Пантеон в риме

Где находится

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия.

Пантеон в римеПлощадь Пьяцца-делла-Ротонда.

Как добраться

Как доехать до уникальной церкви на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda):

  1. На метро по линии A до станции Barberini (700 метров от храма).
  2. На автобусах № 30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492 – остановка Largo di Torre Argentina (400 метров от достопримечательности).

Время работы

Часы для посещения храма:

  • с понедельника по субботу — с 8.30 до 19.30;
  • в воскресенье — с 9.00 до 18.00;
  • по праздничным дням — с 9.00 до 13.00;
  • 1 января, 1 мая и 25 декабря — закрыт.

Лучшее время для визита – первые два часа после открытия. В этот момент здесь меньшее количество туристов.

Стоимость билета — вход в Пантеон бесплатный.

Бесплатное посещение достопримечательности позволяет любому туристу без проблем насладиться всей красотой и величием монументального сооружения. Здесь так же разрешена фотосъёмка.

Чтобы более детально познакомится с двухтысячелетней историей Пантеона, рекомендуем взять аудиогид на русском языке длительностью – 35 минут, его стоимость – 6 евро.

Пантеон в римеBasilica Santa Maria ad Martyres — Пантеон. (Режим работы).

Пантеон — что это и где

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона.  Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже — место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне  великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работыС 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Славянский пантеон

Славянская языческая религия большую часть своей истории не представляла собой стройной системы, а была составлена из региональных культов и отдельных сект. Наиболее известен имеющий прибалтийское происхождение культ Перуна (Перкунаса), в IX—X веках бывший на Руси основным конкурентом христианства и особенно популярный в среде княжеских дружинников. На его основе князем Владимиром была произведена попытка создания общегосударственного культа, который должен был упрочить его власть и идеологически сцементировать фундамент государства, однако она потерпела неудачу, что впоследствии повлекло за собой христианизацию Руси.

Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника

Пантеон князя Владимира
  • Перун — верховный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце
  • Дажьбог — солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
  • Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
  • Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:
    • Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
    • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии
  • Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»[неавторитетный источник?]
  • Сварог — возможно, бог-кузнец
  • Сварожич — олицетворённый огонь

Славянский пантеон

Основная статья: Список славянских богов

Славянская языческая религия большую часть своей истории не представляла собой стройной системы, а была составлена из региональных культов и отдельных сект. Наиболее известен имеющий прибалтийское происхождение культ Перуна (Перкунаса), в IX—X веках бывший на Руси основным конкурентом христианства и особенно популярный в среде княжеских дружинников. На его основе князем Владимиром была произведена попытка создания общегосударственного культа, который должен был упрочить его власть и идеологически сцементировать фундамент государства, однако она потерпела неудачу, что впоследствии повлекло за собой христианизацию Руси.

Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника

Пантеон князя Владимира
  • Перун — верховный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце
  • Дажьбог — солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
  • Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
  • Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:
    • Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
    • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии
  • Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»[неавторитетный источник?]
  • Сварог — бог-кузнец
  • Сварожич — олицетворённый огонь

Славянский пантеон

Славянская языческая религия большую часть своей истории не представляла собой стройной системы, а была составлена из региональных культов и отдельных сект. Наиболее известен имеющий прибалтийское происхождение культ Перуна (Перкунаса), в IX—X веках бывший на Руси основным конкурентом христианства и особенно популярный в среде княжеских дружинников. На его основе князем Владимиром была произведена попытка создания общегосударственного культа, который должен был упрочить его власть и идеологически сцементировать фундамент государства, однако она потерпела неудачу, что впоследствии повлекло за собой христианизацию Руси.

Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника

Пантеон князя Владимира
  • Перун — верховный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце
  • Дажьбог — солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
  • Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
  • Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:
    • Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
    • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии
  • Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»[неавторитетный источник?]
  • Сварог — возможно, бог-кузнец
  • Сварожич — олицетворённый огонь

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Примечания

  1. ↑ ПВЛ 1950 I, с. 56.
  2. ПВЛ 1950 I, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81; Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей; Хождение Богородицы по мукам и др.
  3. ПВЛ 1950 I, с. 56; Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве, с. 36; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  4. ПВЛ 1950 I, с. 56, 197—198 (Ипатьевская летопись); Слово о полку Игореве, с. 17, 19.
  5. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово о полку Игореве, с. 12.
  6. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере; Слово св. Григория… о том, как поганые кланялись идолам и др.
  7. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира
  8. Слово о полку Игореве, с. 7; Хождение Богородицы по мукам, 23; Житие св. Авраамия Ростовского, 221—222.
  9. Слово Исаии пророка, истолковано св. Иоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и рожаницам
  10. ПВЛ 1950 I, с. 197—198 (Ипатьевская летопись).
  11. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др.
  12. . all-yoga.ru. Дата обращения 25 декабря 2017.
  13. , с. 290.

Литература

  • Claridge, Amanda. Rome (англ.). — Oxford Oxfordshire: Oxford University Press, 1998. — (Oxford Archaeological Guides). — ISBN 0-19-288003-9.
  • Cowan, Henry. The Master Builders: : A History of Structural and Environmental Design From Ancient Egypt to the Nineteenth Century (англ.). — New York: John Wiley and Sons, 1977. — ISBN 0-471-02740-5.
  • Favro, Diane. The Cambridge Companion to the Age of Augustus (англ.). — Cambridge University Press, 2005. — P. 234—263. — ISBN 978-0-521-00393-3.
  • King, Ross. Brunelleschi’s Dome (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2000. — ISBN 0-7011-6903-6.
  • Kleiner, Fred S. A History of Roman Art (неопр.). — Belmont: Wadsworth Publishing (англ.)русск., 2007. — ISBN 0-534-63846-5.
  • Lancaster, Lynne C. Concrete Vaulted Construction in Imperial Rome: Innovations in Context (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-84202-6.
  • Loewenstein, Karl (англ.)русск.. The Governance of Rome (неопр.). — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhof, 1973. — ISBN 978-90-247-1458-2.
  • MacDonald, William L. The Pantheon: Design, Meaning, and Progeny (англ.). — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976. — ISBN 0-674-01019-1.
  • Marder, Tod A. Specchi’s High Altar for the Pantheon and the Statues by Cametti and Moderati (англ.) // The Burlington Magazine. — The Burlington Magazine Publications, Ltd., 1980. — Vol. 122, no. 922. — P. 30—40.
  • Ramage, Nancy H.; Ramage, Andrew. Roman art : Romulus to Constantine (неопр.). — 5th. — Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall, 2009. — ISBN 978-0-13-600097-6.
  • Rasch, Jürgen. Die Kuppel in der römischen Architektur. Entwicklung, Formgebung, Konstruktion, Architectura (нем.) // Architectura. — 1985. — Bd. 15. — S. 117—139.
  • Roth, Leland M. Understanding Architecture: Its Elements, History, And Meaning (англ.). — Boulder: Westview Press (англ.)русск., 1992. — ISBN 0-06-438493-4.
  • Summerson, John (1980), The Classical Language of Architecture, 1980 edition, Thames and Hudson World of Art series, ISBN 0-500-20177-3
  • Thomas, Edmund. The Architectural History of the Pantheon from Agrippa to Septimius Severus via Hadrian (англ.) // Hephaistos. — 1997. — Vol. 15. — P. 163—186.
  • Wilson-Jones, Mark. Principles of Roman Architecture (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 2003. — ISBN 0-300-10202-X.

История возникновения Пантеона

Пантеон был построен во 2 веке н.э. на месте старинного храма, возведенного по приказу Марка Агриппы (Marcus Agrippa) в 27 году до н.э. Консул Агриппа был родственником первого императора Рима Октавиана Августа (Octavianus Augustus).

Храм Агриппы

Это был первый храм, возведенный не в честь одного или двух божеств, как это делали раньше, а в честь сразу всех главных древнеримских богов.

Еще одной особенностью храма было то, что все горожане могли входить в храм через триумфальную арку наравне с жрецами. До этого все ритуалы устраивались на прилегающей площади, а внутрь сооружения имели право входить только жрецы.

Во то время в Пантеоне поклонялись таким древнеримским богам, как Венера, Юпитер, Марс, Плутон, Меркурий, Нептун и Сатурн, для которых устраивали жертвоприношения в виде животных. Для данных обрядов в здании было специально сделано отверстие в куполе — «окулус» (oculus), под которым располагался алтарь.

Интересно, что изначально здание имело форму квадрата. Оно пережило два пожара и уже в 80 году н.э. было практически разрушено, а на его месте устроили банный бассейн.

Храм Адриана

Форму круга Пантеон приобрел только в 118-125 годах н.э. при Адриане (Publius Aelius Traianus Hadrianus), который и построил новый храм на месте прежнего.

Создателем проекта и руководителем строительных работ был Аполлодор Дамасский. Возведенный им сферический купол стал настоящим архитектурным чудом.

Церковь Святой Марии и мучеников

В 608 году император Фока передал Пантеон во власть церкви, а именно, римскому папе Бонифацию IV, который осветил здание и превратил его в храм католической религии. Конечно, все языческие скульптуры богов были вынесены.

Кроме того, папа приказал перевести в храм останки первых приверженцев христианства. Так храм получил новое название – Церковь Святой Марии и мучеников. Под покровительством папы Бонифация IV храм сохранил свое первоначальное состояние.

Средневековая крепость

Однако, Пантеон не всегда использовался в качестве церкви. С 14 по 16 век он служил даже в роли крепости. Его стены были настолько мощными, что могли выдержать даже сильные военные удары. После четырехсотлетнего периода упадка здание вновь обрело статус храма.

В настоящее время

На сегодняшний день это одно из немногочисленных строений древнеримской эпохи, так хорошо сохранившееся до нашего времени.

Невозможно приехать в Рим и пройти мимо Пантеона – одного из древних символов Рима, превратившегося с течением многих веков из храма языческой культуры в католическое место покоя знаменитых жителей вечного города.

Пантеон в Риме

На вопрос «что такое пантеон» в Риме наверняка ответят «храм всех богов». Это уникальная достопримечательность современной столицы Италии, архитектурный шедевр Древнего Рима. Он был воздвигнут во времена правления императора Адриана в 126 году н. э., в период последнего расцвета Империи. Римский пантеон стал реконструкцией «храма всех богов», который построил Марк Агриппа. Его имя как первого строителя увековечено на здании. Это самый масштабный купольный храм той эпохи, и вплоть до XIX века его не могли превзойти. Пантеон в Риме (фото представлено в статье) является образцом купольной архитектуры храмов. Многие пытались его скопировать, но не смогли обойти его в масштабности и величии. Он выглядит весьма массивно. Монолитные глухие стены по всему периметру переходят в передний портик, состоящий из двух рядов гигантских колонн, целиком вытесанных из гранита. Купол Пантеона является чудом инженерного искусства того времени. Он выполнен в виде правильной полусферы, его диаметр составляет 43 м, высота купола равна высоте стен. В центре купола находится так называемый глаз Пантеона — огромное круглое окно диаметром 9 м. Он является единственным источником света в ротонде – основной зале Пантеона. Вдоль мраморных стен ротонды находятся ниши, в которых изначально были статуи верховных римских божеств, а ныне – захоронения известных личностей и алтари. Когда Рим принял христианство, Пантеон был заброшен, а позолоченное бронзовое покрытие купола и портика забрали на другие храмы. Позже, в 609 году н. э., римский Пантеон отдали под христианский храм. С того времени в нем начали хоронить выдающихся деятелей культуры и искусств, а также членов королевских семей. Там находится, к примеру, усыпальница Рафаэля, первого короля Италии Виктора Эммануила II и других.

Пантеон в риме

Балтийский пантеон

  • Дьявас — Верховный Бог (ср. с ведийским Дьяусом).
  • Дьявас Сянялис — проявление Бога. Согласно некоторым реконструкциям — отдельное божество, учитель и наставник людей. Выглядит как старый нищий путник. Искусен в магии и медицине.
  • Праамжюс — эпитет Бога.
  • Аушрине — Утренняя Звезда, богиня, дочь Бога-Дьяваса (дьявайте). Богиня утра. Образ имеет многочисленные параллели с ведийской Ушас, греческой Эос, римской Авророй. Другое имя — Аушра («заря»).
  • Даля — богиня судьбы и прядения
  • Габия — богиня, поддерживающая Священный Огонь, дочь Бога (дьявайте).
  • Лайма — богиня судьбы и удачи.
  • Менуо — Месяц, сын Бога (дьявайтис)
  • Пяркунас — Громовержец, сын Бога (дьявайтис) (ср. слав. Перун).
  • Сауле — Солнце (родственно славянскому названию солнца).
  • Ашвьяняй — божественные близнецы, правящие повозкой Солнца (ср. с ведийскими Ашвинами).
  • Вакарине — Вечерняя Звезда.
  • Витаутус — бог, ухаживающий за лошадьми.
  • Жямина — богиня, персонифицированная земля (ср. рус. земля).
  • Пизюс — бог супружеской любви и плодовитости.
  • Дяйвес Валдитойос (с лит. — «Властвующая богиня») — богиня, плетущая нить людских жизней. У нее есть семь сестёр. По функциям схожа с греческими мойрами и скандинавскими норнами. Связана с Далей и Лаймой.
  • Жвайгждес — звёзды, дети Солнца-матери и, как правило, Месяца-отца. Одна из важнейших звёзд — Аушрине. Другие звёзды, сёстры Аушрине, менее важны, но они, такие как Вакарине или Вакаре (вечерняя Венера, готовящая постель для Сауле (Солнца), Индрая (Юпитера), Селия (Сатурна), Жьяздре (Марса) и Вайвора (Меркурия), порой встречаются в мифах также.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Легенды

Несомненно, вокруг такого древнего памятника архитектуры и языческой культуры, ходит много легенд. Согласно одной из них, для того, чтобы построить купол, строение специально ровными настилами заполняли землей вместе с золотыми монетами. Только представьте, сколько монет накопилось для возведения купола такой высоты!

После окончания работ император разрешил римлянам забрать все монеты, которые они впоследствии смогут найти. Так из Пантеона исчезли монеты, которыми было наполнено пространство сооружения.

Другая легенда касается отверстия в куполе. Многие предполагают, что оно не была спроектировано в Пантеоне изначально, а образовалось во время первой мессы, когда злые языческие существа пытались прорваться наружу.

Пантеон в риме

Фото: mogyimarci / Shutterstock.com

Пантеон ведических богов

В Индии поклонялись множество богов и божеств. Пантеон ведических богов насчитывал до тридцати трех наиболее почитаемых богов.

  • Агни — бог огня
  • Брихаспати —  божество молитвы и жертвоприношения
  • Варуна —  бог мировых вод
  • Вач — богиня речи
  • Ваю — бог воздушного пространства и ветра
  • Вишвакарман — божественный мастер, творец вселенной
  • Вишну — верховный Бог , один из богов троицы
  • Дьяус — божество дневного неба
  • Индра — царь богов и повелитель небесного царства
  • Маруты — божества бури, ветра, грома и молнии
  • Митра —  божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом
  • Парджанья — бог грозовой тучи и дождя
  • Притхиви — богиня, олицетворяющая Землю
  • Пушан — божество, связанное с солнцем, плодородием, путём.
  • Рудра — божество и одна из форм индуистского бога Шивы связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением
  • Савитар —  солнечное божество 
  • Сарасвати — богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия
  • Сурья —  бог Солнца
  • Яма – бог смерти

Архитектурный шедевр Рима

Снаружи здание выглядит как огромный цилиндр (ротонда), к которому пристроен величественный портик. Портик – прямоугольная крытая галерея с 16 колоннами: 8 впереди и два ряда по 4 колонны – по бокам. Колоннада стоит без опор и держит на себе треугольный фронтон, который в древности украшала скульптура императорского орла из позолоченной бронзы с лентами, которые тянулись к углам фронтона. Здание облицовано мрамором.

Пантеон в риме

В портик посетители поднимаются по ступеням парадного входа. Здесь яркий дневной свет неожиданно тускнеет, и посетитель невольно погружается в атмосферу тишины и покоя.

Колонны Пантеона

Каждая колонна, высеченная из красного и серого гранита, весит 60 тонн и увенчана мраморными капителями. Высота колонны 11,9 м, диаметр – 1,5 метра. 2000 лет назад их вывезли из Египта. От карьера, где их вырубали, тащили волоком на деревянных санях 100 км до Нила. Когда нильская вода поднималась, груз помещали на баржи и отправляли вниз по течению.

Пантеон в риме

Через Средиземное море колонны прибывали в римский порт Остия, откуда на баржах по Тебру доставлялись в Рим. Первоначально со всех сторон храм обступала протяженная колоннада, и люди, глядя на внушительные габариты сооружения, трепетали.

Ротонда и купол

Бетонно-кирпичная ротонда святилища накрыта полусферическим куполом. Стены толщиной 6 метров установлены на массивном фундаменте. «Парящий» купол равномерно распределяет массу в 5 тысяч тонн на мощные стены. Высота здания и диаметр купола одинаковы – 43,5.

При строительстве сферического купола древнеримские зодчие использовали бетон в сочетании с легкими и прочными материалами. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон, что делало сооружение жестким и служило залогом долголетия.

Пантеон в риме

Нижние ярусы купола, построенного без арматуры, тяжелее верхних. Внутри – 140 углублений-кессонов, уменьшающих массу крыши. С увеличением высоты свода толщина стен уменьшается, и по центру купола равна 1.5 метра.

Как соорудили такой купол – неизвестно. Легенда гласит, что при строительстве внутри храм заполнялся землей, перемешанной с золотыми монетами. После окончания стройки правитель объявил, что человек, нашедший в земле золотые монеты, возьмет их себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

Око Пантеона

Здание Пантеона построено без окон. Единственное отверстие наружу – круглое окошко диаметром 9 метров (Окулюс) в центре крыши как небесное всевидящее око. Воздух и свет в храм проникает только через это отверстие. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, которую собирают и выводят дренажные каналы в полу.

Пантеон в риме

Под окулюсом расположен алтарь, место у стен во времена язычества занимали статуи богов. Земля меняла положение на орбите, и свет поочередно освещал каждую статую, оказывая честь богам. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым человек ощущает себя божьим творением, от радости готовым вознестись на небеса.

Постоянно меняющийся свет, струящийся сквозь Окулюс, падает на стены и пол ротонды. Лучи солнца «обходят» по стенам и полу и служат естественными часами. Древние римляне верили, что в Пантеоне встречаются два мира: земной и небесный.

Пантеон в риме

Всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая неизменный порядок. Над правителями возвышается всевидящее и всевластное начало, которое проникает в жизнь так же, как свет внутрь храма через око Пантеона.

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.

Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.

Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.

Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.

Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.

В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.

С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».

Интересные факты про Пантеон

Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.

«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.

Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.

Архитектура Пантеона в Риме

«Реконструкция Пантеона в Риме», гравюра Антонио Лафрери, 1553 год

Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.

Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.

На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.

Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.

Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).

Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.

Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.