Статьи

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Развитие звука — стационарная часть.

Музыкальный звук находится в постоянном движении. Меняются его динамика, тембр, вибрато. Время, которое звук живет, т.е. находится в развитии, называется «стационарной частью» звука.

Название это условно, так как стационарная часть наиболее гибка и подвижна в ритмическом, интонационном и динамическом отношении. Развитие звука предопределяется названием того или иного штриха, и качество выполнения этого штриха находится в прямой зависимости от результатов осуществления развития звука. От характера ведения звука зависят его интонация, тембровая окраска, певучесть, полнота, вибрато.

В стационарной части решающее значение приобретает артикуляционный прием, связанный с гласными ‘ а ‘, ‘ о ‘, ‘ у ‘, ‘ и ‘. Согласные ‘ т ‘, ‘ д ‘, ‘ к ‘ относятся к характеру атаки звука, гласные к его ведению, к соединению, т.е. к стационарной части. Правильное ведение звука в его стационарной части предполагает опертое дыхание, выдох которого регулируется необходимыми мускульными движениями мышц языка и губного аппарата.

Необходимо стремиться к тому, чтобы научиться играть продолжительные звуки одной громкости в нюансе mezzo forte; те же протяжные звуки — в нюансах forte и piano; уметь играть динамические переходы от piano к forte и наоборот. От этого во многом зависит мастерство ведения звука.

Написание нотного письма

Программа для написания нот, как и любое другое программное обеспечение, должна быть хорошо написана, функциональна и практична, а так же предоставлять пользователям удобный и понятный пользовательский интерфейс. Узкая специализация задачи и сложность составления музыкальных нот часто отражается на ценнике коммерческих продуктов. Однако, не стоит переживать, на просторах интернета существует достаточно бесплатных программ, способных реализовать ваши потребности.

Основной задачей данного класса программ является создание композиций из нот и их последующее предоставление в печатном варианте. Конечно, ручное составление нотной записи, при помощи пера и бумаги, может быть более увлекательным занятием и носить в себе тонкий аромат творчества, который никогда не сможет заменить программа.

Однако, перед вами могут возникать более обыденные задачи, которые намного легче решаются при наличии автоматизирующих инструментов. Например, дублирование повторяющихся частей композиций, вставка нот в нужные места, перетаскивание нот из одной части в другую, что при ручном составлении может решаться вплоть до составления композиции или отдельной страницы нотной записи с нуля.

Тем не менее, данный класс программ — это как раз один из тех вариантов, где не стоит гнаться за автоматизацией, принося в жертву свободу действий. Прежде всего, программы для составления нот не должны мешать вам записывать композицию. Основной целью такого приложения должно быть сопровождение и предоставление дополнительных инструментов для быстрых операций.

Поэтому если вы установили программу и обнаружили, что ваши возможности каким-либо образом ограничиваются или от вас требуют изменить привычный вам способ написания, то лучше найдите другую программу, даже если в ней будет меньше инструментов.

Помните, любое написание композиции — это прежде всего творческий процесс. Просто представьте, вы составляете композицию. Перед вами лежит ручка и нотная бумага. Как вы думаете насколько уместно будет удаление «лишних» нот или многократное дублирование из-за того, что программа не может перенести скобку вольты на следующую строку или страницу?

Существует много бесплатных программ для составления нотной записи. Некоторые могут показаться лучше, некоторые хуже. Дело вкуса. Тем не менее, при выборе нужно учитывать, что каждая из этих программ имеет свой индивидуальный интерфейс, на разбор особенностей и функций которого вам может потребоваться, как минимум, от получаса. 

Примечание: В основном, время на разбор больше обусловлено не столько сложностью программ, сколько различными подходами к организации меню, расположению кнопок и других элементов управления.

В данном обзоре представлены известные и мощные кроссплатформенные программы для написания нот.

Штрихи духовых инструментов

В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, штрихи объединяются в группы:

  • Штрихи, исполняемые твердой атакой звука: деташе(Понтичелло) (фр. détacher — отделять), маркато (итал. marcato — подчеркивая), мартеле (фр. marteler — отбивать), стаккато (итал. staccato — отрывисто).
  • Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой: нон легато (итал. non legato — не связно), портато (итал. portare — нести). Штрих легато (итал. legato — связно) требует необходимой атакировки только на первом звуке, остальные звуки, следующие за первым и объединенные лигой, извлекаются на едином дыхании с соблюдением хорошей плавности и ровности.
  • Штрихи, в основе которых лежат сложные действия артикуляционного аппарата:
    • двойное и тройное стаккато,
    • фруллато (итал. frullare — вращаться, англ. flutter-tonguing)
    • слэп;
    • рикошет.

В литературе для духовых инструментов встречаются различные комбинации основных штрихов и специфических приемов извлечения звука:

  • вибрато;
  • глиссандо;
  • сморцандо и др.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
   => array(6) {
     => string(83) ""Штрихи - основа музыкальной выразительности""
     => string(40) "shtrikhiosnovamuzykalnoivyrazitielnosti1"
     => string(6) "332564"
     => string(6) "muzika"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1465032538"
  }
}

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты»

object(ArrayObject)#874 (1) {
   => array(6) {
     => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
     => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
     => string(6) "133992"
     => string(6) "muzika"
     => string(12) "planirovanie"
     => string(10) "1416641930"
  }
}

«Работа над кобызовыми штрихами в младших классах»

object(ArrayObject)#852 (1) {
   => array(6) {
     => string(92) ""Работа над кобызовыми штрихами в младших классах""
     => string(53) "rabota_nad_kobyzovymi_shtrikhami_v_mladshikh_klassakh"
     => string(6) "470965"
     => string(6) "muzika"
     => string(5) "uroki"
     => string(10) "1527181370"
  }
}

Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс «Лубок и его выразительные средства»

object(ArrayObject)#874 (1) {
   => array(6) {
     => string(201) "Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс "Лубок и его выразительные средства" "
     => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass-lubok-i-iegho-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
     => string(6) "109539"
     => string(3) "izo"
     => string(5) "uroki"
     => string(10) "1404727574"
  }
}

Конспект урока по специальности фортепиано. Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся младших классов на основе произведений различного характера.

object(ArrayObject)#852 (1) {
   => array(6) {
     => string(297) "Конспект урока по специальности фортепиано. Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера. "
     => string(177) "konspiekt-uroka-po-spietsial-nosti-fortiepiano-tiema-razvitiie-emotsional-noi-otzyvchivosti-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-osnovie-proizviedienii-razlichnogho-kharaktiera"
     => string(6) "223607"
     => string(6) "muzika"
     => string(5) "uroki"
     => string(10) "1437928774"
  }
}

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно45Не интересно1

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Условное обозначение штрихов в эстрадной и джазовой музыке.

— Сильный акцент с сокращением длительности звучания. Произносится слог «ДОТ». Применяется для подчеркивания отдельных звуков, аккордов и коротких музыкальных фраз.

— Очень сильный акцент с сокращением длительности звучания насколько возможно, как бы произнося слог «ДТ».

— Играть с вибрацией, похожей на трель. Применяется для создания эффекта неточной высоты звучания.

— Губная трель. Применяется в кульминациях отдельными медными духовыми инструментами или группой целиком.

— Скольжение снизу вверх после начала звучания в пределах указанной длительности. Скольжение заканчивается в момент перехода к следующему звуку, достигнув необходимой высоты. Дает эффект «смазывания» звука.

— Подъем к ноте по хроматическому или диатоническому звукоряду, напоминающий форшлаг. Применяется в начале звучания музыкальных фраз и в кульминациях.

— Понижение звука по хроматическому или диатоническому звукоряду. Применяется в конце музыкальных фраз и на заключительных аккордах.

— Закрыть раструб у инструмента (труба, тромбон)

— Открыть раструб у инструмента (труба, тромбон)

— Очень легкое звукоизвлечение с замиранием и не очень точной высотой звучания.

— Резко прекращать звучание после исполнения длительности.

— Ускорение ритмической фигуры.

— Замедление ритмической фигуры.

— Повышение или понижение определенного звука на 1/4, 3/4 тона.

— Извлечение самого высокого или самого низкого звука, который может взять исполнитель.

Основные штрихи

detache (деташе), legato (легато), staccato (стаккато)

Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.

При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки

Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.

Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как marcato, tenuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.

Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.

Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом. При игре на деревянных духовых инструментах необходимы также правильные («экономные») движения пальцев, без чрезмерного их подъема над инструментом и отклонений в стороны.

Наиболее проблемным является исполнение legato на раздвижном тромбоне. Связное исполнение звуков на тромбоне требует четкого и быстрого, без толчков передвижения кулисы, что способствует преодолению элементов glissando, неизбежных при медленном перемещении кулисы. Для развития этой техники используют упражнения из пособия В.Блажевича «Школа развития легато на цугтромбоне».

В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.

Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».

Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.

Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. На протяжении многих лет скорость действий языка являлась объектом повышенного внимания исполнителей

Однако приблизительно со второй половины XX века проблема быстродействия языка утратила былую остроту в связи с тем, что все исполнители на духовых инструментах стали использовать на практике приемы двойного и тройного языка.

Овладение указанной техникой протекало постепенно. В первой половине XX века двойное стаккато применяли исполнители на медных духовых инструментах и флейтисты. Затем его стали использовать фаготисты, гобоисты и даже кларнетисты и саксофонисты.

Виды атаки духовика.

В исполнительской практике духовиков применяются два основных вида атаки: твердая и мягкая, а также еще существует вспомогательная или комбинированная и фрикативная.

Сущность атаки заключается в том, что звук зарождается в момент отталкивания языка от звукообразователя, которым является трость или губы музыканта, при этом дается возможность скопившемуся в предгортаннике воздуху проследовать в инструмент. Этот момент и называется атакой. Разновидность атаки зависит от характера движения языка — энергичного или плавного. Для достижения твердой атаки язык должен более энергично отталкиваться от звукообразователя, как бы произнося слоги ‘ ту ‘, ‘ та ‘, ‘ ти ‘ — в зависимости от высоты извлекаемого звука.

Для извлечения мягкой атаки язык отталкивается от звукообразователя более спокойно и плавно, как бы произнося слоги ‘ду’, ‘да’, ‘ди’. При вспомогательной атаке роль клапана выполняет не кончик языка, а его спинка. Это делается с помощью «произношения» слогов ‘ку’, ‘ка’, ‘ки’ или ‘гу’, ‘га’, ‘ги’. Для извлечения фрикативной атаки (fricate — латинское слово — «тереть») необходимо «произносить» слоги начинающиеся с согласных ‘ф’, ‘к’, ‘х’, ‘т’ в сочетании с гласными ‘а’, ‘у’, ‘и’ и согласной ‘р’, т.е. ‘фр’, ‘кр’, ‘фа’, ‘ха’ и т.д.

Артикуляция, т.е. произношение различных слогов — условно, т.к. произносить тот или иной слог при исполнении практически невозможно, но условность эта нужна — она ориентирует исполнителя и помогает ему в правильном оформлении звука.

И еще…

В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato. Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.

С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando.

Немного о комбинированной атаке

Двойное стаккато – особый способ звукоизвлечения, при котором подача воздуха периодически прерывается двумя частями языка – кончиком и спинкой попеременно. Движения в полной мере совпадают с произнесением последовательности фонем Т — К. Движения комбинированной атаки также можно разделить на сильное ТУ (ТА, ТИ, ТО) и слабое КУ (КА, КИ, КО). Поэтому труднейшей задачей для молодого музыканта становится:

  1. выравнивание звучания, полученного вследствие языковых движений Т и К;
  2. согласованность данных движений языка с дыханием и губным аппаратом;
  3. согласованные действия языка с пальцами.

В начальный период эти задачи наиболее успешно решаются на отдельных звуках, относящихся к среднему регистру (за исключением кларнета, на котором двойное стаккато легче выполнять в нижнем регистре). Материалом для упражнений должны послужить гаммообразные построения с максимально простой аппликатурой. Далее, в качестве упражнений для развития двойного staccato необходимо использовать специальные этюды.

Тройное стаккато — в практике игры на духовых инструментах распространен и такой вид комбинированной атаки. Данная техника применяется для исполнения триольных последовательностей в быстром темпе.

Основой тройного стаккато является речевое произношение слогов ТУ-ТУ-КУ_ТУ-ТУ-КУ или ТУ-КУ-ТУ_ТУ-КУ-ТУ. Однако в современной практике довольно часто используется прием двойного стаккато при игре триолей, поочередно акцентируя звуки, приходящиеся на основное и вспомогательное движения: ТУ-КУ-ТУ_КУ-ТУ-КУ.

Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.

Как считать длительности нот

Теперь, когда мы знаем соотношение длительностей между собой, можно двигаться дальше, к вопросу — как считать длительности нот.

Представьте себе механические часы со стрелками. Самая шустрая стрелка щелкает ежесекундно и делит минуту на одинаковые отрезки. Эти мерные щелчки можно сравнить с биением сердца человека, которое называется пульсом. В музыке тоже есть пульсация, которая обеспечивает музыкальное движение. Как и сердцебиение, музыкальный пульс измеряется ударами в минуту. Допустим, в композиции пульс бьется четвертными нотами. Зная соотношение длительностей между собой, без труда можно вычислить продолжительность остальных нот:

Как понять какими длительностями бьется пульс

Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно обратиться к размеру произведения. Он указан в начале произведения и выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Размеры бывают разные:

Допустим, размер нашего произведения 4/4 (четыре четверти). В нотах это выглядит так:

Число, расположенное внизу, говорит какой длительности равен один удар пульса (четверти, восьмой и пр.). В данном случае пульс будет измеряться четвертями.

Число, которое находится сверху, говорит до скольких нужно считать в каждом такте. Получается в размере  пульс измеряется четвертями и в каждом такте мы будем считать до четырех.

В следующем примере – пульс бьется половинками, а считать мы будет до двух. Такой размер называется «две вторых»:

В этом произведении пульс бьется восьмушками, а считаем каждый такт до шести:

Счет начинающих музыкантов звучит так: «раз-и, два-и». Звук «И» делит каждый удар пульса пополам и облегчает счет более мелких длительностей нот. Взгляните на пример:

Как видите, четверть считается «раз-и» или «два-и» в зависимости от того, в какой части такта она находится. Восьмые ноты, как правило, попадаются в связке по 2 или 4 сразу. Поэтому первая восьмая будет считаться «раз», вторая «и». В следующей части такта, первую восьмушку мы будем считать «два», а вторую «и».

Тоже самое происходит в остальных случаях. Посмотрите, как ведется счет в размере четыре четверти:

Часто, в начале произведения можно встретить обозначение темпа, которое выражается так:

Четверть равна 100 ударам в минуту. Пульс нашего произведения считается также четвертями (смотрим по нижней цифре размера). Значит мы должны играть в темпе 100 четвертей в минуту. Не трудно посчитать, что за ту же минуту мы сыграем 200 восьмых или 50 половинных нот. Чтобы определить насколько это быстро – 100 ударов в минуту — музыканты используют метроном.

Метроном – это такой прибор, который щелкает определенное количество раз в минуту. Скорость щелчков (ударов) регулирует сам музыкант, а делается это за счет перемещения грузика, который находится на маятнике. В механическом метрономе есть своя романтика, однако, существуют электронные аналоги, и вы можете скачать приложение «Метроном» на свой смартфон.

О! теперь все понятно45Трудно идет…1

В духовом исполнительстве термин «штрих» употребляется в двойном значении:

как исполнительский прием, т.е. способ извлечения, ведения, окончания и соединения звуков. Большинство характерных черт штриха проступают уже в одном определенным образом произнесенном звуке. Однако полную характеристику штрих получает в том случае, если произносится не один, а несколько звуков. Только при этом условии способны проявиться такие важнейшие характеристики штрихов, как степень слитности или расчлененности звуков.

как звуковой выразительно — смысловой результат этого исполнительского приема, т.е. последовательность определенным образом произнесенных звуков. Профессор Т.А. Докшицер пишет: «Штрих — это не только начало, но и характер протяженности звука, способ окончания и способ взаимосвязи звуков».

19.05.2020 Штрихи. Техника их исполнения.

Качество музыкального звука определяется мастерством исполнителя, умением придать звуку, в зависимости от характера музыки, необходимого свойства: яркости, блеска, теплоты и т.д. Музыкант, создавая музыкальный образ, использует разнообразие звуковых приемов. Приемы придания музыкальному звуку определенного характера и окраски, а также соединение звуков между собой, получили в музыке название штрихов.

Статьи

(Глава 7. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Штрих — слово немецкого происхождения, в переводе означает «черта», употреблялось в начале исполнителями на струнных смычковых инструментах. От этого слова произошел немецкий глагол «вести». Термин штрих связан с ведением смычка у скрипачей. Разнообразные способы ведения смычка и получили название штрихов.

Три группы штрихов Б.Григорьева для духовых

Развивая и систематизируя взгляды В.Блажевича на штрихи духовых инструментов, его ученик Б.Григорьев в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы:

  1. группа твердой атакировки (detache, pesante, marcato);
  2. группа укороченной атакировки (spiccato, secco, staccatissimo);
  3. группа мягкой атакировки (non legato, tenuto, portamento). 

Эта систематизация обеспечивает тесную связь штрихов с атакой звука. 

В силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности, обогащения и усложнения звуковой палитры оркестра и сольных произведений процесс образования и консолидации (слияния, объединения) новых штрихов на духовых инструментах будет продолжаться и дальше.

Музыкальные термины: Медленные темпы, Умеренные темпы, Быстрые темпы

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Мелизмы.

Мелизмами принято называть устойчивые мелодические украшения отдельных звуков в вокальной и инструментальной музыке, являющиеся знаками дополнения нотного письма. Мелизмы изображаются мелкими нотами и условными знаками.

Форшлаг (нем. «пред удар»). Один из часто употребляемых видов мелизмов, состоящий из короткой ноты (звука), предваряющий какой-либо основной звук мелодии. Форшлаг может стоять выше или ниже ноты: выше — на расстоянии тона или полутона, ниже — на расстоянии полутона. Форшлаг бывает двух видов: простой и сложный.

Простой состоит из вспомогательного и основного звуков, он может быть коротким (перечеркнутым), исполняется как можно быстрее и обычно за счет длительности предыдущего звука; и долгим (не перечеркнутым), этот форшлаг исполняется с небольшим акцентом, за счет сокращения наполовину длительности основного звука.Сложный (двойной) форшлаг состоит из двух и более вспомогательных звуков и основного звука. Вспомогательные звуки можно брать на расстоянии терции от ноты, которую они сопровождают в восходящем или нисходящем направлении; сложный форшлаг может состоять также из верхнего и нижнего вспомогательных звуков; при исполнении заимствует длительность от предыдущего звука, который сопровождает.

Мордент (ит. «острый, кусающий»). Мелодическое украшение, состоящее из трех и более звуков, исполняется за счет длительности основного (украшаемого) звука. Знак мордента выставляется над или под нотой. Морденты бывают четырех видов: простой, простой перечеркнутый, двойной и двойной перечеркнутый.

а) простой мордент состоит из трех звуков: основного мелодического звука (к которому выставлен знак), стоящего от него на полутон или тон верхнего вспомогательного и повторяющегося основного звука.

б) простой перечеркнутый мордент также состоит из трех звуков: основного, нижнего вспомогательного и опять основного.

в) двойной мордент состоит из пяти звуков: при исполнении дважды повторяется основной и верхний (в перечеркнутом морденте — нижний) вспомогательный звуки с остановкой на основном.

Статьи

Если необходимо повысить или понизить вспомогательный звук, то над или под знаком мордента ставится соответствующий хроматический знак. Знаки альтерации, стоящие над мордентом, относятся к верхнему вспомогательному звуку, а поставленный под мордентом — к нижнему вспомогательному.

Группетто (ит. «маленькая группа»). Мелодическое украшение, состоящее из четырех или пяти звуков. Исполнение группетто заключается в чередовании о сновного звука с соседними (верхним и нижним) вспомогательными звукам и; исполняется сначала медленно, чтобы пр иучить губы и пальцы к одновременным действиям. Длительность всех звуков, входящих в группетто, должна быть один аковой. Изображается в нотном тексте условным знаком » ∼ » или » ∽ » поставленным над нотой или между двумя соседними нотами.

Когда знак группетто стоит над нотой, то его расшифровка начинается с вспомогательного звука и исполняется за счет длительности основного звука. Если знак стоит между нотами, то исполнение начинается с основного звука, причем если знак стоит между нотами одинаковой высоты, то группетто исполняется за счет длительности первого звука; группетто, стоящее между звуками различной высоты, но одинаковой длительности, исполняется за счет обоих звуков.

Вспомогательные звуки могут быть хроматически повышены или понижены; знаки альтерации, стоящие над или под знаком группетто, относятся соответственно к верхнему или нижнему вспомогательным звукам. Также встречается в нотном тексте знак перечеркнутого группетто, обозначающий, что исполнение фигуры следует начинать с нижнеговспомогательного звука.

Трель (ит. «дребезжать, колебать»). Украшение, представляющее собой быстрое, многократное и ритмичное чередование двух смежных звуков диатонического или хроматического звукоряда. Трель обозначается сокращенно двумя буквами tr~~~ с волнистой линией, которая может продолжаться до конца украшения; длительность трели равна ноте, над которой стоит знак трели. В зависимости от характера и стиля произведения трель может быть быстрой и медленной, продолжительной и короткой, разнообразной по динамике. В кантиленных фразах первые звуки можно играть несколько медленнее, постепенно ускоряя до нужной скорости.