Парнас

Музы

Аполлон считается покровителем искусств, предводителем уже упомянутых девяти муз, пять из которых покровительствуют именно поэзии. Так, эпическую поэзию курирует Каллиопа, лирический сектор отдан Эвтерпе. Эрато, как можно догадаться, покровительствует любовной лирике. Трагедию и комедию, которые в те далекие времена писали только в стихах, опекают соответственно Мельпомена и Талия. Полигимния, кроме пантомимы, тоже присматривала за созданиями гимнов. Только Терпсихора, Клио и Урания занимались другими вещами – они покровительствовали соответственно танцам, истории и астрономии.

Далее в культуре

Многовековая традиция метонимически именовать Парнасом сообщество обитающих на горе муз постепенно распространилась и на их питомцев — деятелей искусства, особенно поэтов. Это словоупотребление достигло пика в XIX веке с появлением французского литературного течения — поэтов-парнасцев, оказавших заметное влияние как на национальную литературную традицию, так и на зарубежных авторов (в частности, на Валерия Брюсова). Поздне́е понимание Парнаса как сообщества безусловно признанных литературных фигур было переосмыслено иронически — в частности, в названиях футуристического альманаха «Рыкающий Парнас» (1914) и сборника пародий «Парнас дыбом» (1925).

Название горы (Mont Parnasse) также было дано кварталу Парижа на левом берегу Сены, где художники и поэты собирались и читали свои стихи публично. Монпарнас в настоящее время является одним из самых известных кварталов города, и на его кладбище похоронены многие деятели культуры и искусства.

Парнас фигурирует в «Битве книг» Джонатана Свифта (1697) как место идеологической войны между древними и современными людьми.

По названию горы Карл Линней дал имя изящному растению Parnassia L..

Строительство

Генеральный подрядчик строительства — ЗАО «Управление-20 Метрострой».

Для того, чтобы не останавливать движение пассажирских составов, следующих в депо и возвращающихся на станцию «Проспект Просвещения», строители использовали так называемый способ «матрешки». Над действующими путями метро был сооружён защитный купол и над ним был начат монтаж основных несущих конструкций. Эта технология позволила значительно сократить нормативные сроки строительства.

Парнас

Панорама строительства станции (9 апреля 2006 г.)

Хронология строительства

2005 год
  • Апрель. Начало строительства станции.
  • Май. Завершено сооружение временного технологического кожуха над действующими путями.
  • Июнь. На южной стороне станции сооружены все фундаменты.
  • Август. Установлены колонны по осям Е и Ж, сделаны фундаменты служебных помещений, стяжка в подвалах, бетонируется платформа. В СТП сделан подвал и ведется кирпичная кладка первого этажа двухэтажного здания.
  • Ноябрь. Смонтированы почти все несущие конструкции.
2006 год
  • Апрель. Построены два крыла здания, тяговая подстанция и галерея выходов.
  • Март. Окончание капитальных работ, начало отделки станции. Возведение лестниц, ведущих к платформам.
  • Сентябрь. Смонтирована кровля, ведётся монтаж подвесного потолка, витражей, заканчиваются облицовочные работы. Завершены работы по наружной облицовке, кроме парапетов. Ведётся активное благоустройство прилегающей территории.
  • Декабрь. Открыты для движения после профилактического ремонта оба перегонных тоннеля от «Проспекта Просвещения» до «Парнаса». Подписание акта о приемке станции. 22 декабря станция открыта для пассажиров.

Наземный транспорт

Автобусные маршруты

Городские

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
104148 Проспект Просвещения улица Жени ЕгоровойПарнас Парнасулица Жени Егоровой
113 Парнас 3-й Верхний переулок
139 Гражданский проспектж/д Мурино Парнас Пр. Луначарского
198 Проспект Просвещения Парнас улица Жени Егоровой

Пригородные

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
402

Бронка

Дубочки

68 км

Парнас Сосновый Бор, проспект Героев
439 Проспект Просвещения Парнас Выборгское шоссе, 41 км
679

Белоостров

Солнечное

Репино

Комарово

Зеленогорск

Рощино

Каннельярви

Парнас Красная Долина
809

Сестрорецк

Солнечное

Репино

Комарово

Зеленогорск

Приветненское

Парнас Советский
830

Солнечное

Репино

Комарово

Зеленогорск

Парнас Приморск
850 Парнас

Выборг

Выборг

898 Парнас Мичуринское
899 Парнас

Кирилловское

Кирилловское

Значение слова Парнас по словарю Брокгауза и Ефрона:

Парнас (Παρνασσός, Παρνησός) — священная гора в Греции (в Фокиде), связанная подобно Олимпу, Геликону, Киферону, с мифическими сказаниями и известная местонахождением на ней пифийского оракула. Гора П. считалась средоточием земли (όμφαλος γής), подобно тому, как г. Дельфы признавался центром панэллинского государства в религиозном отношении. В широком смысле под П. разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к ЮВ, как граница Локриды и Беотии с Фокидой. эта горная цепь доходит до самого Коринфского моря, под названием Кирфис (теперь — Сумалиэс). Высшая ее точка — Дельфийский П., с вершинами Тифорея и Ликорея (теперь — Лиокура, 2459 м), вследствие чего он называется двухвершинным. П. покрыт лесом, а вершины его — снегом. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов. здесь же находился известный Кастальский источник (&#942. Κασταλί&#945.), посвященный Аполлону и музам, вследствие чего и сам П. считался местопребыванием муз. Н. О.

До Аполлона здесь жил Парнас

Но не этим знаменит Парнас. Что такое любая гора в Греции? Это место обитания богов и их приближенных. Вот и Парнас прославился в веках, вошел в мировую литературу как дом Аполлона. Здесь же рядом с ним проживают и музы, сопровождающие его всегда и везде, девять дочерей Зевса и Мнемосины (богиня памяти), спутницы кифареда Аполлона, юные богини-покровительницы наук и искусства. Это гора, прежде всего, известна благодаря «Легендам и мифам Древней Греции». Она, подобно Олимпу, Геликону и Катерону, священна. Существует древнегреческая легенда, согласно которой, сын Посейдона носил имя Парнас. И именно он основал древний оракул Пифо, отвоеванный потом Аполлоном. Именно в его честь гора получила свое название.

Примечания

  1. ↑ Phocis // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 1037—1038.
  2. . bigenc.ru. Дата обращения 22 января 2020.
  3. ↑ Парнас // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 987.
  4. McInerney, Jeremy. The Folds of Parnassos: Land and Ethnicity in Ancient Phokis. — Austin, Texas: University of Texas Press, 1999. — С. 44. — 407 с. — ISBN 978-0292752306.
  5. Геродот. История. VIII, 39
  6. Касталиды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XIVa. — С. 688.
  7. Παρνασσίδες // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 987.
  8. Страбон. География. IX, 3, 3
  9. Дельфы : Альбом / Текст Казимеж Михаловский ; Фотогр. Анджей Дзевановский. — Варшава: Аркады, 1977. — 24 с. — (Искусство и культура Древнего мира).
  10. Κίρφις // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 291.
  11. ↑ Racot, A., 1967,»Les Parnassiens, introduction and commentaries by M. Pakenham», presented by Louis Forestier, Aux Lettres modernes: collection avant-siècle
  12. Гиндин Л. А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. — М.: Наука, 1967. — С. 147—148.
  13. Откупщиков Ю. В. Παρνα(η)σ(σ)ός // Очерки по этимологии. — СПб.: СПбГУ, 2001. — С. 324—331. — 479 с. — ISBN 5-288-02121-X.

Описание станции

«Парнас» — , аналогичная по типу станциям «Купчино», «Девяткино» и «Рыбацкое», также расположенным между порталами тоннелей и депо соответствующих линий, но, в отличие от вышеперечисленных станций, не являющаяся пересадочным узлом на пригородные электропоезда. Протяжённость станции составляет 156 метров, ширина — 60 метров.

Московско-Петроградская линия

ТЧ-6 «Выборгское»
Парнас
Проспект Просвещения
Озерки
Удельная
Пионерская
Чёрная речка
Петроградская
Горьковская
Невский проспект
Сенная площадь
Технологический институт
Фрунзенская
Московские ворота
Электросила
Парк Победы
Московская
Звёздная
Купчино
ТЧ-3 «Московское»

Первоначальный проект станции, принятый в году Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) (авторский коллектив Ю. В. Еечко и Н. В. Ромашкина-Тиманова), позже был отклонён. В году был разработан новый проект, с применением в отделке станции композитных материалов. После окончательного принятия решения о строительстве станции в году проект 1995 года в срочном порядке был переделан (архитекторы Н. В. Ромашкин-Тиманов, В. Г. Хильченко, М. В. Павлова) — вместо подземных переходов под путями были запланированы надземные, предусмотрены лифты для маломобильных лиц, на станции также появились аварийные выходы.

Внутренние стены станции облицованы белым мрамором «коелга» со вставками из полированного гранита. В качестве облицовки полов использован гранит. Подвесные потолки изготовлены из композитного материала АЛЮМБОНД песочно-серого оттенка. Центральный переход с платформы «убытие» на платформу «прибытие», усиленный дополнительными фермами, расположен над путями и представляет собой арочный свод с витражами.

Витраж в торце надземного перехода
 
Выход из метро с пандусами
 
Витраж «Колесница Гелиоса»
 

Облицовка на относе выполнена из гранита красного и серого цветов. Внешне стены облицованы по системе «вентилируемого фасада». Основная часть облицовки выполнена с применением так называемых «петропанелей», которые выполняют как архитектурные, так и теплоизолирующие функции — защиту от влаги, осадков и резких перепадов температур.

В качестве кровельного покрытия использованы специальные кровельные «петропанели».

Тематика оформления станции посвящена древнегреческой мифологии. Станцию украшают художественные витражи, расположенные с южной и северной сторон здания метро (художники А. К. Быстров, Е.А Быстров, Г. А. Гукасов, витражист С. А. Хвалов). На главном круглом витраже изображена Ника, на большом тимпане изображена колесница Гелиоса, на двух малых тимпанах, расположенных по бокам станции, — похищение Европы и аргонавты. Витражи созданы в комбинированной мозаичной технике — некоторые элементы были созданы из цветного стекла, а некоторые были расписаны специальной краской.

Определение слова «Парнас» по БСЭ:

Парнас — Яков Оскарович , советский биохимик, академик АН СССР (1942) и АМН СССР (1944). Окончил Высшую техническую школу в Берлин-Шарлоттенбурге (1904), совершенствовался в Страсбурге (1905) и Цюрихе (1906-07). С 1913 доцент в Страсбурге, с 1916 заведующий кафедрой физиологической химии Варшавского университета. В 1920-41 профессор и директор института медицинской химии Львовского университета. в 1944-48 директор института биохимии АМН СССР, в 1943-49 заведующий организованной им лабораторией физиологической химии АН СССР. Основные труды по тканевому обмену углеводов и ферментативным процессам, лежащим в основе мышечного сокращения. В 1935 (совместно с польским учёным Т. Барановским) открыл процесс расщепления гликогена с участием фосфорной кислоты, названной им фосфоролизом. Дал теоретический анализ механизма Гликолиза и спиртового брожения и связи между реакциями гликолиза и др. превращениями в мышцах. Один из пионеров применения в СССР изотопного метода в биохимии. Член Германской академии естествоиспытателей«Леопольдина», член-корреспондент Польской АН, почётный доктор Сорбонны и Афинского университета. Государственная премия СССР (1942). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.Соч.: Избр. труды, М., 1960.

Парнас — Парнас (Parnasуs)горный массив в Греции, к С. от Коринфского залива. Высота до 2457 м. Сложен преимущественно известняками, имеет скалистую вершину. До высоты 1000 м покрыт средиземноморской кустарниковой растительностью, выше — хвойными лесами.В древнегреческой мифологии П. считался местом обитания Аполлона и муз. У подножия П. находился г. Дельфы со знаменитым храмом Аполлона. В переносном смысле П.- содружество поэтов, парнасские цветы — стихи, парнасские сестры — музы.

«Парнас»название группы французских поэтов, утвердившееся после выхода сборника «Современный Парнас» (1866). Главой группы был Ш. Леконт де Лиль. Отказываясь от романтического бунта, критики действительности, сентиментального лиризма прошлого, парнасцы требовали ухода от современности в мир«бесстрастной» поэзии, новых форм и поэтического языка. Это было «… буржуазным отрицанием буржуазной пошлости…» (Плеханов Г. В., Искусство и литература, 1948, с. 308). Идея «искусства для искусства», высказанная ещё Т. Готье, стала их программой. В первом сборнике (18 выпуск, март — июль 1866) участвовали 37 поэтов, многие начинающие (П. Верлен, С. Малларме и др.). Сборник имел успех, но вызвал споры, критику (Э. Золя, братьев Э. и Ж. Гонкур), памфлеты и пародии. Культ формы приводил парнасцев к политическому и моральному индифферентизму, внутри группы росли разногласия. Франко-прусская война 1870-71 и Парижская Коммуна 1871 обострили их. Так, Верлен, Л. К. Рикар, А. Глатиньи примкнули к Коммуне, Ф. Коппе и К. Мендес примирились с реакцией. Второй сборник (1871) включал 55 поэтов разных направлений (среди парнасцев был и молодой А. Франс). Третий и последний сборник (1876) напоминал скорее антологию современной французской поэзии. Несмотря на идейную ограниченность эстетики«П.», наиболее талантливые его представители существенно обогатили французскую поэзию конца 19 в.Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956, с. 582-98. Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960. Martino Р., Parnasse et symbolisme, 7 йd.. P., 1947. Ricard L. X. de, Petits mйmoires dun Parnassien. -Racot A., Les Parnassiens, P., 1967.М. А. Гольдман.

Местоположение

Андреа Аппиани. Парнас. Галерея современного искусства в Милане

В широком смысле под Парнасом разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к юго-востоку, как граница Локриды и Беотии с Фокидой.

Высшая точка — Дельфийский Парнас , с вершинами Лиакура (греч. Λιάκουρα, в античную эпоху Ликорея (Λυκώρεια); 2457 м) и Геронтобрахос (Γεροντόβραχος — старая скала; 2395 м), вследствие чего он называется двухвершинным. Парнас покрыт лесом, а вершины его — снегом. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов; у подножия крутого утеса Гиампеи находился известный Кастальский источник, посвящённый Аполлону и музам, вследствие чего и сам Парнас считался местопребыванием муз. В этом месте почитались музы Касталиды (Κασταλίδες) и музы Парнасиды (Παρνασσίδες).

По ущелью длиной 5 километров между Парнасом и горой Кирфи, расположенной к югу от Парнаса и к северу от Коринфского залива, протекает река Плистос. Бока этого ущелья круто спускаются. По долине Плистоса проходила в Давлиду и .

Некоторые исследователи связывают этимологию названия с его догреческим происхождением, возможно, с языком лувийцев. Геологическая особенность Парнаса — его богатые залежи бокситов привели к их систематической добыче с конца 1930-х годов, что привело к экологическому ущербу для части горы.