История
См. также: Расовая теория
Появление расизма связывают с эпохой географических открытий европейцев. Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство. Вместе с тем, отдельные представители чернокожих народов могли занимать чрезвычайно высокие должности в европейских странах и пользоваться бесспорным авторитетом среди современников. Густав Бадин (1747 или 1750—1822) — шведский политик, первоначально был чернокожим рабом, затем благодаря протекции королевы стал высокопоставленным придворным и государственным деятелем, дворецким и камергером королевы Швеции Луизы Ульрики, а затем её дочери принцессы Софьи Альбертины. В XVIII веке появляется теория полигенеза (происхождения человечества от разных прародителей), которая, хотя и была опровергнута, продолжала влиять на попытки научно обосновать расизм.
Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считатьфранцузского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.
После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.
Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.
Расистские теории были выгодны для получения прибыли за счёт эксплуатации «низших» групп и закреплялись в соответствующих законах, например о запрете межрасовых браков. Дискриминация по признаку расы в свою очередь способствовало появлению и усиление экономических и социальных отличий, которые начинали восприниматься уже как «культурные различия». Последние в свою очередь служили новыми «доказательствами» «неравноценности» рас.
До конца XIX века «классический расизм» прямолинейно заявлял о превосходстве «белых людей». В XX столетии характерным примером рецидива таких взглядов являлись воззрения нацистов, которые инспирировали уничтожение миллионов людей во время Второй мировой войны. Во второй половине XX века расизм был подвергнут остракизму на мировом уровне, однако продолжал практиковаться официально (например, апартеид в ЮАР) или неформально. В настоящее время расизм нередко направлен против иммигрантов.
Околонаучный расизм
Основателем «научного расизма» (разумнее называть околонаучным) считают француза Жозефа де Гобино. В труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» в качестве основной причины различий в исторических судьбах стран он указывал расовые различия между людьми.
Низшей расой Гобино определял черную, чуть более развитой – желтую. Расы произошли от разных прародителей. Единственно способной к созданию полноценной культуры и к прогрессу выступала белая раса, внутри которой выделялась элитарная, арийская (сверхраса).
Идеи Гобино развили другие расисты-теоретики. Так, француз Важе де Ляпуж и немец Отто Аммон утверждали, что у представителей низших сословий голова более круглой формы. Чем длинноголовее человек, тем более он одарен.
Под «длинноголовыми» подразумевались люди европеоидной расы, особенно арийцы. Фридрих Ницше в своих трудах также воспевал арийца, носителя высших качеств человеческой личности.
Психиатр Альфред Плетц пошел дальше, придумав теорию расовой чистоты. Согласно его концепции, для сохранения чистоты высших рас нужно калибровать людей, отделяя «низших» и принимая меры по подавлению их воспроизводства под предлогом неполноценности.
Индивидуальный расизм.
Данный вид проявления расизма может принимать следующие формы:
- Расовые предрассудки – это личные мнения по поводу того или иного человека, основанные на его принадлежности к другой расе. К примеру, это может быть так: этот человек априори плохой, так как он является представителем другой расы. Подобные предрассудки зачастую формируются на основании социальных мнений или стереотипов.
- Расовая дискриминация – это форма расизма при которой строится отношение к людям в зависимости от их расы. К примеру, на работу, могут просто не принимать чернокожих людей или отдавать предпочтение «белым», если есть выбор.
- Обратная дискриминация. Это довольно неоднозначная форма расизма, которая может относится как к индивидуальному, так и к институциональному расизму. Суть заключается в том, что в качестве компенсации за прошлые «грехи» перед определенной расой, ее представителям отдается преимущество. Так к примеру работодатель может намеренно или из-за существующих квот предоставлять место представителю другой расы и игнорировать кандидатуры своей расы.
- Расизм в отношении своей расы. Данный вид расизма возникает, когда внутри одной расы существует группа с некоторыми выраженными особенностями. К примеру более светлокожие представители негроидной расы могут испытывать чувство собственного превосходства над более темнокожими.
«Что-то мне не по себе рядом с этими людьми»
Судить расу, нацию или религиозную группу по поступкам некоторых непорядочных личностей — это тоже расизм. И это касается не только путешествий на самолетах или поездок в метро, когда ты чуть ли не потом обливаешься при виде араба или кавказца, сидящего рядом с тобой, но и повседневной жизни.
Запомни: в любой нации есть подонки, но большая часть людей из других групп — это такие же, как и ты, адекватные личности. Чтобы прочувствовать это предвзятое отношение на себе, просто отправься на отдых за границу, где ранее побывали твои более буйные соотечественники, и увидишь, насколько это неприятно, когда тебя автоматически причисляют к тупым и агрессивным любителям выпить и вести себя по-свински.
Расист: значение слова сегодня
В наши дни это понятие по-прежнему процветает, хотя и не так ярко выражено. Сегодня расист – это представитель «ультраправой» радикальной организации. Такие люди имеются практически в каждой стране, их цель – очистить свое государство от представителей других наций и биологических рас. Методы самые разные, зависят они от жесткости правовой системы государства. Если правительство надлежащим образом следит за соблюдением прав человека и на законодательном уровне признает проявление расизма преступлением, то радикалы находятся в тени и изредка устраивают вылазки и погромы. Пример: скинхеды в России, радикальные европейские футбольные фанаты (ультрас) и т. д.
А если правительство не контролирует ситуацию в стране, то начинается хаос. В некоторых подобных государствах человека могут избить и даже убить только за цвет его кожи, разрез глаз и вероисповедание. Наиболее опасными считаются африканские и азиатские страны, где ведется гражданская война или другие локальные конфликты. Белые ненавидят черных и наоборот, радикальные мусульмане убивают христиан и т. д. Расист – это человек, пытающийся унизить и иногда даже покалечить или лишить жизни людей, которые от него отличаются.
И хоть расизм давно осужден мировой общественностью, но проявления его то и дело случаются в разных уголках планеты, в том числе и в нашей стране. И сегодня еще, несмотря на достижения прогресса и множество принятых превентивных мер, можно встретить расистов – людей, искренне убежденных в своей принадлежности к высшей (лучшей) касте и допускающих существование представителей популяций «низкого» сорта только лишь в качестве своих поклонников и рабов.
Корень слова «расизм» и толкование понятия
Морфологический анализ данных слов показывает, что оба они имеют корень «раса». А значит, так или иначе, связаны с принципом разделения людей на популяции по определенным биологическим признакам. На сегодняшний день, согласно основной классификации, в мире выделяют три расы – черную (негроидно-австралоидную), белую (европеоидную) и желтую (монголоидную). За каждой из них закреплена определенная территория на планете, которую населяют большинство представителей данной конкретной популяции. И все было бы гладко в этой системе, если б не породило человечество такое явление, как расизм.
Расы: что это такое и почему расисты несостоятельны
В русском языке этот термин получил известность с середины XIX века. Он имеет европейские корни, восходя к французскому «race», немецкому «rasse», испанскому «raza» и итальянскому «razza», означает происхождение, породу, начало.
Тем не менее выделяют как минимум 3 общие группы (их еще называют «большие расы»):
- Европеоидная – самая многочисленная, объединяет около 40 % населения. Ее представители отличаются прямыми или волнистыми, чаще мягкими волосами, тонкими или в меру утолщенными губами, выступающий носом с высокой переносицей.Глаза имеют широкий разрез, их цвет, как и цвет волос, бывают светлых и темных оттенков. У европеоидов кожа светлее, чем у представителей других рас. Самые светлые оттенки отмечаются у обитателей северных регионов. Чем южнее районы проживания, тем темнее кожа.
- Негроидная. Ее представители выделяются очень темным цветом кожи, волос и глаз. У них курчавые и жесткие волосы, широкий и плоский нос с широкими ноздрями, крупные зубы, толстые губы, вытянутое телосложение с удлиненными конечностями.В XIX веке вошло в обиход слово «негр» (от испанского «negro» — черный), но во второй половине XX века его официальное употребление сократилось.
- Монголоидная. У людей этой расы иссиня-черные, жесткие и прямые волосы, широкие лица с заметно выступающими скулами и плоскими носами, темные глаза, смуглая (желтоватая) кожа.Монголоиды отличаются особым строением глаз: они узкие, их внутренние углы располагаются ниже внешних. Верхнее веко как бы нависает на глаз. Во внутреннем углу есть «третье веко» (по-научному эпикантус). Резцы зубов спереди имеют вид совковой лопаты.
Внутри больших рас выделяют многочисленные подвиды и ветви – классификация непростая и запутанная. Факт существования человеческих рас сегодня признается не всеми исследователями.
Негроиды исторически были расселены в условиях яркого солнца. Для защиты от ультрафиолета природа предусмотрела защитный пигмент. Широкий нос с большими ноздрями, большие губы – это адаптация к жаркому климату, так организму легче остывать в условиях высоких температур. Курчавые волосы, напоминающие шапку, защищают голову от перегрева.
Специфическое строение глаз у монголоидов снижает риск попадания пыли при сильном ветре. Люди со светлым цветом кожи более восприимчивы к воздействию ультрафиолета – так природа решила вопрос недостатка солнечных лучей и витамина D.
Отличия рас друг от друга второстепенны, поскольку независимо от этого все люди относятся к одному биологическому виду Homo sapiens.
Раса – это еще и устоявшийся термин в жанре фэнтези.
Главным «законотворцем» здесь стал Джон Рональд Руэл Толкин. С его легкой руки появились эльфы, хоббиты, орки, т.д., по сути скорее виды разумных существ, нежели расы в классическом понимании.
Биологические обоснования расизма
Разбирая, что такое теория расизма необходимо остановиться на биологическом обосновании, когда во главу ставилась концепция полигенеза. Данное направление утверждает, что различные человеческие расы появились от разных прародителей – она основана на дарвинисткой базе, но не выдерживает критики. Проведя несколько исследований генетических материалов, костей скелета и эволюционных этапов формирования в разных частях света были получены идентичные результаты, соответственно весь человеческий вид, несмотря на фенотипические различия, произошёл от одного предка.
На этом биологизация различий не останавливается, но присутствуют данные более объективные. Так, человечество зародилось в тёплых африканских странах и изначально все имеют одинаковый набор генов. Потом вследствие расселения и развития цивилизации появились условия для все большего освоения территории. Так часть людей уехала в менее жаркий климат и, живя там, их кожа и волосы приспособились под существующие условия – стали светлее и прямее. У тех, кто попал в местность с сильными ветрами или холодом сузился разрез глаз, чтобы лучше защищать от попадания пыли и песка. Те, кто жил в степях и пустынях имеют больший рост для того, чтобы видеть пищу и добычу на большем расстоянии, а люди гор более приземисты, так как для них более необходимым моментом является необходимость спрятаться и чтобы не заметили их. В сотнях лет приспособлений человеческий организм изменился максимально и получились фенотипические различия, приводящие к искажённому пониманию, что это совершенно иные люди.
Данная биологическая теория не столь наглядно, но работает на небольшом временном отрезке, когда разделённые близнецы в разных концах земли к своему среднему возрасту не были похожи между собой. Именно внешние условия (климат, выполняемая работа, качество жизни) влияют на внешний облик человека. Сейчас всё больше человечество становится гомогенным, т.к. снова стираются границы, появляется много межнациональных браков, а жёсткие погодные условия регулируются достижениями прогресса. Условия деятельности больше меняют наши тела, удлиняя три основных пальца и всё больше укорачивая мизинец вследствие неиспользования, в итоге подобных примеров можно предположить, что человечество через тысячу лет будет также отличаться от нас, как сейчас отличаются представители различных рас. Относительно психологических отличий расовая теория может действовать только в контексте социально-культурного воспитания, поскольку поведение никак не обусловлено генами, а только окружающими людьми.
Европа
Основная статья: Нордицизм
Британия
Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи. По мнению Саркисянца, настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль.
Германия
Третий рейх
Основные статьи: Нацистская расовая политика, Расовая гигиена, Расовая теория Гюнтера и Главное управление СС по вопросам расы и поселения
Объединённая Германия
По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину — с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса.
Италия
- 19 апреля 1937 — декрет о запрете смешения с эфиопами
- 30 декабря 1937 — декрет о запрете смешения с арабами
- 17 ноября 1938 — декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе
Отменены после падения фашизма в 1943 году.
Швеция
- В -1971 годах шведское правительство проводило сегрегационную политику в отношении саамских детей, обучение которых проходило в отдельных школах.
- В -1937 годах саамы подвергались принудительному переселению.
- В -1976 годах действовал евгенический закон о принудительной стерилизации. В числе прочего, программа стерилизации была направлена на пресечение потомства от лиц смешанной расовой принадлежности.
- В 1937 году государственной церкви была дана рекомендация при заключении браков между шведскими и немецкими гражданами руководствоваться Нюрнбергскими законами, и до конца Второй мировой войны большинство священников следовало этой рекомендации.
Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира, переселившиеся в Европу.
США
Основная статья: Расизм в США
См. также: Расовые волнения в США
Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители — индейцы.
Американские негры
Основная статья: Афроамериканцы
Расистский предвыборный плакат, использовавшийся во время выборов губернатора Пенсильвании в 1866 году
Впервые африканские негры-невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.
Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.
Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.
В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым негры не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Негры всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.
Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 1960-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права была законодательно запрещена расовая дискриминация.
Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение негров возник «чёрный расизм». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда, и его последователя, основателя организации «Нация ислама» Элайджи Мохаммада. С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими, древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы всё это скрыть.
Скандалы и обвинения в расизме
Джеймс Уотсон
В октябре 2007 года британская газета The Sunday Times процитировала ведущего учёного-генетика Джеймса Уотсона, заявляющего, что «социальная политика», проводимая цивилизованными странами в Африке, ошибочна, поскольку основана на том, что чернокожие по врождённым интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белокожих, в то время как «все опыты говорят, что это не так». По словам учёного, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако «люди, которым доводилось иметь дело с чёрными работниками, знают, что это неправда».
Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте скучных людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта.
Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной.
25 октября 2007 года нобелевский лауреат Джеймс Уотсон был вынужден покинуть пост главы лаборатории Колд-Спринг-Харбор в связи со скандалом, вызванным его высказыванием о неграх.
История
См. также: Расовая теория
Появление расизма связывают с эпохой географических открытий европейцев. Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство. Вместе с тем, отдельные представители чернокожих народов могли занимать чрезвычайно высокие должности в европейских странах и пользоваться бесспорным авторитетом среди современников. Густав Бадин (1747 или 1750 — 1822) — шведский политик, первоначально был чернокожим рабом, затем благодаря протекции королевы стал высокопоставленным придворным и государственным деятелем, дворецким и камергером королевы Швеции Луизы Ульрики, а затем её дочери принцессы Софьи Альбертины. В XVIII веке появляется теория полигенеза (происхождения человечества от разных прародителей), которая, хотя и была опровергнута, продолжала влиять на попытки научно обосновать расизм.
Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считатьфранцузского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.
После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.
Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.
Расистские теории были выгодны для получения прибыли за счет эксплуатации «низших» групп и закреплялись в соответствующих законах, например о запрете межрасовых браков. Дискриминация по признаку расы в свою очередь способствовало появлению и усиление экономических и социальных отличий, которые начинали восприниматься уже как «культурные различия». Последние в свою очередь служили новыми «доказательствами» «неравноценности» рас.
До конца XIX века «классический расизм» прямолинейно заявлял о превосходстве «белых людей». В XX столетии характерным примером рецидива таких взглядов являлись воззрения нацистов, которые инспирировали уничтожение миллионов людей во время Второй мировой войны. Во второй половине XX века расизм был подвергнут остракизму на мировом уровне, однако продолжал практиковаться официально (например, апартеид в ЮАР) или неформально. В настоящее время расизм нередко направлен против иммигрантов.