Каста

Касты в современной Индии

Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 году (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили своё прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция[уточнить], занятая ИНК и правительством Индии после смерти Махатма Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплочённости каст.

Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе.

Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых (части 3, 4, 4-А). Конституционная Таблица Каст — Constitution (Scheduled Caste) Order, 1950 — часть Конституции Индии. Индийский гражданин имеет право получить кастовый сертификат как доказательство принадлежности к касте, входящей в таблицу. При этом, Конституция Республики Индия от 1950 г. запрещает употреблять понятие «неприкасаемые» (outcaste, букв. «внекастовые») и определяет дискриминацию по признаку неприкасаемости (но не по признаку касты вообще) как уголовно наказуемое (Ст. 17). Государственные органы не имеют права интересоваться кастовой принадлежностью человека, вместо понятия каста (джати) в документах употребляется термин «община» (community). Кастовая иерархия сохраняется только в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Юридически, в гражданском отношении, все индийские касты равны. В 1997 году Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходящий из касты неприкасаемых. Основным автором проекта Конституции Индии и её первым министром юстиции был Бхимрао Рамджи Амбедкар, тоже происходивший из касты неприкасаемых.

Антрополог Е. Н. Успенская в статье «К вопросу о природе индийской касты» пишет: «Иерархия каст включает ритуально чистые „дваждырождённые“, то есть прошедшие инициацию касты брахманов, кшатриев (раджпут, наяр и др.) и вайшья (торговые бания, четти и др.), а также многочисленные и разные „чистые“ касты уровня шудра (земледельцы джат, коли; пастухи ахир, гоала; ювелиры сонар, кузнецы лохар, плотники бархаи и др.), к которым примыкают низшие „зарегистрированные“, или „неприкасаемые“ касты (кожевники чамар, уборщики бханги и др.). Эти последние занимают в кастовом обществе особое положение. С точки зрения дхармашастр, они не входят в кастовое общество и остаются на положении внекастовых „пятых“ (интересно, что по численности они составляют около 1/5 населения страны). Правила жизни кастового общества на „неприкасаемых“ не распространяются, но без них оно практически не может существовать. „Пятые“ формируют собственную иерархическую статусную подсистему».

Если приём в джати (наследственные профессиональные касты «происхождения»), занимающие своё место во внутренней структуре варн (четырёх наследственных каст «цвета») для посторонних исключён, то приём в неприкасаемые джати (в касты, стоящие вне системы варн) — возможен. У неприкасаемых существуют специальные ритуалы принятия в джати.

Исследователь Андре Паду в статье «Тантрический гуру» констатирует, что индуистский тантрический гуру, согласно традиции, обычно должен быть брахманской варны, происходить из хорошей семьи, как правило гуру должен быть мужчиной, женатым, знать шастры и быть способным обучать им, и т. д. Индуистский гуру Парамахамса Праджнянананда в комментарии к Джняна Санкалини Тантре утверждает: «В священных писаниях говорится, что компетентный гуру должен быть человеком чистого происхождения, происходить из брахманской семьи».

Дискография

  • : «Громче воды, выше травы»
  • : «Быль в глаза»
  • : «Четырёхглавый орёт»

Сольные альбомы участников «Касты»

  • : «Что нам делать в Греции?» (Влади)
  • : «Феникс» (Хамиль)
  • : «ХЗ» (Хамиль и Змей)
  • : «Ясно!» (Влади)
  • : «Несусветное» (Влади)

Синглы и макси-синглы

  • : На порядок выше
  • : Горячее время (OST «Антикиллер»)
  • : По приколу (макси-сингл)
  • : Метла (Хамиль и Змей)
  • : На весь район
  • : Зеркало (Влади)
  • : Романс для Анны (Шым)
  • : Нелётная (Хамиль)
  • : Маленький остров (Змей)
  • : Россиянцы и Американе (Влади, Хамиль, Змей)
  • : Когда я пою регги (Хамиль и Змей)
  • : Корабельная песня
  • : Люблю это место (Влади)
  • : Решено
  • : Разбуди район (Влади)
  • 2015: Fresh Vlad (Mixtape) (Влади и Dj Nik One)
  • 2015: Синдбад (Влади)
  • 2015: Идеальный Мир (Хамиль И Милли)
  • 2016: Песня Про Месть (Шым)
  • 2016: Они
  • 2016: Макарэна (Хамиль, Змей, Шым)
  • 2017: Стоп-игра
  • 2017: Привет (при участии Рем Дигга)

Альбомы участников «Объединённой Касты»

  • : «Первый удар» («Психолирик»)
  • : «Объединённая Каста» — Трёхмерные рифмы, «Ассоциация сиреневых точек», Ростов-на-Дону. Альбом был переиздан в 2003 году.
  • : «Объединённая Каста» — В полном действии /Видеосервис/
  • : «Грани» — Алкоголики
  • : Змей & «Грани» — Кипеш
  • : Фетис («Доброе Зло») — Символ кастовой печати
  • : Фетис («Доброе Зло») — Творчество в другом измерении
  • : «БледнолицЫе НИГГА’дяи» — Злая сатира
  • : БледнолицЫй ПАНАМА и «КБ Рекордз» — Ростов-ПАПА
  • : Фетис («Доброе Зло») — Оковам вопреки (неизданный альбом)
  • : «Песочные люди» — Сухое горючее
  • : Маринесса — Восклицания
  • : БледнолицЫй ПАНАМА — От Души Душевно в Душу
  • : БледнолицЫй ПАНАМА — БледнолицЫе Ремиксы
  • : БледнолицЫй ПАНАМА и «КБ Рекордз» — Ростов-ПАПА 2
  • : «Песочные люди» — Колесо — оба зрения
  • : «Доброе Зло» — Злое добро
  • : Змей и Жара — «Жаз Дуэт» EP
  • : «Западный Сектор» — Мысли на бумаге
  • : БледнолицЫй ПАНАМА — С Андэром По Жизни
  • : Чен & ПАНАМА (БледнолицЫе НИГГА’дяи) — Баскет
  • : «Артём Кечиев (Жара)» — Жара
  • : «Грани» — Чёрное и белое
  • : «Доброе Зло» — На расстоянии
  • : ЧЕРИГАН & ПАНАМА (БледнолицЫе НИГГА’дяи) — ЧиП
  • : БледнолицЫй ПАНАМА — ФИТовые ХИТы и ХИТовые ФИТы (2CD)

Сохранение кастовой системы в других религиях Индии

Социальная инерция привела к тому, что расслоение на касты существует у индийских христиан и мусульман, хотя и является аномалией с точки зрения Библии и Корана. Христианские и мусульманские касты имеют ряд отличий от классической индийской системы, в них даже имеется некоторая социальная мобильность, то есть возможность перейти из одной касты в другую. В буддизме касты не существуют (поэтому индийские «неприкасаемые» особенно охотно обращаются в буддизм), однако пережитком индийских традиций можно считать то, что в буддийском обществе имеет большое значение социальная идентификация собеседника. Кроме того, хотя сами буддисты не признают каст, однако носители других религий Индии зачастую легко могут определить, из какой касты происходит их собеседник-буддист, и соответственно к нему относиться. Индийское законодательство предусматривает ряд социальных гарантий для «ущемлённых каст» среди сикхов, мусульман и буддистов, однако не предусматривает таких гарантий для христиан — представителей тех же каст.

Касты в современном Непале

Непальская кастовая система развивалась параллельно с индийской. Особенно возросло индийское влияние в Непале во время династии Гупта (320−500); Непал тогда имел статус «соседского королевства», однако подчинённого Самудрагупта.

Позднее, с X века, многие индуисты (а также многочисленные брахманы) переселялись из Индии в Непал, преимущественно спасаясь от арабского вторжения и внедрения ислама, особенно из северо-восточной Индии. При этом беженцы стремились сохранить исходную культуру и ритуалы.

Чтобы понять непальские кастовые отношения, рассмотрим схематически различные кастовые системы.

Классическая индуистская модель кастовой иерархии

Каста

Непальская кастовая система с точки зрения бахунов и чхетри

Каста

Каста неприкасаемых составляет в Непале около 7 процентов населения.

Кастовая система с точки зрения невари

Исповедующие индуизм невари, заселяющие исключительно долину Катманду, используют следующую кастовую систему, частично перенятую от неваров-буддистов. Однако кастовая система в общинах Невари не имеет такого значения, как у других народов.

Каста

На диаграмме вверху показаны касты по представлениям невари-индуистов, а внизу — невари-буддистов.

Мнение большинства по поводу кастовой системы

Большинство, в которое входят либеральные бахуны и чхетри и народы без собственных кастовых систем, рассматривают следующую иерархию, значимую для религиозного ритуала:


chokho jaat (Чистые Касты) / pani nachalne jaat (Неприкасаемые Касты)

На практике случается, что принадлежность к кастам связывают с материальным благополучием, то есть бедных причисляют к неприкасаемым, а богатых — к высшим кастам. Это приводит к тому, что иностранцы европейского происхождения, которые не индуисты, и должны поэтому причисляться к неприкасаемым, причисляются к высшим кастам, однако, когда речь идёт об отношениях, связанных с ритуальными действиями, с ними обходятся как с неприкасаемыми. В частности, речь идёт о ритуалах, связанных с водой и приготовлением риса.

Санскритизация: вертикальная мобильность каст

Если теоретически статус касты фиксирован и повышаться не может, на практике существует возможность постепенного пересмотра иерархического статуса касты. Индийский этнолог Майсор Шринивас назвал такой процесс «санскритизацией». Ключевую роль играет создание мифологии о более высоком происхождении и усвоение правил ритуальной чистоты более высоких каст.

Санскритизация является способом включения в традиционный индуизм стоящих вне системы варн иноплеменников (млеччх, ауткастов). Майсор Шринивас писал: «Санскритизация относится не только к индуистским кастам, но случается среди племенных и полуплеменных групп, таких как бхилы (Bhīl) Западной Индии, гонды (Gond) и ораоны (Orāon) Центральной Индии и пахари (Pahārī) Гималаев. Это обычно приводит к тому, что племя, проходящее санскритизацию, претендует быть кастой и таким образом стать индуистами (Hindu). В традиционной системе единственный способ стать индуистом — принадлежать к касте».
Субъектом санскритизации выступает не отдельный человек и даже не семья — а только этническая группа, обладающая собственным культом, который и включается в орбиту традиционного индуизма. Представитель жреческой касты, оказавшись в окружении иноплеменников (млеччх), узнаёт в образах их религии собственных божеств, потом трактует генеалогию правителей в пользу происхождения от индуистской касты — и адаптирует местный культ к индуистскому ритуалу.

Согласно исследованию С. Л. Шривастава, проведённому в деревне Асалпур штата Раджастхан, в неприкасаемые попали натхи и дхоби: «В числе „неприкасаемых“ отмечены балаи (Balāī), чамары (Chamār), прачки дхоби (Dhobī), „секта“-каста натх (Nāt/Nāth) и уборщики бханги (Bhangī)». Согласно исследованию К. Матхура, проведённому в деревне Потлод области Мальва того же штата Раджастхан, санскритизированные натхи уже «занимают место между „дваждырождёнными“ и шудрами, лишь несколько выше последних, потому что занимаются религией»; а «их образ жизни довольно хорошо санскритизирован, они следуют правилам ритуальной чистоты». Санскритизация позволила и касте прачек дхоби повысить свой статус в Потлод с неприкасаемого до шудр.

Вне системы варн оказываются этнические не-индусы: в частности, тибетские буддисты и мусульмане. В отшельническом ордене Натха — Йоги — отшельники индусского происхождения отказываются принимать пищу совместно с отшельниками, не имеющими варны. Санньяса исключает духовного практика из наследственной профессиональной группы (джати), но не лишает его варны, если он изначально варной обладал: правила ритуальной чистоты при приёме пищи продолжают в отшельничестве соблюдаться.

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Прогресс, 1986. — Т. 2. — С. 207. — 671 с.
  2. . Кругосвет. Дата обращения 26 сентября 2017.
  3. Sekhar Bandyopadhyay. Caste, culture and hegemony. Social domination in colonial Bengal. — L.: SAGE Publications, New Dalhi, 2004. — С. 86. — ISBN 0-7619-9849-7.
  4. . indonet.ru (17 апреля 2010). Дата обращения 26 сентября 2017.
  5. Л. Алаев. . Вокруг света (1 марта 1973). Дата обращения 26 сентября 2017.
  6. Andre Padoux, The Tantric Guru. Tantra in practice / ed. by David Gordon White. — Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2000. — P. 44.
  7. Paramahamsa Prajnanananda. Jnana Sankalini Tantra. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2006. — P. 45.
  8. , с. 134—135.

  9. , с. 136.

  10. , с. 150—151.

  11. , с. 139, 212.

  12. , с. 421.

  13. , с. 444.

  14. , с. 443—444.

  15. Briggs, G.W. Gorakhnath and the Kanphata Yogis. — Delhi: Motilal Banarsidass, 1982. — P. 27. — ISBN 0-8426-0549-5.
  16. Muslim Caste in Uttar Pradesh (A Study of Culture Contact), Ghaus Ansari, Lucknow, 1960, Page 66
  17. Singh Sikand, Yoginder . Hamdard University. Дата обращения 18 октября 2006.
  18. Aggarwal, Patrap. Caste and Social Stratification Among Muslims in India (англ.). — Manohar, 1978.
  19. Asghar Ali Engineer. . The Milli Gazette. Pharos Media & Publishing Pvt Ltd,. Дата обращения 1 сентября 2004.
  20. ↑ by Zarina Bhatty
  21. Ambedkar, Bhimrao (англ.)русск.. Pakistan or the Partition of India (неопр.). — Thackers Publishers.
  22. Gitte Dyrhagen and Mazharul Islam.  (недоступная ссылка). International Dalit Solidarity Network (18 октября 2006). Дата обращения 12 июня 2007.
  23. Anand Mohan Sahay. . Rediff.com. Дата обращения 6 марта 2003.
  24. Barth, Fredrik. // Aspects of Caste in South India, Ceylon, and North-West Pakistan (англ.) / E. R. Leach. — Cambridge University Press. — P. 113.
  25. Azariah 1985:5
  26. . webindia123.com
  27. Kerala Christians and the Caste System C. J. Fuller Man, New Series, Vol. 11, No. 1. (Mar., 1976), pp. 53-70.
  28. Kauffman, S. B. «A Christian Caste in Hindu Society: Religious Leadership and Social Conflict among the Paravas of Southern Tamilnadu.» Modern Asian Studies. 15, No. 2, (1981)
  29. Anthropometric variation among the reddis of Southern Andhra Pradesh, India — V Mani. Reddy 1987

Новости

Все новости

Концерты

  • 18 сентября
    Москва

    Gipsy

  • 25 сентября
    Челябинск

    Галактика развлечений

  • 26 сентября
    Уфа

    Огни Уфы

  • 1 октября
    Бостон

    SONIA NIGHTCLUB

  • 2 октября
    Чикаго

    Petergof Night Club

  • 3 октября
    Нью-Йорк

    PENTHOUSE LOUNGE & BAR

  • 4 октября
    Торонто

    The Opera House

  • 17 октября
    Архангельск

    НОРД-ЭКСПО

  • 23 октября
    Омск

    АНГАР

  • 24 октября
    Тюмень

    Клуб «Байконур»

  • 4 ноября
    Улан-Удэ

    CLUB 69

  • 5 ноября
    Иркутск

    Арт-Завод Доренберг

  • 6 ноября
    Хабаровск

    Loona

  • 7 ноября
    Владивосток

    СК «Паллада»

  • 13 ноября
    Минск

    PRIME HALL

  • 14 ноября
    Калининград

    Вагонка

  • 28 ноября
    Воронеж

    ARENA HALL

  • 29 ноября
    Тула

    Concert Hall

  • 17 июня
    Тель-Авив

    Gagarin 2.1 Club TLV