Что такое памфлет? особенности жанра

Рассвет и становления памфлета как жанра публицистики

Памфлет используют еще с древних времен. В древнем Риме были популярны формы диатрибы и инвективы. Но самую большую популярность памфлеты обрели в эпоху Реформации.

Наиболее популярные авторы:

  • Свифт «Письма суконщика», «Сказки и бочки» — начало XVIII века. Его письма были направлены против правительства Англии.

  • Дефо «Кратчайшие сроки расправы с диссидентами» — приблизительно того же периода. За свой острый сарказм Дефо сидел в тюрьме и в наказание стоял у позорного столба.

  • Эдмунд Бёрк — враг французской революции, он требовал возобновления войны с Англией.

Что такое памфлет? особенности жанра

Из писателей можно отметить Радищева, он писал памфлеты. Пример — «Путешествие из Петербурга в Москву». Это был замаскированный роман, в котором высмеивание политического строя было умело завуалировано.

Памфлет, сатира и пасквиль — в чем отличия

Задача памфлета — осмеять, предать позору какое-то явление или чьи-то действия. Это не спокойная и взвешенная критика, а поптыка пробудить в читателе недовольство, возмущение. Автор памфлета не щадит объект осуждения, используя при необходимости сарказм и переход на личности.

Синонимы к слову памфлет — сатира, пасквиль, диатриба, инвектива.

В отличие от пасквиля, основной задачей памфлета не являются личные нападки на конкретного человека или группу. Если в памфлете кого-то критикуют, то обычно за общественно-политическую деятельность.

В отличие от сатиры, памфлет посвящен не морали вообще, а критике конкретных явлений и событий.

Памфлет — отдельный литературно-публицистический жанр. Однако в переносном смысле так называют любые критические злободневные произведения. Памфлетность может иметь место в различных литературных жанрах: бывает роман-памфлет, пьеса-памфлет и т.п.

Значение слова Памфлет по словарю Брокгауза и Ефрона:

Памфлет (англ., от palme-feuillet — листок, который держат в руке) — термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. — нападение на политический или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями. объект его критики — определенные, реальные факты и люди. отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую жизнь страны. Ввиду того, что П. рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики. его цель — общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы, П. чаще всего чужд соображению беспристрастия и умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля (см.) как своей основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности. Краткость — настолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место. ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого времени, как «Похвала глупости» Эразма Роттердамского и «Epistolae obscurorum virorum» позднее — «Lettres provinciales» Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио и Валла в Италии, Вимпфелинг, Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху XVII—XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых «Писем Юниуса». Вся политическая история Франции находит себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения, «Менипповой сатиры» (см.), во время лиги, «мазаринад» во время фронды до «короля памфлетистов» Вольтера и публицистов революции — Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье (по-русски «Сочинения», изд. Пантелеева СПб., 1897), монархия Луи Филиппа — в лице де Корменена, вторая империя и третья республика — в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, «Les Pamphlets de Fran &ccedil.ois I &agrave. Louis XIV» (Л., 1834). Классическая страна П. — Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета, долго тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и «Молодая Германия»). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. П. П. Лыжина, «Два П. времен Анны Иоанновны» («Изв. II отдел. Имп. акд. наук», 1858, VII). Ар. Г—д.

Специфика

Памфлет – жанр, который часто противопоставлен определенной общественной группе, партии, правительству. Подобные произведения зачастую разоблачают отдельных представителей общества. Памфлет имеет схожее значение с художественной литературой, а его автор во многих случаях мало чем отличается от писателя. Первый пытается показать отдельную человеческую фигуру, а второй стремится разработать характер. Негативная направленность, характеризующая этот жанр, его установка в сторону отрицания, разоблачения, осмеяния, роднит его с сатирическими видами литературы. Здесь встречается полемика, а также ирония.

Что такое памфлет? особенности жанра

Памфлет и фельетон — это одно и то же?

Многие путают эти два понятия. Если сопоставлять п амфлет и фельетон, можно найти различия. На самом деле, второй жанр имеет французские корни и означает «легкий, как листок». Фельетон — это тонкий юмор, необременительный, романтичный, как сама Франция. Издавна короткие заметки печатали в самом низу газеты, отделяя их от основного текса широкой жирной полосой.

В общественной жизни фельетоны тоже всегда играли решающую роль. Их основная цель — это высмеивание зла. Людям нравился этот жанр тем, что можно было открыто посмеяться над теми, у кого была неограниченная власть или слишком много денег. Причем делалось это настолько деликатно, что вся несправедливость мира казалась проще.

Характеристика памфлета

Есть некоторые признаки, по которым можно точно узнать, что это памфлет. Значение этого жанра для общественности велико. В истории известны случаи, когда благодаря острым высказываниям, свергалась власть.

Признаки памфлета:

  • Любой аргумент подтверждается фактами с логической связью между ними. Обязательно дается их оценка.

  • Грубая критика со злобными высказываниями, адресованная определенному лицу.

  • Принципиальная политическая точка зрения. Поскольку памфлет всегда имеет политический характер, его автор должен иметь свою принципиальную точку зрения. Он может как опровергать действующий строй, так и поддерживать его.

В структуре произведения прослеживается политическая пропаганда.

Что такое памфлет? особенности жанра

Памфлет. Примеры употребления

Судит о таком-то не как Наполеон, а как парижский памфлетёр…А.С. Пушкин. Письмо Л.С. Пушкину (1825)

Что же Гете тогда толковал, что политика ниже его, а теперь пустился в памфлеты? А.И. Герцен. «Записки одного молодого человека» (1840)

Его пригласили к сотрудничеству в лучшие журналы, и он начал то тут, то там печатать свои критические и памфлетические статьи. А.Ф. Писемский. «В водовороте» (1871)

Прекратилась война физическая, но моральная продолжалась по-прежнему: партии перестреливались памфлетами и пасквилями. Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). «Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий» (1871)

Это, конечно, схематическое, памфлетное изображение настроений, но франк в этой схеме все же играет первенствующую роль.В.В. Маяковский. «Семидневный смотр французской живописи» (1923)

В памфлетах, изданных в те годы, впервые и как бы издали слышатся раскаты грозы — приближалась английская буржуазная революция.М.М. Морозов. «Вильям Шекспир» (1951)

Чего там нельзя сказать, будем договаривать в летучих листках, в прокламациях, памфлетах — нелегально.В.М. Чернов. Перед бурей. Воспоминания (1953)

Его лучшие книги были в прошлом; он сделался автором памфлетов… Н.Н. Берберова. «Железная женщина» (1978-1980)

Книга эта, помнится, мне не понравилась — слишком сильно было в ней памфлетное начало… Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Жук в муравейнике» (1979)

На антифашистском памфлете Демьяна Бедного, предназначенном для «Правды», Сталин сделал пометку: «Передайте этому новоявленному «Данте», что он может перестать писать». Рой Медведев. «О Сталине и сталинизме. Исторические очерки» (1989)

Не успел он еще толком напечататься в трех номерах «Столицы» со своими псевдолитературными памфлетами, стилизованными под папуасскую письменность, как читательские массы уже прошиб леденящий ужас.Иван Охлобыстин. «Горе от ума» // «Столица» (1997)

История памфлета

Слово «памфлет» появилось в XIV веке. Первоначально оно означало непереплетенную брошюру без обложки.

Генезис памфлета как жанра публицистической литературы относится к эпохе Реформации. Одним из первых мастеров памфлета считается Эразм Роттердамский (1466-1536), автор «Похвалы глупости», направленной против феодалов и священнослужителей.

В XVII-XVIII веках памфлеты стали популярным средством политической борьбы — тогда это были именно печатные брошюры, листовки. В этом жанре писал, к примеру, Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера».

А Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», создал сатирический памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами». В нем Дефо от имени недалекого ультра-консерватора призывал наказывать вольнодумцев. За это издевательское произведение Дефо отправили под суд, поставили к позорному столбу и посадили в тюрьму.

Что такое памфлет? особенности жанраДаниэль Дефо у позорного столба. Художник Айра Кроу

Французские просветители XVIII века, в том числе Вольтер и Дидро, также писали антицерковные, антидворянские и антимонархические памфлеты.

А вот в России памфлет не прижился — цензура не пропускала обличительных произведений. Антикрепостническим памфлетом можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева — произведение он издал на свои деньги, вызвал гнев императрицы Екатерины II и попав в тюрьму.

Что такое памфлет? особенности жанраАлександр Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 1790

Памфлетами можно назвать «философическое письмо» Петра Чаадаева, приведшее к размежеванию российских либералов на западников и славянофилов, а также «Письмо к Гоголю» Виссариона Белинского.

Однако на дворе был XIX век, и газетные статьи уже вытеснили классический памфлет-брошюру. В дальнейшем к этому жанру возвращались лишь изредка.

Определение слова «Памфлет» по БСЭ:

Памфлет (англ. pamphlet)публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого — конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- «эпиграмматическое произведение»(Ф. Энгельс) — обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение. его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как Ирония, сгущенная до Сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем.П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец…» Лукиана). широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием. таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже — памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса).Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв. можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля,«Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»).Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.).Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли),«Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах»,роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964. Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970. Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.В. А. Калашников.

Что такое памфлет? особенности жанра