Нотное письмо

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

Нотное письмо

— Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

— Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

— Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

— Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

Нотное письмо

— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Нотное письмоНотное письмо

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Нотное письмо

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Нотное письмо

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Нотное письмо

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Нотное письмо

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Нотное письмо

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

Нотное письмо

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Нотное письмо

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно45Не интересно1

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Нотное письмо

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Нотное письмо

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Есть ли вид записи для нескольких музыкантов?

Этот вопрос всегда интересен каждому, кто начинает учиться музыке. Действительно, если произведение не предназначено только для одного инструмента, то как оно записывается? Неужели, к примеру, при выступлении оркестра у каждого выступающего одинаковые листы с нотами? Но если тех же скрипок на сцене несколько? Разве они издают одинаковые звуки? Каскад подобных вопросов слышит практически каждый учитель музыки.

Нотное письмо

Нотные листы, адресованные нескольким исполнителям, объединяются в сборник, который называется партитурой. Внутри партитур отдельно бывают выписаны ноты для каждого из участвующих инструментов, включая и человеческие голоса. Такие выписки называются партиями.

При оформлении произведения «одним листом» каждая партия – это отдельная пятистопная линейка, партитуру обозначают прямой вертикальной линией, расположенной перед ключами и объединяющей партии.

Способ написания того, что партии различных инструментов, как и голосов, должны исполняться одновременно, — это фигурная скобка, аналогичная той, которая используется в арифметике. Здесь она называется акколадой.

Нотное письмо

Откуда произошло такое название, точно не может сказать ни один филолог. Есть версия, что слово является сокращенным от сочетания «аккорд» и «лад». То есть этот термин был дан нотной грамоте не клавишными инструментами, а струнными. Возможно, что так оно и есть.

Завершение отдельной партитуры прописывается на бумаге при помощи двойной вертикальной линии, одна часть которой жирнее другой.

Кроме этого в таких записях используется знак, который называется «реприза». Это две точки, находящиеся у обозначающих финал музыкального отрывка линий. Присутствие реприз говорит исполнителям о необходимости повторения сыгранного.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

https://youtube.com/watch?v=S9GRg4IWOjQ

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 212{\displaystyle {\sqrt{2}}}; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В англоязычных странах и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Основная статья: Буквенная нотация

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Нотные знаки
     C  D  E  F   G  A H (B)
   
    до ре ми фа соль ля си  

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Без слов?

В инструментальной музыке всю ответственность на себя берут композитор творения и профессионал с его умением только с помощью техники игры выразить то, что проще бы было объяснить речью.

Переплетение гармоний, многогранное соединение аккордов и пронизывающая сквозь аккомпанирующую базу мелодия способны сделать ноты без слов куда ярче и выразительнее, чем с ними.

Если с инструментальной музыкой в этом вопросе разобраться проще, то что делать с вокальной? В ней отсутствие речевого вмешательства неприемлемо. Однако существуют пьесы, которые не нуждаются в словах — вокализы. Мелодия распевается на один гласный звук или же несколько, варьируясь между собой.

Знаменитый вокализ №14 С. В. Рахманинова является достоянием Российской республики и служит прекрасным примером того, что самого главного словесно не выразить.

Нотное письмо

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 212{\displaystyle {\sqrt{2}}}; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Нотные знаки
     C  D  E  F   G  A H (B)
   
    до ре ми фа соль ля си  

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию».

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Элементы

Элементы изображения ноты: 1 — флажок, 2 — штиль, 3 — головка

Изображение ноты состоит из трёх элементов: вытянутого в горизонтальном направлении овала, называемого головка, присоединённой к ней вертикальной чёрточки, называемой штиль (от нем. Stiel — рукоятка, стержень), и присоединённой к штилю одной или нескольких изогнутых линий, называемых хвосты или флажки (хвост, флажок). Головка может быть пустой или заполненной, штиль и хвосты могут отсутствовать.

Заполненность или незаполненность головки, наличие штиля и хвостов, а также их количество определяют относительную длительность обозначаемого звука.

Расположение головки ноты относительно линеек нотоносца определяет высоту звука, а взаимное расположение нот — порядок их исполнения.

Как именно учить?

Насколько я знаю, традиционный подход предполагает играть простенькие мелодии, постепенно запоминая положение нот на стане.

Разумеется я пробовал этот вариант, но обладая неплохим слухом от природы, я запоминал мелодию быстрее, чем ноты из которых она состоит. В итоге, проиграв нотный текст один-два раза, я переставал «читать» и по сути использовал его как подсказку, какую мелодию надо играть.

С моей точки зрения, ноты нужно запоминать без привязки к контексту мелодии. Раз сейчас мы учим позиции нот, ничего другого в поле нашего зрения быть не должно.

И тут как нельзя кстати приходится программа Anki, созданная для запоминания карточек иностранных слов, иероглифов и любой другой информации. Программа заточена на периодическое повторение карточек с определенными интервалами, подобранными для оптимального запоминания.

Anki контролирует прогресс вашего обучения и чаще подсовывает те карточки, в которых вы «плаваете». Но и успешно запомненные карточки периодически добавляются в колоду, чтобы проверить себя и гарантировать запоминание.

На минуточку, из 17 самых ходовых позиций нотоносца (5 основных линеек с 4 промежутками и по 2 линейки и 2 промежутка с каждой стороны) мы уже́ можем ориентироваться в 10 (три тройки и одна ключевая нота). И это в каждом ключе! Не зная симметрии, нам пришлось бы независимо учить 34 позиции скрипичного и басового ключа.

Осталось каких-то семь позиций, к которым и предстоит пробросить мостики от наших островков стабильности.

Длительности нот

Теперь поговорим о том, как считать ноты.

Как мы сказали, ноты – это символы, которые отражают высоту звука и его протяженность по времени. Эта протяженность называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Взгляните на картинку и прочитайте названия нот:

Нотное письмо

Целая – самая продолжительная нота. Остальные длительности происходят за счет ее деления.

Детям часто объясняют эту арифметику с помощью яблока:

Нотное письмо

Целая — выглядит как прозрачный овал. Для примера представим, что эта нота должна звучать 4 секунды.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Она выглядит как прозрачный овал, но со штилем – так называется палочка. Если целая нота звучит 4 секунды, то половинка (так называют ее музыканты) будет звучать 2 секунды.

Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой. Именно потому она и называется четвертью, что представляет собой одну четвертую часть целой ноты. Такая длительность будет звучать всего 1 секунду. Выглядит четверть как закрашенный овал со штилем.

Восьмая – представляет 1/8 от длительности целой ноты. Чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время целой ноты, их потребуется целых восемь. Если звучание целой составляет 4 секунды, восьмушка будет звучать в 8 раз короче —  всего полсекунды. Внешне восьмушка очень привлекательна – у нее есть штиль и хвостик, который называется флажком. Как и четверть восьмушка закрашена.

Шестнадцатая – звучит в 2 раза короче восьмой, в четыре раза короче четверти и т.д. Чтобы заполнить продолжительность целой ноты, таких нот понадобится 16. Выглядит она так же, как восьмушка, но у шестнадцатой 2 флажка.

Тридцать вторая – звучит в 32 раза быстрее целой. Выглядит как шестнадцатая, но с тремя флажками.

Шестьдесят четвертая – рассчитывается по аналогии с остальными длительностями, имеет 4 флажка.

Надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться. Так будут выглядеть восьмые и шестнадцатые сгруппированные по 2, 3 и 4 соответственно:

Нотное письмо

Линия, которая объединяет ноты в одну группу называется ребром. Группировка 32-х и 64-х выполняется по тому же принципу; количество ребер будет соответствовать числу флажков тех нот, которые вы объединяете.

Считают скучные вещи интересными

Нотное письмо

Практически все что угодно может считаться развлечением для норвежцев. Для них все интересно, и даже самые скучные новости норвежцы считают развлечением. Люди во всем могут находить позитив.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Нотное письмо

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Нотное письмо

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Предпочитают жить просто

Норвежцы достаточно богатые люди и могут позволить себе отдыхать так, как им этого хочется. Но проживанию в роскошном отеле предпочтут проживание в хижине без сантехники и электричества. Это своего рода экстрим, который дарит им заряд бодрости и энергии. Кроме того, это помогает им намного лучше справляться со стрессом и депрессией.

Куриная грудка с шампиньонами в сливочном соусе

Ингредиенты

грудка куриная (филе) 500 г
сливочное масло для жарки 2 ст.л.
соль
свежемолотый перец
Для сливочного соуса с грибами
шампиньоны 200 г
лук репчатый 1-2 шт
мука 2 ч.л.
куриный бульон 100-150 мл
сливки (нежирные) 100-150 мл
зелень укропа
сливочное или растительное масло для жарки
соль
свежемолотый перец