Снимаем фильм: основные этапы и ошибки. пре-продакшн

Минусы видеографа-фрилансера

  1. Стандартность — как правило, видеографы-одиночки выполняют все заказы по привычной схеме. Все их работы на 90% схожи по структуре и подаче. Зачастую видеограф не может разработать оригинальный сценарий для видео.
  2. Невысокое качество — за счет того, что видеограф всё делает один, многие аспекты видео страдают, так как один человек физически не способен уделять им время. Например, видеограф может быть хорошим и грамотным оператором, но режиссура, освещение, цветокоррекция при этом будут сильно страдать, так как он недостаточно хорошо образован в этих вопросах или просто не имеет времени на их грамотное исполнение.
  3. Продолжительные сроки — видеопроизводство для видеографа зачастую лишь подработка. Он занимается им в свободное от основной работы время. Из-за этого ему может не хватать времени на постпродакшн. В итоге заказчик получает видео позже, чем нужно.
  4. Отсутствие гарантий — заказчик очень рискует, нанимая малознакомого видеографа. Так как видеограф не связан договором, он может либо исчезнуть, забрав предоплату, либо сделать видео и отказаться его исправлять, если заказчика что-то не устроит. Нет никаких гарантий, что работа с видеографом не выльется заказчику в большие расходы.

Снимаем фильм: основные этапы и ошибки. пре-продакшн

Цветокоррекция

Данный этап заключается в окрашивании кадров киноленты. Здесь присутствует индивидуальный выбор решений в зависимости от типа видеоролика, видеоряду будет придан определенный цвет, оттенок, эффект. Вследствие такой работы изображение получает большую фактурность. Еще цветокоррекция отлично компенсирует недостатки освещения, насыщенности, контраста и пр. Цветокорректорами называются нынешние художники. Именно они делают живыми все детали кадра. Хорошая и продуманная цветокоррекция нужна любому проекту (как кинолентам, так и коротким видеороликам). С ее помощью регулируют цветовые компоненты

Важность данного этапа проистекает из требований современности. Сейчас визуализация выходит на первый план и должна соответствовать высочайшим критериям и стандартам

Поэтому отказываться от цветокоррекции нерационально. Цветовая гамма и тональность моментально создают нужную атмосферу, помогают зрителям быстро отреагировать, ощутить, что предлагается к просмотру – лента-мелодрама (тона блеклые, темные, неяркие) или кинокомедия (тона обладают яркостью, насыщенностью). Благодаря этому можно мгновенно сориентировать кинозрителя на то, что именно он видит перед собой. Так он сможет понять с первых кадров, что данный фильм ему интересен и его стоит смотреть дальше.

Выбор

Чтобы выбрать продакшн заказчику необходимо:

  • Определить задачу и формат ролика
  • Составить список потенциальных продакшенов (включить как местные, так и не местные)
  • Оценить их сайты и портфолио, сразу отсеять неподходящие
  • У оставшихся — запросить бриф, заполнить его и получить коммерческое предложение. Отсеять варианты, не подходящие по бюджету
  • Пообщаться с представителями оставшихся студий (лично или по скайпу). Отсеять студии, которые явно не заинтересованы проектом / предлагают не то, что нужно заказчику / сложны для взаимопонимания / ставят невыгодные условия
  • Выбрать продакшн, прошедший отбор. Подписать договор

Снимаем фильм: основные этапы и ошибки. пре-продакшн

Визуальные эффекты и графика в целом

Визуальные эффекты так же важны, как и предыдущие работы. Их создание – это сложнейшая обработка видеоряда. Пылающие высотки, фантастические конструкции создаются не иначе, как с помощью визуальных эффектов. Все многообразие графики условно делится на три составляющие: CG, VFX и Motion Graphics.

Стоит заметить, что спецэффекты – SFX – не то же самое, что визуальные эффекты или VFX. Спецэффекты – это взрывы, огонь, вода, гроза, молния. Мегаполис, существующий лишь в воображении режиссера фильма, или огромную баталию реально воссоздать, используя спецэффекты.

Спецэффекты создаются на съемочной площадке. Однако все происходящее на стадии пост-продакшна – это уже VFX. Чтобы получить натуралистичный эффект в фильме, необходимо правильно увязать между собой SFX и VFX.

Именно VFX (от английского Visual Effects) способны производить волшебные преобразования уже снятых кадров. Благодаря им можно сделать человека младше лет на пять, уменьшить или увеличить его рост и т.д.

Сейчас любое видео требует наличия визуальных эффектов. Эта потребность связана не только с тем, что нужно воссоздать в фантастическом боевике мифических существ, таких как гарпии или огнедышащие драконы. Дело в том, что сейчас ни один фильм после съемок не обходится без своеобразной шлифовки. С помощью такой обработки можно удалить страховочный трос, лишние предметы в кадре, например, биг-борды на дороге и т.п. Это дает возможность убрать складки на лице у актеров или лишние килограммы у главной героини в области талии.

Если музыка – это дыхание кинофильма, то графика является его лицом. Когда применяется именно графика, а не натуралистичный съемочный процесс? Это бывает в следующих случаях:

  • при помощи графических инструментов сцена будет выглядеть более красиво и за меньшие деньги;
  • сцена невозможна для воспроизведения в реальности, например, нужно выпрыгнуть из горящего самолета или запустить ракету в космос;
  • существует риск и опасность, что при натуралистичных съемках могут пострадать актеры.

Графика начинается с титров и заканчивается целыми объемными сценами. Она дает возможность нарисовать мультфильмы и сделать качественную анимацию. Сейчас графика присутствует не только в полнометражках, но и во многих роликах. Однако в рекламных видео она более лоснящаяся, чем в полноценных видео. Ведь в серьезном кино графические структуры выглядят строже и натуральнее по виду.

Процесс монтажа

Этот этап в пост-продакшн представляет собой компоновку видеоряда. Стоит заметить, что предварительно монтаж происходит во время съемок. Это нужно, чтобы увидеть всю задумку целиком. От грамотной работы во время данного процесса зависит очень многое. Например, качество и понятность смысловой нагрузки для кинозрителя. Присутствие профи на данном этапе не скроет промахи операторской работы, если таковые имели место. Однако правильный монтаж поможет обойтись без сверхурочной работы и лишних трат.

От людей, которые создают фильмы в Голливуде, можно услышать странную фразу: «Все киноленты делаются как раз именно после съемочного процесса». Поэтому процесс монтажа критически важен для производства фильмов.

Редактор монтажа видит киноленту и ее смысл по-своему. Его задача – придание стиля кинокадрам, сценам. Он занимается правильным построением переходов и эмоций. В результате кинокартина получается целостной, органичной, у нее своеобразное, красивое обрамление.

Плюсы видеопродакшн-студии

  1. Оригинальность — благодаря тому, что в студиях практикуется подход полного цикла, заказчику предлагают оригинальные концепции для видео и пишут грамотный сценарий. Это выделяет видео заказчика среди всех остальных. Видео выполняет свою задачу, так как его сюжет тщательно продуман и выверен.
  2. Высокое качество и художественность — в студии каждый занимается своим делом. Сценарист с маркетологом напишут хороший сценарий. Продюсер найдет локации, актеров, реквизит, команду. Режиссёр проведет грамотную работу с актерами, оператор выстроит красивый кадр, гафферы выставят свет, монтажер грамотно смонтирует материал, композитор напишет уникальную музыку, саунддизайнер подберет звуки, художник-аниматор и моушн-дизайнер сделают современную графику. В итоге видео получится всесторонне качественным.
  3. Гарантии — так как студия работает официально, заказчик не беспокоится, что его обманут. Работа идёт согласно договору. Сценарий, техническое задание, смета документально согласованы.
  4. Короткие сроки — благодаря тому, что в студии все специалисты работают постоянно и занимаются только своим делом, работа происходит максимально быстро, согласованно. Заказчик может получить готовое видео в течение недели, если заранее была проведена основательная подготовка к съёмкам.
  5. Сервис — с заказчиком от лица видеопродакшн-студии всегда общается один человек: либо менеджер, либо продюсер, либо директор. Это очень удобно, так как все вопросы заказчика решаются оперативно, общаться очень легко и по телефону, и через интернет, и лично. Заказчик может в любое время приехать в офис, за чашкой кофе ему расскажут о ходе работы, предложат новые оригинальные решения, передадут оригиналы счетов / актов / прочей бухгалтерской документации.

Виды продакшн-студий

В сфере видеопроизводства работает много компаний, но у каждой из них есть своя специфика работы, уровень профессионализма, принципы производства, специализация. В сумме все видеопродакшены можно разделить на следующие виды:

  1. Продюсерский продакшн— студия, которая, как правило, становится посредником между заказчиком и специалистами, работающими над видео. Под каждый проект продюсер индивидуально подбирает исполнителей, ориентируясь, прежде всего, на бюджет и бриф заказчика. Это обеспечивает высокое качество проекта, а так же относительно высокую стоимость. Чтобы зарабатывать продюсер должен привлекать только отличных специалистов и брать крупные заказы, стоимостью в несколько миллионов рублей. Очевидно, что продюсерский продакшн не подойдет для заказа с небольшим бюджетом.
  2. Специализированный продакшн — это студия, которая специализируется на узкопрофильных направлениях, таких как 3D-анимация, motion-дизайн, инфографика. Эта студия может делать не все форматы видео, но прекрасно справляется с работой в своей нише. Обычно, чем крупнее специализированный продакшн, тем выше стоимость его услуг. Такой продакшн— отличное решение, если задача заказчика идеально вписывается в специализацию студии.
  3. Продакшн полного цикла — студия, в которой работают все необходимые исполнители. Заказчик может забыть обо всех организационных вопросах и полностью поручиться такому продакшену: выбранная концепция будет реализована точно в соответствии с брифом. Все продакшены полного цикла имеют свой собственный оригинальный стиль работы за счет уровня профессионализма и художественного вкуса своих сотрудников. Единственным минусом может стать высокая стоимость услуг и отсутствие гибкости в выборе исполнителя.
  4. Стартап-продакшн — небольшая студия полного цикла. Команда такого продакшена не большая, но очень слаженная и энергичная. Такой продакшн может предложить интересные идеи и качественно их реализовать, используя минимум средств и сторонних специалистов. Это позволяет заказчику солидно сэкономить и получить приемлемое качество. Минус этого продакшена в его малоопытности работы с крупнобюджетными проектами, однако, с проектами для среднего и малого бизнеса он справляется “на ура”.

Снимаем фильм: основные этапы и ошибки. пре-продакшн

Что такое пре-продакшн фильма?

Об остальных этапах здесь сказано будет сравнительно мало – их мы лучше рассмотрим отдельными статьями.

Итак.

«Плей-офф», как сценарий, появился внезапно, в январе 2014-го года. На тот момент у меня сорвался проект «Следующий вечер», над которым я работал уже больше года. Я вынужден был мгновенно менять фильм (а я находился еще в процессе обучения в киношколе, поэтому не было времени рассиживаться). Сначала было смятение. Где за несколько дней взять новую историю? И тут мне помогли мои режиссерские блокноты.

Я веду специальные блокноты еще с первого курса института, куда записываю все творческие идеи, фрагменты диалогов, сюжеты, названия, размышления о кино и т.д. (возможно поговорим о ведении таких блокнотов отдельной статьёй). И в одном из них я обнаружил короткую заметку, датирующуюся еще 2012-м годом: «Спортсмен делает ставки на собственные состязания». Отсюда и родился сценарий. Как я его писал – в общем по тем принципам, о которых мы уже говорили. Фактически, с того момента, как я набросал синопсис, начался пре-продакшн фильма. И уже на этом этапе я стал совершать ошибки.

Задача и формат

Первым делом заказчик должен поставить перед собой вопрос: “Какую задачу должен выполнить видеоролик?”. Для каждого отдельного случая задача индивидуальна: развлечь, заинтересовать, продать, повысить имидж, лояльность клиентов и другое.

После того, как цель определена, нужно определиться с форматом. Чтобы не путаться в терминах, заказчику достаточно посмотреть видеоролики других компаний по интересующей тематике и выбрать формат, который понравится. Формат включает в себя много детальных различий, например:

  1. Постановочная съёмка / Репортажная съёмка / Анимация
  2. Хронометраж
  3. Ролик для ТВ / Интернета / Выставки
  4. Реклама товара или услуги / Реклама бренда / Информационный ролик-интервью / Отчет с мероприятия / Инфографика…

Снимаем фильм: основные этапы и ошибки. пре-продакшн

Разновидности графики

Visual Effects подразделяются на три главные процесса:

  • Compositing,
  • CGI,
  • Motion Graphics.

Compositing представляет собой сопоставление снятых кадров с остальными элементами. Это замена хромакей, устранение ненужных предметов, добавление вспышек и многое другое. Можно сказать, что этот процесс похож на работу с Photoshop, но намного большей сложности.

Про SFX (special effects) было сказано перед этим. Отснятые на съемках кадры дополняются визуальными эффектами (VFX). В итоге получается полноценный и высококачественный продукт. Основное отличие визуальных эффектов от спецэффектов заключается в том, что процесс происходит на стадии пост-продакшена (post-production). VFX состоит из CGI и SFX.

CGI – картинки, которые создаются на компьютере. Это персонажи, 3D-объекты, декорации, локации, созданные компьютерной техникой. То есть, молнию, взрыв можно отснять вживую (SFX) или воссоздать явления, используя компьютер (CGI). Затем идет наложение на видеоряд во время монтажа (VFX) при постпродакшне.

Фантастическое существо, например, эльфа, орка можно получить, используя грим. Тогда это будет SFX. Если при этом мы воспользуемся компьютерной программой, тогда – это CGI. Такой эффект будет вставлен в киноленту во время Post-production.

Что называется Motion Graphics? Под этим термином следует понимать простейший тип графики, которые применяется для визуального декора видеоклипов, ТВ-заставок, титров в фильмах, в рекламе.

Графика в кинофильме важна и по той причине, что по ней чаще всего судят о качестве и бюджете продукта.