Прелюдия (музыка)

Закат прелюдии при классицизме

Прелюдировать мог один человек — композитор. Каким образом можно прелюдировать в условиях оркестра? Ничего, кроме какофонии, такая затея не сулит. Поэтому сложнейшие полифонические мелодии, звучавшие в соборах, сменили значительно более простые и удобные для восприятия музыкальные формы. Необходимость в том, чтобы готовить и настраивать слушателей на произведение музыки, отпала

Новые виды произведений – увертюры, концерты, симфонии начинались столь броско, что внимание слушателя концентрировалось на мелодии с первых же минут. Прелюдия в музыке потеряла актуальность, как и фуга

Эпоха Барокко

Ну вот мы и стоим уже у истоков зарождения хоральной прелюдии. Творцы времен Барокко, пережив Возрождение и все его прелести, немного переосмыслили суть и значение данного произведения, сделали его более светским и интересным. Каким образом? Просто хорал теперь стал многоголосным и, что самое главное, перестал называться Григорианским, превратившись в Протестансткий или Лютеранский. Да, все это произошло как раз в период Реформации и данное религиозное нововведение не могло не повлиять на искусство.

Новоиспеченные протестанты начали на свой манер исполнять некогда сакральные для средневековой церкви мотивы и придали им такое звучание, которое мы можем услышать теперь. Несколько десятилетий спустя в Германии становится известным творчество Иоганна Себастьяна Баха, который и стал отцом жанра органной хоральной прелюдии.

Прелюдия (музыка)

Сначала был хорал

Пожалуй, данное слово будет понятно даже самому отдаленному от музыки и от религии человеку. Хорал — это произведение церковного характера, которое исполняется хором служащих. В нем могут воспеваться конкретные события или же воспроизводиться те или иные молитвы, просьбы и т. п.

Хоралы в качестве монофоничных, то есть написанных под один голос произведений, появились в эпоху Средневековья. Это был расцвет церковной власти, и помимо величественных соборов, которые возводились в Европе повсеместно, было принято решение сделать служение Богу еще и культурным мероприятием. Так появился Григорианский хорал, который исполнялся монахами или другими церковными служащими по определенным праздникам. Создание и развитие этого жанра в дальнейшем оказало сильное влияние на формирование классической музыки.

Прелюдия (музыка)

Революция Шопена

Так продолжалось вплоть до начала XIX века. Тогда думалось, что жанр прелюдии навсегда ушел из музыкальной жизни. Однако в это время оказалось, что стиль классицизма, почти отменивший сложную полифонию и сопутствующее ей прелюдирование, исчерпал себя. Началось новое время – эпоха романтизма с присущим ей стилем барокко.

Прелюдия (музыка)

«Второе рождение» жанр пережил благодаря молодому Фредерику Шопену. При Шопене понимание того, что такое прелюдия, изменилось. Именно он в своем творчестве смог раскрыть неисчерпаемость выразительных возможностей фортепианной миниатюры.

Шопен испытывал тягу к естественности чувств и романтически, одухотворенно воспринимал природу и пейзаж. Видимо он вспомнил как хорошо старые мастера умели передавать все оттенки настроений в своих прелюдиях. Они могли быть как нежными и созерцательными, так и бурными и неистовыми. Это в будущем ярко проявилось в творчестве Шопена.

Однако по прошествии столь долгого времени жанр не мог остаться таким, каким был. Сменилось несколько поколений, стали другими речь, манеры и привычки. То, что рассказывал в соборе органист своим прихожанам, совсем не годилось для салонной фортепианной музыки, исполняемой пианистом среди друзей или в концертном зале. Если для Баха прелюдия самостоятельного значения не имела и существовала обычно рядом с фугой, то Шопен сделал ее независимым полноценным произведением. И с этих пор значение названия жанра не соответствует изначально заложенному в него смыслу. С легкой руки Шопена понимание жанра стало не тем, что раньше. Теперь прелюдия — это музыкальная пьеса небольшого размера, которая служит музыкальной иллюстрацией какого-то одного настроения.

Шопеновской музыке присущи богатство переживаний, неожиданность оттенков, эмоций и целостность образов, запечатленных в них. Все прелюдии Шопена настолько совершенны, что до сих пор являются образцом для подражания.

Поскольку эти музыкальные произведения так малы, музыканты часто объединяют их в циклы. Создаются они для скрипки, фортепиано, ансамблей, оркестра.

Прелюдия (музыка)

Сюжет

Действие фильма разворачивается во время Холодной войны: к власти на Кубе пришли коммунисты во главе с Фиделем Кастро. Тем временем правительство США планирует устроить контрреволюцию. В рамках операции под кодовым названием «Прелюдия 11» четверо кубинских эмигрантов и гватемалец Рико под руководством американца Маклэша проникают вглубь страны с целью взорвать стратегически важный мост рядом с городом Эсперанса. За охрану моста отвечает завербованный американцами команданте Паломино. В его подчинении находится лейтенант Рамон Кинтана, чья возлюбленная Даниэла одна воспитывает ребёнка. Её парень Мигель бросил её и перешёл на сторону американцев, войдя в состав отряда Маклэша. Лодка, в которой они находились, терпит крушения, в результате чего им приходится добираться до моста пешком.

В деревне группа Маклэша вступает в бой с отрядом революционеров. Маклэш получает тяжёлое ранение, вскоре после чего умирает. Однако группа захватывает в плен революционера Пенью, с которым далее отправляется к намеченной цели. По дороге Пенья рассказывает об успехах революции и достижениях новой Кубы. Особенно вдохновлён идеями революции Рико.

Паломино снимает часть охраны, чтобы она не патрулировала близлежащие территории. Дойдя до моста, отряд контрреволюционеров начинает обстрел военных. В качестве поддержки два самолёта ВВС США высаживает отряд парашютистов, против которых выступили местные крестьяне, устроив в местах их приземления (леса и болота) пожар, в результате которого большая их часть погибла. Отряд понимает, что добраться до моста пешком невозможно, поэтому посылает Мигеля с одним из товарищей в Эсперанса с целью получить с помощью его бывшей подруги Даниэлы джип. Встретившись с ним, она сначала верит ему, но потом понимает, что он ведёт двойную игру. Даниэла отказывается сотрудничать с ним, но не в состоянии арестовать его. Она обращается за помощью к Паломино, но тот просит Даниэлу передать им машину якобы для того, чтобы их можно было легче задержать. В то же время он приказывает Кинтане перебросить основные силы на цементный завод, заявив, что согласно инструкциям из Гаваны именно завод является целью нападения. Несмотря на сомнение в правдивости слов команданте, Кинтана отправился с людьми на завод.

Пенья и Рико сбегают из отряда. Они выходят на цементный завод, где и встречают Кинтану. Они рассказывают ему, что мост остаётся целью контрреволюционеров. Кроме того, они сообщают, что Даниэла привезла им. Кинтана пришёл к выводу, что она решила сотрудничать с Мигелем. После короткого разговора с Паломино он мобилизовал подчинённые ему войска для поимки отряда. Команданте понимает, что его план провалился. Он застрелился за несколько минут до своего ареста. Кинтана и его люди вступили в бой с контрреволюционерами. Некоторые из них арестованы, некоторые – убиты. Среди погибших есть и Пенья. Становится известно о предательстве Паломино. Когда мимо Даниэлы проводят арестованного Мигеля, она демонстративно отворачивается. В этот момент Кинтана понимает, что Даниэла никогда не переходила на сторону врага.

Продолжатели

В XX веке великий знаток полифонии Д. Д. Шостакович вернулся к баховским традициям, создав цикл, состоявший из 24 музыкальных пьес.

Спустя несколько лет жанр прелюдии обогатили такие русские композиторы, как Скрябин, Рахманинов, Лядов. В их версиях это музыкальное произведение заиграло новыми красками. Так, прелюдии Рахманинова навевают зримые ассоциации и картины. Скрябин поражает утонченностью и мечтательностью, иногда сменяющимися дерзкой порывистостью. Сейчас это музыкальное произведение уже долгое время не претерпевает изменений. Прелюдия — это музыкальное произведение небольшого размера, которое не имеет строгой формы.

Прелюдия как импровизация перед фугой

История жанра началась с импровизированных вступлений — они звучали перед сложными полифоническими музыкальными сочинениями, которые создавались для органа в XVI-XVII столетиях. Такие вступления были нужны, чтобы слушатель мог настроиться на восприятие сложнейшего переплетения голосов инструмента и уследить за музыкальной мыслью автора. Вначале слушателя погружали в тот мир звуков, который будет полностью раскрыт в основном произведении. Поэтому подобная предварительная настройка на первых порах не была произведением, а лишь подготовкой к нему и называлась прелюдированием. Если само исполняемое произведение уподобить архитектурному сооружению, то прелюдия будет в этом случае являться окружающим ландшафтом. Музыка ее свободна от излишней строгости. В ее основе лежит фантазия исполнителя, его импровизация. Бурные звуки органной музыки громко и торжественно сотрясали своды соборов, увлекая завороженных слушателей в мир музыки.

Прелюдия (музыка)

Импровизация долгое время считалась нормой при исполнении музыки. Причем это касалось не только органной музыки, но и музыкальных произведений для лютни и клавесина. Однако в середине XVIII столетия время прелюдирования подошло к концу. Началась эпоха, когда музыка начала звучать не только в соборах и камерных гостиных. Она переместилась в огромные залы со светским многолюдьем. Здесь исполнителем музыкальных произведений стал оркестр.