Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

О творчестве некоторых художников-импрессионистов

Клод Моне (1840-1926)

Клод Моне, фотография 1899 г.Французский живописец, один из основателей импрессионизма. Родился в Париже. Рисованием увлекался с детства, в 15 лет проявил себя талантливым карикатуристом. К пейзажной живописи его приобщил Эжен Буден – французский художник, предшественник импрессионизма. Позже Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался и покинул его, поступив в студию живописи Шарля Глейра. В студии он познакомился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла в 1870 г. года стала женой художника.

К. Моне «Камилла» («Дама в зеленом») (1866). Кунстхалле, Бремен

К. Моне «Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)» (1875). Национальная галерея искусства, ВашингтонВ 1912 г. врачи поставили К. Моне диагноз двойной катаракты, ему пришлось перенести две операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, для других людей они были просто белыми.

К. Моне «Водяные лилии»Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.

Камиль Писсарро (1830-1903)

К. Писсарро «Автопортрет» (1873)

Французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.Родился на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. До 12 лет жил в Вест-Индии, в возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж. Здесь учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Начинал с сельских пейзажей и видов Парижа. Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с художниками Дега, Сезанном и Гогеном. Писарро был единственным участником всех 8 выставок импрессионистов.Скончался в 1903 г. в Париже

Похоронен на кладбище Пер-Лашез.Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро

К. Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)в 1890 г. Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но через некоторое время вернулся к своей обычной манере.В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Но он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных художественными эмоциями.

К. Писсарро «Улица в Руане»Необычный ракурс некоторых его полотен объясняется тем, что художник писал их из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов.Писсарро писал также акварелью и создал серию офортов и литографий.Вот несколько его интересных высказываний об искусстве импрессионизма: «Импрессионисты на верном пути, их искусство здоровое, оно основано на ощущениях и оно честное».«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!»

К. Писсарро «Первый мороз» (1873)

Клод Моне (1840—1926).

Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Так появились бесчисленные стога сена.

Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов

Это ещё одно их изобретение.

Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.

О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.

Новый стиль в литературе, музыке и фотографии

Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:

  • выражение эмоций и впечатлений автора;
  • отсутствие сюжета;
  • изображение жизни в моменте;
  • мысли заменяются восприятием автора.

Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.

Символисты напротив отказывались от материального в своем стремлении к идеалу

Они уделяли внимание сиюминутным впечатлениям, раскрывали через детали истинную сущность вещей. Выдающийся пример импрессионизма в поэзии – «Романсы без слов» Поля Верлена

Влияние этого течения распространилось и на творчество авторов из России – Иннокентия Анненского и Константина Бальмонта.

В музыке этот стиль появился с легкой руки композитора из Франции Эрика Сати. В 1886 и 1887 годах он представил на суд публики две работы, в которых содержатся все особенности стиля, – «Три мелодии» и «Три сарабанды».

Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.

Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

Появление этого течения в фотографии

В словаре Энциклопедии

(от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 — нач. 20 вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, 1920 г.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Определение этого направления

Что такое постимпрессионизм? Так называют направление во французской живописи, появившееся во второй трети 19 века. Место будничных стоп-кадров без сюжета занимают осмысленные живописцами истории, и их картины становятся рассказами о сокровенном.

Поль Гоген раскрывал суть искусства, сравнивая его с зеркалом. Представитель постимпрессионизма увлекался не внешним, а внутренним. Художники задумываются о том, как вернуть в живопись содержание, которому не придавали значения импрессионисты.

Сам термин «постимпрессионизм» появился благодаря критику из Англии Роджеру Фрайю. Он дал такое название направлению в 1910 году после посещения выставки в Лондоне, где познакомился с работами Ван Гога, Сезанна, Сера и других живописцев.

Новый стиль возник в конце 19 века. В 1886 году произошло два важных события в мире искусства – последняя выставка импрессионистов и публикация «Манифеста символизма», подготовленного французским поэтом Жаном Мореасом.

Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

«Ирисы» Ван Гога

Три шедевра мировой живописи

Почему критики в штыки приняли новое направление? В чем заключался вызов обществу? Попробуем разобраться в новаторских методах трех самых известных художников – рассмотрим лучшие картины импрессионистов.

Эдуард Мане

Один из главных вдохновителей французских импрессионистов – Эдуард Мане. Революционными мыслями он не отличался. Художник надеялся получить признание в обществе и рассчитывал на официальные награды. Однако публику новые сюжеты шокировали. Тех, кто бросил вызов устоям, приняли не сразу. Вместо богинь Древней Греции с полотен Мане смотрели куртизанки. Картина «Завтрак на траве» – фрагмент из жизни двух состоятельных мужчин, которые отдыхают в компании дам легкого поведения. Работа вызвала порицание, ее сочли вульгарной и запретили к просмотру беременным. Хотя такой досуг – не диковинка для мужчин во Франции конца 19 века, открыто о таком не говорили. Поступок художника схож с вызовом консервативному обществу.

Эдуард Мане. “Завтрак на траве”

«Женщина с зонтиком в саду», Пьер-Огюст Ренуар

Полотна Ренуара пропитаны светлыми эмоциями – его не зря считают одним из самых оптимистичных импрессионистов. Он сохранял яркие повседневные моменты, не используя в работе черный цвет. Художник предпочитал писать людей. Замысловатых сюжетов, как и у других последователей направления, у него нет. Огюст Ренуар говорил, что счастлив возможности рисовать букеты и не размышлять подолгу над названиями, ведь история для импрессионистов неважна.

Пьер-Огюст Ренуар. “Женщина с зонтиком в саду”

«Бульвар Капуцинок», Клод Моне

Основателем импрессионизма считают Клода Моне. Этому стилю он оставался верен до самой смерти. Если внимательно изучить полотна живописца, становится понятно, что художник писал не портреты и пейзажи. Его творчество – невероятные конструкции из пятен и бликов. Критики выделяли городские пейзажи, выполненные Клодом Моне. Движения он умудрялся передавать при помощи зыбкости изображения.

Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

«Большие голубые лошади», художник Франц Марк, 1911 г.
Отодвигаясь от реалистического изображения, для этого художника означало — поворот к духовному, эмоциональному и подлинному. Для Франца Марка, как впрочем и для многих экспрессионистов, цвет был скорее символикой, чем описанием.
В этой картине художник использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать своё видение всей духовности этих синих зверей.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно

Но сообщение автора очень важно

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

«Сидящая женщина с задранными ногами», художник Эгон Шиле, 1917 г.
Австриец Шиле известен своим резким и часто гротескным выражением явной сексуальности. Он появляется в экспрессионистском движении из-за эмоциональности его линий и цвета.
Этот художник воспроизводил изображения так, как их видел он, а не так, как они представлялись внешнему миру.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм. Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции

Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Пример абстрактного экспрессионизма — «Зимний пейзаж», художник Фонс Хейнсбрук, 1989 г.

История

Европейские корни

Экспрессионистское движение зародилось у художников начала XX-го века: Джеймса Энсора, Эдварда Мунка и Винсента Ван Гога. В то же время французские, немецкие и русско-германские группы, работавшие в период с 1905 по 1920 годы, способствовали его развитию. Французская группа, концентрировавшаяся на живописных аспектах своей работы, в частности на цвете, получила название фовисты («дикие звери»), а Анри Матисс считается одним из идеологических лидеров. Основанная в Дрездене группа была известна как арт-группа Мост, которая стремилась «соединить» прошлое. Самоучки арт-группы Мост, как и фовисты, проявляли большой интерес к примитивизму, но их выбор цветовой палитры был менее естественным, чем у французов, а их городские пейзажи более контурными. Их произведения также иногда было сексуальными, в духе отчуждения, которое они выражали в гравюре на дереве и скульптуре. В последнюю группу, Синий всадник, базировавшуюся в Мюнхене, входили преимущественно русские художники, включая Василия Кандинского. Произведения этой группы были значительно более абстрактными, отвергшие реалистичный подход картины Кандинского «Синий всадник, которая и дала группе её название.

США

Бостонские истоки американского движения можно найти в «волне немецких и европейско-еврейских иммигрантов» в 1930-х годах и их «близостью к современному немецкому образу фигуративной живописи … у таких художников, как Отто Дикс (1891—1969), Эрнст Кирхнер (1880—1938), Оскар Кокошка (1886—1980) и Эмиль Нольде (1867—1956), как по стилю, так и по предмету», пишет искусствовед Адам Цукер. Называя гуманизм определяющим идеалом американского движения, Цукер говорит, что оно «во многом было вызвано политическими и/или социальными проблемами и конфликтами», как и многие «искусства середины 20-го века, включая Дадаизм, сюрреализм, социальный реализм, занимал позицию против войны или войн, как на холсте, так и за его пределами.

Многие бостонские художники имели связи со Школой Музея изящных искусств в Бостоне или галереей Бориса Мирски, где такие художники, как Карл Цербе (1903—1972), Хайман Блум (1913—2009), Джек Левин (1915—2010), Дэвид Аронсон (род. 1923) учились, преподавали, выставлялись и в конечном итоге превратились в активистов после «открытого оспаривания заявления Бостонского института современного искусства озаглавленного „Современное искусство“ и американское общество». Будучи обеспокоены тем, что бостонские музеи, тесно связанные с браминами, никогда не поддержат их, то в борьбе за свои права, они основали «Общество равенства художников Новой Англии» и организовали Бостонский фестиваль искусств, чтобы сделать искусство более демократичным.

Их текущие работы и модернистские диалоги представляли искусство «как повествование, которое разворачивалось посредством включения фигур и пейзажей в аллегории, взятые из традиционных или воображаемых предметов, подпитываемых опытом и внутренним миром художников. Их темы были склонны к «сценам и образам, в которых они выражали глубокие эмоции, ужас и фантазии в значительной степени иносказательно. Высокодуховные и фантастические сцены были, таким образом, обычным явлением, и изображения возвышенных религиозных проявлений, политической сатиры и трактовки темы человеческой смертности … все способствовали прогрессу фигуративной живописи и меняющемуся определению современного гуманистического искусства «.