Устройство объектива

Наш большой канал о покупках на AliExpress

Фокусировка

В исходном положении объектив сфокусирован на бесконечность, т.е. в фокальной плоскости оказывается изображение бесконечно удалённого объекта. Чтобы сфокусировать объектив на более близких объектах, необходимо увеличить дистанцию между задней главной плоскостью объектива и плоскостью матрицы или плёнки. Иными словами, объектив должен быть как бы выдвинут навстречу объекту съёмки.

В простейших объективах с небольшим количеством элементов наводка на резкость осуществляется перемещением всего оптического блока внутри оправы объектива. Иногда движется только передняя линза. Хуже всего, когда она ещё и вращается при фокусировке, поскольку это весьма затрудняет использование поляризационных и градиентных фильтров.

В более сложных объективах применяется внутренняя фокусировка. Внешние размеры объектива в таком случае остаются неизменными, а смещение оптического центра достигается перемещением независимой группы линз внутри объектива. Частным случаем внутренней фокусировки является задняя фокусировка, при которой за наводку на резкость отвечает задняя группа элементов.

Большинство современных объективов предполагают использование автоматической фокусировки. Обычно в оправу автофокусных объективов встроен кольцевой электродвигатель (ультразвуковой или шаговый), который и приводит в движение фокусировочную группу линз. Исключение составляют лишь некоторые классические автофокусные объективы Nikon и Pentax, не имеющие собственного фокусировочного мотора. Мотор в данном случае встроен в камеру, а передача крутящего момента происходит посредством механической муфты.

Как влияет фокусное расстояние объектива на размытие?

Красота размытия заднего плана – характеристика субъективная. 

Размытие зависит от многих факторов:

1. Строения линз объектива. Творческое размытие заднего плана, свойственное объективам типа Gelios 58 мм или Lensbaby 50 мм, является техническим браком оптики, однако эффект радиального размытия многим фотографам очень нравится.

2. Светосилы и значения диафрагмы. Чем светосильнее объектив, тем шире можно открыть диафрагму и получить меньшую глубину резко изображаемого пространства, то есть размыть задний план. 

Устройство объектива 

3. Расстояния от фотографа до объекта и от объекта до фона. Степень размытия заднего плана будет тем больше, чем объект съемки отдален от фона.

Устройство объектива

4. Фокусного расстояния объектива. Поскольку ширик позволяет взять в кадр больше пространства, то и размытого фона (обычно, неоднородного: небо, земля, деревья, здания) при открытой диафрагме в кадре будет больше; а телевик в кадр берет только объект съемки, а задний план за объектом приближает, за счет чего размытый фон при открытой диафрагме получается более однородным и красивым. 

Устройство объектива

На фото с мишкой показано, как меняется степень размытия фона в зависимости от фокусного расстояния при одинаковых настройках камеры. Поскольку на 105 мм перспектива сжата, то и размытый фон получился более однородным.

Устройство объектива

Фиксы и зумы

Но даже если прочесть всю информацию про фокусное расстояние объективов, все равно возникают вопросы: Объектив с каким фокусным расстоянием выбрать? Какое фокусное расстояние наиболее универсально? И что лучше: зум или фикс?

Фикс – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, например, только 85 мм или только 135 мм. А если хочешь приблизить или отдалить объект, придется это делать ножками, отходя или подходя к объекту съемки.

Плюсы фиксов:

  • Светосила – у фиксов может быть светосила от f 1,4 (а топовые от f 0,95), тогда как у зумов обычно она стартует от f 2,8 (есть пару исключений, но они очень дорогие).
  • Вес – фиксы намного легче зумов, поэтому в использовании они комфортнее.
  • Стоимость – фиксы дешевле зумов аналогичного качества и светосилы.
  • Качество фото – у фиксов хорошая контрастность, звенящая резкость, низкая дисторсия, эффективное подавление бликов и засветок, минимальные хроматические аберрации.
  • Срок службы – поскольку в фиксах нет подвижных линз, они меньше подвержены поломке.
  • Использование фильтров – светосила фиксов позволяет использовать творческие фильтры.

Минусы фиксов:

  • Необходимость много бегать во время съемки вместо того, чтобы просто крутить колесико на объективе.
  • Необходимость покупать дополнительные объективы для покрытия всех необходимых фокусных расстояний.
  • Необходимость иметь один зум для путешествий, чтобы не тянуть с собой весь набор фиксов.
  • Необходимость менять объективы во время съемки, когда приближение-отдаление ногами не помогает.
  • Необходимость использовать нейтрально-серый фильтр при хорошей светосиле объектива и открытой диафрагме в солнечный день.
  • Необходимость оперативной смены объектива в полевых условиях чревато загрязнением оптики.

Устройство объектива

Зум – это объектив с переменным фокусным расстоянием заданного диапазона, например, 18–55 мм или 24–70 мм.

Плюсы зумов:

  • Удобство при съемке: нет необходимости бегать вперед-назад при съемке крупных и общих планов.
  • Универсальность: нет необходимости брать разные объективы для съемки разных планов и жанров.

Минусы зумов: 

  • Большой вес – множество линз для охвата разных фокусных расстояний дают определенный вес, не особо комфортный при съемке с рук.
  • Малая светосила – из-за большого количества линз такие объективы пропускают меньше света, что будет критично при съемке в помещении и в темное время суток.
  • Отсутствие резкости – из-за того, что линз в зум-объективе много и они постоянно в движении, они физически не могут обеспечить такую резкую картинку, как фиксы.
  • Высокая стоимость – зумы производить сложнее, поэтому они стоят дороже аналогичных по качеству фиксов.
  • Быстрый износ – в сравнении с фиксами, зумы быстрее выходят из строя, так как в них больше подвижных элементов.

Достоинства и недостатки зумов и фиксов не однозначны, так как объектив нужно подбирать под конкретные задачи. Фикс 24 мм может идеально подходить для съемки интерьеров квартир, однако совсем не подойдет для съемки футбола. Поэтому при выборе объектива нужно опираться на личные предпочтения фотографа. 

Телеобъектив для портрета

Телеобъектив для портретаУстройство объективаФокусное расстояние 85 мм

Фокусное расстояние 85 мм считается «идеальным» для портрета с времен пленочной фотографии. Оно по-прежнему является хорошим фокусным расстоянием для камер с полным кадром в эпоху цифровых технологий, поскольку он сочетает в себе естественную перспективу с возможностью создавать размытые фоны — при условии достаточно широкой диафрагмы. На камерах с датчиками размера APS-C фокусное расстояние 50 мм обеспечит аналогичную перспективу, в то время как для камер M4/3 самое эквивалентное фокусное расстояние составляет около 43 мм. Пользователи камер Nikon 1 должны найти 30-миллиметровый объектив, обеспечивающее аналогичную перспективу для поясных портретов.

Умеренный телеобъектив идеально подходит для портретов, потому что он обеспечивает хорошее рабочее фокусное расстояние и создает естественную перспективу.

Этот снимок был сделан с фокусным расстоянием, эквивалентным объективу с фокусным расстоянием 105 мм на 35-мм формате. Некоторые портретные фотографы предпочитают перспективу, придаваемую чуть более длинным объективом, и большие фокусные расстояния обычно требуются для портретов сделанных не заметно. Фокусное расстояние, эквивалентное 105 мм и даже 135 мм в формате 35 мм, часто предпочтительнее для крупномасштабных портретов, в которых лицо заполняет весь кадр. Более длинные телевики позволят увеличить расстояние между камерой и объектом, что может быть более удобным для людей, которые немного стесняются. Но они также сжимают воспринимаемое расстояние между субъектом и фоном немного больше, чем более более короткие телеобъективы. Основной аспект, который следует учитывать при использовании телеобъектива для портрета, — это величина максимально открытой диафрагмы на фокусном расстоянии, которое вы используете. Самая широкая диафрагма для большинства объективов из комплектов кит редко бывает больше, чем f/4, и, хотя это может обеспечить размытие фона при использовании с полным кадром, что может быть сложнее на камерах с меньшими датчиками. Чем меньше датчик, тем больше глубина резкости для эквивалентного поля зрения и f/стопа по сравнению с камерами формата 35 мм. Если вы не можете избежать перегруженных фонов в портретах, вы получите более приятное размытие с помощью полнокадровой камеры и телеобъектива. С камерами APS-С и M4/3 расположение объекта перед фоном или заполнение им кадра может быть единственным решением.

Более длинные фокусные расстояния — в данном случае 120 мм — часто лучше всего подходят для улавливания мимолетных нюансов скрытой съемки, потому что они обеспечивают большее рабочее расстояние, а субъекты менее осведомлены о том, что могут быть сфотографированными.

Преимущества фикс объективов

Первое преимущество — высокая светосила. Объективы профессиональной линейки могут иметь диафрагму f1.2, в то время как зумы ограничены f2.8.

Устройство объектива

Второе преимущество — качество снимков и резкость выше чем у большинства зум объективов. Плюс по краям кадра у них очень редко можно увидеть дисторсию.

Третье преимущество — красивое боке. У каждой модели есть своеобразный почерк размытия заднего фона и прорисовки колец.

Четвертое преимущество — они стоят дешевле, поскольку проще в изготовлении. Поэтому исходя из всех выше перечисленных достоинств, можно забыть про неудобство «зуммировать ногами».

Пятое преимущество — этот объектив научит вас думать про композицию и заранее продумывать кадр. Лучшего «учителя» трудно будет найти.

Шестое преимущество — малый вес и размер. Здесь даже комментировать нечего, коммерческие фотографы не по наслышке знают как за целый день съемок устают руки от тяжелой оптики.

На что влияет фокусное расстояние

Устройство объективаВ основном, “ФР” влияет на «приближение» объекта съёмки. В целом, оно оказывает влияние на следующие параметры изображения:

  • зона обзора;
  • масштаб;
  • глубина резкости.

Если снимать лес, с определённой дистанции, объективом с ФР 10 мм, то на фотографии получится сплошная стена деревьев. Тот же пейзаж, но снятый ФР 24 мм выделит отдельную группу, которая займет всё поле кадра. ФР в 125 выделит крупным планом одно дерево, а оптика с ещё большим ФР покажет крупно ветви и листья. Поэтому с увеличением ФР фотокамеры, предмет съёмки приближается, а второстепенные детали, которые не нужны при правильной компоновке, удаляются за границы кадра.

В соответствии с законами оптики, система линз не может одинаково резко показывать объекты, которые располагаются на разных расстояниях от фотокамеры. Фокус наводится на предмет, находящийся на определённой дистанции. Это означает, что все объекты, находящиеся на этом же расстоянии от фотоаппарата, в кадре будут резкими и в фокусе. Предметы, расположенные ближе или дальше будут иметь слегка расплывчатые контуры. ФР объектива фотоаппарата является одним из факторов, определяющих глубину пространства, которое на снимке получается резким и отчётливым.

Применение разных типов объективов

Устройство объективаДля фотографа более важным является выбор оптики, а не фотокамеры. Профессиональные фотографы используют фотоаппараты, позволяющие использовать сменную оптику с разными фокусными расстояниями или вариообъектив с переменным ФР. При определении нужного ФР, фотограф может руководствоваться следующими факторами:

  • сюжет съёмки;
  • точка фотографирования;
  • собственный творческий замысел.

Объектив с маленьким ФР в 3,8 мм обеспечивает захват зоны в 180*. Такая оптика предназначена только для специальной съёмки, так как сильно искажает перспективу. ФР в 14 мм обладают объективы с широким полем зрения. С их помощью можно получить интересные панорамные кадры. Тем не менее, прямые линии искривлены, особенно по краям кадра. Широкоугольная оптика с ФР 24 мм меньше искажает пространство и с её помощью можно снимать интерьер помещений и делать пейзажные снимки. Для портретной съёмки такой вариант не подойдёт.

Объективы фотоаппаратов с фиксированным фокусным расстоянием 35 и 50 мм относятся к самой распространённой категории. Оптика подходит для натурных фотографий на природе и для жанровой съёмки. Таким объективом хорошо снимать групповые портреты или работать в студии с разными интерьерами. Предметы, находящиеся по краям кадра не будут искажены. Поэтому эти варианты являются штатными для многих моделей фотокамер. Портретную съёмку лиц крупным планом, такими объективами делать не стоит, а для поясных портретов они вполне подходят. Фокусное расстояние 85 мм считается самым подходящим для выполнения портретов. Такая оптика позволяет фотографировать человека с дистанции 2-3 метра, что очень удобно и для модели и для фотографа

85 мм обеспечивают нужное размытие фона, что порой крайне важно при съёмке портретов. Такой объектив так же можно использовать для натурных съёмок в черте города и других интерьерах

Устройство объективаОптика с фокусным расстоянием 135 мм относится к телеобъективам. В помещении работать с ним неудобно, поэтому их чаще используют при натурных съёмках. С таким ФР можно снимать жанровые сценки, когда участники процесса не замечают, что их фотографируют. Телеобъектив на 200 мм позволяет заметно выделить объект, полностью изолировав его от заднего плана. На таком фокусе можно снимать спортивные зрелищные соревнования или обитателей дикой природы. Объективы с большим фокусным расстоянием обычно оборудуются стабилизатором, в противном случае снимки будут получаться смазанными (с “шевеленкой”). От “шевеленки” избавит съёмка со штатива, но не всегда есть возможность им воспользоваться, да и не всегда есть этот самый штатив. Камеры с 300 мм оптикой используются для съёмки сильно удалённых объектов. Ими снимают пуски ракет, испытания боевой техники в полевых условиях, летящие самолеты, для фотоохоты. В общем тогда, когда приближение к объекту съёмки опасно для фотографа или попросту невозможно.

Устройство объективаНемаловажный параметр и минимальная дистанция до объекта, на которой камера сможет сфокусироваться. То есть, у каждой оптической системы есть то минимальное расстояние, ближе которого она не сможет навестись на резкость. Поэтому для съемки мелких объектов крупным планом выпускают макрообъективы, которые способны наводиться на резкость при минимальной дистанции от оптики до предмета съемки. Узнать какая минимальная дистанция фокусировки у вашей оптики можно в технической характеристике к ней. Так же, обычно данный параметр указывается на лицевой части самого объектива.

Нормальный объектив

В пленочные времена «нормальным» (стандартным) объективом считался «полтинник», но с наступлением времен уменьшенных матриц (все-таки, полный кадр сейчас дороговат для энтузиаста) ему на смену приходит 35-мм объектив, хотя многие так и продолжают пользоваться полтинниками, пусть и угол охвата у них сократился совсем до умеренного портретника.

Устройство объектива

Нормального в объективе немного — если исключить человеческое периферическое зрение, 50-миллиметровый объектив дает абсолютно такую же картинку, которую видит человек, а потому все пропорции соблюдаются (широкоугольные этим и отличаются — они просто захватывают часть поля из периферического зрения). Собственно, раньше этого было достаточно — дальше осуществлялся просто «зум ногами». Сегодня ему на смену пришел настоящий зум.

По сути, конечно, заменить полтинник нечем — это та самая грань между широкоугольным и длиннофокусным объективом, на которой выросло не одно поколение успешных фотографов. Обычно его делают достаточно светосильным, около f/1.8, причем за смешные деньги, около 100 баксов, на что многие ведутся — однако, когда вокруг все с зумами, объектив по универсальности все же проигрывает, зато быстро учит фотографа игре в рамках кадра. Другими словами, объективы такого типа скорее для обучения, нежели для повседневного использования в разных ситуациях — и угол недостаточен для помещения, и портрет нормальный не очень-то снимешь.

Ключевые документы СБСЕ/ОБСЕ

Начиная с 1975 года ряд ключевых документов по Евро-атлантической и евразийской безопасности был принят СБСЕ и ОБСЕ.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние – это, пожалуй, наиболее важный фактор, который отличает один объектив от другого. Оно выражается в миллиметрах и соответствует углу поля зрения. Чем ниже число, тем шире угол. Например, объектив 20 мм является широкоугольным на большинстве SLR (это еще зависит от размера матрицы, мы поговорим об этом позже). На другом конце диапазона находится объектив 200мм, который является телеобъективом.

Технически, измерение в миллиметрах – это расстояние от центра объектива до пленки или матрицы при фокусировке на бесконечность, но учитывая сложность конструкции, оптический и физический центры могут отличаться.
Чтобы лучше понять этот и другие принципы, встаньте в немного затененной комнате и наведите ваш объектив на светлое окно. Подвигайте объектив ближе и дальше. Когда вы будете на верном расстоянии, вы увидите через видоискатель изображение окна.

Примечания

  1. , с. 215.
  2. , с. 295.
  3. , с. 347.
  4. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., Наука, 1986
  5. , с. 165.

Портретный объектив

Не ищите надпись типа portrait на этом объективе — таких не бывает. Портретный объектив просто имеет фокусное расстояние ЭФР 85-120 мм, в зависимости от вкуса фотографа. Причина проста: общаясь с человеком, большинство из нас смотрит на собеседника обоими глазами, а потому мы привыкли видеть совершенно определенный ракурс, и только люди с односторонними недостатками зрения видят оппонентов по-другому — впрочем, с меньшинством никто никогда не считался, и циники-фотографы не исключение. Чтобы понять этих людей, не меняя позиции, закройте один глаз рукой и посмотрите, как сильно изменился ракурс: расширились скулы, припрятались уши, расползся нос… нравится? А причина проста: глядя двумя глазами, свет от объекта (естественно отраженный — при жизни мало кто светится лично) распространяется в одном направлении, практически не сходясь, а одним мы заставляем его сходиться в одну точку под углом. Исправить ситуацию можно, сделав этот угол более острым, чтобы крайние лучи были более близки к параллельным линиям, что мы имеем, глядя на объект двумя глазами — не фонтан, конечно, но это лучшее из того, что мы имеем… ведь у объектива всего один орган зрения.

Устройство объектива

Естественно, портреты и снимаются с некоторого удаления (вновь вспоминаем «зум ногами»), в зависимости от того, что нужно: крупный план, грудной, поясной или в полный рост — узкий угол охвата объектива сам «приблизит» нас к объекту.

Обратите внимание, что есть куча различных портретных объективов — на них по своим техническим характеристикам похожи макро-объективы, но требования в обоих случаях разные: «портретник» должен не только давать резкую картинку в зоне фокуса, он еще и фон должен размывать красиво (если знаете, что такое «боке», поймете), в то время как от «макрика» требуется только резкость

Фокусное расстояние

Сначала немного теории… Самая распространенная система фотоаппаратов в мире — основанная на 35-мм пленке («тип 135»), это именно тот Kodak, на который вы снимали в бытность пленочных фотоаппаратов. Именно этот стандарт потому и стал ориентиром для фотопроизводителей в потребительской сфере и именно о нем мы будем говорить в статье ниже, «забыв», что существует еще средний и крупный формат.

Сегодняшние объективы, так или иначе, привязываются к 35-мм формату, несмотря на то, что фотоаппараты сегодня от него далеки как никогда — под аналогичного размера кадр (24×36 мм) сегодня выпускается меньше 1% всех фотоаппаратов, которые на этот стандарт ориентируются. Причем подавляющее большинство выпускаемых фотоаппаратов (более 90%) — компактные, у которых размер светочувствительной матрицы в 4-6 раз меньше площади того самого пленочного кадра. И тем не менее, дабы следовать хоть какому-то стандарту, 35-мм пленка стала ориентиром для всех.

Если посмотреть на объектив компактного аппарата, можно на нем часто увидеть две шкалы, например 8-24 mm f/2.8-5.0 (38-114 mm), где обозначение в скобках соответствует фокусному расстоянию (обратите внимание, это не размер объектива), пересчитанному в 35-мм эквиваленте. Именно по нему объективы и различаются (все остальные параметры не так важны, как о них говорят)

Чтобы понять это, давайте представим два фотоаппарата: старую пленочную «мыльницу» и современный цифровой компакт разрешением 10 Мп. Мы снимаем на обоих один и тот же кадр при фокусном расстоянии 38 мм с одной позиции и печатаем его на формате 10×15. Посмотрев на кадр и не обращая внимания на разницу в качестве, мы понимаем, что различий в охватываемом пространстве практически нет — а потому, есть ли для нас разница, что матрица в 4 раза меньше пленочного кадра, а на деле фокусное расстояние составляет лишь 8 мм? Именно поэтому фокусное расстояние (ФР) просто перемножают на соответствующий коэффициент («кроп-фактор»), который можно получить, если разделить размер пленочного кадра по диагонали на соответствующий размер матрицы — так получается эффективное фокусное расстояние.

Впрочем, для зеркалок ситуация обратная: искренне полагая, что их обладатели — люди крайне опытные и понимающие суть вопроса, никто из производителей объективов для зеркалок и не удосуживается высчитывать ЭФР для них. Между тем, полнокадровых аппаратов не так много — в основном, профессиональные модели, которых всеми производителями сегодня выпущено не более десятка — а подавляющая масса существующих сегодня зеркалок имеет матрицу размером в 1.5 раза меньше, под которую уже выпущена масса объективов, не поддерживающая покрытие полного кадра. Тем не менее, указание фокусных расстояний даже на них осталось стандартным для «зеркальных» объективов — пользователю просто в каждом случае надо фокусное расстояние умножать на соответствующий кроп-фактор (×1.5). Кстати, если вы кадрируете снимок в редакторе, вы также изменяете ЭФР (если это, конечно, интересно) — ведь печатаете снимок на бумаге того же размера или смотрите в сети при том же разрешении монитора… К примеру, если сняли кадр на 50 мм, умножаем на 1.5 (кроп-фактор), кадрируем, к примеру, на 30% и, соответственно, умножаем еще на 1.33 — получается 100 мм.

Надеемся, это все понятно, так что дальше мы будем говорить как раз об эффективном фокусном расстоянии, а для зеркальных будем указывать обе цифры — так будет удобнее всем, а чем вы снимаете, совершенно неважно. Просто в зеркалке всегда можно будет выбрать соответствующий объектив, а вот для компакта будет достаточно сложно поставить соответствующее фокусное расстояние — так что делайте наугад

Впрочем, статья адресована как раз начинающим «зеркальщикам».

Оптическая характеристика

Устройство объективаФокусное расстояние (ФР) объектива совершенно не зависит от типа и марки фотоаппарата. Являясь важным параметром оптики, ФР определяет, какая зона захвата будет у конкретной оптики. Чтобы было проще понять термин «фокусное расстояние», нужно представить себе конструкцию объектива. Самый простой объектив представляет собой одну выпуклую или двояковыпуклую линзу. Поток света, проходящий через такое стекло, фокусируется на плоскости в зону небольшого размера. Одну линзу можно рассматривать как оптическую систему. Дистанция от центра оптической системы до плоскости и будет ФР.

Объектив камеры состоит из нескольких линз. Их число может быть от 8 до 12 и более. Дело в том, что кривизна оптического стекла сильно искривляет геометрические пропорции, особенно по краям, и дополнительные линзы позволяют скорректировать искажения и приблизить его к реальному. Даже в сложной конструкции оптической системы понятие фокусного расстояния остаётся неизменным. Это интервал между центром группы линз и точкой, на которой фокусируется изображение. Применительно к фотоаппарату, это расстояние до фотоплёнки или чувствительного сенсора фотоаппарата. В оптике с изменяемым ФР центр оптической системы может меняться перемещением линзы или набора оптических стёкол.

Зачем нужен фикс объектив

Фикс объектив — это объектив у которого не меняется фокусное расстояние. То есть зум (приближение и отдаление объектов) отсутствует как таковой. В фикс объективе можно менять только размер открытия диафрагмы и переключать фокусировку с автоматической на ручную.

ВИДЕОКУРСЫ | ФОТОТЕХНИКА | КНИГИ | ПРЕСЕТЫ

Книги для фотографов, видеокурсы и пресеты. Все это легко найти на нашем сайте. Чтобы узнать подробнее, жми читать далее.

В продвинутых моделях также присутствует шкала расстояний.

Объективы делятся на два типа:

  • зум объективы
  • фикс объективы

Почему фикс объективы так популярны, если зуммирование приходится делать ногами? Это ведь неудобно. Главное преимущество таких линз в том, что они более светосильные и снимают намного резче

Советскую оптику не берем во внимание

Устройство объектива

Хорошая светосила таких объективов позволяет фотографировать в условиях с недостаточной освещенностью и с наименьшим уровнем шумов, по сравнению с зум объективами. По настоящему качественные фотографии проще сделать используя фикс объектив.

Фикс объективы делятся на:

  • широкоугольные (14мм, 17мм, 24мм, 35мм)
  • нормальные (50 мм)
  • телеобъективы (85мм, 135мм, 200мм)

Выше приведены самые популярные фокусные расстояния. Для примера. Их намного больше, но какой из них выбрать каждый решает сам. Здесь сложно что-то советовать, поскольку такие объективы имеют свой собственный «почерк». Поэтому выбор очень индивидуален.

Шифт-объектив

Название произошло от английского слова Shift («Сдвиг»), при помощи такого объектива можно избавиться от перспективных искажений путем смещения блока линз параллельно плоскости пленки или матрицы. Это главный объектив для тех, кто хочет снимать архитектуру, городские пейзажи или натюрморты без искажений перспективы. При съемке камера ставится так, чтобы оптическая ось объектива была параллельна земле. При съемке снизу вверх необходимо, перемещая блок линз, следить, чтобы верхние части объектов вошли в кадр. Соответственно при съемке сверху вниз — наоборот.

Безусловно, есть конструктивный предел такого сдвига. И не всегда, например, из-за высоты зданий удается избавиться от искажений. По крайней мере, искажения перспективы будут минимальны. Стоимость шифт-объективов выше, чем у обычных широкоугольных объективов такого же фокусного расстояния. В программах по обработке изображения (например, в Photoshop) есть возможности имитации исправления перспективных искажений. Почему имитация, потому что при реальной съемке создается другой эффект перспективы. Иногда такое исправление заметно

Важно помнить, что при компьютерном исправлении искажений происходит интерполяция, а значит, если в кадре много мелких деталей, то ухудшение качества будет неизбежным. В случае если большую часть снимка занимает небо, то интерполяция заметна не будет

Какой светосильный объектив выбрать

Устройство объективаВ целом оптика с высокой светосилой делится на 2 типа: фиксы и объективы с переменным фокусным расстоянием.

Фиксы отлично подходят для студийной съемки, где можно легко менять расстояние до объекта, перемещаясь по залу. А модель при этом статична. Фиксированные объективы хороши качеством картинки. В их конструкции меньше оптических элементов, что уменьшает число искажений.

Новички чаще всего выбирают оптику с фиксированным фокусным расстоянием от 50 до 55 мм, имеющих светосилу от 2.8 до 1.4. Такие объективы еще называют «полтинниками». Их можно найти в линейках всех самых известных производителей фототехники. Этих параметров вполне достаточно, если у фотографа нет стремления заниматься предметной или ночной съемкой.

На втором месте по популярности фиксы с фокусным расстоянием 30 и 35 мм. Они относятся к широкоугольным и подходят для большого количества задач. Но при этом они слегка деформируют перспективу, что неблагоприятно отражается на портретной съемке.

Те, кто специализируется на крупно плановых портретах, предпочитают фиксы с фокусным расстоянием 85 и 135 мм. А чем больше фокусное расстояние оптики, тем больше эффект боке.

Среди стекол с переменным фокусным расстоянием наиболее популярны модели с фокусным расстоянием 17-55 мм. Добавив к ним оптику с расстоянием 70-200, можно уверенно снимать качественные репортажи. При наличии конечно же навыков репортажной съемки.

«Быстрые» и «Медленные» объективы

Термины, описывающие «скорость» объектива, не имеют никакого отношения к тому, как быстро он может фокусироваться. Вместо этого этот термин применяется к размеру его максимально открытой диафрагмы. У более быстрых линз шире раскрывается диафрагма, чем у медленных. Основными преимуществами быстрых объективов являются:

  1. Они пропускают больше света в камеру, и это сделает изображение в видоискателе ярче (если это оптический искатель).
  2. Вы можете снимать с более длинными выдержками при тусклом освещении.
  3. Глубина резкости при максимально открытой диафрагме часто очень небольшая, что позволяет относительно легко получить размытый фон.

Но у них есть свои недостатки:

  1. Быстрые линзы требуют гораздо большего количества стекла. Это делает их более крупными и тяжелыми, чем более медленные линзы.
  2. Они, как правило, значительно дороже.
  3. Телеобъективы из категории «кит» имеют тенденцию быть сравнительно медленными, с максимальными диафрагмами f/3,5 или меньше на более коротком конце по сравнению с f/2 или f/2.8 для быстрого телевика.

Специальные и творческие объективы

Существуют объективы для специальных видов съемок. Часто именно они позволяют добиваться важных параметров снимка без применения постобработки:

  • Шифт-объективы применяются для съемки зданий, архитектуры и чертежей, и с помощью дополнительных органов управления приводит к точной передачи прямых углов, отсутствию искажений;
  • Софт-объективы применяются для творческой съемки портретов, делая область модели резкой, а остальную часть – художественно искаженной;
  • Фиш-ай – «рыбий глаз». Изображение с фотокамеры, оснащенной таким объективом имеет крайне искаженный результат из-за сверхширокоугольной линзы – от 180 градусов и выше;
  • Линзбеби – объектив имеет мягкий корпус в виде гармошки и позволяет смещать область резкости в любую точку кадра, делая остальное пространство в расфокусе.

Зум-объектив

Так называют объективы с переменным фокусным расстоянием. Современные производители могут порадовать Вас огромным ассортиментом объективов такого типа. Такие объективы действительно удобны: один такой объектив может заменить несколько. Можно более точно выстроить композицию, значительно повысить оперативность работы, например в репортажной, свадебной или спортивной съемке. Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд.

У зум-объективов есть недостатки. Короткофокусные зум-объективы страдают дисторсией, и чем короче фокусное расстояние (больше поле зрения), тем выше дисторсия. По светосильности такие объективы подразделяются на две категории: с постоянной и переменной диафрагмой. В случае с переменной диафрагмой светосила меняется в зависимости от изменения фокусного расстояния. Например, у объектива 28-70 при фокусном расстоянии 28 мм значение диафрагмы (светосила) — 2,8, а при 70 мм — 4. Это ухудшает удобство использования. У таких объективов светосила тем меньше, чем больше фокусное расстояние. У объективов с постоянной диафрагмой таких недостатков нет. Как говорится, за все в мире нужно платить, и за постоянную светосилу зум-объективов. Они, как правило, стоят в 1,5 — 2 раза дороже, чем с переменной диафрагмой.

Бленда

Казалось бы, еще одна бесполезная вещь в арсенале фотографа, так как, с одной стороны, делает совсем некомпактный фотоаппарат еще более некомпактным, а быстро не снимается, при том, что ловить солнечных зайчиков практически не мешает (а ведь для этого она и сделана, казалось бы). Бывает либо просто в форме небольшого цилиндра, вкручивающегося в посадочную резьбу светофильтра, либо продвинутая, с байонетным соединением и на пластмассовых объективах, которым многие смещали переднюю подвижную часть, пытаясь ее снять с них, особенно с новых (соединение крепкое, надежное и неразработанные, а руки пока не привыкли) — собственно, это является возможностью подзаработать мастерским по ремонту оптических приборов и производителям оных, которые с удовольствием продадут новые.

Устройство объектива

Впрочем, польза все же от бленды есть: хоть и неудобно с ней надевать на объектив крышку, бленда подчас может защитить объектив от повреждения (когда забыли-таки ее надеть), иногда даже при невысоком падении, или от детских пальцев. Более того, объективу она придает вид более серьезного оптического прибора и сразу выдает в фотографе начинающего, так как у большинства пользующихся объективом более года-двух она потеряна, пылится на полке или имеет сломанное крепление.

Во многих случаях, ее можно использовать в турпоездках, в которые часто не берутся штативы — когда требуется подставить что-то под объектив, чтобы он не падал вниз при установке аппарата на скользкие камни.

Кстати, неиспользуемую бленду лучше снимать и, перевернув, не фиксировать на объективе, хотя возможность такая есть — потеряете в оперативности, т.к. она имеет обыкновение закрывать кольцо зума или ручной фокусировки, в зависимости от устройства объектива.

Заключение

Правильная диагностика с уточнением причины патологических изменений важна для определения тактики ведения таких больных и назначения адекватного лечения. Именно от этого зависит прогноз при бронхообструктивном синдроме.