Правда ярослава мудрогосвод законов киевской руси

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Правда ярослава мудрогосвод законов киевской русиДокумент состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Правда ярослава мудрогосвод законов киевской русиШколы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Состав

Правда ярослава мудрогосвод законов киевской руси
«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко)

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

  • Правда Ярослава (ст. 1—18), год (большинство учёных) или 1030-е годы (С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров);
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода, Святослава (ст. 19—41), младший из трех князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты;
  • Покон вирный (ст. 42) — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е годы;
  • Урок мостникам (ст. 43) — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов, 1020-е или 1030-е годы.

Краткая редакция включает 43 статьи. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.

По мнению А. П. Толочко, Краткая редакция является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Пространная редакция включает около 121 статьи и состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха. По мнению большинства исследователей, Пространная Правда основана на тексте Краткой, в который были внесены изменения и дополнения, в том числе принятые во время киевского княжения Владимира Мономаха. Также существует точка зрения, что к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. По мнению Я. Н. Щапова, в дальнейшем, с XIII века, Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам. Пространная редакция отражает дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов и холопов. Нормы Пространной Правды свидетельствуют о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, они уделяет много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяет порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.

Сокращённая редакция включает 50 статей. По мнению большинства исследователей, она относится к значительно более позднему периоду, чем другие редакции, к XVI—XVII векам, и представляет собой сокращение из Пространной. Так, А. А. Зимин полагал, что она была составлена в XVI — начале XVII века путём сокращения Пространной редакции и является попыткой приспособить её к действовавшему праву через исключение устаревших норм. По М. Н. Тихомирову, Сокращённая Правда сложилась в конце XV века в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми. Связь с этим регионом, по мнению исследователя, нашла своё отражение в денежном счёте данного текста. Сокращённая Правда, согласно Тихомирову, восходит к тексту, не менее древнему, чем две другие редакции.

Социальные категории по Русской Правде

Знать и привилегированные слуги

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками — боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны, огнищане — высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх («конюхъ старыи» ст. 18-21 Краткой Правды).

Рядовые свободные жители

Основное действующее лицо Русской Правды — муж — свободный мужчина;

По ст. 1 Краткой Правды (близко содержание ст. 1 Пространной Правды) если за убитого никто не мстит, платится вира в 40 гривен, «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ».

  • Русин — житель Киевской Руси; дружинник: гридин — представитель боевой дружины;
  • Купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
  • Мечник — сборщик штрафов;
  • Изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин — житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Зависимое население

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ» (ст. 22 Краткой Правды).

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 22, 23 Краткой Правды).

  • Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
  • Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Картина И. Е. Репина

В Русской Правде отражено право-привилегия, охранявшее положение знати и других лиц: наказание за причинение им имущественного вреда, двойная вира за убийство высокопоставленных слуг.

По мнению А. А. Горского, в IX веке и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим классом являлась не общинная знать, сведения о которой отсутствуют, а дружинная корпорация во главе с князем. Боярами именовались представители и потомки «старшей» дружины, а не общинная знать.

Ковчег для хранения «Русской правды», судебников, грамот. Россия, Санкт-Петербург, 1853-58 г., ГИМ)

Почтовая марка СССР, 1991 год

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно  предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл

Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497http://www.krugosvet.ru

Значение «Русской Правды»

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания

Особо тщательно охранялось имущество князя.

Русская Правда

Создана около 1072 года. В период с 1068 по 1072 год трое
сыновей Ярослава Мудрого
-Изяслав,

Святослав
и Всеволод — разработали
новое законодательство, которое вошло в историю
под названием «Правда Ярославичей».

Это
законодательство существенно дополнило старую
«Русскую правду», которая уже не отвечала
требованиям развития общества. Право кровной
мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили
штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение
имущественных прав и личной безопасности
жителей. В новом законе была сделана попытка
сохранить внутренний порядок в стране, защитить
собственность состоятельных людей.

Ниже
приведены два текста: Русская правда в краткой
редакции и гораздо более поздний текст XV века) —
Пространная редакция. Оба текста переведены на современный русский язык.
Отдельным файлом опубликован первоначальный текст
«Правды роськой» без перевода.

Русская правда Ярослава Мудрого

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению.

После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого».

В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Правда ярослава мудрогосвод законов киевской руси

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу.

Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого.

Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен.

Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира.

Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Правда ярослава мудрогосвод законов киевской руси

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее.

Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты.

Если ожогов не было – невиновность доказана. Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Источники и литература

Издания

В Викитеке есть полный текст Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды

  • Наиболее подробное издание: Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1940—1963.—
    • Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. – 1963. – 471 с.
  • Goetz L. K. Das Russische Recht (Russkaja Pravda). Stuttgart 1910—1913. Bd. I—IV.
  • Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X—XIV веков по рукописям X—XVII веков). М., 2009.

Литература

  • Бауер Н. П. Денежный счет Русской Правды // Вспомогательные исторические дисциплины. Сборник статей. — М.; Л., 1937. — С. 183—243.
  • Валк С. Н. Русская Правда в изданиях и изучениях XVIII — начала XIX века // Археографический ежегодник за 1958 год. — М., 1960. — С. 124—160.
  • Валк С. Н. Русская Правда в изданиях и изучениях 20-40-х годов XIX в. // Археографический ежегодник за 1959 год. — М., 1960. — С. 194—255.
  • Валк С. Н. Татищевские списки Русской Правды // Материалы по истории СССР. — М., 1957. — Вып. V. — С. 607—657.
  • Ведров С. В. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. — М., 1877.
  • Дьяконов М. А., Кивлицкий Е. А., —. Русская Правда, памятник древнерусского права // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ермолаев И. П., Кашафутдинов Р. Г. Свод законов Киевской Руси. — Казань, 1985
  • Калачов Н. В. Текст Русской Правды на основании четырех списков разных редакций. Издание 4-е (без перемен). — М., 1889.
  • Рогов В. А. История государства и права России IX-начала XX вв. — М., 1994.
  • Правда русская. Тексты (академическое издание). Т. 1-3. — М.-Л., 1940, 1947, 1963.
  • Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. — М. : Юридическая литература, 1988. — 176 с.
  • Свердлов М. Б. Русская правда. — СПб. : Образование, 1992.
  • Юшков С. В. Русская правда. — М., 1950; 2-е изд. М.: 2009.
  • Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. — Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. — М.: ФОРУМ: Неолит, 2014.
  • История государства и права России /Под ред. Ю. П. Титова. — М.: Проспект, 1999. — С. 12—32.
  • Милов Л. В. О происхождении Пространной Русской Правды // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1989. № 1.
  • Милов Л. В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. Ivs antiqvvm. М. 1998. № 1 (3).

Значение документа для Руси

Правда ярослава мудрогосвод законов киевской русиКаждый из нас наверняка еще со школьной скамьи слышал о таком эпохальном документе. Но многие задаются вопросом: почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава, и каким образом она способствовала стабилизации жизни социума в зарождающемся правовом государстве?

Все дело в том, что до правления Ярослава письменного кодекса законов не существовало вообще. Текст Русской Правды стал основополагающей базой для всего дальнейшего существования Киевской Руси как правового государства.

Именно после выхода в свет этого правового и исторического акта Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». Это первый сборник, который содержал кодекс уголовных, правовых, гражданских, семейных, процессуальных и административных норм. Именно по нему мы узнаем о традициях и обычаях наших предков.

Таким образом, Русская Правда Ярославичей как законную прописную истину предусматривала и охрану частной собственности, и защиту жизни каждого гражданина государства независимо от статуса и положения в обществе. По этому акту штраф полагался даже за убийство смерда или холопа.

Слово «правда» по тем временам обозначало не только истину, которая не поддается сомнению, но и устав, руководство к действию. Этим актом отменялся такой поистине варварский обычай, как кровная месть. Более того, за убийство любого человека полагалось наказание. Даже за нанесенную обиду предусматривался штраф в денежном эквиваленте.

Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество. До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Текстология

Архетип и ранние списки (экземпляры) Русской Правды не сохранились. Имеются только сравнительно поздние списки в составе различных сборников и летописей. Чаще всего списки Русской Правды соседствуют с церковными правовыми текстами.

Списки Русской Правды объединяются в три редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая.

Краткая редакция Русской Правды (или Краткая Правда) известна в нескольских списках, из которых только два списка в составе Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионный (Археографический) и Академический XV века — являются аутентичными; прочие списки сделаны в XVIII—XIX веках с этих двух и связаны с В. Н. Татищевым. В Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная редакция Русской Правды (или Пространная Правда) известна в нескольких десятках списков XIII—XV и более поздних веков в составе Кормчих книг, Мерила Праведного и других рукописных сборников, а также в составе летописей. В заголовке она содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого). Древнейший известный список Русской Правды вообще и Пространной редакции в частности входит в состав Синодальной Кормчей конца XIII века (Синодальный список Русской Правды). Наиболее исправный список Пространной редакции входит в состав Троицкого списка Мерила Праведного XIV века (Троицкий список Русской Правды).

Сокращённая (из Пространной) редакция Русской Правды (или Сокращённая Правда) известна в двух списках Кормчих XVII века. В заголовке также содержит имя Ярослава Владимировича.