Что значит ost? классификация, история и цель создания саундтреков

Запись под клик

Одна из самых сложных задач при записи музыки к фильму — уложить музыкальный отрезок в экран. Допустим, отрезок длится 2 мин. 35 сек., и где-то на 1 мин. 16 сек. в кадре появляется взрыв или поцелуй, или вообще происходит резкая смена кадра, на который у композитора написана другая музыка. Это называется «акцент», и он должен прийтись на определенное время. Задача дирижера — уложить все так, чтобы, во-первых, попасть на этот акцент, а во-вторых, «закончить экран» именно тогда, когда заканчивается музыка. «Это сложная задача. А нужно учитывать, что внутри может быть не один акцент, а несколько. У Гайдая, например, была их масса. Я работал с Гайдаем на двух картинах, я знаю, что это такое. Это довольно сложно, тем более когда кусок длинный».

В настоящее время существует новая система записи, которая называется «запись под клик». Дирижер и музыканты работают в специальных наушниках, в которых с определенной периодичностью раздаются клики. Они направляют общий темп музыки. Если нужно успеть к акценту, темп может ускоряться или, наоборот, замедляться, и тогда оркестр точно приходит к нужному моменту. У этого метода тоже есть две стороны: он сделал жизнь музыкантов легче, но процесс записи стал более механическим. «Хотя это все зависит от того, как ты к этому относишься и как ты владеешь этим кликом. Если ты владеешь им в совершенстве, то он не будет тебя напрягать, а, наоборот, будет только помогать тебе немного больше отдаваться музыке».

Цель создания OST

Изначально идея создания саундтреков имела под собой цель рекламы конкретного фильма и повышения интереса к нему. С развитием технологий, когда в компьютерных играх и фильмах появилась возможность использовать качественное музыкальное сопровождение, саундтреки стали использоваться и в качестве рекламы самих композиторов и их песен. Таким образом образовывались различные партнерские программы. Одним из примеров такого сотрудничества является EA Trax – лицензионное соглашение студии компьютерных игр Electronic Arts Inc. (EA) с крупными музыкальными лейблами. Все авторские песни, используемые в играх Electronic Arts, объединены общим названием EA Trax.

Помимо рекламы саундтреки имеют также чисто финансовую подоплеку. Фанаты различных компьютерных игр и серий фильмов (например, про Гарри Поттера, «Властелин колец», «Звездные войны») с большой радостью приобретают сборники официальных саундтреков из любимых игр и фильмов.

В данной статье мы разобрали, что значит OST, классификацию, историю и цель создания. Надеемся, что она оказалась полезной.

История

Изначально задуманные кинокомпаниями как рекламная уловка, звуковые дорожки к фильмам выпускались с целью повышения интереса к новым фильмам.

Первой коммерческой звуковой дорожкой стала дорожка к мультфильму «Белоснежка и семь гномов» с песнями Белоснежки и гномов, выпущенный в 1938 году Студией Уолта Диснея.

С развитием компьютерных и видеоигр на них стало появляться музыкальное сопровождение, дополнявшее происходящее на экране. Первыми композиторами, писавшими музыку специально для видеоигр стали Роб Хаббард и Мартин Голуэй, создавшие в 1980-х годах композиции для игр, запускавшихся на компьютерах Commodore 64.

Со временем прогресс в развитии электронных устройств повысил качество воспроизводимого звука, что позволило использовать в видеоиграх более качественное озвучивание. Появление в игре саундтрека, грамотно дополняющего игру и создающего в ней необходимую атмосферу, становилось целым событием. Такие звуковые дорожки становились популярными среди любителей игр и часто прослушивались отдельно от самой игры. Стали появляться первые коллекционеры-любители, собиравшие самостоятельные коллекции звуковых дорожек из игр. Появились сайты, позволявшие им обмениваться звуковыми дорожками из своих коллекций, собиравшие информацию о существующих композициях и композиторах, освещавшие появление новых игр и музыки для них.

Разновидности звуковых дорожек

По содержимому

  1. Фоновая музыка из фильма, телевизионного сериала или передачи без голоса:
    • Звёздные войны
    • Исход
    • Санта-Барбара (телесериал)
    • Остаться в живых (телесериал)
    • О, счастливчик! (телепередача)
  2. Звуковая дорожка музыкального фильма или мюзикла с исполнением песен голосом:
    • Поющие под дождём
    • Бриолин
  3. Сборник песен различных исполнителей, встречающихся в фильме (также может содержать диалоги персонажей из фильма, специально добавленные в альбом):
    • Неспящие в Сиэтле
    • Когда Гарри встретил Салли
    • Брат и Брат 2
  4. Фоновая музыка из видеоигры:
    • S.T.A.L.K.E.R.
    • Fallout
  5. Музыка, написанная для чтения книги:
    • Хоббит, Властелин Колец
    • Метро 2033

Официальная звуковая дорожка

Официальная звуковая дорожка (кратко OST от англ. Original Soundtrack) — музыкальный альбом, который может включать в себя как оригинальную музыку композиторов (сочинённую специально), так и популярные песни, звучавшие в фильме, но написанные не для него. Иногда может также содержать диалоги озвученных персонажей, звуковые спецэффекты и шумы, применявшиеся при озвучке материала.

Также, может быть выпущен и в виде отдельного альбома. Но часто, по коммерческим соображениям, ограничиваются выпуском, содержащего, в числе прочих, несколько специально написанных композиций или не содержащего их вовсе.

Неофициальная звуковая дорожка

Помимо официальных альбомов, выпускаемых производителями оригинального звуковой дорожки, существуют любительские сборники звучащей в материале музыки, которые были собраны из различных источников и сторонних альбомов. Такие саундтреки называют неофициальными (англ. unofficial).

Иногда композиции копируются любителями прямо из аналоговой звуковой дорожки материала или вырезаются из цифровых файлов компьютерной игры.

Что такое саундтрек?

Думаем, и так понятно, что «саундтрек» — это иностранное слово, которое не имеет никакого отношения к русскому языку. В переводе с английского soundtrack означает «звуковая дорожка».

Не будем ходить вокруг да около, а сразу же скажем все, как есть. Саундтрек — это музыкальное сопровождение для кинокартин и компьютерных игр. Саундтреком также называют альбом, в котором содержатся треки из этого музыкального сопровождения.

В том случае, если музыка специально создавалась композитором для киноленты или видеоигры, то такой саундтрек называется SCORE (в переводе с английского языка означает «партитура»). Зачастую это музыкальные композиции, в которых отсутствуют текст и вокал.

Что значит ost? классификация, история и цель создания саундтреков

Классификация OST

Объяснив, что значит OST, представим условную классификацию саундтреков. Все существующие можно разделить на две группы: по содержанию и по способу создания.

По способу создания OST бывают:

  • Официальными или оригинальными. Это треки, которые использовались непосредственно авторами или разработчиками того или иного контента для музыкального сопровождения оного. К таковым могут относиться популярные песни разных групп и отдельных композиторов или треки, созданные специально для какой-либо конкретной игры, фильма и т.д.
  • Неофициальными или неоригинальными (unofficial). В данном случае OST значит, что это альтернативная подборка треков, собранная любителями или фанатами того или иного контента в качестве его музыкального сопровождения. Неофициальными треками могут стать официальные треки других фильмов и игр или просто какие-либо песни разных исполнителей. В основном такие создаются для различных компьютерных игр.

По содержанию OST бывают:

  • Музыка под процесс чтения какой-либо книги.
  • Часть или полная версия мюзикла, представленная в виде аудиодорожки.
  • Фоновое музыкальное сопровождение, звучащее в фильме, сериале.
  • Фоновое музыкальное сопровождение, звучащее в видеоигре.
  • Трек, звучащий в фильме от популярной группы или отдельного композитора. Часто такие треки имеют диалоги, отрывки из того фильма, к которому они относятся, и могут быть в виде сборника.
  • Трек, звучащий в видеоигре от популярной группы, отдельного композитора.

Что значит ost? классификация, история и цель создания саундтреков

Кто пишет музыку

Создание музыкальной составляющей фильма ложится на плечи режиссера и композитора. Как отметил Скрипка, раньше в этом процессе также присутствовал музыкальный редактор. Обычно он читал сценарий, подбирал, по его мнению, подходящего для картины композитора и знакомил его с режиссером. Иногда режиссер уже сам знает, кого бы он хотел видеть в качестве композитора. Может, он мечтал поработать с ним с детства или дружил с ним, а некоторые режиссеры предпочитают работать с одними и теми же композиторами на нескольких проектах. Например, итальянский композитор Анджело Бадаламенти написал музыку практически ко всем фильмам Дэвида Линча, польский режиссер Кшиштоф Кесьлёвский предпочитал работать с Збигневом Прайснером, а Эльдар Рязанов — с Андреем Петровым.

Музыкальная интонация

По словам Скрипки, в кино важно, чтобы музыкальная интонация была осмысленна и созвучна тому, что происходит на экране, или же быть в абсолютном контрапункте. Многие режиссеры любят, когда музыка подчеркивает драматизм ситуации и доводят ее до пароксизма, но есть и те, кто противопоставляет ее действию

Так, у Игоря Таланкина в фильме «Звездопад» на страшной сцене в военном лазарете звучит тема любви из «Ромео и Джульетты» Петра Чайковского. А в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43» в страшной сцене убийства инспектора полиции Жоржа Фоша в исполнении Алена Делона играет легкий нежный вальс.

У некоторых режиссеров музыка звучит от самого первого и до последнего кадра, например, у Георгия Данелии в «Слезы капали», а другие, например Юлий Райзман, не использовали музыку вообще. «Вообще говорить, что важнее — музыка или тишина, это все равно что пытаться определить, кто нравится больше — мама или папа. Все зависит от режиссера и того, как он себя мыслит. Очень часто бывало, что музыку записывали, но потом не использовали. Эдуард Артемьев позволял так поступать Никите Михалкову, потому что тишина была лучше.»

Тамара Ходова

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий