Образ тюрьмы
Отец-основатель русского шансона Александр Новиков, сам «отмотавший» срок, в своем раннем творчестве использовал образ тюрьмы как метафору полного краха привычного уклада жизни. Его лирический герой из песни «Я вышел родом из еврейского квартала…», попав в криминальный водоворот, всеми путями пытается избежать уголовного преследования:
Однако спустя десять лет после выхода культовой пластинки новый герой отечественного шансона Михаил Круг в альбоме «Жиган-лимон» предлагает иную трактовку этого образа. Отныне тюрьма — фатум, неизбежность. Из песен почти полностью исчезает предыстория попадания в места заключения.
Герои Круга — арестанты уже в исходной точке своего существования.
Поэтому главным мотивом повествования становится желание безымянного ЗК вернуться домой. Для демонстрации этого автор даже готов отказаться от стихотворной формы и завершает песню «Кольщик» прозаическим обращением к матери:
Похожий образ тюрьмы в своих песнях создает другая звезда отечественного шансона тех лет Петлюра. Герой композиции «Стена», подобно персонажу альбома «The Wall» Pink Floyd, рифмует в сознании реальную стену тюрьмы и воображаемую преграду, отделяющую его от идеализированного мира, где он «хотел бы щас пройти по всем дорогам, что бродил». Однако в родном отечестве сделать это герою не под силу:
Кульминацией развития образа стала композиция Ивана Кучина «Судьба воровская». Лирического героя арестовывают, но он относится к этому с должным смирением. Автор не допускает иного развития событий в судьбе персонажа.
Постепенно тюрьма из института наказания в работах русских шансонье превращается в школу жизни. Эта линия отчетливо прослеживается в творчестве коллектива «Бутырка». В песне «Аттестат» авторы, рассказывая историю трагической школьной любви, приводят персонажа к осознанию, что грядущий срок — это тоже своего рода «школа».
Женский шансон
Также особую роль в жанре городского романса занимает женская лирика, одной из самых ярких представительниц которой является Любовь Успенская. Ее также называют «королевой шансона» в России. Все хиты Успенской были написаны в период 90-х годов, к ним относятся такие песни, как «К единственному нежному», «Кабриолет», «Лодочка» и др. Но, несмотря на «совершеннолетний» возраст этих песен, они все же остаются очень популярными и по сегодняшний день, а имя певицы знают даже дети.
Очень популярны также Ирина Аллегрова, Ирина Круг, Елена Ваенга и др.
В настоящее время можно заметить тенденцию постоянного роста культурного и профессионального уровня песен шансона. «Блатные» песни с их нецензурной лексикой и тюремной тематикой давно вышли из моды и остаются популярными только среди небольшого круга населения, в то время как лирика становится все более и более популярной. Радио «Шансон» звучит практически повсюду, а концертные залы переполнены поклонниками.
Общая характеристика
Жанры шансона использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни» (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами. Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф.
В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени:
- 1. Жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Также всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).
- Представители так называемого «нового шансона» (nouvelle chanson), или «новой сцены» (nouvelle scène française) — это молодое поколение французских эстрадных артистов. В своём творчестве они не отказываются от использования новейших приёмов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т. д.; но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем Доминика А и относят к последнему десятилетию XX века. Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке, Бенжамен Бьёле, его сестра Корали Клеман, Керен Анн, Оливия Руиз и многие другие.
- 2. Другое направление французской песни второй половины XX века — эстрадная песня, которую исполняют chanteurs (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегчённости поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются:
- Ив Монтан,
- Мирей Матье,
- Джо Дассен,
- Далида,
- Патрисия Каас,
- Анри Сальвадор,
- Энрико Масиас,
- Лара Фабиан,
- Милен Фармер,
- Нольве́нн Леруа́.
Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Образ страны
В своем изначальном виде русский шансон позиционировался как творческая площадка для выражения если не протеста, то презрения к официальной власти. Речь в первую очередь о советской эпохе. Ненависть к системе у народных шансонье была настолько велика, что даже в середине 90-х в их текстах то и дело появлялись коммунисты. Например, у Михаила Круга:
Или у Петлюры:
Прежде всего этот мотив связан с тюремными установками, где начальник-антагонист всегда олицетворяет систему. Говорить же о состоянии дел в стране, находясь за решеткой, проблематично, поэтому русский шансон далеко не сразу обзавелся программными произведениями на тему «Кому на Руси жить хорошо?». Единственным исключением можно считать Игоря Талькова, который в своих работах всё же разрывался между рок-операми и политическими манифестами.
Всё изменилось в 2002 году. Мало кому тогда еще известный певец Стас Михайлов выпустил альбом «Посвящение». Пластинка открывается композицией «Полевая Россия»:
С есенинским размахом Михайлов на протяжении 11 песен проходит путь от диванного критика наших дней до смиренного раба, подытоживая альбом песней с громким названием «Россия»:
Уже через два года Михайлов выпускает свой мегахит «Всё для тебя» и попадает в жесткую ротацию радио «Шансон». Однако, даже став успешным, популярным и всенародно любимым, от своих программных композиций артист не отказался и старается исполнять их почти на всех концертах, стирая грань между романтиком и пророком.
Подобный синтез стилей и тем для русского шансона нулевых стал системообразующим явлением. Вскоре к Михайлову присоединились эстрадники Лепс и Ваенга. То, что впоследствии назовут «постшансоном», представляет собой лишь менее маргинальную версию исходного жанра.
Что такое шансон?
Шансон — один из наиболее популярных музыкальных стилей в России на сегодняшний день. Заключает в себе много различных направлений: от «блатных» воровских песен — до творчества Михаила Шуфутинского, Александра Розенбаума, Александра Маршала и др. Сегодня можно слушать шансон бесплатно, во всех его проявлениях, на различных сайтах в Сети.
В переводе с фр. слово «шансон» означает «песня», «уличный романс». Этот жанр возник еще в эпоху Средневековья и имел несколько направлений:
Крестьянская хоровая песня.
Принято считать, что сам шансон возник как крестьянское народное хоровое искусство, когда жители сельской местности слагали песни о своей доле и исполняли их вместе по вечерам. Позже, вследствие урбанизации, вместе с жителями села была переселена в город и их самобытная музыкальная культура. Песни подобного рода, чаще всего выбирая творения шуточного характера, стали активно исполнять в распространенных в то время кабаре. В них часто выступали шансоньетки — певицы, исполнявшие в основном веселые, незатейливые песенки шуточного характера.
Куплеты разбойников.
Еще одна ветвь стиля — песни разбойников о своей удали, силе, удачно завершенных делах, любовных похождениях и т. д. Творчество подобного рода было распространено и в России — народ слагал песни о Емельяне Пугачеве, Григории Отрепьеве и т. д.
Городской романс.
Песни о жизни простых парижан с их трудностями и радостями, любовная лирика. Позже городской романс превратился в профессиональное искусство с красивыми, сложными и утонченными музыкой и текстами. К самым известным шансонье, исполняющим в основном авторские песни, относятся Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Патрисия Каас, Заз и другие профессиональные музыканты.
Шансон на территории СНГ
В XIX в. впервые возникло словосочетание «русский романс», вызвавшее в то время огромное количество споров, но все же крепко устоявшееся со временем. В 90-х гг. XX века возникает понятие «русского шансона», также вызывающее много противоречий.
Что такое шансон, в России знают все. Он очень разнообразен, что объясняет огромное количество поклонников жанра. Особую популярность приобрел в 80-х гг. XX ст., во время распада СССР. В этот период был распространен так называемый «блатняк» — тюремные песни зеков, в которых они рассказывают о своей нелегкой доле, жизни в тюрьме с ее жестокими законами, мечтах о вольной жизни, несправедливости «слуг закона», и о тех, кто ждет их дома. По стилистике текстов можно заметить некую схожесть с блюзовыми песнями.
Несколько десятилетий жанр был официально запрещенным, его нельзя было услышать на теле- и радиоэфирах, зато на улицах, записанный на кассетах, он звучал просто повсюду. В 1991 г. в Москве впервые появились афиши, приглашающие всех желающих на концерт шансонной музыки в Театр эстрады. Для тогдашних россиян это было настоящим шоком, ведь никто и подумать не мог, что данный стиль когда-то станет разрешенным на больших сценах.
В концерте принимали участие более десяти исполнителей, самым известным среди которых был освобожденный накануне А. Новиков, по сути, отсидевший за смысловое содержание своих песен.
Шансон в ресторане
Как старые песни, так и самый свежий шансон постоянно звучат в ресторанах стран бывшего Советского Союза. К исконно ресторанному шансону относятся Михаил Шуфутинский, Григорий Лепс, Любовь Успенская, Вилли Токарев, Стас Михайлов и др.
Их творчество уже не описывает тяжелую тюремную долю, как в «блатняке», но его нельзя отнести и к культурно-интеллектуальному творчеству, такому, как песни Высоцкого или Розенбаума.
Что такое шансон ресторанов? Это некий синтез «блатных» песен, бардовского искусства и поп-музыки. Известный музыкант А. Днепров в интервью на радио «Шансон» охарактеризовал жанр как «свободный стиль».
Причина его популярности кроется в простоте музыки и текстов, описывающих разные, знакомые многим жизненные ситуации, романтические отношения, рассказы о неразделенной любви, взаимоотношениях с родными и друзьями — в общем, раскрывающих весь спектр житейских радостей и неурядиц.
Барды
Параллельно с «блатными» песнями развивалось и так называемое бардовское искусство. Его также можно отнести к жанру городского романса, однако, в отличие от предыдущего стиля, бардовская музыка отличается сложностью и утонченностью, тексты — литературностью, более высоким смысловым наполнением, а исполнители — более высоким уровнем профессионализма.
Самыми известными бардами XX ст. считаются Высоцкий, Окуджава, Розенбаум, Митяев, Лоза и др.
Владимир Высоцкий — пожалуй, самый популярный бард эпохи СССР, которого любят и уважают практически в каждой семье. В своих песнях Высоцкий отображает практически все жизненные ситуации: от шуточных песен, прямо или косвенно касающихся политических событий, блатных, лирических, до песен о войне. Самую большую популярность получили композиции: «Друг», «Моя, цыганская», «Парус», «Спасите наши души», «Человек за бортом» и многие другие. Им свойственна высокая интеллектуально-смысловая нагрузка текстов.
Образ веры
Главный прикладной символ веры заключенного в русском шансоне — купола. Он кочует из песни в песню и связывает красной нитью и исповедальные произведения, и композиции о быте арестантов. В системе тюремных татуировок церковные купола обозначают количество «ходок», и у отечественных шансонье это образ-символ, способ показать состояние души человека. Вот как использует его Михаил Круг в песне «Купола»:
Вторит своему предшественнику и звезда «постшансона» Стас Михайлов в «Джокере»:
Однако открытый разговор о вере рискуют заводить далеко не все авторы. На общем фоне выделяется тот же Михаил Круг. Многие его песни проникнуты экзистенциальным мироощущением, характерным для трудов Серена Кьеркегора. Постулат «дух, как и бог, несводим к эмоциям» отчетливо звучит в «Кольщике»:
Лирический герой Круга, желая увидеть мать, осознает тщетность своих надежд, но даже в миг абсолютного отчаяния не допускает эмоциональной исповеди. Безымянный рассказчик — рыцарь веры. Несмотря на тягостные обстоятельства, он убежден, что именно его Бог отведет от беды.
«Особость» бытия — одно из «общих мест» русского шансона. Например, в песне «Не плачь» группы «БумеR» персонаж уверен в том, что ниспосланные Всевышним испытания — гарантия возвращения домой:
Но несмотря на сложившуюся религиозную философию, авторы стремятся в первую очередь рассказывать реальные «истории из жизни». Такую формулировку активно использовали создатели радио «Шансон», появившегося в 2000 году. До сих пор эта станция стабильно входит в тройку самых прослушиваемых в стране. Еще один ее лозунг — «Музыка вокруг стихов» — подтверждает тезис о первичности текста и человеческих историй в этом жанре.
История
Предтечей данного направления музыкальные историки считают «арестантские», «каторжные» и «кандальные» песни середины XIX — начала XX веков, уходящие своим началом в средние века, в творчество «разбойных» песен. Они дали начало музыкальному явлению, названному позже «блатной песней», «блатняком». По текстовой тематике эти баллады перекликаются с ранним «афроамериканским блюзом» — в обоих случаях песни посвящены тяжкой доле подневольного народа и несбыточным свободолюбивым мечтам.
В российской музыкальной индустрии термин «русский шансон» был введён как эвфемизм в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению, и популяризован одноимённой радиостанцией. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Петра Лещенко, Михаила Шуфутинского и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко и Марка Бернеса, — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается. Так или иначе, в Государственном кремлёвском дворце с 2002 года проводится церемония вручения премии «Шансон года».
Один из известных представителей русского шансона, Стас Михайлов, в апреле 2013 года во время музыкальной церемонии «Шансон года-2013» так отвечал на вопрос корреспондента газеты «Аргументы и факты» о причинах популярности шансона как жанра: «…Люди нашей страны выбирают сегодня тех артистов, которые затрагивают своим творчеством струны человеческой души. Шансон аккумулирует вокруг себя самое лучшее, что есть сегодня на нашей эстраде. Тем „Шансон года“ и ценен: он всегда представляет тех, кто живёт, чтобы петь. И поёт, чтобы жить…».
Русский шансон — это песня хара́ктерного социального персонажа, часто исполняемая от первого лица.
Образ женщины
Одна из ключевых тем русского шансона — отношения с женщиной. И пожалуй, лишь в этом вопросе наши современники продолжают традиции «праотцов» жанра, в частности Александра Вертинского. Не «дева в беде», а «бедовая дева» зачастую становится объектом желания героя. У того же Вертинского в песне «Марлен» находим такие строки:
В конце XX столетия персонаж петлюровской композиции «Наташка», пытаясь дозвониться до своей любимой, констатирует примерно то же самое:
Петлюру можно считать главным романтиком русского шансона. В большинстве его композиций есть женский персонаж. Однако крайне редко отношения заканчиваются счастливо. Своего апогея эта линия достигает в песне «Алёшка». Повествование ведется от третьего лица, что опять же нетипично для жанра шансона в России. Главный герой, простой русский парень, погибает в пьяной драке от ножа. Запланированная свадьба не состоялась, а девушка Алешки вскоре выходит замуж. Однако главный герой является к своей возлюбленной во сне. Не виня за женитьбу, он утверждает, что убил его новый избранник девушки. В финале драматизм достигает поистине шекспировских масштабов:
В любовных историях Михаила Круга уже не находим такой драматургии и надрыва. В его композициях женщина безучастна к происходящему. Лирический герой «Студентки», например, взаимодействует скорее с окружением девушки, нежели с ней самой:
А в композиции «Не люби ее» группы «БумеR» главный герой и вовсе отказывается от любви, осознавая свое социальное положение и смирившись с тем, что вор и алкоголик не пара для молодой девушки:
В текстах криминальной тематики несчастная любовь к женщине приводит героев к краху. Персонаж песни Мафика «Мерседес», видя, как его возлюбленная выходит замуж за другого, констатирует:
Авторки русского шансона раскрывают эту тему иначе, с позиции другой стороны. Коллектив «Воровайки» почти в каждой композиции поет о тяжелой женской доле. Большинство их персонажей — девушки, по глупости или по любви попавшие в околокриминальный мир. В историях вроде «Не воровка, не шалава» уже мужчины объявляются источником всех бед:
Интересно, что ни в одном произведении русского шансона о возлюбленной не говорится как о матери детей арестанта — герой даже не рассматривает свою избранницу в такой роли. Мать во вселенной блатной песни существует лишь в одном-единственном образе — человека, которому можно поведать всю правду. Зачастую именно она выступает главным проводником между Господом и арестантом. Богородица, пережившая смерть Иисуса, и женщина, ждущая своего сына, — одна из ключевых метафорических параллелей русского шансона. Порой об этом прямо говорится в тексте, как, например, в песне «Икона» группы «Бутырка»:
К началу нулевых окончательно сложился набор тем русского шансона, зачастую откровенно консервативных. Это привело к тому, что уже в 2002 году традиционный концерт «Шансон года» прошел не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском дворце. И на поддержку со стороны власти авторам жанра тоже было чем ответить.
Характеристика тюремного шансона
Музыка «блатных» песен проста и незатейлива, в отличие от их французского тезки. Начала зарождаться в 30-х гг. Само слово «блат» переводится как «взятка», «шелестящие купюры».
Состав коллективов в основном стандартный: вокал, бас, клавиши (синтезатор), ударные, может быть еще ритм-гитара.
Форма музыки песенно-куплетная, гармоническую основу составляют 3-4 аккорда, мелодии несложные и легко запоминающиеся, простые ритмические рисунки.
Все это делает песни такого рода шансона легко воспроизводимыми — их могут петь и играть все, кто хоть немного знаком с каким-либо инструментом.
Россия — мировой рекордсмен по количеству тюремных заключенных (на каждые 100 тыс. человек более 700 лишенных воли), сами зеки, и те, кто с ними соприкасается, являются поклонниками «блатных» песен, чем и объясняется популярность данного стиля.
Существует и так называемый военный, или афганский, шансон — песни о войне в Афганистане, Чечне, Дагестане, поклонниками которого становятся ветераны вышеперечисленных войн и их близкие.