Проявления в подростковом возрасте
С 7 до 12 лет — в препубертатном периоде — дети начинают объединяться в социальные группы, избегая при этом представителей противоположного пола. Белорусский психолог Яков Коломинский проводил исследования, согласно которым при необходимости выбрать трех одноклассников мальчики отдают предпочтение мальчикам, а девочки — девочкам. Однако при условии сохранения анонимности большинство детей выбирают представителей противоположного пола. Подобное поведение свидетельствует о том, что ребенок опасается того, что его предпочтения могут заставить окружающих сомневаться в том, как он усвоил собственную роль и то, что значит гендерный признак.
В пубертатный период мальчики, пытаясь проявить мужественность, проявляют интерес к занятиям спортом, показывают силу и решительность, активно демонстрируют интерес к вопросам секса и противоположному полу. Если за юношей этого не замечено, то он становится объектом насмешек
Девушки в это время замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает внимание парней, которые стараются проявлять силу и выступить в роли покровителя и защитника. Подростки подчеркивают собственные гендерные качества
Мнение взрослых теряет свою авторитетность для подростков. В пубертатном периоде они ориентируются на гендерные стереотипы, принятые в обществе и массово продвигаемые в культуре. Девушки могут избрать своим идеалом успешную, сильную и самостоятельную женщину. Доминирование мужчины в вопросах семьи, любви все реже воспринимается как норма. Гетеросексуальная нормативность, то есть допустимость влечения к представителям противоположного пола, ставится под сомнение. Нестандартная гендерная самоидентификации встречает все больше понимания: подростки и молодые люди сегодня более либеральны в сексуальных и межличностных отношениях.
Определение того, что такое гендерный признак, и становление собственной идентификации является результатом совокупности природных задатков, особенностей человека и окружающего его социума. Ребенок, родители которого оказывают посильную помощь в раскрытии его индивидуальности, не навязывая собственные стереотипы, в подростковом и более старшем возрасте не сталкивается с проблемами, связанными с общением с противоположным полом и принятием собственного.
Что такое гендерная дисфория?
Если рассмотреть термин дисфория – это психическое состояние, противоположное эйфории. Человек в состоянии дисфории крайне раздражителен, агрессивно настроен по отношению к окружающим. Соответственно гендерная дисфория – состояние острого недовольства человека, не способного полностью принять свой гендерный статус. Так это описывают словари.
Если сказать проще – это состояние, когда тело восстает против мозга и против души. Это больше, чем психологическая проблема. Это болезненный внутренний конфликт, который не способны примирить психологи, психиатры, друзья, любимые и родственники. Это ощущение всегда находится внутри.
Патриархальные дивиденды
Термин, который ввела австралийский гендерный социолог Рэйвин Коннелл. Он означает пользу, которую извлекает большинство мужчин из своего доминирующего положения в обществе. Причем польза эта может быть любой — не только материальной. Это когда даже самый заурядный мужчина априори находится в более выгодном положении, чем женщина. Именно патриархальные дивиденды, по мнению Коннелл, позволяют отстранять женщин от получения большого количества материальных благ и социального капитала. Но некоторые современные исследователи считают, что патриархальные дивиденды может получать и женщина — за сам факт своей принадлежности к «слабому полу» и следование гендерным нормам.
Гендер
Самое короткое определение гендера, которое легко запомнить, — социальный пол. Если биологический пол — это набор физиологических признаков, то гендер — это все те социальные и культурные черты, которые ассоциируются с половой принадлежностью. Примерно так: женщина — мать и хранительница очага, носит юбки, нежная и беззащитная, любит цветы и мелодрамы, мужчина — добытчик, носит брюки, сильный и решительный, никогда не плачет, поднимает тяжести. Это именно что представления о гендерных ролях, и чаще всего — если не всегда — очень стереотипные. Они навязываются человеку семьей, школой и поп-культурой — это называется гендерной социализацией. Например, девочке говорят, что драться нехорошо, а мальчику — что надо уметь за себя постоять.
Воплощение идей гендерной теории в жизнь
Феминистическая идея о том, что разница в интересах и способностях двух полов определяется не их биологическими различиями, а воспитанием и стереотипами, которые навязывает общество, получила практическое применение. Оно состоит в уничтожении гендерных различий, которое происходит во многих странах. Меры, призванные обеспечить равенство полов, закрепляются в них на законодательном уровне.
Чтобы обеспечить возможность равного участия женщин в тех областях деятельности, где традиционно преобладают мужчины, вводятся специальные квоты, например:
- женщины должны занимать не менее 40% мест в парламенте;
- за женщинами должно быть закреплено не менее 40% мест в руководстве компаний;
- женщины должны составлять не менее 50% профессорско-преподавательского состава в университетах и так далее.
Предполагается, что таким образом женщины получают возможность реализовать себя во всех сферах профессиональной деятельности. Благодаря программам гендерного равенства, которые утверждаются правительствами и принимаются законодательными органами, они могут становиться высокооплачиваемыми менеджерами, юристами, учеными, а также полицейскими, военными, министрами обороны и даже священниками.
Такому положению дел предшествовала долгая борьба феминисток и феминистов за права женщин. Это движение зародилось в XVIII веке и прошло несколько этапов. Первым серьезным достижением стало получение женщинами избирательных и экономических прав, которые были закреплены во многих странах на законодательном уровне в начале XX века. Постепенно в жизнь воплощались все новые и новые изменения, направленные на достижение гендерного равенства. К сегодняшнему дню идея о необходимости обеспечения равноправия полов в значительной степени определяет общественное устройство многих государств.
Общие сведения
В бинарной гендерной системе общество разделяет людей на мужчин и женщин, приписывая им мужской или женский пол при рождении и ставя в соответствие приписанному полу определённую гендерную роль, идентичность и признаки. Гендерные роли формируют и накладывают ограничения на различные аспекты самовыражения людей: от выбора одежды до профессии. На укрепление и поддержание традиционных для данного общества гендерных ролей работают различные социальные институты: СМИ, религия, образовательная и политическая система. Существует мнение, что бинарная гендерная система — это способ упорядочивания социальной реальности, хотя некоторые авторы указывают на то, что она разделяет и поляризует общество.
В бинарной гендерной системе существуют исключения. Например, интерсекс-людям не может быть однозначно приписан мужской или женский пол, а у трансгендерных людей гендерная идентичность не совпадает с приписанным при рождении полом. Некоторые трансгендерные люди пересекают гендерные границы и относят себя к полу, который противоположен приписанному им при рождении. Идентичности других — например, бигендеров, агендеров, гендерквиров — выходят за рамки бинарной гендерной системы как таковой.
Некоторые бинарные люди лечатся от гендерной дисфории с помощью хирургии или гормонов, как мужчины и женщины[источник не указан 84 дня].
Что это такое
Гендеры – все характеристики человека, сгруппированные по принципу фемининности или же маскулинности. Изначально после введения термина в обиход он применялся только в этом контексте.
Фемининность — это в буквальном смысле женственность. Под данным термином скрыт перечень типичных для женщин и ожидаемых от них качеств, характеризующих личность и проявляющихся в поведении и внешнем виде – одежде, походке, манере говорить. Маскулинность — точно такой же комплекс поведенческих, физических, психологических, социальных и прочих характеристик личностных качеств, но только мужских.
Перечислением спектров качеств человека, сгруппированных по половому признаку, не ограничиваются современные представления о видах гендеров. Список, составленный учеными США, включает 57 позиций. О нем мы поговорим чуть ниже. Сейчас отметим, что гендерность затрагивает многие области человеческой жизнедеятельности и включает в себя не только биологические роли, но и социальные.
Гендерно нейтральное воспитание
С распространением идей о гендерном равенстве изменился и подход к воспитанию детей. Раньше считалось нормой, что люди с младенчества встраиваются в существующую систему гендерных ролей (начиная с розовой или голубой ленточки при выписке из роддома). А теперь исследователи полагают, что гендерные стереотипы негативно влияют на детей, и чем раньше начать разговор о равноправии и разнообразии, тем лучше. На этой идее строится гендерно нейтральное воспитание — относительно новая система, в которой детей стараются с рождения не ограничивать гендерными рамками: родители не используют аргументы вроде «ты же девочка, веди себя прилично» и не отбирают у мальчиков Барби.
Гендерные особенности: 5 мифов о различиях мужчин и женщин.
Гендер формируется и развивается в прямой связи с биологическими особенностями и самопознанием.
По данным психологов мальчики и девочки узнают свой пол к двум годам, но не до конца понимают, что это. К 5-7 годам под влиянием воспитания, опыта и ожиданий окружения формируется гендерная идентичность. Следующий этап – период полового созревания, сопровождаемый изменениями тела, эротическими фантазиями и романтическими переживаниями. Этот период оказывает сильное влияние на последующие гендерные различия. И только в возрасте 17-25 лет проходит этап социализации, когда формируется мировоззрение человека, его представления о собственном предназначении и смысле жизни.
Но дело в том, что воспитание ребенка во многих семьях, садах и школах опирается исключительно на его биологический пол. Это проявляется во всем: от выбора цвета коляски, одежды, игрушек до ожиданий и норм поведения. Так, от девочек ожидают любви к бантикам, куклам, общительности и примерного поведения. Им читают сказки про фей и принцесс. Мальчикам приписывают аналитический ум, сдержанность, интерес к машинкам и самолетам. Идея о том, что мальчики и девочки просто обязаны отличаться друг от друга, пропитала всю нашу культуру.
Но многие представления о присущих девочкам или мальчикам чертах характера оказались не более чем мифом. Исследованиями доказано, что сходств у детей гораздо меньше, чем различий. Например, разница в математических способностях проявилась в 8% случаев, отличия в усвоении текста обнаружились у 1% детей. И эти цифры можно продолжить. Если смотреть на данные непредвзято, можно заметить: все исследования половых различий только подтверждали их сходство.
Но в мире взрослых гендерных мифов не становится меньше:
Миф 4. Женщины мечтают выйти замуж, а мужчины в браке не нуждаются.
Девочкам с детства внушается «правильная» модель жизни, по которой она станет полноценной только после замужества и рождения детей. Мальчики живут с ожиданием того, что женщины стремятся их заарканить, сесть на шею. Но добиться карьерного роста и статуса мужчина может только в случае, когда его тыл хорошо защищен. Получается, супружеская жизнь дает мужчине возможность покорять вершины, а не решать бытовые проблемы.
Миф 5. Гендерное равенство достигнуто, воевать дальше бессмысленно.
По статистике 88% рекрутеров целенаправленно разыскивают кандидата определенного пола. Как ни банально, но причиной этому социальные стереотипы. Считается, что женщины более склонны к рутинной работе, а мужчины – амбициозны и настойчивы. Чтобы исключить подобные предубеждения при найме сотрудника в некоторых странах из анкеты убрали фото и некоторые биографические способности. Но ситуация с гендерным неравенством остается все так же актуальной.
Миф 6. Девочки предпочитают нежно-розовое, мальчики любят небесно-синее.
Девчачий отдел в магазине детской одежды безошибочно узнается по обилию розового цвета. Мальчикам полагаются сдержанные оттенки голубого, серого и лазурного. Но в ходе экспериментов связь цветовых предпочтений с полом не была выявлена. Дети выбирали розовый цвет не чаще, чем любой другой. Зато взрослые женщины и мужчины самым любимым и популярным назвали синий цвет.
Равные в различии
Идеалы, которым должны соответствовать мужчина и женщина, существовали на протяжении многих лет, однако различались в зависимости от эпохи и национальности. К тому же представления о том, что такое гендерный признак, могут отличаться в разных семьях.
Женские и мужские качества оказывают влияние на поведение, внешний вид, занятия и увлечения, в том числе и жизненные ценности. Принятые в социуме стереотипы предполагают, что женщины больше ценят семью и любовь, а мужчины — независимость и социальную успешность. В реальной жизни окружающие демонстрируют сочетание различных личностных черт — как маскулинных, так и фемининных, — причем ценности могут изменяться.
Австрийский ученый Отто Вейнингер по результатам проведенных исследований сделал вывод, что у женщин и мужчин имеются черты как своего, так и другого пола, а индивидуальность человека определяется преобладающими чертами. Фемининные или маскулинные черты, действующие в одних ситуациях, в других могут не проявляться. Сочетание мужских и женских черт обозначается термином «андрогинность».
Половые гормоны были открыты практически сразу же после публикации работы Вейнингера «Пол и характер». Сочетание и концентрация их не только формируют биологический пол человека, но и влияют на его сексуальное поведение и внешний облик.
Психологи придерживаются мнения, что андрогинные личности обладают более гибким поведением, соответственно, более психологически адаптивны и благополучны. По этой причине воспитание детей в рамках гендерных стереотипов может привести к плохим последствиям.
Какими бывают гендеры, и сколько их
В момент введения этого термина в обиход и понимания его смысла как социального пола, ответить на эти вопросы многие затруднялись.
Понятие «биологический пол» включало в себя мужчин и женщин. Понятие «социальный пол» рассматривало общественные, поведенческие, личностные и прочие признаки мужественности и женственности. Таким образом, еще в середине прошедшего столетия ответить на вопрос о том, сколько гендеров существует, было просто. Их два: мужской тип и женский. Разумеется, под понятием «тип» скрывался большой перечень качеств, характеризующих личность, определяющих индивидуальность и модель поведения в обществе.
Когда понимание термина стало шире, ответить четко и ясно на вопрос о количестве существующих гендеров стало практически невозможно. Сегодня единственно верным ответом на вопрос о том, сколько гендеров существует, является число социальных ролей людей в обществе. То есть гендер, воспринимаемый в качестве социальной роли, а не пола, стал величиной изменяемой.
Один и тот же человек может вмещать в себе несколько гендерных типов, что зависит от окружающей его реальности. Также это может зависеть от характера человека, который предопределяет его поведение и взаимодействие с социумом.
В определении того, какие гендеры бывают, сегодня за первичную основу берется социальное позиционирование себя человеком, а к этому присоединяется его биологическая принадлежность к конкретному полу. То есть описание гендера уже не связано с тем, о мужчине или же женщине идет речь. Оно связано только с социальным типом позиционирования.
На примере это выглядит так: человек активен, зарабатывает, содержит семью, диктует свою волю другим, является лидером. Это однозначно мужской гендерный вид
При этом биологическая принадлежность не берется во внимание. Но этот же человек в определенных обстоятельствах может сменить приоритеты, заняться домашним хозяйством и перестать быть лидером
Это женский вид. Человек может совмещать традиционные социальные роли, то есть проявления поведенческих и личностных свойств или первичные виды гендеров. Это уже будет смешанным типом или же их сменой под влиянием окружающего социума.
Таким образом, вопрос о том, какими бывают гендеры, имеет достаточно простой ответ. Они такие, какими бывают люди. То есть разнообразие типов социальных ролей людей определяет описание и количество гендеров. Не нужно забывать и об их взаимном проникновении, что значительно расширяет количество описаний, соответственно, и вариантов гендеров.
Что такое гендер?
Гендер — это социально сконструированный кластер, никак не связанный с биологическим полом. Это социальный пол, который человек выбирает по своему желанию. Его ввели в обращение для разделения половых и общественно организованных характеристик человека. Термин «gender» – это английское слова с латинскими корнями, обозначающего грамматический род. В русском языке также есть грамматическое определение рода. Но для чистоты исследований эти два понятия решили не смешивать.
Гендерная идентичность — это основное ощущение принадлежности к выбранному полу. Причем гендерный – это не обязательно мужской или женский. Сегодня можно присвоить себе «третий» пол, который не укладывается в двоичную систему понимания. Представителей третьего пола может быть несколько. Сегодня в ООН и Евросоюзе приняты документы, согласно которым доказано существование более чем 50 гендеров.
Соответственно гендерные роли — социальные нормы, определяющие правила поведения человека, уверенного в своей гендерной принадлежности. Гендерные паттерны или социальные роли мужчины и женщины прописываются на уровне государства. Но устаревшие представления о женско-мужских занятиях ограничивают свободу выбора. Это касается профессии, работы, увлечений, декретного отпуска.
Примечания
- Rosenblum, Darren. ‘Trapped’ in Sing-Sing: Transgendered Prisoners Caught in the Gender Binarism (англ.) // Michigan Journal of Gender & Law. — 2000. — No. 6.
- Claudia Card. Adventures in Lesbian Philosophy (англ.). — Retrieved 18 September 2012. — , 1994. — P. p. 127. — ISBN 978-0-253-20899-6.
- Marjorie Garber. Vested Interests: Cross-dressing and Cultural Anxiety (англ.) // Psychology Press. — 25 November 1997. — P. 2, 10, 14—16, 47. — ISBN 978-0-415-91951-7.
- Anne Keating. . www.glbtq.com. glbtq: An Encyclopedia of Gay, Lesbian, Bisexual, Transgender, and Queer Culture. Дата обращения 2 апреля 2015.
- ↑
- ↑ Nanda, Serena. Neither Man nor Woman: the Hijras of India. Belmont, CA: Wadsworth Pub., 1990.
- Nestle, J. Howell, C., Wilchins, R.A. GenderQueer: Voices from Beyond the Sexual Binary (англ.). — Alyson Books, 2002. — P. 297. — ISBN 978-1555837303.
- Lorber, Judith. Believing is Seeing: Biology as Ideology. (англ.) // The Gendered Society Reader. — Oxford University Press, 2011. — P. 11—18.
- Johnson, Allan. The Gender Knot: Unraveling Our Patriarchal Legacy. Philadelphia, PA: Temple University Press, 2005.
- Bacigalupo, Ana Mariella. «Mapuche Shamanic Bodies and the Chilean State: Polemic Gendered Representation and Indigenous Responses». Violence and the Body: Race, Gender, and the State. Ed. A.J. Aldama. Bloomington Indiana: Indiana University Press (англ.)русск.. 2003. 322—343.
- ↑
Сознание общества определяет разность
Большая доля самоосознания человека опирается на уровень культуры социума и правила, которые в нем царят.
Некоторые личности “пропитаны” социальным поведением, которое характеризуется слишком резкими суждениями по поводу обязанности человека, исходя из его пола. Например, такие люди уверены в том, что мужчины имеют такие обязанности:
- быть главным в семье;
- зарабатывать много денег;
- быть агрессивным и мужественным;
- работать только на “мужских” работах;
- быть фанатом спорта и рыбалки;
- стремиться к максимальному карьерному росту.
Аналогичный перечень “обязанностей” есть и у женщин. Например, многие думают, что женщина обязана быть мягкой и уступчивой, работать только на “дамской” работе, выйти замуж, родить детей и посвящать им все оставшееся время.
Такое мышление приводит к конфликтам, опирающихся на гендер. Таким образом, кормящие женщины могут содержать всю семью, в то время как мужчина уходит в декрет. А мужчинам, чувствующим себя женщинами, приходится делать жертвы ради карьеры. Следовательно, оба случая приводят к тому, что у людей произошло несходство гендера.
Как появился этот термин
Своим появлением данный термин во многом обязан развитию социального конструктивизма. Это теория, включающая социологию и психологию одновременно. Посвящена она моделям социально-психологического конструирования объективной реальности и роли человеческой индивидуальности, личности в данных процессах. Для становления и развития этой теории много сделал выдающийся ученый, психолог советского периода Л. С. Выготский, известный в научных кругах с 30-х годов прошедшего столетия.
Представление о социальном конструктивизме почерпнуто из более ранней теории, описывающей концепцию когнитивного развития, которой занимался европейский ученый Жан Пиаже.
Автором первого значительного исследования, освещающего разницу между гендером и биологической половой принадлежностью стал Джон Мани. Это исследование было опубликовано в далеком 1955 году и считается, что именно в нем впервые официально был озвучен и раскрыт термин, а также обозначены основные виды гендеров.
Широкое распространение в разговорной речи термин получил в 70-х годах прошедшего столетия. Случилось это благодаря очередному витку борьбы за равенство полов, возрождению активности феминисток во всем мире и появлению различных теорий, объясняющих суть данных процессов. Феминистское движение не взяло на свое вооружение этот термин, но многие тезисы активистов основывались на его значении. В феминизме не рассматривались какие-либо конкретные виды гендеров. Термин стал основой для развития и аргументации идеи отделения биологических половых факторов от форм социального поведения, качеств личностных, роли и места человека в общественной и трудовой деятельности. То есть он послужил основой разрушения стереотипа представления о биологической половой принадлежности, как о судьбе, определяющей род занятий, внешний вид и социальную роль человека в обществе.
Эволюция понятия гендер.
Гендерная идентичность волновала людей всегда, но предметом научных исследования стала относительно недавно. Первооткрывателем термина считается американский сексолог, психоаналитик Роберт Столлер. В 1958 году он опубликовал книгу «Sex and Gender», где предложил развести биологические и культурные исследования, связанные с полом. Но широкое распространение понятие получило в 1970-х благодаря новой волне движения феминизма.
В 1980-х годах в науке истории женщин сформировалось новое направление – гендерная история. Но в отличие от феминистской теории она стремилась предоставить целостную картинку отношения полов. До этого принято было считать, что биологический пол определяет физиологические, анатомические, а также психолого-поведенческие отличия. Главная идея гендерной истории в том, что она заменяет биологическую принадлежность по принципу «пол-род» на социально-культурную по принципу «пол-секс».
В течение трех последних десятилетий концепция гендерного равенства стала популярной во всем мире – легла в основу множества национальных законов и международных документов. Равноправная гендерная роль подразумевает одинаковые права и обязанности людей во всех областях жизни: образовании, работе и карьере, создании семьи и воспитании детей.
Отношение религии к гендерной психологии сегодня неоднозначно. С одной стороны большинство религиозных учений базируются на том, что спасение положено каждому искренне верующему человеку. Но с другой стороны религиозные постулаты создавались во времена, когда женщины были отстранены от общественно-социальной жизни. Консервативные нормы и сегодня приводят к критике гендерной идеологии.
В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?
Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:
- Половый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
- Гендерный признак и само определение понятия «гендер» является более обширным и более сложным. Хоть «гендер» и «пол» часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.
Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия «пол» и «гендер» противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.
Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как «природная сущность». То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.
Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.
Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.
Использование термина на современном этапе
На данный момент термин «гендер» часто используется вместо термина «пол». Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.
Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют «гендер» как синоним термина «пол». Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять.
В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин «пол» используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно «гендер» или «гендерный признак», так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.
Воспитание вне стереотипов
Если говорить простыми словами, гендерный — это то, что принято в социуме. Воспитать ребенка в гендерном равенстве возможно только при условии того, что он видит одинаковое отношение к людям. Профессия или бытовая деятельность не должны быть привязаны к конкретному полу в разговорах с ребенком: мама может водить машину и заниматься отделочно-ремонтными работами, папа может готовить и убирать дом. В отношении мужчин и женщин не должно быть двойных стандартов, желательно проявлять нетерпимость к любому виду насилия вне зависимости от того, кто его проявляет — девочка или мальчик. Если говорить ребенку о том, что это такое — гендерный признак — простыми словами, то нужно помнить, что равенство по нему не отменяет биологических различий и не приравнивает представителей мужского и женского пола. Однако позволяет любому человеку самореализоваться и определить дальнейший жизненный путь без привязки к стереотипам.
Кризис маскулинности
Ситуация, при которой легализованные в обществе качества «настоящего мужчины» — например, физически сильный, волевой, суровый, решительный и даже агрессивный — уже не кажутся однозначными достоинствами, а кем-то даже могут считаться недостатками и пережитками прошлого.
На это работает множество факторов. Например, в XXI веке уже не так ценится тяжелый физический труд (а значит, быть накачанным и выносливым совсем не обязательно). Да и выражение «добытчик в семье», когда большинство женщин тоже работают наравне с мужчинами, как будто ничего не значит. Отсюда дилемма: кто такой настоящий мужчина, если все его хрестоматийные достоинства теряют смысл? И не любой ли мужчина — настоящий?