Компьютер

История

В начале своего развития компьютеры были большой редкостью, а основными их покупателями были крупные организации, но со временем, они стали появляться в открытых продажах, что сделало их более доступными для простых покупателей, с возможностью использования их в личных целях, что и утвердило название таких вычислительных машин — персональными компьютерам.

Сам термин персональный компьютер был использован впервые в 1964 году итальянской фирмой Olivetti. В 1975 году массовый выпуск компьютера Альтаир 8800 послужил началом линии производства персональных компьютеров, а вот персональные компьютеры похожие на современные появились только в 80-х годах 20-го столетия. В те годы ПК называли любой компьютер, который имел архитектуру IBM PC, что означало совместимость составных компонентов одних компьютеров с другими.

Массовый выпуск ПК аналогичных современным компьютерам начался в 1995 году, чему способствовал выход такой операционной системы как Windows 95. Навыков для использования компьютеров под её управлением если и требовалось, то намного меньше, чем до её выхода. В СССР широко использовался термин ПЭВМ, собственно это были всё те же вычислительные машины, а персональное использование таких компьютеров служило их предназначением по определению.

Выбираем видеокарту

Видеокарты также называют видеоадаптерами, графическими картами, видеоплатами и видеографическими адаптерами. Все эти названия означают одно и то же: устройство, которое формирует изображение на мониторе, посылает на него визуальную информацию в соответствии с программой.

Процессор графической карты может называться графическим сопроцессором или графическим ускорителем. Сопроцессор помогает основному процессору обрабатывать графику, работая вместе с ним, а ускоритель получает инструкции от центрального процессора и обрабатывает их самостоятельно.

Чем больше память (RAM) видеокарты, тем больше цветов можно показать и использовать более высокое разрешение монитора. Современные видеокарты имеют как минимум 64 Мбайт памяти (это данные для самых дешевых, устаревших моделей). Более продвинутые модели несут на борту 512 или даже 1024  Мбайт видеопамяти. Но для хорошей производительности одного лишь объема памяти мало: на характеристики видеокарты влияют мощность ее процессора, разрядность шины и другие параметры.

Не так давно видеокарты выпускались для шин ISA и PCI, однако несколько лет назад был разработан специальный стандарт для видеоплат AGP. С тех пор видеокарты создавались исключительно под AGP, но в последнее время появилась еще одна новинка — шина PCI Express. Сейчас на рынке имеются и видеокарты AGP, и видеокарты PCI-E.

Как выбрать видеокарту?

Тип шины (AGP или PCI-Express);
Объем видеопамяти (128, 256, 512, 1024 Мбайт), разрядность шины (64, 128, 256 бит или больше). Эти показатели влияют на производительность видеокарты, и чем они выше, тем лучше;
Версия DirectX, которую поддерживает видеокарта. Версия поддерживаемого DirectX очень важна для нормальной работы: предположим, вы запустили программу или игру, которая использует возможности DirectX 9. Но если ваша видеокарта рассчитана на поддержку DirectX 8, то все те «фишки», которые появились в старших версиях, будут эмулироваться центральным процессором, замедляя его работу. Ну а если видеокарта аппаратно поддерживает DirectX 9, то она прекрасно справится с этой задачей, не беспокоя и не загружая центральный процессор;
Компания-производитель видеокарты. Их великое множество: GigaByte, Sapphire, Soltek, ASUS и другие. Не стоит выбирать видеокарту неизвестного производителя

Внимание! Не спутайте производителя видеокарты и производителя чипа. Чипы для видеокарт, которые стоит покупать, сейчас выпускают ATI и nVidia.

Распространение PC-игр

Распространение на физических носителях

Компьютерные игры продаются на стандартных носителях информации, таких как компакт-диски (CD), DVD и флоппи-диски (дискеты). В самом начале развития игровой индустрии диски отправляли покупателям по почте. На замену этому способу доставки пришла розничная продажа игр, которая и стала основным каналом распространения игр по причине более высоких продаж. Разнообразные флоппи-диски были основным носителем в 80-х и ранних 90-х. Позже, из-за увеличивающегося объёма игровых файлов, они уступили место более вместительным носителям.

После появления полноценных графических движков современные игры стали более требовательны к размеру дисков, что подогрело интерес к форматам CD и DVD, как к новому поколению компактных носителей для персональных компьютеров. Растущая популярность DVD-приводов в ПК, а также большая вместимость дисков (однослойные DVD-диски могут вместить до 4,7 гигабайт информации, что почти в семь раз больше, чем CD), стали результатом того, что DVD стал новым форматом для распространения компьютерных игр. На сегодняшний день (конец 2000-х годов) лишь очень незначительное количество игры выходит на CD, а большинство — на одном или нескольких DVD.

Пробная версия

Вариант с распространением пробной версии (англ. Shareware), когда потенциальным покупателям безвозмездно предоставляют ограниченную или демонстрационную версию полной игры, начали использовать на заре игровой индустрии и используют её до сих пор. Пробные версии обычно предлагают лишь малую часть геймплея полной игры. Они могут распространяться через игровые журналы, магазины или сайты разработчиков.

В начале 90-х такой способ распространения активно использовался такими компаниями, как Apogee Software, Epic Megagames и id Software, и по сей день остаётся популярным среди мелких разработчиков. Позже крупные компании отдали своё предпочтение традиционной розничной продаже, за исключением таких компаний, как Big Fish Games и PopCap Games, которые до сих пор используют эту модель распространения.

Демо-версии

Демонстрационная версия компьютерной игры, демо-версия игры (англ. Game demo) — версия компьютерной игры, которая служит для её демонстрации и рекламы и распространяется бесплатно.

Цифровая дистрибуция

Компьютер
Главная страница сервиса онлайновой дистрибуции Direct2Drive

Вместе с растущей популярностью Интернета растёт популярность такого вида распространения игр, как цифровая дистрибуция. Такие сайты, как Direct2Drive и Download.com дают возможность покупать и скачивать большие игры из сети. Одни онлайновые сервисы требуют плату только за факт покупки игры, другие же основываются на подписке — за ежемесячную плату пользователи могут скачивать столько игр, сколько они хотят.

Одним из примеров сервисов цифровой дистрибуции может служить система Steam, разработанная Valve Corporation и ставшая альтернативой традиционным онлайновым сервисам распространения: Steam предлагает возможность предварительной загрузки зашифрованных файлов игры за несколько дней или недель до официального релиза. После выхода игра сразу же становится доступной для запуска. Купленные в Steam игры могут быть скачаны в любой удобный для пользователя момент, в то время как физические носители могут повредиться и перестать читаться приводами. Правда, игрок всё-равно будет зависеть от работы серверов Steam, если он захочет скачать игру. В условиях предоставления услуг Steam написано, что Valve не несёт ответственности за работоспособность серверов. Так что если Valve Corporation закроется, серверы будут отключены.

Виды стационарных персональных компьютеров

Под типом стационарного ПК подразумевается компьютер, имеющий постоянное место, чем собственно и служит скажем компьютерный стол и не подразумевающий частой смены места. Такие компьютеры так же можно назвать рабочими станциями, ведь вычислительных мощностей хватает для выполнения определённой работы, то есть интенсивных вычислений.

Выделяются три основных типа таких устройств:

1. Настольные компьютеры или десктопы

Самыми высокопроизводительными представителями персональных компьютеров являются именно настольные компьютеры. Настольным компьютер таким называется потому, что местом размещения служит письменный, а в последующим после некоторых изменений — компьютерный стол.

Основным компонентом тут считается системный блок, обычно представляющий из себя прямоугольную коробку, чаще всего находящуюся или в верхней части стола или же в нижней. К системному блоку подключается монитор, клавиатура и мышь, все эти компоненты взаимодействуют между собой.

Системный блок является модульным устройством, что означает возможность замены каждого комплектующего – модуля, самостоятельно, тем самым изменив конфигурацию под себя.

2. Неттопы

Неттоп это минимизированная версия системного блока, кроме размеров отличается меньшим энергопотреблением и выделением шума, и как следствием в большинстве случаев меньшей производительностью. Но всё это способствует отличной интеграцией с интерьером офиса или дома. Больше о данном виде компьютеров можно узнать из материала статьи: Неттоп, что это такое.

3. Моноблоки

Моноблок является так же стационарным компьютером, но без видимого системного блока. Каркасом для такого вида компьютеров как моноблок служит один общий корпус с монитором. Все комплектующие размещаются в тыловой части, за дисплеем, что создаёт определённую эстетичность для работы за компьютером. Что такое моноблок и моноблочный компьютер, можно уточнить в одноимённой статье.

Персональный компьютер как игровая платформа

Аппаратная часть

Современные компьютерные игры выдвигают немалые требования к компьютерной аппаратной части. Основой является быстрый центральный процессор (англ. CPU) для корректной работы внутриигровых механизмов

Вплоть до 2005 года производители процессоров занимались увеличением тактовых частот ЦП, а после 2005 они стали уделять основное внимание многоядерности. Многоядерные процессоры дали возможность обрабатывать несколько задач одновременно, что означало более сложную графику, более продвинутый искусственный интеллект и внутриигровую физику.

Кроме процессора трёхмерные игры требуют мощного графического процессора (англ. GPU), который ускоряет процесс отрисовки сложных графических сцен в режиме реального времени. GPU могут быть встроены в материнскую плату (такое решение используется в основном в ноутбуках) или могут быть встроены в отдельную карту со своей памятью (так называемой видеопамятью), которая соединяется с материнской платой посредством портов AGP или PCI-Express. Также возможно использование нескольких графических процессоров в одном компьютере с помощью таких технологий, как Scalable Link Interface (NVidia) или CrossFire (ATI).

Для обеспечения трёхмерного качественного звука в играх необходимо иметь звуковую карту (встроенные аналоги зачастую не имеют функций для 3D и более чистого звука). Линейка SoundBlaster от Creative Labs много лет была стандартом для звуковых карт, хотя её популярность упала после того как на материнских платах появились встроенные звуковые процессоры.

Физические процессоры (англ. PPU), такие как карта Nvidia PhysX, тоже могут требоваться современными играми для ускорения обработки фиизических процессов. PPU дают компьютеру возможность просчитывать сложные взаимодействия между объектами игрового мира, что открывает множество возможностей контролировать происходящее в игре, адаптированной под физический процессор.

Для управления используются клавиатуры, мыши, джойстики для авиасимуляторов, рули для гоночных игр и геймпады для игр, ориентированных на консольное управление. Для общения в онлайн-играх используют гарнитуры.

Программная часть

Компьютерные игры помимо аппаратной требуют ещё и программную часть, в которую входят операционная система, драйверы устройств, библиотеки и многое другое. На сегодняшний день большинство игр разрабатываются для запуска на операционных системах семейства Microsoft Windows. В самом начале развития индустрии игры, которые писались под MS-DOS, обязательно включали код, работающий напрямую с железом. Сегодня же связующим звеном между операционной системой и игрой является API, что упрощает создание игр. Особенно широко используется библиотека Microsoft DirectX, которая обеспечивает связь со звуковым и графическим оборудованием. Кроме неё существует кросс-платформенная библиотека OpenGL. На производительность и геймплей также влияет версия драйвера видеокарты, установленного в системе.

Локальная сеть

До того как широкополосный Интернет стал доступен большинству пользователей, для многопользовательского режима в играх использовали локальную сеть (англ. LAN). У локальной сети была гораздо более высокая пропускная способность и малое время отклика по сравнению с повсеместным тогда dial-up. Эти преимущества в то время позволяли бóльшему количеству игроков присоединяться к сетевым баталиям. В наши дни локальная сеть продолжает быть для многих лучшим вариантом для многопользовательской игры по причине высокого времени отклика и дороговизны Интернета.

Для игры по локальной сети нужны два (или более) компьютера, роутер и кабели для присоединения каждого из них к сети. В дополнение к этому всем компьютерам необходима сетевая плата для соединения и собственная копия игры. Опционально, любая локальная сеть может соединяться к Интернету.

Виды портативных персональных компьютеров

Что является портативным устройством? Портативный — значит переносной, а в нашем случае мобильность компьютерам обеспечивает их сравнительно с настольным компьютером меньший размер и ёмкий аккумулятор. В большинстве случаев такой тип компьютеров для увеличения часов автономной работы ограничивает себя в производительности, но и этих возможностей хватает для выполнения определённых, собственно, как и для любого компьютера, вычислительных операций.

1. Ноутбуки и их ближайшие родственники нетбуки

Ноутбуки — это компьютеры, которые можно без труда переносить, имеют возможность автономной работы, которая возможна именно благодаря батареи, как и у других видов портативных компьютеров. Кроме этого отличительной чертой от стационарных компьютеров делает наличие совмещённых комплектующих, дисплея клавиатуры в одном корпусе. А способность складываться делает их ещё компактнее.

Нетбуки же, это всё те же ноутбуки, имеющие не только меньшие размеры и больше времени работы от аккумуляторной батареи, но и менее высокую производительность, что не даёт возможности ими использовать ресурсоёмкие приложения.

Эти наколенные виды компьютеров, основанные на книжном принципе закрытия и открытия, предоставляют хоть и не высокую, но достаточную производительность для выполнения нужд пользователя. Что такое ноутбук — эта статья сможет создать общее представление о ноутбуке, нетбуке и других раскладных компьютерах.

2. Планшеты и планшетные ноутбуки

Планшеты, это переносные компьютеры, разделившие потребности пользователей в КПК со смартфонами, в одном корпусе вычислительный потенциал для просмотра интернет страниц, видео и прослушивания музыки, основой тут является такое устройство ввода, как сенсорный дисплей — Touchscreen (тачскрин), являются настоящими помощниками, а в некоторых ситуациях удобнее ноутбука за счёт меньших размеров.

У планшетных ноутбуков кроме тачскрина так же, как и у ноутбука, имеются клавиатура и в зависимости от модели может или складываться, или же выдвигаться.

Основной задачей данного вида портативного устройства является именно выход и использование интернета, хоть и присутствуют основные мультимедийные возможности. Для таких мини компьютеров время автономной работы важнее производительности, если сравнивать со всё тем же Desktop.

3. Карманные типы компьютеров и смартфоны

Если раньше отличия между смартфонами и КПК (карманными персональными компьютерами) были действительно заметны, то сейчас средне статистический смартфон выполняет те же функции, а популярность КПК уже не та, что ранее, но все же своих пользователей данный вид компьютера имеет.

Так же, как и другие виды компьютеров, являющиеся представителями портативных устройств, зависимы от времени работы аккумулятора. Обладают, довольно небольшими размерами, что благоприятно сказывается на возможности их иметь всегда под рукой, что противоположно производительности. Благодаря более низкому разрешению есть возможность использовать такие устройства для просмотра видео и фото, пусть они ни лучшие плееры, но такой возможности не лишены, а функции фото и видео съёмки являются хорошим плюсом.

Эти устройства работают от батареи, а их размеры благоприятствуют возможности иметь их постоянно при себе. Главное отличие между сегодняшними моделями смартфонов и КПК, в том, что первый выполнят кроме вычислительной функции, функцию телефона. Современные модели в обязательном порядке имеют такое устройство ввода, как сенсорный дисплей.

Устройства ввода и вывода информации в компьютер

Основными устройствами ввода и вывода информации в компьютер являются: клавиатура, мышь, монитор, колонки.

Что такое компьютерная мышь?

Мышь — это внешнее устройство компьютера. С помощь мыши пользователь компьютера оперирует другими устройствами, выбирает пункты меню, двигает указатель, рисует фигуры путем нажатия сигнальных клавиш.

Существуют следующие виды мыши для компьютера: проводные и беспроводные мыши. Беспроводные мыши обладают большей мобильность, однако, нуждаются в источнике питания.

Геймер, человек, играющий в видеоигры, внимательно относится к выбору мыши. Подбирать мышь геймеру стоит по руке и отвечая на вопрос: «Во что я буду играть?». Можно уверенно не рекомендовать геймеру беспроводные мыши, так как батарейка может сесть во время онлайн-игры.  

У ноутбука есть дополнительное устройство тачпад, которое выполняет роль компьютерной мыши. Это сенсорная панель, встроенная в ноутбук. При наличии тачпада отсутствие мыши (или ее плохая работа, заторможенность) на ноутбуке не является проблемой.

Что такое клавиатура?

Это устройство ввода информации в компьютер, которое позволяет осуществлять ручной ввод данных, отдавать команды, двигать курсор по экрану. Помогают в этом клавиши с буквами, цифрами и символами. Вне зависимости от внешнего вида все клавиатуры устроены примерно одинаково: на печатной плате располагаются кнопочные устройства, соответствующие расположению реальных клавиш.

Виды клавиатур для компьютера различны, одна из последних разработок – световая клавиатура, которая выглядит как небольшой прибор и устанавливается на столе.

Джойстик

Дополнительное устройство компьютера джойстик используется для обучения специальным программам, а также для компьютерных игр. Джойстики могут быть двух видов: настольные и ручные. Джойстик можно наклонять в любую сторону. Если джойстик наклонить вправо, то объект на экране будет двигаться вправо, если влево – то влево, если от себя – то вверх, а если к себе – то вниз.

Сканер

Сканеры – внешние устройства компьютера, делятся на ручные и планшетные. Ручной сканер можно увидеть в супермаркетах, его используют для считывания штрих-кода. Сканер считывает напечатанные на бумаге данные. Данные со сканера в электронном виде можно использовать для дальнейшей работы.

()

Колонки, наушники и микрофоны

Являются внешней частью акустической (звуковой) системы. Их характеристики определяют качество воспроизводимого звука.

Все виды колонок устроены достаточно просто и представляют собой коробки, в которые установлены один или несколько динамиков. Если динамик один, то звук проходит через него полностью, не разделяясь на частоты. Соответственно, если звуки разделить по группам частот и направить каждую группу в соответствующий динамик, то получится более чистое и красивое звучание. В современных звуковых системах каждая группа частот направлена в свою колонку. Это сделано для того, чтобы не возникали посторонние шумы и скрипы.

Наушники не являются важным устройством при пользовании домашним компьютером. Они могут понадобиться, если ты желаешь ощутить звуковые эффекты на полную мощность, или прослушивать музыку, не мешая окружающим.

Микрофон может понадобиться в случае, если у твоего компьютера имеется специальное устройство, позволяющее воспринимать голосовые команды.

Монитор

Что такое монитор? Это устройство вывода информации, отображающее зрительную информацию, а также происходящие процессы. Монитор позволяет увидеть, что происходит при движении мыши или нажатии клавиш. Выделяют несколько видов мониторов для компьютеров. Мониторы предыдущего поколения, на основе электронно – лучевой трубки, напоминают телевизор. Самыми востребованными стали жидкокристаллические мониторы. Их отличают небольшой размер и вес.

Последняя новинка — монитор с теплочувствительным (сенсорным) экраном.

Недавно ученые разработали гибкие мониторы, изображение на которых создается с помощью живых молекул, расположенных между двумя слоями тонкой пленки и изменяющих свою структуру под воздействием электричества.

Принтер

Принтер печатает найденные или полученные сведения на бумаге. Наименований принтеров сегодня уже сотни. Они делятся на матричные, струйные и лазерные. Каждый из этих видов может иметь свои особенности и дополнительные функции.

Когда компьютеры только появились, многие думали, что в скором времени работа с бумагами станет ненужной, а вся информация будет храниться на дисках. Однако, бумажные распечатки остаются самыми надежными, а принтеры еще долго будут оставаться важным устройством.

 ()