Регги

Skindred

Настоящие короли рагга-метала, неплохо завирусившиеся в начале нулевых, попав со своим треком Nobody на саундтрек в NFS: Underground 2. Их песня для многих была самой запоминающейся в игре. Группа до сих пор существует, гоняет по миру с турами и выпускает альбомы. Даже более того, Skindred сегодня — это большой мейнстрим-рок уровня Godsmack и Shinedown. От рагга-метала они иногда отклоняются (особенно на последнем альбоме), но никогда не уходят от него полностью. 

Причины успеха группы можно разбирать долго, но одна из них — дичайшая харизма Бенджи Уэббе, его профессионализм как вокалиста и умение работать с толпой. К тому же за прошедшие двадцать с лишним лет Skindred написали десятки хитов, так что положение свое они заслужили. 

История возникновения стиля

В обиходе термин «регги» появился в 1968 г. в связи с выходом песни и одноименного диска Do the Reggae группы Maytals. В песне говорилось, что это новый танец. В последующих композициях группы продолжался рассказ про регги.

Но возникло музыкальное направление раньше. Прямыми предшественниками регги были ямайские стили ска и рокстеди. Которые, в свою очередь, возникли в результате смешения и влияния многочисленных неоафриканских стилей, развивающихся на Ямайке: калипсо, менто, ритм-энд-блюз, джаз, ду-уоп.

Стиль зародился как культовая музыка религиозного движения растафари. Его создатели считали, что бог и все библейские герои на самом деле были черной расы, Земля обетованная — это Эфиопия. Бог Джа наказал растафарианцев и отдал их в рабство белым (Вавилону), но они должны освободиться. Представитель бога на земле — император Эфиопии Хайле Селассие I.

По мнению культуролога, специалиста по африканской культуре Н.А. Сосновского, «рэггей немыслима без идейного пафоса растафари, как григорианский хорал — без христианства». Хотя западная музыкальная индустрия пыталась привнести в эту музыку простые беззаботные тексты, благодаря содержанию песен регги мир узнал о растафарианстве, которое стало молодежной субкультурой. Для африканцев она стала воплощением человеческого достоинства, для остальных — обновленной версией хиппи.

Королем регги является Боб Марли — ямайский певец и композитор. Несмотря на то что после его смерти прошло много времени, он до сих пор считается самым известным исполнителем регги. Благодаря его популярности стиль стал известен во всем мире. В 1970-е годы альбом группы The Wailers, созданной Бобом Марли, стал мировой сенсацией. Исполнение Эриком Клэптоном кавера песни I Shot The Sheriff немало посодействовало успеху.

Matamba

Один из самых интересных артистов подборки. Матамба родом из Аргентины, но в раннем возрасте переехал с родителями в Боливию. Там он увлекся тяжелой музыкой, но никакой хардкор-сцены в стране в целом не было. Это Матамбу не остановило, и он собрал тусовку вокруг себя. Сколотил сначала одну группу, потом другую, но в итоге сосредоточился на сольном творчестве. В своей музыке он смешивает треш и дэт-метал, раггу, регги и ска. Получается круто и самобытно. Не удивительно, что именно он стал первым хардкорным музыкантом из Боливии, которому удалось прыгнуть выше локального уровня. 

Литература

На русском
  • Горбут А. В. Ямайский Патуа и сила языка в музыке Регги //Сумма философии. Вып. 7. — 2007.
  • Рахманина М. Популярные молодежные субкультуры конца XX-начала XXI вв //Редколлегия. — С. 128.
  • Сосновский Н. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания //Иностранная литература. — 1992. — №. 8-9. — С. 281—288.
На прочих языках
  • Stephen Davis and Peter Simon, Reggae International (1982)
  • Stephen Davis and Peter Simon, Reggae Bloodlines, rev. ed. (1979, reissued 1992)
  • Malika Lee Whitney and Dermott Hussey, Bob Marley: Reggae King of the World, 2nd ed. (1994)
  • Kevin O’Brien Chang and Wayne Chen, Reggae Routes (1998)
  • Chuck Foster, Roots, Rock, Reggae: An Oral History of Reggae Music from Ska to Dancehall (1999)
  • Lloyd Bradley, Prince Buster. This Is Reggae Music: The Story of Jamaica’s Music. Grove Press (2001)
  • Steve Barrow, Peter Dalton. The Rough Guide to Reggae. Rough Guides; 2nd edition (2001)
  • Dave Thompson, Reggae & Caribbean Music (2002)
  • Jonathan Runge. Rum & Reggae’s French Caribbean. (Rum & Reggae series). Rum & Reggae Guidebooks Inc (2003)
  • Lou Gooden. Reggae Heritage: Jamaica’s Music History, Culture & Politic. 1stBooks Library (2003)
  • Steve Barrow and Peter Dalton, The Rough Guide to Reggae, 3rd ed., rev. and expanded (2004)
  • Peter Manuel with Kenneth Bilby and Michael Largey, Caribbean Currents: Caribbean Music from Rumba to Reggae, rev. and expanded (2006)

Особенности стиля регги

Стиль регги базируется на традициях афрокарибской
культуры. В зависимости от текущих событий, это может быть и протестная музыка,
и расслабляющая, и танцевальная. В афрокарибской культуре танец, ритм, музыка
связаны с различными событиями, явлениями.

Ведущую роль в музыке играют бас-гитара и электрогитара.
Также активно используются ударные инструменты и электрический орган, реже –
духовые.

Регги

Классический регги быстро возник и развился, и также
быстро растворился в десятках других направлений и стилей. За несколько лет он
оказал огромное влияние как на музыкальную культуру Ямайки, так и на развитие
джаза и других музыкальных стилей.

С роком регги-музыка встречалась постоянно, но до метала добралась только в середине девяностых.

Рагга-метал — это смесь рагги, регги, даба (психоделичный и сильно басовый вариант регги), ямайского диджеинга, фанка и ню-метала. Вопрос, кто основал жанр — спорный. Некоторые указывают на французов Freedom for King Kong, другие на валлийцев Dub War. Обе группы важны для жанра как пионеры. Но изобретателем в таких случаях все же стоит нарекать того, кто первым успел выпустить полноценный релиз, в который упаковал все жанровые особенности. А если уж закапываться, то в пионеры нужно еще и Deftones записать — у них среди демок тоже рагга-метал есть. 

Группа Freedom for King Kong образовалась в Бретани (северо-запад Франции) в 1994 году, но дебютник выпустили только через пять лет. Записав четыре альбома, особо знаменитой группа так и не стала, а с 2008 года признаков жизни не подает. Что не отменяет того, что рагга-метал они записывали каноничный и качественный. Музыканты еще и пели на родном французском, что только добавляло экзотичности звуку.

Dub War французов все же обогнали.

Группа собралась в Ньюпорте в 1993 году, а дебютник выпустила уже в 1999-м. Самым заметным и исторически значимым участником Dub War был вокалист Бенджи Уэббе. Группа просуществовало недолго — в 1999 году она распалась, а Уэббе на ее осколках основал Skindred. И уж эту банду вы знаете точно. Skindred вообще — самая известная и успешная рагга-метал-группа, пробившаяся в высшую лигу. Ну а Dub War — при участии Уэббе — пару раз воссоединялись в десятых и в 2016 даже выпустили сингл.

Кроме этого, Уэббе успел совместно с Робертом Трухильо из «Металлики» собрать супергруппу Mass Mental? — с двумя басистами. В 1999 году они даже выпустили рагга-метал-альбом How to Write Love Songs. А в 2014-м воссоединились для нескольких шоу. В 2016-м группа играла вновь, и возможно, когда-нибудь выпустит новый альбом. Забавно, что когда Роберт пригласил Уэббе поучаствовать в задумке, тот Трухильо даже не знал. Но когда узнал, из какой Роберт группы, конечно, долго не раздумывал. 

Но хоть рагга-метал так и не стал массовым жанром, нельзя сказать, что творчество Dub War не оставило след в музыке. Во многом благодаря им элементы рагги и регги проскальзывают в творчестве многих тяжелых групп. Некоторые банды хоть и не выстраивают на рагга-метале все свое творчество, но периодически записывают песни в этом жанре. Примеров много: Nonpoint, Hed P.E., 311, P.O.D., Insolence и многие другие. Но для подборки я решил выбрать только те группы, для которых рагга-метал — основа звука. Таких нашлось не так уж много, а хороших среди них — еще меньше. 

Направления

Матисьяху

С регги тесно связаны направления ска (ska) и toasting, предшествовавший хип-хопу. Тостинг — произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем.

  • Ранний регги (Early reggae). Время появления: 1968 год. Исполнители: The Maytals, The Pioneers, Desmond Dekker, Jimmy Cliff и другие. Его впоследствии стали иногда называть Skinhead reggae. Связано это с тем, что в Британии раннее регги было популярно в субкультуре традиционных скинхэдов. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Symarip и другие.
  • Рутс-регги (Roots reggae) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги, (обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» (one drop), позже стали использоваться «халф-дроп» (half drop) и «рокерс» (rockers), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 1960-х. Исполнители: Альфа Блонди, The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Ли «Скрэтч» Перри, Боб Марли, Steel Pulse и другие.
  • Даб (Dub) — инструментальное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция, а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации, фазера, частотных фильтров), что придаёт музыке мистический, медитативный и психоделический характер. Основные герои даб-музыки не исполнители, а звукорежиссёры. Именно опыты с миксованием треков и привели к появлению нового стиля. Исполнители: Ли «Скрэтч» Перри, Scientist, Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает свои ответвления, иногда никак не связанные с регги, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям регги нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой. Происхождение даба связано с упомянутыми выше уличными дискотеками, для целей которых обрабатывалась музыка.
  • Дансхолл (Dancehall) — танцевальное направление, возникшее в начале 1980-х.
  • Евро-регги (Euro Reggae) — стиль, возникший в результате эволюции из регги-фьюжн в начале 1990-х и непосредственно связанный с евродэнс-музыкой этого периода. Жанр наиболее известен благодаря всемирному хиту «All That She Wants» шведской евродэнс-группы Ace of Base. Многие исполнители (например, DJ BoBo, E-Rotic, Fun Factory, Mr. President, Rollergirl, Yaki-Da) использовали в своей музыке элементы евро-регги и регги-попа.

Для начала нужно понять, почему регги-метал чаще всего правильнее называть все-таки рагга-металом.

Что такое регги, как это звучит и кто такой Боб Марли, никому объяснять не нужно. А вот с раггой сложнее. Рагга — это электронный поджанр регги, зародившийся на Ямайке в восьмидесятых годах на фоне растущей популярности электроники по всему миру. Изначально главное отличие между регги и раггой было в том, что во втором не использовались живые инструменты. Кроме того, рагга впитала многие элементы дэнсхолла и в целом была более ритмичной, быстрой и танцевальной музыкой, нежели прародитель. На основе рагги в итоге были сделаны первые эксперименты по скрещиванию регги и хип-хопа. А рагга-метал — это, по сути, ответвление рэпкора. Так что на раггу жанр опирается куда сильнее, чем на, собственно, регги. 

Впрочем, «читка в стиле регги» на самом деле появилась куда раньше рагги, хотя в ней она в итоге закрепилась сильнее всего. Называется такое исполнение тостингом. А корни его закопаны в африканской народной музыке. Суть тостинга заключается в ритмичном зачитывании стихов нараспев. Подобное вообще существует во многих культурах и даже в церковных практиках. В ямайской музыке человека, зачитывающего «тосты», называют deejay. С традиционным определением «диск жокея» это слово путать не стоит — по смыслу оно ближе к MC. Причем у ямайского диджеинга даже конкретный изобретатель есть. Уинстон Купер, более известный как Граф Мачуки — он начал тостить под R&B еще в пятидесятых годах. 

Пример диджеинга в исполнении Дэмиана Марли — младшего сына Боба Марли.