Что такое обычай

Значение слова Обычай по Финансовому словарю:

Обычай — правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени. основная форма регулирования поведения вдогосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫ ЧАЯ обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода(кровная месть). Санкционирование ОБЫЧАЯ государством осуществлялось ли бо в процессе судебной или административной деятельности, когда ОБЫЧАЙслужил основанием для решения спора, либо путем включения ОБЫЧАЯ в издаваемые в рабовладельческом и феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права. Международный ОБЫЧАЙ яв ляется источником международного права в случаях, когда отношения неурегулированы международным договором. Под международным ОБЫЧАЕМ понима ют правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Необходимым условием признания международного ОБЫЧАЯ источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права является признание его всеми или некоторымигосударствами, выраженное в активной форме (например, совершение опреде ленных действий в данной ситуации) либо путем воздержания от действий. Правило, содержащееся в международном ОБЫЧАЕ, действует только для тех государств, которые в тои или иной форме его признали.

Определение слова «Обычай» по БСЭ:

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и«обряд» («ритуал»). однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера О. ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность О., символ определенных социальных отношений, в то время как О. может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.В качестве основного регулятора отношений между людьми О. выступает главным образом в архаических (докапиталистических) обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. О. служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. При этом могут освящаться как реальные, так и воображаемые объекты (боги и т.п.). В роли О. могут выступать производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д. С появлением государства и права целый ряд обычаев был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм (см. Обычное право), в связи с чем соблюдение О. обеспечивается государством. С развитием капитализма, расширением связей между различными культурами, секуляризацией общественной жизни и т.д. власть О. в целом оказалась подорванной. Динамизм современной социальной жизни, развитие промышленности, средств массовой коммуникации, урбанизация усиливают этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора общественной деятельности социальные институты. О. сохраняются в наиболее«чистом» виде в сфере быта, морали (нравы) и гражданской обрядности. Роль О. определяется главным образом системой общественных отношений, в которую они включены. в этой связи О. разделяются на прогрессивные и реакционные, устаревшие.В СССР и др. социалистических странах ведётся борьба с устаревшими О., утверждаются новые гражданские обряды и О., являющиеся одним из факторов развития социалистических общественных отношений.Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21. Тард Г., Законы подражания, пер. с франц., СПБ, 1892. Гофман А. Б., Левкович В. П., Обычай как форма социальной регуляции,«Советская этнография», 1973, № 1. Sumner W., Folkways, L., 1958.А. Б. Гофман.

Что такое обычай