Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
Место литературы
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Художественная литература
Художественная литература — разновидность литературных произведений, которые объединяет вымышленный сюжет и герои. В качества материала для создания художественных текстов используются конструкции и слова естественного языка в письменном виде.
Специфика данного вида заключается в сопоставлении с другими разновидностями искусства, которые используют другой материал вместо словесности (музыка, изобразительность) либо совместно с ним (кино, опера, песня), а также с другими видами словесно-языкового текста: документальным, философским, справочным и др.
Помимо этого, произведения художественной литературы объединяет авторские тексты в отличие от фольклорного творчества.
К художественным текстам (как для детей, так и для взрослых) относятся: романы, рассказы, повести, новеллы, пьесы и поэзия, а также авторские былины и сказки. Выделяют три рода (жанра) произведений данного вида: эпос, лирика, драма.
Примеры: роман Стендаля «Красное и чёрное», пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. Пушкин «Сказка и царе Салтане» и т.д.
Жанры лирики
К лирике традиционно относят следующие жанры: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:
- дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
- любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
- философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
- природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)
В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.
Художественная литература: особенности
Чтобы ответить на вопрос о том, что такое художественная литература, нужно знать, что все книги делятся на художественные и не художественные. В чем отличие? Приведем примеры предложений из художественной литературы.
«В ту же секунду, когда я решил для себя, что до смерти не хочу быть здесь, в двери за моей спиной загремел замок и появился уставший после ночного дежурства Фред. Он пялился на незнакомцев, наполнивших его дом ужасной вонищей и размотавших везде бумажные салфетки». Это отрывок из первой книги Дэнни Кинга «Дневник грабителя». Он показывает нам основные признаки художественной литературы — описание и действие. В художественной литературе всегда есть герой — будь даже это история, написанная от первого лица, где как будто сам автор влюбляется, грабит или путешествует. Ну и без описаний тоже никуда, иначе как нам понять, в какой именно среде действуют герои, что их окружает, куда они идут. Описание дает нам возможность представить, как выглядит герой, его одежда, его голос. И у нас формируется свое представление о герое: мы видим его таким, каким нам помогает увидеть его наше воображение в совокупности с желанием автора. Мы рисуем портрет, автор нам помогает. Вот что такое художественная литература.
Жанр в литературе — что это такое
Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:
Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:
- каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
- главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
- отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, композиция (формальный критерий).
Все жанры литературы можно представить таким образом:
Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.
Литературные, образы
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Как определить жанр
Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.
Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.
Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.
Сложнее, например, с опусом.
Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.
В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.
А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.
Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.
Таблица будет выглядеть следующим образом:
Определение жанра (в общепринятом значении) | Характерные признаки |
Рассказ | Точный сюжет, описание одного яркого события |
Очерк | Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев |
Повесть | Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев |
Скетч | Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене |
Эссе | Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора |
Ода | Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию |
Документальная проза
Документальная проза — особый вид литературы, характерным признаком которого является создание сюжета, основанного только на реальных событиях, с небольшими включениями художественного вымысла. К документалистике относятся биографии выдающихся личностей, страноведческие описание, истории значимых событий, расследования громких преступлений.
Произведения документальной литературы основаны на свидетельствах и воспоминаниях очевидцев, самого автора, различных документах. Авторская позиция состоит в отборе и структурировании материала, оценке событий.
Примеры документальной прозы: повесть С. Моэма «Пироги и пиво или скелет в шкафу», роман А. Бека «Новое назначение», К. Г. Паустовский «Повесть о жизни».
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
История формирования жанров
Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.
Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.
- Часть жанров под влиянием культурных и социальных изменений стала стремительно деградировать или перемещаться на «литературную периферию», другие, напротив, стали занимать в литературе все более видное и достойное место.
- К примеру, на рубеже XVIII—XIX веков в России отмечался стремительный взлёт популярности такого жанра, как баллада. Однако этот взлёт был довольно кратковременным. При этом популярность другого жанра – романа – находится на высоком уровне на протяжении уже нескольких веков, хотя до этого упорно игнорировалась формальной поэтикой.
- С течением времени в литературе стало появляться всё больше произведений, определить жанр которых становится достаточно затруднительно. Иногда невозможно определить, является ли пьеса трагедией ил комедией, сложно сказать, к какому жанру относится то или иное стихотворение.
- В XX веке стала очевидной тенденция разделения массовой литературы и литературы, которая направлена на художественные поиски. В это время массовая литература ощутила особо острую потребность в возвращении к чётким жанровым границам. Такие произведения дают читателю возможность чётко и легко ориентироваться в направленности литературы и определяют некоторую степень его предсказуемости.
- В это время стали формироваться такие жанры, как научная фантастика, полицейский детективный роман, женский роман.
В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск, в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.
Объяснение и примеры
Внутри каждого литературного рода можно обозначить ряд жанров, которые будут характерны именно для этого рода.
Эпические жанры
Эпос — род литературы, который может быть выражен в любом объёме — от весьма внушительного до самого маленького.
Большие эпические жанры — это роман (в том числе его самая масштабная разновидность — роман-эпопея). В них описана вся жизнь героев, а если говорить о романе-эпопее, то там налицо описание жизни всего народа в определённый отрезок времени.
Ярким примером среднего эпического жанра является повесть. В отличие от романа, повесть ограничивается описанием жизни главного героя, его поступков и решений.
Малые эпические жанры представлены целым спектром жанровых разновидностей (рассказ, очерк, притча и др.). Они разнятся своей функциональностью: если рассказ — это краткая художественная история, то очерк носит документальный характер, а притча содержит морализаторский вывод, который учит читателя нормам поведения.
Лирические жанры
Внутри лирики также можно выделить жанры, различающиеся по объёму.
И если большие лирические жанры (к примеру, поэма) в силу своей масштабности тяготеют к эпосу и нередко являют собой лироэпические произведения, то малые жанры лирики (лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма и др.), как правило, выполняют исключительно лирические функции — передают переживания автора.
Что касается средних лирических жанров (ода, сонет, баллада), то они могут как содержать фабулу и в результате этого сближаться с эпосом (баллада «Светлана» В. А. Жуковского), так и ориентироваться преимущественно на эмоции автора (оды Ломоносова).
Драматические жанры
А вот для драмы объём не имеет определяющего значения: все драматургические произведения примерно одинаковы по объёму, ведь сам жанр предполагает сценическую постановку. А спектакль не может быть ни слишком коротким, ни чрезмерно длинным.
Для классификации драмы важно другое: то воздействие, которое она оказывает на читателя (или предполагаемого зрителя). Говоря проще, важно, будет читатель (зритель) смеяться или плакать, сделает ли он из произведения какой-либо вывод для себя
Соответственно, драматические произведения подразделяются на комедии, трагедии и драмы.
Комедия — жанр, ориентированный на смех. Различают комедии положений (когда смеются над ситуациями) и комедии нравов (когда смеются над человеческими пороками).
Пример
«Медведь» А. П. Чехова — это комедия положений, а «Недоросль» Д. И. Фонвизина — это комедия нравов.
Трагедия — возвышенный и грустный жанр, предполагающий, что финал происходящего станет для героев гибельным.
Пример
Самая известная из трагедий — «Гамлет» У. Шекспира. Но и в русской литературе есть образцы этого жанра (к примеру, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова).
Драма — жанр, похожий на трагедию, но ориентированный на более приземлённую проблематику и не предполагающий трагической развязки. В этом принципиальное отличие: герой может найти выход — даже теоретически.
Пример
Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в небольшом городке, герои — обыкновенные люди. Ситуация Катерины принципиально разрешима, но ничто не способствует этому решению, поэтому заканчивается драма печально.
Наиболее известные прозаические жанры
К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.
зарождались рыцарские истории «на народном романском языке»
Новелла
Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо. Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».
Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности — примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.
Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.
Характерными чертами новеллы являются:
- Максимальная краткость изложения.
- Острота и даже парадоксальность сюжета.
- Нейтральность стиля.
- Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
- Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.
Повесть
Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина.
Рассказ
Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу. Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.
Пьеса
В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.
Вся пьеса делится на большие части — акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.
Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).
Примеры
Любое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.
Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».
Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.
Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:
- описание практически не выходит за рамки одного события,
- автор «присутствует», мы чувствуем его отношение к происходящему,
- в рассказе – одна главная героиня,
- по объему сочинение небольшое, можно прочесть за несколько минут.
В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам
В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план
Эссе – тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.
Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.
Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим.
В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.
Литература по родам и видам
Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).
Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:
- Самым древним «китом» считается эпос. Его прародителем стал миф (что это такое?), который распался на легенду и сказание.
- Лирика появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
- Драма старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.
Виды жанров по содержанию
Прежде мы касались вопроса о форме написания и делили роды литературы именно по этому признаку. Однако направления можно трактовать шире
Очень важно содержание, смысл написанного. При этом термины в обоих списках могут «перекликаться», пересекаться
Скажем, рассказ попадает сразу в две группы: рассказы можно выделить по внешним признакам (короткий, с явно выраженным отношением автора), и по содержанию (одно яркое событие).
Среди направлений, разделяемых по содержанию, отметим:
- комедии;
- трагедии;
- ужасы;
- драмы.
Комедия – это, пожалуй, одно из наиболее древних направлений. Определение комедии многопланово: она может быть комедией положений, комедией характеров. Различают также комедии:
- бытовые;
- романтические;
- героические.
Трагедии тоже были известны еще античному миру. Определение этого жанра литературы – произведение, исход которого непременно будет печальным, безысходным.
Что такое род художественной литературы?
Как мы уже упомянули выше, родовые виды художественной литературы определил еще Аристотель – это эпический род, лирический род и драматический род литературы.
Эпическая литература – это литература, в которой события произведения, его наполнение, намного важнее чувств автора и читателя. «Во главе стола» – сюжет, событийное наполнение. Очевидно, что для того, чтобы рассказать о событиях, а не о чувствах, выбирают прозу. Проза более емка, позволяет автору быть более содержательным, меньше зависеть в изложении своих мыслей от формы.
Лирическая литература – это литература, в которой главенствуют чувства и образы. Сюжет играет или вспомогательную роль, или вовсе отсутствует. Часто лирическая литература пишется в рамках стихотворной формы, поскольку, имея основной задачей максимальное эмоциональное воздействие на читателя, поэт выбирает наиболее подходящую для этого форму.
Драма – это сюжет или чувство в действии. Драму отличить от других родов литературы проще всего – это произведение, предназначенное для постановки. Оно состоит из реплик действующих лиц и небольших авторских ремарок.
Лиро-эпический род литературы – это более позднее нововведение в систему рода. Без выделения его в отдельную ветвь в этой системе было очень сложно классифицировать по родам некоторые жанры, сочетающие в себе черты эпического и лирического. Так, поэма имеет лирическую форму (стихотворную) и эпическое содержание (преобладание сюжета над авторским восприятием).
Это, пожалуй, все, что нужно знать о родах художественной литературы, чтобы без труда определить, к которому из них относится то или иное произведение.
Есть еще одно понятие, стоящее между родом литературы и ее жанром – это вид литературы. Это понятие более узкое, чем род, но более широкое, чем жанр. Рассмотрим более подробно, как разновидности литературы определяются.
Литературные жанры в таблицах
Эпические жанры
-
Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
-
Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
-
Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
-
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
-
Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
Лирические жанры
-
Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
-
Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
-
Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
-
Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
-
Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
-
Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
-
Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
-
Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
-
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний
Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Баллада
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом
Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского
Жанры романтических произведений, примеры
Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:
- роман (в том числе исторический);
- повесть (в том числе фантастическая);
- новелла;
- сказка;
- идиллия;
- баллада;
- лиро-эпическая поэма;
- элегия;
- лирическое стихотворение.
Примерами романтических произведений могут служить исторические романы «Айвенго» Вальтера Скотта и «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго; новелла «Кармен» Проспера Мериме, сказка «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Идиллия» Антона Дельвига, «Элегия» Евгения Баратынского, баллады «Светлана» и «Людмила» Василия Жуковского, поэма «Мцыри» Михаила Лермонтова и его же лирическое стихотворение «Парус».
И. Айвазовский «Девятый вал»
De gustibus non est disputandum, или О вкусах не спорят
Помните, в конце каждого класса перед летними каникулами учитель давал нам список художественной литературы, книги из которого необходимо было прочитать к сентябрю? И многие мучились все лето, едва продвигаясь по этому списку. Действительно, читать то, что тебе не нравится, просто неинтересно. Каждый выбирает по себе — «один любит арбуз, другой свиной хрящик», как говорил Салтыков-Щедрин. Если человек говорит, что он не любит читать, он просто не нашел свою книгу. Кто-то любит путешествовать во времени с писателями-фантастами, кто-то преступления раскрывать в детективных романах, кто-то млеет от любовных сцен в романах. Нет единого рецепта, как нет и автора, который каждому бы нравился и каждым воспринимался одинаково, потому что художественную литературу мы воспринимаем субъективно, отталкиваясь от нашего возраста, социального положения, эмоциональной и нравственной составляющей.