Рецензия

Содержание рецензии дипломной работы

Рецензия

У содержательной части рецензии есть четкая структура

Содержательная сторона рецензии, как правило, соответствует такой структуре:

  • заголовок (тема анализируемого исследования, факультет, ФИО студента, № группы учащегося);
  • оценка актуальности работы (объем – 1-2 предложения);
  • общая оценка качества дипломной работы, в этот пункт можно включить такие элементы:
  1. Подборка литературы (авторитетность, достоверность, новизна источников, количественный показатель).
  2. Соразмерность частей работы (не забывайте, что теоретическая часть должна быть немного меньше практической).
  3. Логика подачи информации.
  4. Полнота раскрытия заявленной темы.
  5. Емкость кратких выводов в конце каждой части работы.
  6. Особенности использования терминов.
  7. Наличие иллюстративного материала.
  • анализ отдельных глав на предмет уровня научного стиля, умения делать свои выводы, исходя из существующих теоретических данных, глубины анализа в практической части;
  • общая оценка дипломной работы:
  1. Плюсы и минусы исследования.
  2. Возможность использования результатов в практической деятельности.
  3. Соответствие работы квалификации, на которую претендует ее автор, оценка работы.

сведения о рецензенте: ФИО, должность, научная степень, подпись, печать предприятия/организации. 

Это общая схема для написания рецензии на дипломную работу, в нее можно вносить свои коррективы, ведь форма изложения в данном жанре свободная.

Кто пишет рецензию на дипломную работу

В идеале рецензия на дипломную работу пишется дипломированным специалистом в области анализируемого исследования.

Рецензия

В идеале рецензию должен писать дипломированный специалист

Рецензент может быть представителем учебного заведения (кроме представителей кафедры, на которой работает научный руководитель студента).

Может им быть и представителем предприятия, где студент проходил практику (особенно это актуально, если дипломная работа связана с трудовым процессом этого предприятия).

Рецензента ищет сам студент или же выбирает выпускающая кафедра.

Но все это формальность, ведь чаще всего «защитнику дипломной работы» приходится самостоятельно писать анализ своей работы.

В таком раскладе обстоятельств есть один большущий плюс: студент отменно знает содержание своего труда.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Суть рецензирования статей

Рецензия (в переводе с латинского «рассмотрение») — это отзыв руководителя, соискателя, оппонента или независимого эксперта. Данный метод используется для оценки и выдачи разрешения на публикацию работы.

Автор, которому вернули труд на доработку, должен прислать 2 варианта текста (оригинал и исправленную версию), а также пояснительное письмо. В нем он отвечает на все возникшие у рецензента вопросы, рассказывает о внесенных изменениях. Редколлегия оставляет за собой право корректировать материалы, не меняя при этом концепции, сути статьи.

Требования к статье, отправленной в редакцию:

  • соответствие тематики виду журнала;
  • оригинальность, научная ценность материала;
  • соблюдение норм оформления, подготовки;
  • достоверность используемой информации (данных, на которые ссылается автор);
  • релевантные ссылки;
  • допустимый стиль изложения.

Писатель несет ответственность за представленные данные, их правдивость и актуальность.

Отличаем от других жанров

Рецензия

Чем рецензия отличается от других публицистических жанров?

Рецензию часто путают с другими публицистическими жанрами, чаще всего – с обзорными статьями или отзывами.

Отличие рецензии от отзыва:

  • рецензия представляет более подробный анализ;
  • в отзыве выделяется только самая яркая характеристика продукта и дается краткий комментарий по поводу его практической ценности.

Отличительные черты рецензии и статьи:

  • рецензия анализирует произведение как единое целое;
  • статья разбирает лишь один-два аспекта объекта (например, только композицию или только язык);
  • статья, как правило, по объему больше, чем рецензия.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах — сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (рассматриваются произведения одного автора) .

Объём рецензии — средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная рецензия — в обозрение (обзор) .

Редко рецензия выступает сама по себе — как правило, их несколько. Вместе они формируют рецензионный блок, представляя своеобразную литературную (кинематографическую, книгоиздательскую, другую тематическую) повестку за определенный промежуток времени .

Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства. науки, публицистики и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении.
Главные задачи рецензента — ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.

Процесс создания рецензии

  • Восприятие произведения — непосредственно-эмоциональный акт коммуникативного общения с произведением;
  • Размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;
  • «разъятие гармонии» (по В. Г. Белинскому) — практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразие языка и стиля;
  • Собственно написание текста.

Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать это можно с помощью разных подходов:

  • на жанровом уровне — анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра;
  • на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника;
  • на тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме;
  • на уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени). .

«Искусство не общедоступно. Оно нуждается в культурном посреднике. Даже лучшие 10 рассказов и 20 стихотворений года, собранные под одной обложкой, не вызывают немедленный фурор в широкой аудитории» , — говорит в «Журналистике мнений» Л. Костюков и настаивает на том, что «рецензия — культурный объект, отсылающий нас к новому объекту искусства». Для определения целевой функции рецензирования автор, как и мы, рассматривает литературную рецензию и ставит два вопроса:

1) Читал ли адресат книгу, которая рецензируется?
2) Советуем ли мы ему её прочесть?

Первый вопрос рассматривается следующим образом: ответ на него позволяет различить послесловие и предисловие. Послесловие актуально при менее динамичной культурной ситуации, нежели нынешняя — например, оно активно использовалось в Советском Союзе, когда все читали приблизительно одно и то же и не было нужды своевременно знакомить читателя с новинками и помогать ему ориентироваться в разнообразии, каковое мы имеем на данный момент. Сегодня рецензия в виде послесловия — редкий случай, в ней нет необходимости.

Второй вопрос Костюков решает однозначно: отрицательные рецензии не нужны: «Я для себя так определяю место отрицательной рецензии в современном процессе: подойди к 637-му стеллажу, залезь на 8-ю полку, найди 268-ю книгу. Нашел? Так вот, не бери её. Негативная ориентация в океане изданий абсурдна.

Кроме того, положительная рецензия имеет в своей основе впечатление читательского восторга, говоря иначе, глубокий литературный контакт или, говоря проще, литературу. Факт искусства. Отрицательная сообщает нам об отсутствии контакта. Отсутствии чуда. 

При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает выступление более актуальным, более весомым. 

Описание

Наукометрия
Индексы:
• Хирша
• Кардашьян
• РИНЦ
• g-индекс
• i-индекс
Агрегаторы:
— Scopus
— Web of Science (WoS)
— Google Scholar
— PubMed
— eLIBRARY.ru
— ИСТИНА МГУ
Термины:
Индекс цитирования (ИЦ)
Импакт-фактор (ИФ)
Инфометрия
Библиометрия
Гиперавторство
ResearcherID
Рецензирование
DOI
Прочее:
— Научные журналы
— Открытый доступ
— Хищнические журналы
— Список Билла
— Плата за публикацию
Наукометрия

Основная статья: Рецензирование рукописей

Процедура двойного независимого рецензирования производится всеми журналами, входящими в списки Scopus и Web of Science (WoS).

Рецензирование используется издателями для отбора и оценки представленных рукописей. После публикации рецензирование может быть использовано в качестве рекламы публикации, в этом случае, в отличие от предыдущего, рецензия также публикуется в открытой печати.[уточнить]

Обязательному рецензированию подвергаются также диссертации на соискание учёных степеней, а нередко и дипломные проекты выпускников высших учебных заведений. Научно-исследовательскими организациями и вузами, а также различными финансирующими организациями рецензирование проводится при оценке продуктивности учёных или для принятия решений о выделении средств на исследования, проводимые данными учёными.

В последнее время появились попытки проверить систему рецензирования путём предоставления явно бессмысленных произведений, но написанных псевдонаучным языком. Успешные попытки такого рода принадлежат компьютерной программе SCIgen — несколько статей, сгенерированных случайным образом, были приняты к публикации в американском, иранском и российских журналах.

Существуют также различные степени ослепления: 1) одинарное (single-blind peer review): рецензент знает личность автора, но не наоборот. 2) двойное (double-blind peer review): рецензент и автор анонимны друг для друга. 3) тройное (triple-blind peer review): помимо двойного ослепления выше, личность автора неизвестна также редактору во время процесса рассмотрения рукописи (используется в следующих журналах: Philosophy and Phenomenological Research, The British Journal for the Philosophy of Science, BMJ Quality & Safety, Molecular Cell. 4) четверное (quadruple-blind peer review): помимо тройного ослепления выше, личность редактора неизвестна ни автору, ни рецензенту, а только лишь редколегии журнала (используется только в журнале Ethics (англ.)).

Как отвечать на замечания рецензента

Выпускник должен ознакомиться с рецензией на работу до процедуры защиты и подготовиться к ответам на замечания.

  1. Ответ следует начинать с признательности за внимательное прочтение работы и вскрытые замечания.
  2. Рекомендуется отвечать на замечания в той же последовательности, в которой они изложены в рецензии.
  3. Реагировать следует на все замечания. Если точка зрения рецензента не совпадает с авторской, не стоит бояться отстаивать ее. Следует помнить о тоне: он должен быть доброжелательными и уверенным.

Поэтому, чтобы на защите не краснеть, нужно ознакомиться с рецензией как можно раньше.

Вот такие нехитрые правила помогут завершить обучение. Да еще с бонусом в виде повышения самооценки и новыми полезными знакомствами.

В этом видео вы узнаете, как пишутся рецензии на книги:

Оценка источника рецензирования

Существует несколько уровней рецензий:

  • Рецензия в контексте данного произведения. Позволяет выявить авторский стиль и оригинальность изложения.
  • Рецензия в рамках творчества автора. Оценивает прогрессивные изменения в творчестве создателя.
  • Рецензия, охватывающая целую литературную эпоху. Здесь происходит сопоставление авторского творчества с актуальными и современными проблемами.

При написании рецензии учитывают следующие моменты:

  • Персонажи. Насколько натурально они описаны, их поступки в рамках сложившейся ситуации, взаимодействие характеров.
  • Сюжет. Есть ли заминки в построении произведения, насколько оно логично и последовательно, приемлемо ли использовать те или иные сведения в рамках заданного жанра.
  • Стилистика. Использование красивых оборотов и устойчивых выражений позволяет из банального произведения создать целое искусство.
  • Достоверность. Нет ли нарушений законов науки, есть ли отсутствие логики в описании деталей, одежды, эпохи или обыденных вещей.
  • Психология. Насколько мотивированны поступки персонажей, не чувствуется ли автор за спинами героев.
  • Полезность. Интересна ли тема для нравственного воспитания или расширения самопознания. Посредственно описанная, но познавательная тема интересна в качестве источника информации.
  • Место в эпохе. Какое направление в литературной среде развивает творчество автора, продолжает ли какие-то тенденции.
  • Собственный взгляд. Здесь описываются чувства, которое осталось после прочитанного. Мнение рецензента не должно быть безупречным, оно отражает честную оценку.

Актуальность и новизна темы находятся в центре внимания создающего рецензию.

Что такое рецензия на фильм

Теперь рассмотрим, что такое рецензия на фильм и что нужно о ней знать. Написание рецензии — отличный способ выразить свое мнение о фильме. Цель большинства обзоров — помочь зрителю определить, хочет ли он посмотреть или купить этот фильм. В обзоре должно быть достаточно подробностей, без предоставления при этом основ сюжета или спойлеров, чтобы читатель мог принять обоснованное и взвешенное решение.

В целом, кинокритику можно разделить на две категории: журналистская критика, которая регулярно появляется в газетах, журналах и других популярных средствах массовой информации. И академическая критика со стороны кинематографистов, которая основана на теории кино и публикуется в научных журналах. Академическая кинокритика редко принимает форму рецензии, вместо этого она с большей вероятностью проанализирует фильм и его место в истории своего жанра.

Рецензия

Написание рецензии должно развлечь читателя и немедленно привлечь его внимание

Вначале важно упомянуть репутацию актеров и режиссера и написать, каковы были Ваши ожидания и оправдались ли они. Рецензент должен объяснить, как строится история, в чём её фирменный стиль, это нужно сделать, не вспоминая ключевые моменты из фильма

Обзор должен быть кратким и привлекать использование метафор, прилагательных, аналогий, сравнений и т.д.

Рецензент должен объяснить, как строится история, в чём её фирменный стиль, это нужно сделать, не вспоминая ключевые моменты из фильма. Обзор должен быть кратким и привлекать использование метафор, прилагательных, аналогий, сравнений и т.д.

Какие требования выдвигают ГОСТ и ВАК

Требования к рецензии:

  • редакция принимает файлы Microsoft Word (DOCX);
  • текст нужно отправить по электронной почте или доставить в распечатанном виде.

В заголовке должна быть указана информация о рецензенте:

  • Ф. И. О. (на русском и английском языках);
  • название, регистрационный номер специальности;
  • ученая степень, звание (на русском и английском языках);
  • должность, место работы (на русском и английском языках);
  • каналы связи (телефон, e-mail).

Правила оформления рецензии:

  • поля — 2 см (по периметру);
  • шрифт — входящий в список общепринятых (рекомендуется Times New Roman);
  • кегль — 12;
  • интервал между строк — 1,5;
  • отступ абзаца — 1,25;
  • ориентация — книжная, без проставления страниц, без переносов (сноски нежелательны);
  • формулы редактируются (используется пакет Microsoft Office);
  • графические объекты, иллюстрации — черно-белые (возможна штриховка);
  • наличие кода УДК (универсальной десятичной классификации);
  • заголовок — по центру, без отступа, прописными буквами;
  • масса текста — выравнивается по ширине.

Для группировки произведений по тематическим разделам используется код УДК. По этому коду можно без прочтения материалов определить тип литературы.

Первая цифра индекса обозначает категорию:

  • 0 — общий раздел;
  • 1 — философия, психология;
  • 2 — религия, богословие;
  • 3 — общественные науки;
  • 5 — математика, естественные науки;
  • 6 — прикладные науки, медицина, технология;
  • 7 — искусство, развлечения, спорт;
  • 8 — языкознание, литература, лингвистика;
  • 9 — география, история.

Следующие цифры в номере указывают подкатегорию. Например, 7.097 — телевизионные передачи.

Дополнительные требования ВАКа (высшей аттестационной комиссии):

  • название, аннотация — до 1000 знаков, ключевые слова (на русском и английском языках);
  • личные данные автора;
  • список литературы по ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».

Нумерация постраничных сносок должна быть сплошной (шрифт Arial, кегль 8) с одинарным интервалом между строк.

Требования к оформлению библиографического списка по ГОСТу 2008 (государственному общесоюзному стандарту):

  1. Перечень литературы размещается в алфавитном порядке после статьи, без нумерации, через Enter.
  2. Курсивом пишутся имена авторов, названия работ.
  3. Ссылки оформляются на языке оригинала.
  4. Сначала указываются источники, написанные кириллицей, затем — латиницей.
  5. Работы одного автора оформляются списком от первой к последней (труды, выпущенные в тот же год, помечаются буквой: 2019a, 2019b, 2019c и т.д.). Отсылки в тексте оформляются так же.
  6. Тире, знаки №, & не используются.
  7. Номер обозначается как N.
  8. Крупный документ (при ссылках на его фрагмент) разграничивается знаком // (отделенным по краям пробелами).

Данные об авторе используемых материалов указывают в таком порядке:

  1. Книги: Ф. И. О., название, место, издательство, год.
  2. Монографии, сборники: к пункту 1 добавляется редактор.
  3. Переводы: язык, переводчик.
  4. Статьи: Ф. И. О., название // источник, том, страницы (разделяются тире).

При оформлении рецензии необходимо соблюдать указанные требования.

Стилистические и языковые особенности рецензии

Рецензия

Языковое оформление рецензий

Стилистика рецензии балансирует между художественным и публицистическим стилями, перевес в ту или иную сторону зависит от тематики, характера издания, где публикуется рецензия и индивидуальных предпочтений автора.

Отдельно стоят научные рецензии, языковое оформление которых строгое и сдержанное (в соответствии с научным стилем).

Особенности набора языковых единиц для рецензий, написанных в публицистическом стиле:

  • использование лексики на обозначение общественных и культурных реалий;
  • художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, тяготеющие как к художественному, так и к публицистическому стилю (сильно насыщать ими текст не стоит);
  • фразеологизмы;
  • термины, которые относятся к той или иной сфере.

Можно строить рецензию, в форме диалога с читателем

В научной рецензии используют клише научного стиля, термины, вводить жаргонную, уменьшительно-ласкательную лексику воспрещено.

Можно ли самому рецензировать свой диплом

Выпускник не может быть официальным рецензентом дипломной работы.

Рецензия

Сам себе рецензент — такое бывает редко, но все же случается

Но бывают ситуации, когда ему приходится готовить рецензию самому. Это и хорошо, и плохо.

Плюсы в том, что:

Выпускник лучше всех знает преимущества и недостатки своего исследования

В рецензии можно привлечь внимание к первым и завуалировать вторые.
Подготовка рецензии – это неплохой опыт.. Основной минус:

Основной минус:

  1. Недостатки исследования могут всплыть на защите, и тогда их уже не исправить. В случае выявления недочётов при рецензировании ВКР другим человеком они могут быть подправлены перед защитой.

Таким образом, если студенту важно выполнить проект качественно, то нужно искать рецензента, который ответственно отнесётся к своей роли. Если студенту нужна только корочка, то он по предварительной договорённости может сам написать рецензию, а потом подписать ее у рецензента

Если студенту нужна только корочка, то он по предварительной договорённости может сам написать рецензию, а потом подписать ее у рецензента.

Ниже предложен пример рецензии.

Надеемся, что, прочитав пример рецензии, вы не испугались. Конечно, сначала все кажется сложным, но зато потом можно гордиться: «Я сделал это»!

Как написать рецензию

Работа рецензента начинается с поиска и изучения материала, подбора стиля подачи. Автор определяет содержание и структуру рецензии, размер, необходимость и возможность оформления. Часто применяется рассуждение с последовательным изложением аргументов.

Цели, поставленные аналитиком, определяют выбор используемого стиля: научный либо публицистический.

Структура

Примерная структура рецензии:

  • название исследуемой работы, информация об авторе;
  • содержание (до 2 предложений);
  • общее впечатление;
  • анализ построения, формы, содержания произведения, стиля и мастерства автора, достоинства и недостатки;
  • оценка и выводы.

Структура рецензии.

План написания оценки научной работы:

  • библиографические данные;
  • своевременность раскрытия темы;
  • структурированность материала, наличие источников;
  • соответствие примененных методов поставленным задачам;
  • достижимость целей;
  • достоинства и упущения;
  • новизна и практическая ценность исследований;
  • грамотность, оформление по ГОСТ, соответствие методическим пособиям;
  • выводы эксперта (оценка, возможность печати, присвоения научной степени и т.д.);
  • сведения о рецензенте.

Объем и содержание

Оптимальный объем — от 1000 до 3000 символов без пробелов (до 2 листов формата А4). Нельзя допускать пересказа исследуемого материала.

Оформление

В электронной версии документа используется шрифт Times New Roman с кеглем 12-14. Интервал между строками по всему тексту — 1,5, выравнивание по ширине листа.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

РецензияЕсли рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

РецензияПри написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Рецензент: когда, кто, зачем

Если итог обучения по образовательной программе предусматривает написание ВКР — выпускной квалификационной работы (обычно ее называют дипломом), то предпоследний этап выполнения работы – получение отзыва и рецензии.

Рецензия

Защита диплома — последний бой каждого студента

После – только защита.

Отзыв пишет научный руководитель, это его «головная боль». Тут студенту можно не беспокоиться.

А вот с рецензией могут быть проблемы.

Чтобы это событие не застало врасплох, необходимо ознакомиться с «Положением о ВКР» или другим аналогичным документом.

Где его взять? Нужно спросить у своего научного руководителя.

В этом документе прописано, когда выпускная работа должна быть передана рецензенту для изучения. Обычно это происходит за 2-3 недели до дня защиты.

Так в жизнь студента приходит рецензент. Кто же это?

Рецензент – человек, функция которого – проанализировать и оценить выпускную работу.

Зачем? На основании анализа рецензент высказывает мнение о возможности допуска ВКР к защите и рекомендации по присвоению выпускнику соответствующей квалификации.

Таким образом, на последней стадии обучения выпускник знакомится с человеком, который будет участвовать в принятии решения: быть или не быть студенту квалифицированным специалистом.

Рецензия как жанр журналистики

Рецензия относится к числу аналитических жанров. А. Тертычный говорит об аналитических жанрах следующее: «Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным — она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой» . Рецензирование стало актуальным постепенно, с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. Когда-то человеку было достаточно «Библии» и «Домостроя», но ближе к началу XIX века количество изданий — книг и журналов — распространилось настолько, что появилась нужда в экспертах, людях, ставших медиумами между миром книг и обществом. Такое положение дел обусловлено необходимостью выбора: из всех изданий человек должен выбрать именно то, что заслуживает его внимания. Тонкая грань разделяет рецензию и аналитическую статью. Тертычный указывает на следующее: хрестоматийные тексты Д. Писарева «Базаров» и Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?», несмотря на то, что они посвящены разбору отдельных актуальных художественных произведений, сложно назвать в чистом виде рецензиями, поскольку идеи указанных авторов не укладываются в рамки анализа собственно текста и его рекомендации читательской аудитории, но вписаны в более широкий общественно-политический контекст. Разумеется, такое положение дел было обусловлено не пренебрежением к жанру, но теми проблемами, которые стояли перед русскими писателями и журналистами демократического лагеря. По существу, у них просто не было другой формы, в которой они могли бы транслировать свои взгляды. Пожалуй, диаметрально противоположной, хотя и выдержанной в рамках жанра, можно назвать современную заказную рецензию. Если в указанном выше случае рецензия сливалась с аналитической статьей, то заказная рецензия зачастую оказывается обычной рекламой. .