Разные детские небылицы для школьников 1, 2, 3, класса
Небылицы это забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Часто в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны
Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление
Судя по тому, что такой жанр, как небылицы или нелепицы придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц. Ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира.
Представляем вам подборку небылиц для детей разного возраста, коротких и длинных, попроще и посложнее. Они могут пригодиться для длинной дороги, беседы на прогулке, их можно использовать в различных конкурсах и викторинах, с ними можно просто весело и с пользой провести время.
Встаю я под вечер, А утром ложусь. Гогочет петух, Кукарекает гусь. Я платье для куклы Стираю метлой И в печке дрова Зажигаю пилой. Вливаю три супа В кастрюлю с яйцом. Песенка с крышкой, Кастрюля с концом.
***
Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, И рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.
***
Небывалая сторонка На сторонке той медведи Грустно лапу не сосут. Пчелы добрые соседи, Им в подарок мед несут. Волк живет там недалече, Но его не слышен вой, Он не трогает овечек, Он питается травой. Что там шапка-невидимка! Здесь повсюду чудеса: Подивись, как спят в обнимку В норке зайчик и лиса. Как же не мечтать об этом? Все живут в согласье там? Мыши ходят за советом К добрым ласковым котам.
***
Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сьплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет, Когда починили свет.
***
Плыл по морю пароход, Рыбы плавали в реке, Кот мурлыкал на песке, По тропинке пешеход Шел с кошелкою в руке, Шел, шел, шел … Вдруг поднялся сильный ветер, Перепутал всё на свете, И на том же самом месте: Плыл по морю пешеход, Кот барахтался в реке, Рыбы грелись на песке, По тропинке пароход Шёл с кошёлкою в руке. Вот! Р. Фархади
***
С мармеладом в бороде К своему папаше Плыл медведь в сковороде По кудрявой каше! Над землей арбуз летит, Он чирикает, свистит: -Я горчица, я лимон! Я закрылся на ремонт! Ям-тирьям-тирьям, в коляске Две усатых Свистопляски Босиком, бегом-бегом Ловят ветер сапогом!
***
Ходят рыбы по тропинке Плавниками машут, Еж слона несет на спинке, Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом И рычит ужасно. Крот под елкой строит дом Из рябины красной.
Волк за облаком летит, Пляшут мыши в кружке. А на дне реки сидит Под зонтом лягушка.
Над веселой небылицей Солнце синее резвится. А в зеленых облаках Слоник ездит на коньках. Ирина Гурина
***
Я, ребята, как-то раз Подружился с карасём. Приходил ко мне карась Поболтать о том о сем. Он умел плясать гопак, Песни пел народные И готовить был мастак Блюда превосходные. Шил, вязал и вышивал — Крестиком и гладью. Как он это успевал — Не могу понять я. Был во всех делах он смел За любое брался… Только плавать не умел И воды боялся.
***
Светофор на солнце тает, Пастушок на кошку лает, Снеговик в углу мяучит, Самосвал уроки учит, Шахматист горит без дыма, Паучок поймал налима, Рыболов залез на сноп, Рыжий кот наморщил лоб. Ученик привёз песок, Фокстерьер дудит в рожок… Поскорее нужно нам Всё расставить по местам!
***
Дело было в январе Первого апреля. Жарко было во дворе Мы окоченели. По железному мосту Сделанном из досок, Шел высокий человек Низенького роста. Был кудрявый без волос, Тоненький как бочка. Не было детей у него Только сын да дочка.
***
Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А хохлаткою они Звали жеребёнка , А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была Собачонка Мурка, А ещё — два козла: Сивка да Бурка! Юрий Чёрных
***
Показал садовод нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидьши росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник.
Небылицы в русском фольклоре
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект». В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:
Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»).
По мнению Синявского, небывальщины, как и докучные сказки, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что пародируются разные стороны сказки: докучная сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки («от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность»). В небывальщине же «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»:
Русские небылицы
Веками на Руси существовала школа фольклора для детей в возрасте от 4 до 12 лет, в которой каждый себя проявлял с большим увлечением и охотой, называлась она небылицей.
Этот жанр основали скоморохи, сказители, удачливые на смешные песни и слова, игравшие по деревням и городам на гудках и свиристелях.
В исследовании отечественного фольклора, проведенного Андреем Синявским, были выделены небывальщины и небылицы, которые он называет рассказами о событиях, которых не было никогда и не могло быть. Вот что такое небылицы (определение Андрея Синявского). То есть это словосочетания и ситуации, откровенно алогические, которые рассчитаны на то, чтобы произвести комический эффект. Как пример он приводит один фрагмент из «Северных сказок», написанных Н. Е. Ончуковым. В нем говорится о том, как один человек надевал топор на босу ногу, подпоясывался топорищем, рубил дрова кушаком. Жена его была красавицей — как выглянет в окно, так собаки три дня лают. Вот что такое небылицы. Определение этого жанра было дано в начале статьи.
Экранизации небылиц
Анимация
- «Небылицы» () — советский мультфильм по мотивам русских прибауток и потешек
- «Небылицы в лицах» () — советский мультфильм по мотивам русских прибауток и потешек
- «Путаница» () — советский мультфильм по стихотворению Корнея Чуковского
- «Смех и горе у Бела моря» () — советский мультфильм по сказкам и небылицам Бориса Шергина и Степана Писахова
- Серия мультфильмов режиссёра Роберта Саакянца:
- — «Кто расскажет небылицу?»
- — «Ух ты, говорящая рыба!»
- — «В синем море, в белой пене…»
- — «Ишь ты, Масленица!»
В Викисловаре есть статья «небылица»
Кинематограф
- «Крупная рыба» — фильм Тима Бёртона, сюжет которого основан на небылицах, рассказанных отцом главного героя
- «Легенды дикого запада» — американский фантастический вестерн, героями которого стали легендарные персонажи небылиц
- «Небывальщина» — кинокомедия режиссёра Сергея Овчарова по мотивам рассказа Вячеслава Шишкова «Винолазы» и русского фольклора
Небылицы в американском фольклоре
Небылицы являются неотъемлемой частью американского фольклора и восходят к состязаниям по хвастовству, проводившимся на Диком Западе. Конкурсы ораторского искусства, которые каждые два года устраивает «Тостмастерс Интернешнл», также могут включать в качестве одного из компонентов рассказывание небылиц. В таком случае каждому участнику даётся 3—5 минут на рассказ, который затем оценивается жюри.
К наиболее популярным героям американских небылиц, некоторые из которых являются историческими персонажами (они помечены в списке знаком §), относятся:
Статуи Поля Баньяна и его спутника, Голубого Быка по кличке Малыш, в Бемиджи
- Поль Баньян — великан-дровосек, который взял в руки топор уже на второй день после рождения
- Тони Бивер — кузен Поля Баньяна, дровосек из Западной Виргинии
- Пит Корд — младший брат Поля Баньяна
- Пекос Билл — ковбой, который был «самым диким на Диком Западе» и изобрёл лассо
- Даниэль Бун § — основатель города Бунсборо, одного из первых англоязычных поселений за пределами гор Аппалачи
- Джон Генри § — негр-силач, работавший на железной дороге
- Бедовая Джейн § — скаут, участница войн с индейцами
- Кейси Джонс § — отважный машинист, ценой своей жизни спасший поезд от крушения
- Дэви Крокетт § — офицер, путешественник и конгрессмен
- Нэт Лав § — негр, после отмены рабства ставший ковбоем
- Молли Питчер § — героиня Войны за независимость США
- Питер Франсиско § — герой Войны за независимость США
- Фиболд Фиболдсон — фермер из Небраски, который боролся с вредителями и засухой
- Майк Финк § — соперник Дэви Крокетта и один из сильнейших гребцов на реках Огайо и Миссисипи
- Джонни Яблочное Зернышко § — житель Среднего Запада, посвятивший свою жизнь посадке яблонь
Экранизации небылиц
Анимация
- «Небылицы» () — советский мультфильм по мотивам русских прибауток и потешек
- «Небылицы в лицах» () — советский мультфильм по мотивам русских прибауток и потешек
- «Путаница» () — советский мультфильм по стихотворению Корнея Чуковского
- «Смех и горе у Бела моря» () — советский мультфильм по сказкам и небылицам Бориса Шергина и Степана Писахова
- Серия мультфильмов режиссёра Роберта Саакянца:
- — «Кто расскажет небылицу?»
- — «Ух ты, говорящая рыба!»
- — «В синем море, в белой пене…»
- — «Ишь ты, Масленица!»
В Викисловаре есть статья «небылица»
Кинематограф
- «Крупная рыба» — фильм Тима Бёртона, сюжет которого основан на небылицах, рассказанных отцом главного героя
- «Легенды дикого запада» — американский фантастический вестерн, героями которого стали легендарные персонажи небылиц
- «Небывальщина» — кинокомедия режиссёра Сергея Овчарова по мотивам рассказа Вячеслава Шишкова «Винолазы» и русского фольклора
Примечания
- В. Я. Пропп. Поэтика фольклора. / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. — М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — С. 87.
- В. Я. Пропп. Русская сказка. / Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. — М.: Издательство «Лабиринт», 2000. — С. 288.
- В. Я. Пропп. Поэтика фольклора. / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. — М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — С. 32.
- Американские небылицы публиковались по-русски в изданиях: «Верхом на урагане. Из американского фольклора». Составление и пересказ с английского Н. Шерешевской. Художник С. Алимов. М. Детская литература, 1980. «Народ, да! Из американского фольклора». Составители Н. Шерешевская и Т. Голенпольский. Художник С. Алимов. М.: Правда, 1983.
- Великий лесоруб Поль Баньян: Сказка-небылица из американского фольклора. / Пересказала с англ. Н. Шерешевская. Художник Михаил Ромадин. М.: Детская литература, 1980.
Использование небылиц в художественной литературе
Характерны они в основном для устного народного творчества, но встречаются также литературные небылицы, в основном основанные на различных сюжетах из фольклора. Примеры можно привести следующие: приключения Мюнхгаузена в изложении писателя Эриха Распе, Гаргантюа и Пантагрюэля из одноименного романа Рабле, поморские сказки Степана Писахова и Бориса Шергина. Сюда же входит и стихотворение «Путаница» Корнея Чуковского, которое состоит целиком из перевертышей.
Чуковский показывает детям, что в поведении животных правильно. В основе этой сказки лежит борьба со злом: море подожгли лисички, которые взяли спички. Развязка неожиданно: никто не смог потушить его, только маленькая бабочка смогла это сделать.
Чуковскому в борьбе за сказку в 20-е годы приходилось сталкиваться с педагогами, утверждавшими, что она элемент отжившей буржуазной культуры, они даже издали научный труд — целый сборник статей под названием «Мы против сказки». Было высказано много оскорбительного также в адрес перевертышей. Именно Чуковский возродил этот жанр. Сегодня, к счастью, отношение к сказке совсем другое.
Самуил Маршак (годы жизни — 1887-1964) сочинил известные стихи про рассеянного человека с улицы Бассейной. Они были созданы еще в довоенное время, когда писатель жил в Ленинграде, неподалеку от существовавшей в действительности улицы Бассейной (сегодня она называется улицей Некрасова).
Различия между докучными сказками и небылицами
Отмечает Андрей Синявский также, что в небылицах для того, чтобы достигнуть комического эффекта, у слов, поставленных рядом, значения меняются местами. Как и докучные сказки, небывальщины — это пародия на волшебную сказку как таковую. Между ними различие заключается в том, что разные стороны пародируются. Доводит до бессмысленности докучная сказка принцип протяженности и связанности. Только пустая форма остается от нее: свернутая кольцом, растянутая в бесконечность цепочка слов. В небывальщине до абсурда доведено само содержание сказочного сюжета с его тяготением к сверхъестественному и чудесному. Вот что такое небылицы.
Примеры считалок
Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.
- Жили-были утюги И любили пироги. За обедом каждый мог Съесть один большой пирог. Кто не верит? Это он! Выходи из круга вон.
- Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой!
- Как у нас на сеновалеДве лягушки ночевали,Две лягушки ночевали,На подушке задремали,Утром встали, щей поели,А тебе водить велели!
- Ёжик, ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать — Нам водилку выбирать!
- На палубе матросы Курили папиросы. Один не докурил, Собаке подарил. Собака побежала Кондуктору сказала. Кондуктор удивился И в бочку провалился.
- Будем брёвна мы пилить, Чурки — топором рубить. Топоры стучат с утра, Дров на улице — гора. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи нам помогать!
- В бак залили мы бензину, Дружно сели мы в машину. Раз, два, три. Раз, два, три, Вправо-влево руль крути! Ты не веришь? Выходи И скорее поводи!
С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить
Функции небылиц
В детском возрасте первыми логическими упражнениями являются разделение функций предмета, наделение его несвойственными признаками. Дети придумывают перевертыши и небылицы сами. Корней Чуковский писал, что польза таких сказок и стихов очевидна: любое отступление от нормы укрепляет ребенка в ней, он оценивает все выше твердую ориентацию в этом мире. Ребенок своим умственным силам как будто делает экзамен и выдерживает его, что поднимает уверенность в интеллекте, уважение к себе, столь необходимые детям, чтобы не потеряться в нашем хаотическом мире.
Небылицы для взрослого являются словесными абракадабрами, нелепицами, а для ребенка — забавными историями о том, чего на самом деле быть не может. Отметим, что с незапамятных времен в народе существует этот вид фольклора, а ведь устное народное творчество сохраняет лишь самое лучшее, отсеивая бесполезное. Ребенок, постепенно открывая закономерности этого мира, делая новые соображения, начинает постепенно играть различными понятиями, так как лишь посредством игры маленькому человеку можно понять структуру мироздания.
Дети, перевертывая различные явления, вкладывая новый смысл в известное, учатся пользоваться и лучше управлять различными понятиями, формируют фантазию, свободу мышления, благодаря чему начинают чувствовать и понимать юмор.
Мы рассмотрели, что такое небылицы. Определение, виды, функции их также были нами изучены. Как видите, жанр этот довольно интересен и полезен. Потешки и небылицы — это не просто развлекательные истории, они служат вполне определенным, серьезным целям, помогая формировать личность ребенка.
Небылицы в русском фольклоре
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект». В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:
Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»).
По мнению Синявского, небывальщины, как и докучные сказки, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что пародируются разные стороны сказки: докучная сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки («от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность»). В небывальщине же «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»:
Небылицы в американском фольклоре
Небылицы являются неотъемлемой частью американского фольклора и восходят к состязаниям по хвастовству, проводившимся на Диком Западе. Конкурсы ораторского искусства, которые каждые два года устраивает «Тостмастерс Интернешнл», также могут включать в качестве одного из компонентов рассказывание небылиц. В таком случае каждому участнику даётся 3—5 минут на рассказ, который затем оценивается жюри.
К наиболее популярным героям американских небылиц, некоторые из которых являются историческими персонажами (они помечены в списке знаком §), относятся:
Статуи Поля Баньяна и его спутника, Голубого Быка по кличке Малыш, в Бемиджи
- Поль Баньян — великан-дровосек, который взял в руки топор уже на второй день после рождения
- Тони Бивер — кузен Поля Баньяна, дровосек из Западной Виргинии
- Пит Корд — младший брат Поля Баньяна
- Пекос Билл — ковбой, который был «самым диким на Диком Западе» и изобрёл лассо
- Даниэль Бун § — основатель города Бунсборо, одного из первых англоязычных поселений за пределами гор Аппалачи
- Джон Генри § — негр-силач, работавший на железной дороге
- Бедовая Джейн § — скаут, участница войн с индейцами
- Кейси Джонс § — отважный машинист, ценой своей жизни спасший поезд от крушения
- Дэви Крокетт § — офицер, путешественник и конгрессмен
- Нэт Лав § — негр, после отмены рабства ставший ковбоем
- Молли Питчер § — героиня Войны за независимость США
- Фиболд Фиболдсон — фермер из Небраски, который боролся с вредителями и засухой
- Майк Финк § — соперник Дэви Крокетта и один из сильнейших гребцов на реках Огайо и Миссисипи
- Джонни Яблочное Зернышко § — житель Среднего Запада, посвятивший свою жизнь посадке яблонь
Примечания
- В. Я. Пропп. Поэтика фольклора. / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. — М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — С. 87.
- В. Я. Пропп. Русская сказка. / Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. — М.: Издательство «Лабиринт», 2000. — С. 288.
- В. Я. Пропп. Поэтика фольклора. / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. — М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — С. 32.
- Американские небылицы публиковались по-русски в изданиях: «Верхом на урагане. Из американского фольклора». Составление и пересказ с английского Н. Шерешевской. Художник С. Алимов. М. Детская литература, 1980. «Народ, да! Из американского фольклора». Составители Н. Шерешевская и Т. Голенпольский. Художник С. Алимов. М.: Правда, 1983.
- Великий лесоруб Поль Баньян: Сказка-небылица из американского фольклора. / Пересказала с англ. Н. Шерешевская. Художник Михаил Ромадин. М.: Детская литература, 1980.
Небылицы в русском фольклоре
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект». В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:
Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»).
По мнению Синявского, небывальщины, как и докучные сказки, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что пародируются разные стороны сказки: докучная сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки («от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность»). В небывальщине же «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»:
Небылицы для детей
Что такое небылицы? Это нелепицы, перевертыши, путаницы, это стишки или рассказы, в которых повествуется о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Они помогают оценить образное и логическое представление ребенка об окружающем мире. Небылицы были придуманы очень давно. Их сочиняли для праздников и просто так, чтобы развеселить детей и взрослых. Ни одно гулянье не обходилось без этих забавных стишков.
Мамонт и папонт гуляли на речке, Бабант и дедант лежали на печке. А внучок сидел на крылечке И сворачивал хобот в колечки.
***
Жучка булку не доела – Неохота, надоело. На островок налетел ураган. На пальме остался последний баран.
***
Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки. З. Александрова
*** Дождик греет, солнце льётся. Мельник мелет воду в колодце. Прачка на печке стирает корыто. Бабушка в речке поджарила сито.
***
Утром был я очень рад, С крана лился лимонад! Пил до вечера, устал, В школу чуть не опоздал.
***
Мимо нашего квартала Бабка в ступе пролетала. Курс взяла, наверняка, В Сочи бабушка Яга!
***
К нам влетело НЛО Весом целых сто кило! Выгонял я весь обед Неопознанный объект!
***
Плыл я как-то на полене По реке широкой Лене. Оттого, что был рассеян Очутился в Енисее!
***
На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает.
***
Рано утром, вечерком, Поздно, на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете.
***
Гром гремит по улице. Едет поп на курице! Тимошка на кошке по кривой дорожке! Сел задом наперед и поехал в огород!
***
Злой кабан сидел на ветке И чирикал со своей соседкой Как вчера он у болота Встретил синего бегемота Тот взобрался на сосну И хотел поймать лису.
***
Ложка прыгнула в тарелку А тарелка побежала И упала с самовара В самоваре был чаек Он разлился на полок.
***
Плыли по реке Тигры в дуршлаке, А за ними слон На коне верхом.
***
Сейчас теплое лето Все люди в шубы одеты, На снегу цветут цветы, Греются на травке Тюлени и моржи.
***
Ванюша-простота Купил лошадь без хвоста. Поехал жениться, Привязал корытце. Корытце ломается, Жена улыбается.
***
Пошел зайка в магазин Он купил там лимузин И катает он в лесу Волка, белку и лису!
***
Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет. У меня живет дракончик, ему целых 10 лет! Мы с ним ходим на прогулку, Мы с ним ходим на обед. Любит он с вареньем булку Заедать мешком конфет.
***
Мурзик вылепил из снега Двухколёсную телегу. Запряглись в нее собачки, Повезли кота на скачки.
***
Лошадка травку ела, ела, И ей травка надоела. В магазин пришла Лошадка И купила шоколадку.
***
Лает кошка из лукошка, На сосне растёт картошка, Море по небу летит, Волки съели аппетит. Звонко квакают утята, Тонко квакают котята. Проползла змеёю луковица, Получилась перепутаница. В. Бурыкина
***
Волк работал пастухом На «Дошкольной ферме». Ездил с огненным кнутом На корове вредной. Пас детишек-непосед На конфетном поле. Им рассказывал секрет, Как учиться в школе. А ребята-сорванцы В поле рвали огурцы, Угощали пастуха И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Ехала деревня Мимо мужика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Он схватил дубинку Разрубил топор. А по нашей кошке Пробежал забор.
***
Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А хохлаткою они Звали жеребёнка, А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачонка Мурка, А ещё – Два козла: Сивка да Бурка! Ю.Чёрных
***
Два весёлых карапуза, На печи усевшись ловко, Рвали с яблони арбузы, В море дёргали морковку. На ветвях созрели раки, Семь селёдок и ерши. Все окрестные собаки Ели брюкву от души
***
Едет на лисе Курица верхом, Бежит кочан капустный С зайцем кувырком. Ловит щука в море Сетью рыбака, Плавает корова В крынке молока. Зернышко пшеницы Воробья клюет, А червяк ворону В коробочке несет.
***
Как-то летом на опушке Куковали три лягушки. К ним зайчонок прибежал, Клюв открыл и замычал. Пролетал над ними лось. (Лосю что-то не спалось.) Крикнул громко лось с небес: — Тише, братцы, это лес!
***
Вот послушайте, ребята, Нескладуху буду петь, Летит бык на аэроплане, Петух пашет на свинье. Летит боров на заборе, Листья мерит на аршин, На иголку собирает, Чтобы не было морщин. Лежит корова на канаве, Опоясавшись квашнёй, Тесто месит и взбивает, Заправляет лебедой.
***
Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сьплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет, Когда починили свет.
Читать другие небылицыПословицы для детей 1 и 2 класса
Небылица как литературный жанр
Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.
На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику
В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.
Сходства и отличия считалки и небылицы
Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:
- Представлена, как правило, в стихотворной форме.
- Также имеет небольшой объём, иногда одно четверостишие.
- Сюжет носит вымышленный, фантастический характер, несёт в себе юмор и иронию.
- Оба жанра изначально принадлежат к фольклору.
В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными
Однако необходимо выделить и существенные отличия:
- Считалка имеет конкретное предназначение (прикладной жанр) — распределить роли в детской игре. Небылица же носит просто развлекательный характер.
- В считалке главный акцент ставится на ритм, читать произведение нужно чётко, отрывисто и в быстром темпе, значение сюжета здесь вторично. В небылице ритм не играет роли, главное здесь — фантазийное повествование.
- Среди считалок встречаются варианты с реалистичным сюжетом, на бытовую тематику. В небылице такое исключено: всё здесь вымысел.
В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову
Значение небылиц для детского развития
Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:
- Ребёнок понимает отступление от логической нормы, ищет его и таким способом тренирует свой интеллект.
- За счёт восприятия «нелепиц» формируется литературный вкус, закладываются основы для восприятия художественного образа.
- На примере небылиц дети могут сами сочинять «перевёртыши», развивая речь, литературные способности, фантазию, чувство юмора.
В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка