромным восторгом и первый камень в основание сооружения был заложен в восемьдесят седьмом году девятнадцатого века. Через четыре года синагога открыла свои двери всем желающим.

Однако в этот же год в Москве начались гонения на евреев. Часть из них была выслана за пределы города без права возвращения, а другая – отправилась вслед за своими родными и близкими добровольно. Все это существенно уменьшило еврейскую общину, а чуть позже правительством города было вынесено предписание о реконструкции синагоги. На ней разобрали купол и сняли несколько барельефов. Но это было всего лишь началом трагических событий в истории этого красивого сооружения.

Через год евреям повелели закрыть синагогу или переквалифицировать ее в любое благотворительное заведение. В случае непослушания здание должно было быть конфисковано в пользу города. Общине пришлось разместить в стенах синагоги ремесленное училище, которое просуществовало всего лишь три года. Его тоже приказали закрыть, а в здании обосновался еврейский приют. Его судьба также оказалась печальной – через два года пришло распоряжение о закрытии благотворительного учреждения.

В последующие годы синагогу практически разрушили, а тысячи евреев покинули Москву из-за погромов и угроз. После революции здание передавали от одного ведомства к другому и лишь в начале двухтысячных годов евреям удалось вернуть себе свою собственность. Строение прошло несколько этапов реконструкции пока не приобрело прежний вид. Его украсило несколько новых скульптурных композиций и барельефов. На сегодняшний день синагога признана не только объектом исторической ценности, но и одним из красивейших зданий, украшающих облик столицы.

В сторону Иерусалима

Традиционно евреи всей диаспоры молятся в сторону Святой Земли. А те, кто живет в Израиле – в сторону Иерусалима. Иерусалимцы же молятся в сторону Котеля, стены Плача, поскольку наши мудрецы говорят, что молитвы евреев возносятся на Небеса, поднимаясь через Храмовую гору.

Существует распространенное заблуждение, что мы всегда молимся в сторону востока. Это связано с тем, что колыбель ашкеназской и сефардской культур, соответственно, Франция и Испания, находятся примерно на западе от Израиля. Поэтому в большинстве районов Арон а-кодеш установлен у восточной стены синагоги.

Однако, если вы войдете в синагогу, располагающуюся к востоку от Израиля, то скорее всего Ковчег окажется у западной стены молельного зала. Точно так же в израильских городах, расположенных к северу или югу от Иерусалима – Арон а-кодеш будет находиться, соответственно, около южной или северной стены помещения.

Синагога

Первые синагоги появились в 4 веке до новой эры

Интересно, что во всем Пятикнижии нет ни одного упоминания о синагогах или необходимости их построить.

Еще со времен Моше Рабейну и вплоть до восстановления Второго Храма евреи выполняли обязанность ежедневно молиться, обращаясь к Всевышнему со своими собственными импровизированными молитвами, молясь в частном порядке. Кроме того, несколько раз в год народ совершал паломничество в Иерусалим, чтобы, помимо принесения жертв в Святом Храме, познакомиться там и с порядком общественных молитвенных служб, которые проводили коэны и левиты.

Но в период после того, как в 352 г. до н.э. был отстроен Второй Храм, мужи Великого Собрания учредили конкретный текст молитв, а также обязали людей участвовать в молитвенных службах. Так одновременно и в Земле Израиля, и в диаспоре стали появляться места, специально отведенные для совместных молитв. Именно тогда и появилось представление о синагоге.

СинагогаСинагога в Праге

Наконец, на церквях — кресты, а на синагогах — магендавид!

СинагогаСинагогаСинагогаСинагога

1 / 4

Фасад синагоги в Страсбурге. 2009 год Sean Gallup / Getty Images

2 / 4

Мозаика в синагоге на Рикештрассе в Берлине, 2007 год Sean Gallup / Getty Images

3 / 4

Ограда синагоги на Рикештрассе в Берлине. 2002 год Ulrich Baumgarten / Getty Images

4 / 4

В Московской хоральной синагоге. 1990 год Peter Turnley / Corbis / Getty Images

Также как купола церквей увенчаны креста­ми, а минареты мечетей — полу­месяцами, на многих зданиях синагог можно увидеть изображение шестико­нечной звезды, называемой щитом Давида (магендавид)  Давид (ок. 1035–965 до н. э.) — царь народа Израиля.. В современном мире магендавид ассоции­руется с иудаизмом и евреями и даже размещен на флаге Государства Израиль. Однако однозначная связь между шести­конечной звез­дой и иудаизмом возникла лишь в XIX веке. До этого шести­конечная звезда была широко распространена в разных культурах как соляр­ный символ  Солярные символы в разных культурах изна­чально символизировали солнце. Их значе­ние связывалось с жизнью, щед­ростью и изобилием.. В про­цессе адаптации еврейского богослужения и синагог к европейским христианским нормам возникла потребность найти симво­ли­ческий знак для иудаизма, подобно тому как крест является символом христи­ан­ства, а полу­месяц — мусульманства. В первой половине XIX века в качестве такого символа зачастую использовались скрижали Завета, однако ближе к концу XIX века их оконча­тельно вытеснил магендавид.

СинагогаИзображение меноры из синагоги в Эштемоа. III–IV века н. э.

Другой символ иудаизма — это храмовый семи­свечник, менора. Его изображе­ния в сина­гогах появились еще в Античности и выражали мессианскую надежду на вос­становление Иерусалимского храма. Однако семисвечник никогда не использовался в качестве отличительного знака синагог. Сегодня менора изображена на гербе Государства Израиль.

другие материалы на эту тему

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

Как кипа держится на голове?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции

Что значит шестиконечная звезда

Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной

Зачем евреям делают обрезание?

И еще 6 вопросов об иудаизме

Курс «История евреев»

Курс «Идиш: язык и литература»

Еврейский музей и центр толерантности

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Синагога: характеристика

Что такое синагога? Если вы спросите об этом любого еврея, то он вряд ли сможет ответить вам однозначно. В этом и заключается главная разница между церковью и синагогой, которую практически невозможно охарактеризовать одним словом.

Сам термин «синагога» имеет греческие корни и в точном переводе означает «собрание». На иврите существует схожее по смыслу слово, которое можно перевести как «дом собраний».

Исходя из перечисленных определений можно более точно охарактеризовать, что такое синагога. В общем смысле данное сооружение является центром еврейской культуры и религии, куда люди приходят не только для богослужений, но и для общения с членами общины и решения спорных частных вопросов.

Если вам удастся поговорить на тему синагоги с самими евреями, то они обязательно уточнят, что это — вовсе не храм, к походу в который необходимо особенно готовиться. Еврейская религия рассматривает синагогу как дом, где можно встретить молящихся, спорящих, учащихся и просто отдыхающих людей. Под одной крышей находится настоящий культурный центр, объединяющий всех представителей одного народа, живущих поблизости.

Подобное отношение к синагоге сформировалось еще в глубокой древности и сохранялось на протяжении веков.

Происхождение

Синагога Эль-Гриба , Джерба , Тунис

Хотя синагоги существовали задолго до разрушения Второго Храма в 70 г. н.э., общинное богослужение в то время, когда Храм все еще стоял, сосредоточено вокруг корбанот («жертвоприношений»), принесенных коханами («священниками») в Храм в Иерусалим . По сути, служба Йом Киппур в течение всего дня была событием, во время которого прихожане наблюдали за движениями коэн гадола (« первосвященника »), когда он приносил жертвы дня, и молились за его успех.

Согласно еврейской традиции, члены Великого собрания (около 5 века до нашей эры) формализовали и стандартизировали язык еврейских молитв. До этого люди молились так, как считали нужным, каждый молился по-своему, и не было стандартных молитв, которые читались.

Йоханан бен Закай , один из лидеров в конце эпохи Второго Храма, провозгласил идею создания индивидуальных молитвенных домов в тех местах, где евреи оказались. По мнению многих историков, это способствовало преемственности еврейского народа, сохраняя уникальную идентичность и переносной способ поклонения, несмотря на разрушение Храма.

Однако синагоги в смысле специально построенных мест для богослужений или комнат, изначально построенных для каких-то других целей, но предназначенных для формальной совместной молитвы, существовали задолго до разрушения Второго Храма. Самые ранние археологические свидетельства существования очень ранних синагог происходят из Египта, где каменные надписи посвящения синагог, датируемые III веком до нашей эры, доказывают, что синагоги существовали к тому времени. Археологи в Израиле и других странах, принадлежащих к эллинистическому миру, обнаружили более десятка еврейских (и, возможно, самаритянских ) синагог эпохи Второго Храма .

Любой еврей или группа евреев может построить синагогу. Синагоги были построены древними еврейскими королями, богатыми покровителями, как часть широкого спектра человеческих институтов, включая светские учебные заведения, правительства и отели, всей общиной евреев, живущих в определенном месте, или подгруппами евреев. Евреи распределялись по роду занятий, этнической принадлежности (например, сефардские, польские или персидские евреи в городе), стилю религиозных обрядов (например, реформа или православная синагога) или последователями определенного раввина.

Было высказано предположение, что синагога стала местом поклонения в регионе после разрушения Второго Храма во время Первой иудейско-римской войны ; однако другие предполагают, что в эллинистический период, помимо Храма, были места для молитв. Популяризация молитвы перед жертвоприношением в годы, предшествовавшие разрушению Второго Храма в 70 г. н.э., подготовила евреев к жизни в диаспоре, где молитва будет центром еврейского поклонения.

Несмотря на возможность создания синагогоподобных пространств до Первой еврейско-римской войны, синагога превратилась в оплот еврейского культа после разрушения Храма. Для евреев, живших после Восстания, синагога функционировала как «переносная система богослужений». В синагоге евреи поклонялись посредством молитвы, а не жертвоприношений, которые ранее служили основной формой поклонения во Втором Храме.

Второй Храм

Ряд синагог был раскопан до разрушения Иерусалимского храма в 70 году нашей эры.

  • Гамла — синагога была обнаружена возле городских ворот в Гамле, месте на Голанах к северо-востоку от Галилейского моря. Этот город был разрушен римской армией в 67 году нашей эры и никогда не восстанавливался.
  • Масада — синагога была обнаружена на западной стороне Масады, к югу от дворцового комплекса в северной части этого места. Одной из уникальных находок в этой синагоге была группа из 14 свитков, в которую вошли библейские, сектантские и апокрифические документы.
  • Иродион — синагога I века была обнаружена во дворце-крепости Ирода в Иродиуме.
  • Магдала — также известная как синагога Мигдаль, эта синагога была обнаружена в 2009 году. Одной из уникальных особенностей этой синагоги, расположенной на западном берегу Галилейского моря, является каменный блок с замысловатой резьбой , найденный в центре. главной комнаты.
  • Модиин — обнаруженная между Модиином и Латруном , самая старая синагога в современном Израиле, которая была найдена на сегодняшний день, построенная во втором веке до нашей эры. Он включает в себя три комнаты и соседнюю микве .

В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы

Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чте­ния. Все остальные детали синаго­гальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рас­смотрим организацию ашкеназских синагог. 

По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориен­тиро­ваны на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распро­странением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отно­шению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.

СинагогаСинагогаСинагогаСинагогаСинагога

1 / 6

Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год Центр еврейского искусства / Зев Радован

2 / 6

Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин

3 / 6

Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons

4 / 6

Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин

5 / 6

Арон а-кодеш. Германия, XVIII век The Jewish Museum, New York

6 / 6

Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons

Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на кото­ром человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).

СинагогаСинагога

1 / 4

Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич

2 / 4

Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век  Центр еврейского искусства / Зев Радован

3 / 4

Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства

4 / 4

Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век Центр еврейского искусства / Борис Хаймович

Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято распо­лагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.

СинагогаСинагогаСинагога

1 / 3

Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин

2 / 3

Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год Владимир Левин

3 / 3

Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин

Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у като­ликов) или в алтар­ной части церкви (в право­славии)

Такая двухполюсность не способ­ствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разгова­ривать во время молитвы и чтения Торы».

СинагогаБольшая хоральная синагога Санкт-Петербурга

В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появлять­ся реформированные синагоги, которые заим­ствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, ежене­дельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской импе­рии такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослуже­нию более упорядо­ченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.

Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католи­ческой или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала.