«могучая кучка» русских музыкантов

Примечания[править | править код]

  1. В начале существования балакиревского кружка в него также входил химик-почвовед и композитор-любитель А. С. Гуссаковский.
  2. ↑ Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыша. — М.: «Советская Энциклопедия», 1990. — С. 348. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  3. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982. — С. 207—210. — 440 с.
  4. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1966. — С. 48. — 632 с. — 100 000 экз.
  5. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982. — С. 293. — 440 с.
  6. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982. — С. 269. — 440 с.
  7. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — девятое. — М.: Музыка, 1982. — С. 223—224. — 440 с.
  8. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-XXI, 2005. — С. 59. — 268 с. — 1500 экз. — ISBN 5 89817-145-2.

  Музыка   Классическая музыка   Опера   Образование

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (1844-1908)

Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».Римский-Корсаков является автором 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Подробнее о его творчестве читайте в отдельной статье.Родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье, известной своими традициями службы на флоте. Получил домашнее образование, в том числе музыкальное. Учился в Морском кадетском корпусе, где по-настоящему увлёкся музыкой.В 1862 г. умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году он познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

И. Репин. Портрет В. Стасова

Тесно с «Могучей кучкой» был связан В. Стасов, он сыграл важную роль в выработке общих идейно-эстетических позиций сообщества, в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов. С 1864 г. систематически выступал в печати Кюи, музыкально-критическая деятельность которого во многом отражала взгляды и тенденции, присущие всей «Могучей кучке». Эти позиции находят отражение и в печатных выступлениях Бородина, Римского-Корсакова.Собрания сообщества протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере, они часто встречались с писателями А. Григоровичем, А. Писемским, И. Тургеневым, художником И. Репиным, скульптором М. Антокольским.В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» – во внутренних творческих расхождениях.Центр кучкистской деятельности и идеологии переместился в классы Петербургской консерватории, где преподавал Римский-Корсаков, а с середины 1880-х годов в «беляевский кружок», где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером.Митрофан Петрович Беляев (1836-1903) был русским лесопромышленником, музыкальным издателем и меценатом, объединившим многих выдающихся музыкантов. С 1884 г. Беляев устраивал у себя дома в Петербурге еженедельные музыкальные вечера камерной музыки, положившие начало объединению выдающихся музыкальных деятелей, в дальнейшем известного как Беляевский кружок.

И. Репин. Портрет М.П. Беляева (1886)Со второй половины 80-х годов в составе беляевской «Могучей кучки» появляются другие музыканты (А. Глазунов, Н. Соколов). Новый состав кружка определил и новое лицо «послекучкистов»: гораздо более ориентированное на академизм и открытое множеству влияний, прежде в рамках «Могучей кучки» считавшихся недопустимыми. Беляевцы испытывали на себе массу «чуждых» воздействий и имели широкие симпатии, начиная от Вагнера и Чайковского, и кончая «даже» Равелем и Дебюсси. Но, хотя беляевский кружок и был преемником «Могучей кучки», он не представлял уже собой единого эстетического целого, руководствующегося единой идеологией.Многие русские композиторы конца XIX-первой половины XX вв. продолжали традиции «Могучей кучки»: Антон Аренский, Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Василий Калинников, Анатолий Лядов, Сергей Ляпунов, Николай Черепнин и др.

Распад «Могучей кучки» и ее последователи

«могучая кучка» русских музыкантов

Глава кружка Балакирев со временем оставил сочинительство музыки, что и послужило толчком к прекращению тесных дружеских контактов между композиторами. Все, кто входил в «Могучую кучку» продолжали свою деятельность в других областях, за исключением Римского-Корсакова, который преподавал в Петербургской консерватории, долгое время выступал, как руководитель музыкального общественного движения, оставаясь верным традициям кружковцев.

«могучая кучка» русских музыкантов

«Беляевский кружок», лидером которого стал Римский-Корсаков, продолжил идеологию кучкистов с ориентацией на академизм, находя своих приверженцев среди молодых выпускников консерватории и маститых музыкантов — Глазунова, Соколова, Антипова, Витоля. Симпатии к множеству иных музыкальных течений от Вагнера и Чайковского до Ревеля и Дебюсси были принципиальным отличием от «Балакиревского кружка», ориентированного на русскую национальную тематику.

Великий музыкальный талант, которым были наделены «кучкисты», за короткий период существования «Балакиревского кружка» создал мощное направление в развитии русских композиторов и музыкантов. Последователи создавали особую национальную эстетику музыки, как сплав академизма, фольклорных оттенков и нетрадиционных течений различных исторических периодов.

Моде́ст Петро́вич Му́соргский (1839-1881)

Русский композитор, член «Могучей кучки». В его творчестве проявились русские национальные черты, однако самобытность его таланта при жизни не была в полной мере оценена. Но в начале XX в. его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» и другие сочинения были признаны шедеврами мирового музыкального искусства.Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1856 г. окончил Школу гвардейских подпрапорщиков, где глубоко изучил греческую, католическую и протестантскую церковную музыку. Служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, в эти годы познакомился с А.С. Даргомыжским, потом служил в других военных ведомствах.К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был образованным и эрудированным русским офицером, свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий. Балакирев побудил Мусоргского серьёзно заняться музыкой.Подробнее о творчестве М. Мусоргского. Здесь же речь в основном о его деятельности в содружестве «Могучая кучка». Когда в 1870-е годы начался постепенный развал содружества, Мусоргский это переживал очень болезненно, он воспринял его даже как измену русской идее и писал В. Стасову так: «Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовет <…> Могучая кучка выродилась в бездушных изменников; «бич» оказался детской плёточкой». Но главное, что фактически его погубило, было неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями: Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова. Вот что он писал по этому поводу А.А. Голенищеву-Кутузову: «На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались».Он заболел, пристрастился к алкоголю и умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки.

Образование Могучей кучки

Но продолжаем свой рассказ о «Могучей кучке». Так как же она образовалась?

«могучая кучка» русских музыкантовВеликая русская пятерка

Все начиналось с Балакирева и Стасова. Они были чрезвычайно увлечены чтением Белинского, Добролюбова и Герцена с Чернышевским. Позже они смогли вдохновить Кюи. А еще через некоторое время к ним присоединился Мусоргский. Ради занятий музыкой он оставил свой чин офицера в Преображенском полку, а потому отдался всей душой своей новой страсти.

1862-й год стал знаменательной датой. К «Могучей кучке» присоединились Римский-Корсаков и Бородин. Бородин был уже зрелым человеком, ученым-химиком. А Римский-Корсаков был совсем еще молод.

«Могучая кучка» как сплоченная общей идеологией группа просуществовала до семидесятых годов, став важнейшей вехой в развитии музыки.

Беляевская  «Могучая кучка»

Но слово “просуществовала” – не совсем верно характеризует время завершения деятельности группы. На самом деле, после 70-х ее члены просто перестали так часто вместе собираться. Пять русских композиторов, составлявших оплот «Могучей кучки», и не думали прекращать свою творческую деятельность. А  идеология получила свое развитие в педагогической деятельности Римского-Корсакова. Так образовалась Петербуржская школа. А с середины восьмидесятых годов девятнадцатого века возник беляевский кружок.

Можно сказать, что этот кружок стал логическим продолжением «Могучей кучки», так как лидером его был сам Римский-Корсаков. Он же и подчеркивал, что единственное, оно иже и главное, различие между балакиревским и беляевским кружками было то, что первый был полон революционного духа, а второй – прогрессивного. То есть, идеи были все те же, но мирного характера.

Были у этих кружков и другие связующие звенья. Их указывал сам Римский-Корсаков: это был он сам и Бородин, а также Лядов. Новый кружок продолжал пополняться учениками и выпускниками школы Римского-Корсакова. И, как и следовало ожидать, новый состав стал причиной того, что в этой среде появились такие влияния и течения, которые в классическом составе «Могучей кучки» были просто недопустимы.

Но они были уже не столько последователями, сколько преемниками, что следует учитывать. У нового состава не было ни единой программы, как у классической  «Могучей кучки», ни четкой идеологии. В конце концов, все, что объединяло участников этого кружка, – это национально ориентированная русская музыкальная школа.

В итоге из прогрессивных и отчасти даже революционных деятелей они постепенно превратились в консервативных,  несколько даже старомодных и анахроничных.

Но разберем особенности и жизненные вехи каждого из композиторов классического состава «Могучей кучки». Начнем с начала, а именно со Стасова.

Русский талант

Композитором, более всего разделявшим их взгляды и последовательно внедрявшим их в жизнь, был Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Наиболее удаленным от остальных участников был Цезарь Антонович Кюи (1835—1918), хотя пришел он в группу первым. Этих пятерых композиторов объединяли не только регулярные встречи и беседы — они систематически собирали, изучали и систематизировали русский музыкальный фольклор с целью воплощения национальной самобытности в своих произведениях. Понятно, что сюжеты эти композиторы России брали из русской истории. А новаторство их распространялось и на форму музыкальных произведений, и на гармонию и ритмику.

Александр Порфи́рьевич Бороди́н (1833-1887)

И. Репин. Портрет А. Бородина (1888)Русский композитор, учёный-химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма.Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге и был внебрачным ребёнком грузинского князя, поэтому был записан сыном крепостного слуги князя. Получил хорошее домашнее образование.В детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написал первое произведение – польку «Helen». Обучался дома игре на музыкальных инструментах: вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет – на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение – концерт для флейты с фортепиано.В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая со временем превратилась в дело всей его жизни. Окончив в 1856 г. петербургскую Медико-хирургическую академию, продолжал заниматься химией. Свои познания в области химии совершенствовал в Германии, в Гейдельбергском университете. В сентябре 1860 г. Бородин вместе со своим другом Д. Менделеевым участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ, где была признана атомно-молекулярная теория строения вещества.Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина. В 1862 г. он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок. Там определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М.И. Глинки.В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Подробнее о творчестве А. Бородина читайте в отдельной статье.

Великая пятерка

Как возникло это творческое содружество, объединившее пятерых великих русских композиторов — М. А. Балакирева и Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакого? Необходимо добавить, что в какой-то период «Могучая кучка» состав имела более расширенный. В нее входили менее известные широкой публике, особенно современной, композиторы А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский и Н. В. Щербачёв. Они вышли позднее из Балакиревского кружка и вообще отошли от композиторской деятельности. Поэтому принято считать, что членами «Новой школы» были только пять композиторов, во Франции их так и называли — «Группа пяти», или «Пятерка». Сами основные члены кружка считали себя наследниками великих русских композиторов М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (1836-1910)

М.А. Балакирев – русский композитор, пианист, дирижёр. Родился в бедной дворянской семье. Первоначальные уроки игры на фортепьяно получил от матери, но вскоре она умерла. Учился у других педагогов в частном порядке. Специального музыкального образования не имел, но достиг успехов в композиторской деятельности благодаря постоянному самообразованию. Впрочем, ни один из начинающих композиторов, вошедших в состав «Могучей кучки», не получил специального образования:В 1853 г. Балакирев поступил на математический факультет Казанского университета, но через год оставил его, чтобы посвятить себя исключительно музыке. К этому времени относятся его первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. В Петербурге Балакирев познакомился с М.И. Глинкой, который поддержал его творческое демократическое направление в музыке.Балакирев скоро завоевал известность в Петербурге в качестве исполнителя, но продолжал сочинять. Он всегда был открыт ко всему новому, жадно тянулся к знаниям, много работал, поэтому, познакомившись с молодыми композиторами, объединил их и возглавил коллектив, известный теперь как «Могучая кучка».Вместе с Г. Ломакиным в 1862 г. Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», которая вела оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми – Милий Балакирев. В 1866 г. его пригласили в Прагу заведовать постановкой опер М. Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила». Благодаря его настойчивости и неустанной энергии они имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».С осени 1867 г. до весны 1869 г. Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 г. вместе с Берлиозом), в которых в основном исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др. Но в 1870-х годах он был отстранён от руководства, что стало для него сильнейшим потрясением. Он отошёл от музыкальных занятий и начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. В это время он даже готовился уйти в монастырь. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. В конце жизни заведовал Придворной певческой капеллой.Композиторская деятельность Балакирева не обширна, но весома. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, переложил для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюру ко второй части «La Fuite en Egypte» Берлиоза, каватину из квартета Бетховена, «Арагонскую хоту» Глинки. В четыре руки переложил ряд произведений: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и др. – всего около 40. Среди других сочинений 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909, не окончена), 2 фортепианных концерта, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д., издал в 1866 г. «Сборник русских народных песен».

Произведения композиторов « Могучей кучки»

Композиторы

Произведения

М.А.Балакирев

Музыка к трагедии В.Шекспира

« Король Лир»

Увертюра на тему испанского марша

Романсы: « Жаворонок»,

« Ты пленительной неги полна», «Взошёл на небо месяц» и другие

Увертюра « 1000 лет»

А.П.Бородин

Оперы:

«Князь Игорь»

«Богатыри»

Ц.А.Кюи

Оперы:

« Кавказский  пленник»

(по Пушкину)

«Пир во время чумы»

( по Пушкину)

«Капитанская дочка»( по Пушкину»

В поздние периоды писал оперы для детей:

« Красная шапочка»

«Кот в сапогах» и другие.

М.П.Мусоргский

Оперы:

Борис Годунов

Хованщина

Н.А.Римский-Корсаков

Романсы

« Увертюра на темы трёх русских песен»

«Сербская фантазия»

Опера «Псковитянка»

«Царская невеста»

В более позднее время создал оперы:

«Ночь перед Рождеством»

« Садко»

«Моцарт и Сальери»

« Сказка о царе Салтане»

«Золотой петушок»

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Особенности творчества композиторов «Могучая кучка»

В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве. Кроме того, Балакирев и Римский-Корсаков собрали песни в отдельный сборник – «Сорок русских народных песен» (1860).

Что касается интонационной выразительности, «кучкисты» опирались на творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. В его операх «Каменный гость» и «Русалка», как считали члены содружества, наиболее точно и ясно выражаются идеи, «слова». Даргомыжский, как и Глинка, был для них отцом-основателем музыкальной культуры России.

Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны:

  • размах,
  • большие размеры,
  • эпическая широта.

В камерном же творчестве ярко проявил себя только Бородин. Однако в фортепианной литературе выделились Балакирев («Исламей») и Мусоргский («Картинки с выставки»).

Главным противником «Могучей кучки» была академическая школа, а особенно – Петербургская консерватория, которую возглавлял в то время А.Г. Рубинштейн. Члены содружества критиковали «консерваторов» за то, что те слишком тщательно следуют традициям и не признают других путей развития музыки в России, в том числе и национально-народных. Однако со временем конфликт сглаживался, и в 1871 году Римский-Корсаков даже стал профессором Петербургской консерватории.

История содружества и его последователи

«Могучая кучка» распалась в средине 1870-х годов. Причин этому было много: как лежащих на поверхности (отстранённость Балакирева из-за душевного кризиса), так и более глубоких (творческие расхождения между «кучкистами»: например, Мусоргский и Балакирев сочли Римского-Корсакова перебежчиком и предателем). Это, в общем-то, неудивительно: такие гении не могли долго находиться в одной группе, каждому был необходим индивидуальный творческий рост.

Но с распадом «Могучей кучки» никуда не пропали их идеи – ещё многие русские композиторы создавали свои произведения под их влиянием. Благодаря Римскому-Корсакову, кучкистская деятельность стала активно развиваться в Петербургской консерватории. Появился «беляевский кружок», возглавлял который сам композитор. По словам Римского-Корсакова, «беляевский кружок» нельзя считать абсолютным продолжателем «балакиревского кружка», ведь

«…кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперёд; «балакиревский» был революционный, «беляевский» же —прогрессивный…».

Среди композиторов, творящих на рубеже веков, продолжателями традиций «Могучей кучки» можно по праву считать Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Александра Гречанинова и многих других.

Значение «Могучей кучки» для русской музыки и культуры

Сложно переоценить музыкальный вклад творчества «Могучей кучки» в русскую музыку.

В их операх впервые:

  • стала ярко видна национальная характерность,
  • появились размах и народно-массовые сцены.

Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.

Произведения «Могучей кучки» или «великой пятерки» русских композиторов вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (1835-1918)

И. Репин. Портрет Ц.А. КюиРусский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», профессор фортификации, инженер-генерал.Родился в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, был выходцем из Франции, служил в наполеоновской армии, был ранен в 1812 г. под Смоленском и обморожен. Остался навсегда в России, где женился, преподавал французский язык в местной гимназии. Старший брат Цезаря, Александр, стал впоследствии известным архитектором.Музыкой Ц. Кюи начал заниматься рано: в возрасте 5 лет он уже мог подбирать услышанные мелодии. С 10 лет учился игре на фортепьяно. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся 7 месяцев.Окончил Главное инженерное училище, а затем Инженерную академию. Участвовал в Русско-турецкой войне в 1877 г., производя обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. Первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.Творческое наследие Ц. Кюи обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» по Генриху Гейне (1869), «Анджело» на сюжет драмы Виктора Гюго (1875), «Сарацин» по сюжету Александра Дюма-отца (1898), «Капитанская дочка» по А.С. Пушкину (1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» на стихи А.С. Пушкина, «Эоловы арфы» на слова А. Н. Майкова и др.С 1864 г. выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского и молодых представителей «Могучей кучки», а также новаторские течения зарубежной музыки. Часто публиковал разгромные статьи на творчество П.И. Чайковского.