Что такое нимб над головой?

Что такое нимб

Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях. Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах.

Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления.

Что такое нимб над головой?

Происхождение слова

Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке. Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого.

До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название «венец «, распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.

Что такое нимб над головой?

Значение понятия

В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).

Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:

  • святость;
  • близость к божественному;
  • проявление сверхъестественного.

Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:

  • светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
  • атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.

Что такое нимб над головой?

Значение слова Нимб по словарю Брокгауза и Ефрона:

Нимб (от латинск. nimbus = туча, облако) — блестящий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы, дабы через то обозначить, что это — высшие, неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н. мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска (μηνίσκος) — круглого металлического помещенного горизонтально кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды и от птичьих нечистот. другие ищут происхождение Н. в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа. третьи думают, что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо. Всего вероятнее, что Н. обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицей того светозарного эфира, который находится над земной атмосферой и составляет обычное местопребывание богов. Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческой поэзией, впоследствии было перенесено из нее в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно. то художники стали довольствоваться условным его обозначением, а именно помещением его только вокруг голов. Точно так же может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности, употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла (см.). Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что Н. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлянам, в Египет, в Индию, к поклонникам Брамы и Будды и в христианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших времен принадлежностью изображений ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери и святых. нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установились Н. особого рода. Таким образом, лик Бога-Отца помещался среди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крестовый» Н., т. е. круглый диск с начертанным внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головой. Такой же Н. получили и символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствии украшением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. Богородицу изображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным двенадцатью звездами, диадемой или лучезарной короной. Ангелы и святые наделяются простым, круглым Н., который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов — серебрили. А. С—в.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Нимб в католической и православной традициях

В произведениях западного (католического) и восточного (православного) христианского искусства можно увидеть разное понимание нимба: на Западе нимб даётся в ракурсе, это диск или кольцо над головой (аналог венца или короны), даваемые святому свыше как награда за праведность; на Востоке нимб — круг сияния, знак просветления лика святого.

икона: Спас Вседержитель. Россия. Не позднее XVIII в. На крестчатом нимбе надпись: ΝСущий

На православных греческих и русских иконах на нимбах или рядом с ними достаточно часто помещают надписи. На нимбе Иисуса Христа три буквы (ὁ), (ὤ), Ν (ν): др.-греч. ὁ ὤν — это имя существительное означает Сущий, образованное от древнегреческого глагола др.-греч. εἰμί — быть. «Сущий» — всегда существовавший это одно из имён, которое относится исключительно только к Богу-Творцу и не относится ни к одному из всех остальных созданных Богом творений, имеющих начало. Рядом с нимбом Христа надпись: др.-греч. Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ или Ι ҃C Χ ҃C → Ἰησοῦς Χριστός → Иисус Христос. Поскольку надпись на нимбе Христа, то она означает, что Иисус Христос — Сущий или Иисус Христос это истинный и безначальный Бог. Три литеры помещают обычно на изображении Креста (крестчатый нимб). Крест символизирует страдание и воскресение Христа; пройдя через распятие и смерть на Кресте, Иисус Христос воскрес и спас всех людей от греха и смерти. Все символы в конечном итоге означают, что Иисус Христос есть Сущий или безначальный и истинный Бог — Спаситель. Из совокупности символов проистекает и название данной иконы Иисуса Христа: изображение Спасителя (Спаса) или «Спас».

Рядом с нимбом Девы Марии помещают надпись: др.-греч. Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ. Это означает Μήτηρ Θεού — «Матерь Бога» или «Божия Матерь».

Нимбы не святых

Прижизненное изображение семьи византийского императора с нимбами в рукописи IX века «Гомилии Григория Богослова»: Евдокия Ингерина, Лев VI, Александр, впоследствии ни один из изображённых не был причислен к лику святых

При изображении на средневековых фресках живых людей или умерших князей также изображались нимбы. В этом случае нимбы не свидетельствовали о почитании святым изображенного, а показывали его статус. Такие изображения можно найти в храмах и рукописях Византии, а также в соборах и зданиях Московского Кремля, где так изображались князья и цари (что иногда вызывает путаницу в умах верующих, см. Вопрос о канонизации Ивана Грозного).

Первым изображением русского правителя с нимбом, как указывает Т. Е. Самойлова, является портрет Дмитрия Внука на пелене Елены Волошанки (1498 год). Надгробный образ из Архангельского собора «Святитель Василий и великий князь Василий III» (3-я четверть XVI века), где московский князь изображён с нимбом, по мнению искусствоведов, другой ранний пример изображения несвятого русского князя с нимбом. Его «можно отнести к нововведениям в русской иконографии, к редким примерам заимствования византийских императорских традиций в их канонической и богословской полноте и репрезентативности».

В Католической традиции живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы также изображались с нимбом, но, как правило, квадратной формы. Аллегорические фигуры могли изображаться с шестиугольными нимбами.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их. Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Что такое нимб над головой?

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

Католические нимбы:

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Итак, что такое Нимб?

Что об этом пишут в Интернет. Из Википедии:

Нимб – условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) – важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Что такое нимб над головой?

Рассмотрим этот вопрос с эзотерической стороны:

Нимб – это изображение огненного шара вокруг головы высоко духовного человека. Нимб это не обязательно символ святости, но это показатель духовной чистоты и силы человека.

Когда человек истинно ведёт духовную жизнь, у него много энергии, на него нисходит буквально водопад бело-золотой энергии сверху, от Бога, наполняя энергетические системы в голове и вокруг головы, которые имеют форму огненного шара.

Огненный шар вокруг головы наполняется не только энергией сверху. Чтобы такая энергетическая система, как огненный у человека шар появилась, у него должны быть мощные чакры головы и собственные источники позитивной энергии.

Огненный шар вокруг головы (нимб) это показатель высокого уровня духовного развития, и прямого покровительства Бога и Светлых Сил, а так же Их защиты. Но это не означает, что данный человек уже достиг совершенства и стал святым.

У кого и почему появляется Нимб?

Что такое нимб над головой?

Этот огненный шар (нимб) можно видеть астральным зрением, иногда даже эфирным, если огненный шар того, за кем вы наблюдаете полностью наполнен плотной сияющей энергией. Чаще всего, такое бывает после хорошей длительной медитации, молитвы или богослужения.

Постоянно можно видеть Нимб  у тех, кто не только занимается своим духовным развитием, но и реализует своё божественное предназначением, через целенаправленное Служение Светлым Силам: это исключительно светлые Духовные Учителя, Наставники, Духовные Целители, Священники, другие. Это люди, которые вселяют в сердце Веру, несут чистые Знания и помогают многим душам находить свой светлый путь к Богу, освобождая их от заблуждений, невежества и зла.

В зависимости от духовного статуса человека и от его принадлежности к той или иной светлой иерархии, на огненном шаре часто можно заметить те или иные атрибуты и знаки отличия: это может быть корона светлого правителя, или диадема Духовного Целителя, или статусный крест Христианского Священника. Эти атрибуты часто фиксируются именно на огненный шар человека.

Так же читайте по теме:

Что такое нимб над головой?

Чем отличаются нимбы у разных религий?

Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий. У Будды, например, гало красное и показывает динамичность солярной активности. В индуизме Шива имеет обод пламени, символизирующий Космос. У персов светящийся ореол говорил о могуществе Ахура-Мазды. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. В митраизме нимб – это указатель на свет Солнца, а также Митру как его бога. Психология дает обозначение ореолу вокруг головы следующее: это солнечный венец.

Что такое нимб над головой?

Три источника и три составные части

Нам понадобятся следующие факты, известные из физиологии зрения.
Глазное яблоко в режиме бодрствования непрерывно, примерно 5 раз в секунду, совершает хаотичные микродвижения, и направление взгляда 5 раз в секунду меняется на величину порядка градуса или чуть менее. Эти движения называются мИкросаккады.

Человек их не осознает и «выключить» не в состоянии. Более того, любые способы затормозить, «выключить» микросаккады (например, медикаментозно) приводят к торможению и отключению сознания.

Если зафиксировать глазное яблоко и сохранять неподвижной видимую глазом картинку, то происходит «выцветание» светочувствительных рецепторов сетчатки глаза, на сетчатке запечатлевается «послеобраз», а яркость и контраст в воспринимаемой картинке довольно быстро снижаются. Вплоть до того, что за несколько десятков секунд глаз перестает видеть.

Вернуть «утраченное» зрение очень легко: достаточно изменить картинку, либо сдвинуть направление взгляда, либо просто моргнуть. Если же в неподвижной картинке меняется небольшая деталь, то именно эта деталь оказывается наиболее (или единственно) видимой.

В центре глазного дна имеется область максимальной остроты зрения, т.н. «желтое пятно». Когда человек с интересом разглядывает какой-либо объект, то направление взгляда совершает довольно большие  скачки — так, чтобы значимые точки объекта проецировались на желтое пятно. Такие скачки называются мАкросаккадами. Они вполне могут быть произвольными

Характер макросаккад связан с тем, куда направлено внимание

Цветовое сопровождение и форма

Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой. В отдельных случаях встречался радужный.

Круглый нимб (гало) в византийском искусстве являлся отличительным знаком умерших, которые при жизни отличались высокой нравственностью, и на них снизошла милость небес. Например, Дева Мария всегда изображается с круглым и нередко изысканно украшенным ореолом вокруг головы. У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов.

Крест внутри круга или крестообразный ореол – это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. А вот нимб в виде эллипса говорит о духовном свете.

Шестиугольное или квадратное гало указывает на святого среди живых или на обычного человека, но, к примеру, жертвователя. Здесь квадрат считается низшим и служит символом земли, круг же, в свою очередь, знак вечного бытия, небес. Квадратный нимб еще трактуется следующим образом: три его стороны – это Троица, а одна – целое, глава.

Треугольный ореол – это знак Святой Троицы, или Триединого Бога. Гало, имеющее форму треугольника или ромба, изображается на иконах Бога Отца.

Многоугольные нимбы всегда использовались для изображения персон, прославившихся своей добродетелью, либо иных аллегоричных фигур. Шестиугольное гало говорило о больших достоинствах или, опять же, подчеркивало аллегорический характер иконописного рисунка. О двойном аспекте божества давал понять двойной нимб или лучи.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия.  Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Что такое нимб над головой?
Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)

Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.

Цвета

Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.

Среди цветовых особенностей выделяются:

  • иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
  • красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
  • серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.

Формы

Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.

Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:

  • круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
  • персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
  • иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
  • овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
  • квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
  • многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.

Что такое нимб над головой?

Слушатель в трансе

Представим ситуацию. Есть Оратор, который говорит что-то значимое. Фон сзади него светлый, яркий. Например ― белая ярко освещенная стена или небо. Голова Оратора малоподвижна. Расстояние до зрителей/слушателей ― несколько метров (десятков метров)

Если все внимание направлено на аудиоинформацию, то зрение становится менее активным, состояние Слушателя может приблизиться к трансовому, и макросаккады в это время могут прекратиться (за ненадобностью). Взгляд Слушателя пристально ― чтобы ничего не пропустить! ―  и почти неподвижно направлен на фигуру (силуэт) Оратора

При этом на сетчатке глаза у Слушателя этот силуэт запечатлевается на длительное время, запечатлевается посредством выцветания рецепторов. Где спроецирован яркий фон, там чувствительность снижена, где спроецирован темный силуэт, там чувствительность высокая.

Учтем теперь феномен микросаккад. Как мы помним, это хаотичные непроизвольные микродвижения глазного яблока примерно 5 раз в секунду. Если направление взгляда чуть-чуть сдвигается, например, вправо, то правее темного силуэта Оратора будет виден  яркий «подсвеченный» полуконтур. Он возникает из-за того, что яркий светлый фон в этом месте попал на невыцветшие рецепторы, сохранившие высокую чувствительность. Если затем взгляд смещается влево или вверх, то оказываются «подсвеченными» соответственно левая граница или верхняя.

В результате наш Слушатель-В-Трансе наблюдает фигуру Оратора, окруженную по контуру светлым мерцающим ореолом. Если вдруг Слушатель переключит свое внимание с аудиоинформации на ореол, то наверняка транс закончится, макросаккады возобновятся, и ореол окажется вне фигуры Оратора и быстро «растворится»-пропадет. С другой стороны, если аудиоинформация не отпускала внимание слушателя, то по окончании «сеанса» он наверняка сохранит в памяти то самое реально наблюдавшееся сияние контуров — нимб.