Рапира

История оружия

В конце Средневековья вместо тяжелых брутальных мечей все чаще стали использовать изящные легкие рапиры, шпаги. По сути, они представляли собой то же самое оружие, только с более узким лезвием и сложной гардой. Обе модели прошли долгую историю развития, приобрели особые характеристики.

Шпага — это тяжелый колющий вид оружия, состоит из клинка и рукоятки. Появилось оно на этапе распространения огнестрельных моделей по территории Европы на фоне постепенного отказа от тяжелых кольчуг и лат. Впервые модели стали использоваться в Испании, где и завоевали популярность к 1460-м годам.

Шпаги активно использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII века, затем их вытеснили сабля и палаш. Существовало два типа холодного оружия: гражданское и армейское. Первый вариант отличался меньшим весом, затачивали его только на кончике острия, второй — использовали воины.

Рапира, в отличие от шпаги, исторически представляла собой облегченный вариант оружия. Впервые появилась в Испании к концу XV столетия. Изначально использовалась в качестве парадного меча, ее украшали драгоценными камнями. Чуть позже появился боевой вариант, дополненный специальной гардой, которая защищала руку.

Максимального распространения рапира достигала в XVI–XVII веках. На протяжении всего этого периода оружие подвергалось изменениям, совершенствовалось, согласно модным тенденциям тогдашнего времени. Кроме того, свои коррективы вносили фехтование, появление новых требований.

С XVIII рапиру сильно потеснили легкие короткие шпаги. Во Франции использовались граненые модели, в Италии — укороченные примерно на треть. Такое оружие характеризовалось меньшим весом, поэтому фехтовать им было гораздо удобнее.

РапираПервые испанские шпаги назывались espadas roperas. Слово espadas означает «шпага», а «roperas» — «рапира», многие исследователи склонны полагать, что изначально они были синонимамиРапираШпаги использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII векаРапираИзначально украшенная драгоценными камнями рапира была альтернативой парадному мечу

Параметры шпаги

Шпагой называют тяжелое колющее оружие, по конструкции напоминающее рапиру. Однако, длина изделия будет чуть большей, масса составляет 770 г. Клинок имеет трехгранное сечение, повышенную жесткость. От повреждений кисть защищает круглая гарда, диаметр которой достигает 13,5 см.

Борьба на шпагах предполагает нанесение ударов во все части тела соперника за исключением затылка. В фехтовании отсутствует приоритет действий. Удар, нанесенный позднее предыдущего более чем на 0,25 с, не засчитывается.

Каждая спортивная модель имеет гарду. Этот элемент классифицируют по степени закрытия руки. Существует несколько типов:

  1. «Испанская» чаша». Глубокий вариант с парой колец внутри. Во время боя шпагу удерживают за них либо за саму рукоять.
  2. Бильбо. Наиболее защищенная модель в отличие от предыдущего варианта. Имеет дополнительную дужку и более объемную чашу.
  3. Папенхаймер. Представляет собой развитую гарду с чашкой и защитой руки. Выглядит, как сложное переплетение дужек.
  4. Фламандская гарда. Выполняется в виде перекрестия с кольцами или щитками, не имеет дужки.
  5. Кавалерийская. Дополняется дужками, прикрывающими кисть руки.

После перехода боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой настоящее произведение искусства. Наряду с этим, перекрестие практически полностью исчезло. В спорте наконечник шпаги снабжают специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм.

Рапира

Рапира

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

РапираРапира и кинжал

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма

В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства

Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

РапираПоединок дворян

Особенности рапиры

Рапира представляет собой холодное оружие, относящееся к колющему типу. Удары противнику наносят только острием. Конструкция весит 500 г, имеет упругий клинок с четырехгранным сечением. Длина лезвия составляет 90–110 см, гарда круглой формы имеет диаметр 12 см, служит для защиты кисти от повреждений. Максимальный размер всей конструкции достигает 110 см.

Фехтовальные модели оснащены неподвижным наконечником, который располагается на краю клинка. У электрифицированных моделей этот элемент представлен специальным подвижным устройством с кнопкой. При нанесении укола сопернику происходит нажатие на данный компонент, в результате — электроцепь замыкается.

На одной из граней лезвия электрифицированной рапиры есть специальная выемка. Она проходит по всей поверхности клинка до самой рукоятки. В бороздке зафиксирован провод, который соединяет между собой электроконтактный наконечник и разъемом, находящийся под гардой.

В отличие от шпаги прямую рукоятку рапиры иногда заменяют фигурной, расположенной перпендикулярно лезвию. Внутри подобных элементов есть гайка, закрепляющая эфес. Она необходима для того, чтобы запястье не выгибалось при удерживании ручки. Такой вариант получил название «пистолет», устанавливают его, как правило, на электрифицированные модели.

Процесс создания качественных клинков — настоящее искусство

При производстве стали важно соблюдать точное соотношение железа и углерода. В противном случае лезвие будет ломким, недолговечным

Любые модели, в том числе и рапира, создаются при помощи постепенного наслоения металла.

Первый слой состоит из железа, которое надежно держит форму, придает изделию необходимую прочность. Второй производят из стали, повышающей показатели упругости. В процессе изготовления оружия оба этих материала никогда не использовали отдельно друг от друга.

Рапира

Рапира

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Рапира

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

Рапира

Фехтование шпагой

Главной особенностью шпаги является наличие сложной гарды, хорошо защищающей руку, именно эта гарда позволяет без риска для пальцев использовать защиты, основанные на коротких лаконичных движениях. Для сравнения, при фехтовании китайским мечом цзянь, имеющим клинок, аналогичный клинку боевой шпаги, в связи с минимальной гардой для защиты часто используются длинные размашистые движения, которые в европейском фехтовании характерны для полуторных мечей, а не для шпаги. Явное преобладание колющих ударов над всеми прочими объясняется тем, что гражданские шпаги были слишком легки для рубящих ударов, а боевые изначально применялись против противников в доспехах, поразить которых легче всего уколом в уязвимое место.

Испанская школа

Основная статья: Дестреза

В отличие от прочих региональных школ фехтования шпагой (фактически сохранившихся лишь в виде театрально-сценического фехтования) относительно успешно пережила соперничество с французской школой фехтования, перейдя в Филиппинские Боевые Искусства — в Арнис, Эскрима и Кали, где до сих пор широко преподаётся и носит испанское название исп. espada e daga (эспада и дага), с той разницей, что в филиппинском варианте вместо шпаги и даги используются мачете и нож.

Итальянская школа

Основная статья: Итальянская школа фехтования

См. также: Болонская школа фехтования и Венецианская школа фехтования

Именно итальянцы первыми создали принцип «убивать остриём, а не лезвием». В качестве второго оружия часто использовались кинжал или дага. Но могли использовать как кулачный щит, так и плащ, а опытные фехтовальщики умели фехтовать двумя шпагами одновременно.

Немецкая школа

Основная статья: Германская школа фехтования

Характерной особенностью является относительное обилие рубящих и режущих ударов. В качестве вспомогательного оружия рейтарами часто применялся тяжёлый кавалерийский пистолет (длиной чуть менее метра) с тяжёлым окованным навершием-противовесом, которым, удерживая за ствол, наносили удары, как дубинкой. Кроме того, в Баварии были популярны шпаги, одновременно являющиеся полуторными мечами, которыми можно нанести тяжёлый рубящий удар двумя руками, подхватив шпагу за «яблоко».

Английская школа

Основная статья: Английская школа фехтования

В качестве вспомогательного оружия были популярны как малый щит-кастет (именуемый баклер), так и кинжал/дага (в английском языке это одно и то же слово англ. dagger).
В начале развитие школы шло на использование лёгкого меча и щита-баклера, которые позже сменяются использованием палаша. Позже элементы из европейских школ фехтования начали появляться на островах Британии. Первыми трудами по английскому фехтованию принято считать трактаты сэра Уильяма Хоупа. В его работах можно было найти и приёмы, присущие французской школе, и чисто английские фехтовальные движения. Английская школа использовала и уколы, и удары, иногда предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол.

Французская школа

Основная статья: Французская школа фехтования

Именно эта школа породила укороченный гранёный клинок и, постепенно вытеснив все другие школы фехтования, послужила основой для современного спортивного фехтования. Изначально французская шпага имела лезвия и большую длину, но облегчение шпаги сначала за счёт укорочения, а затем и потери лезвий, позволило фехтовать быстрее, чем противник с длинным, но тяжёлым клинком. При этом в эпоху Короля-Солнце, наряду с лёгкими трёхгранными шпагами, всё ещё продолжали существовать и использоваться полуторакилограммовые тяжёлые клинки метровой длины.

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

РапираФехтование

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

РапираСпортивные снаряды

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Рапира

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит

Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Рапира

Рапира

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Рапира

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

Рапира

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Рапира

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании – «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) – производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Рапира

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Спортивная шпага — используемое в фехтовании оружие, состоит из стального гибкого клинка, защитной гарды и рукоятки. Главной характеристикой спортивной шпаги является клинок трёхгранного сечения (максимальная ширина граней 24 мм), утончающийся к вершине, на которой имеется наконечник с подвижным электроконтактным механизмом.

Стандартная длина спортивной шпаги составляет 110 см, масса 770 граммов.

Правилами фехтовальных соревнований устанавливают следующее: длина клинка до гарды не должна превышать 90 см, а стрела прогиба клинка не должна быть больше 10 мм, диаметр гарды должен составлять 135 мм, а монтажное отверстие должно располагаться на расстоянии не более 35 мм от центральной точки гарды. Размер рукоятки спортивной шпаги с гайкой должен быть не более 235 мм.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта.

Соревнования по фехтованию на шпагах проводятся как среди мужчин, так и женщин.

В 1860 году состоялся и первый официальный чемпионат России по фехтованию.

С 15 по 21 августа 1928 года в рамках I Всесоюзной спартакиады состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 110 спортсменов из 13 республик, городов и районов. Список чемпионов страны открыли рапиристы Константин Фельдман и Екатерина Лопатина, саблист Юрий Мордовин, Николай Афанасьев, а также А.Нечаев, выигравший турнир по фехтованию на винтовках с эластичным штыком.

На Олимпийских играх женская шпага дебютировала в 1996 году в городе Атланта (США). Первой чемпионкой стала француженка Лаура Флессель.

Сравнительная характеристика

Шпаги и рапиры имеют богатую историю развития, не потеряли своей актуальности в наши дни. Различия между этими двумя видами оружия следующие:

Характеристики

Шпаги

Рапиры

Вес, г

От 770

500

Длина, см

110

От 90

Сечение клинка

Трехгранное

Четырехгранное

Диаметр гарды, см

13,5

12

Наконечник

Снабжен специальным датчиком, который срабатывает при давлении более 550 г

Оснащен подвижным электроконтактным датчиком

Укол

Наносят в любые участки тела, исключение составляет затылок

Наносят только в куртку

Приоритет действий

Нет

Есть

Разница между шпагами и рапирами действительно есть, хотя внешне эти виды холодного оружия очень похожи. Конструкция моделей не единожды подвергалась серьезным изменениям. До наших дней дошли усовершенствованные варианты, которые активно используют в искусстве фехтования.

РапираРапира и шпага отличаются длиной и шириной клинкаРапираРапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурнойРапираНаиболее распространенная современная точка зрения — шпага является холодным оружием, позволяющим как колоть, так и рубить противника, а рапира — лишь колоть

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

РапираРапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.