Коан Му
Знак 無 в стиле чжуань
Коан Му содержится в классическом сборнике дзенских коанов «Мумонкан» (Бездверная дверь), Гл. 1:
Гаутама Будда, учение дзэн и доктрина Махаяны утверждали, что природа Будды свойственна любому существу, но Чжаочжоу сказал «нет». Вопросы, на которые ищут ответ дзэн-буддисты, состоят в следующем:
- Кто прав, Будда или Чжаочжоу?
- Почему Чжаочжоу ответил отрицательно?
- Что означает «му!»?
- Есть ли у собаки природа Будды?
Профессор философии Д. Т. Судзуки утверждал, что «Му» не имеет какого-либо смысла, не утверждая и не отрицая в собаке природу Будды.
Чаньский наставник Хуэйкай, составивший классический сборник коанов «Мумонкан. Застава без ворот», откуда получил свою известность данный коан, дал следующий комментарий:
В собаке природа Будды?Ответ дан в самом вопросе. Если ты скажешь «да» или «нет»,Ты погубишь себя и лишишься жизни. |
Современный корейский мастер сон (дзэн) Сун Сан, включивший данный коан в свой сборник коанов, дал на него другой комментарий: «Молчание лучше святости, поэтому открыть рот — уже большая ошибка. Но если вы используете эту ошибку чтобы спасти всех существ, то это дзен».
Чаньский наставник Гао-фэнь (1238—1285), сумевший в ходе долгой практики понять данный коан «пустоты», прокомментировал своё понимание следующим образом:
Данный коан часто используется в школе Риндзай. С помощью данного коана достиг кэнсё Ясутани-роси, ученик Харада-роси. Позднее он говорил, что это самый популярный коан для начинающих. Причину этого Ясутани-роси видел в том, что данный коан находится в стороне от воображения и интеллекта в большей степени, чем другие коаны.
Хуэйкай поясняет, что работать с данным коаном нужно следующим образом:
У дзэн-мастера Хакуина был другой способ работы с коаном. Данный способ заключался в образной визуализации того, как он «от живота до ног, а затем и весь, становится „Му“».
Место в китайской культуре
Му Гуйин является одной из наиболее известных женщин-воительниц реальной и легендарной истории Китая (наряду с Хуа Мулань, , Цинь Лянъюй и некоторыми другими), «занимающей нишу» именно женщины-полководца и стратега, разбирающейся в эффективном использовании военной силы, тактике и стратегии военного искусства и превосходящей в этом своих отца и свёкра-генералов. Её имя стало в культуре китайского региона «прецедентным именем» — эпитетом женщины с талантом управления и разрешения сложных проблем.
Как и для других классических героинь-воительниц, несмотря на формальное нарушение ею устоев, определяющих «подчинённо-домашнее» положение женщины, конфуцианская традиция рассматривает такое её поведение как соответствующее ряду других добродетелей — в частности, она получает боевые и тактические навыки от собственной семьи и защищает её владение и интересы, позднее ведёт себя как верный член семьи мужа и подданный государя; и даже наиболее нетрадиционные её поступки — самостоятельный выбор ею партнёра и победа в поединке над ним самим и его отцом — рассматриваются как исполнение предсказания её матери, то есть проявление «сил судьбы» и почтения к родителям. В новейшей истории Китая лишь усиливаются её позиции как одного из идеалов сильной женщины, способной на самостоятельное мышление и действие. Лидеры КНР, включая Мао Цзэдуна, пропагандировали подрастающему поколению Му Гуйин и Хуа Мулань как образцы для подражания, в противовес «слабым» персонажам типа Линь Дайюй из «Сна в Красном Тереме». В период китайской кампании «Большого скачка» (1958—1960), это имя также было использовано для получившей большую известность в Китае женской сельскохозяйственной «Бригады Му Гуйин».
Панно «Му Гуйин пленяет Ян Цзунбао» в Длинном Коридоре Летнего императорского дворца в Пекине
В течение столетий, Му Гуйин остаётся одним из популярнейших образов китайской живописи и большинства разновидностей китайской оперы, являясь одной из классических моделей амплуа удань (героини-воительницы). Начиная с революционных процессов и национально-освободительной борьбы 1930—1940-х годов, этот образ также неоднократно воплощался в современных формах театра, в китайском кино, на телевидении и в мультипликации. Ниже перечислены лишь некоторые постановки с этой ролью, по возможности, с указанием исполнителей:
- 1949 — «Му Гуйин» / «Женщина-генерал Му Гуйин» (穆桂英)
- 1956 — к/ф «Как Му Гуйин трижды пленяла и отпускала Ян Цзунбао» (穆桂英三擒三縱楊宗保)
- 1957 — к/ф «Как Му Гуйин и Ян Цзунбао одолели защитников Небесных Врат» (穆桂英楊宗保大破天門陣)
- 1959 — пекинская опера «Му Гуйин принимает командование»/«Му Гуйин командует войсками» — актёр Мэй Ланьфан(спектакль продолжает ставиться по настоящее время, в частности, был представлен на российских гастролях Большого театра пекинской оперы имени Мэй Ланьфана в Мариинском театре и Театре Наталии Сац)
- 1959 — к/ф «История Му Гуйин» (山東紮腳穆桂英)
- 1972 — к/ф «14 амазонок» (十四女英豪) — Айви Лин По
- 1981 — Young’s Female Warrior (кит.) —
- 1989 — A Courageous Clan: Mu Kuei-ying — Бонни Нгай
- 1991 — Generals of the Yang Family — Чжан Юйцзя
- 1994 — т/с Heroic Legend of the Yang’s Family и The Great General —
- 1998 — т/с —
- 2001 — т/с Legendary Fighter: Yang’s Heroine (杨门女将—女儿当自强) —
- 2001 — The Fire Commander — Фан Сяоли
- 2005 — «Героиня Му Гуйин» (巾幗英雄穆桂英) —
- 2011 — к/ф (杨门女将之军令如山) — Сесилия Чун
- 2010 — т/ф «Му Гуйин принимает командование» (穆桂英挂帅) —
- 2012 — т/с (穆桂英掛帥) —
Помимо использования в исполнительском искусстве, в честь героини назван ряд топонимов, в частности, две вершины в китайской провинции Шаньси, а также кратер на Венере.