Метафизическая сторона философии

Материализм.

В то же время в спекулятивном разуме было заложено стремление к объяснению мира с точки зрения монизма. Уже у древнегреческих философов мы видим, как каждая из двух частей мира – в представлениях здравого смысла – стремится «поглотить» свою противоположность. Так, согласно Демокриту, материя – единственная реальность; и с его времени до наших дней материализм находил множество сторонников. В своей крайней форме материализм отрицает существование сознания в любых его проявлениях, восприятие считает простой телесной реакцией на физический стимул, эмоцию – сокращением внутренних органов, мышление – изменением в ткани мозга или (согласно одной из версий бихевиоризма) функцией речевого аппарата. Крайние формы материализма не получили широкого распространения, и многие склонные к натурализму мыслители, например Джордж Сантаяна, занимали более гибкие позиции «мягкого материализма», или эпифеноменализма. Согласно этой теории, ментальные процессы не тождественны телесным, хотя и являются их побочными продуктами; сознание, однако, не способно воздействовать на движение тела.

Разные типы метафизической теории

Метафизика Аристотеля

Также называется аристотелизм. Философ Аристотель стремился понять «здесь и сейчас». Он верил в безупречную форму: Бог и астральные разумные существа (разумные движущие силы планет) должны были удовлетворять этому описанию. Платон также был обеспокоен «здесь и сейчас» и хотел радикально изменить общество.

Аристотелизм — это, в принципе, форма имманентной метафизики, теория, которая учит людей тому, как принимать мир, который они знают, а не тот, который даёт им информацию о совершенно другом мире.

Аристотелевская метафизика помещает индивида в центр царства существования. Философские особенности аристотелизма включают в себя методологию. Она критически подходит к существующим или гипотетическим доктринам и делает акцент на знания, которые могут быть получены естественным путём посредством чувств и с использованием разума.

Платонизм

Суть платонизма заключается в различии двух миров: привычного нам мира повседневной жизни (являющегося объектом чувств) и невидимого мира (который является истинной реальностью и может быть объектом интеллекта). Обычный человек замечает существование первого и игнорирует существование второго.

Он не может оценить степень, в которой его убеждения как о фактах, так и о ценностях произвольно предполагаются и связаны с внутренними противоречиями.

Философ находится в таком положении, когда он способен показать человеку, насколько несущественным является тот фундамент, на котором он пытается удержаться.

Философ может продемонстрировать, как мало мысли существует в расхожих представлениях о добре и зле. Он даже может показать, что само понятие «познание посредством чувств» сопряжено с трудностями, поскольку знание предполагает устойчивый объект, а объекты чувств постоянно меняются.

Картезианство

Также называется метафизика Декарта. Главная суть метафизики Декарта заключалась в том, что мир делили на две независимые субстанции — протяжённую и мыслящую. Но в этом и состояло самое сложное в его учении — трудно было объединить два порядка бытия, как только их разделяли.

Томизм

Это направление было сформировано философом Фомой Аквинским. Главное утверждение томизма заключается в том, что, размышляя о повседневных вещах и повседневном мире, всё указывает на Бога, как на поддерживающую силу/причину.

Обычные вещи/сущности, такие как, например, люди, находятся в процессе постоянных изменений. И это изменение всё же обычно не является результатом их собственных усилий — оно не зависит исключительно от них самих.

Идеализм

Есть два возможных пути для человека, который сталкивается с дуализмом духа и материи и считает его неудовлетворительным.

Он может либо попытаться показать, что материя в некотором смысле сводима к уму (это идея идеализма), либо, наоборот, попытаться свести ум к материи (это идея материализма). Однако существуют различные формы идеализма.

В одной из версий эта философия утверждает, что такой вещи, как материя не существует: то, что обычно человек считает материальными вещами, при более внимательном рассмотрении — не что иное, как познания ума.

Не существует ничего, кроме ума и его содержимого: независимо существующий материальный мир — не более чем иллюзия (идея философа Джорджа Беркли).

Материализм

Самая простая (первичная) форма материализма утверждает, что существует только материя. Однако это не может быть однозначно правильным, так как существует много того, что не характеризуется как материя, например: мысли или числа.

Таким образом, материализм, после того, как был обдуман различными философами, получил изменённые формы. Например: материя (природа) находится на первом месте, а дух (мышление) — на втором.

Идеализм.

Имеется и противоположное материализму философское течение, в котором сознание стремится как бы «поглотить» материю. Аргументы в пользу этой завораживающей концепции, в частности выдвинутые в 18 в. Дж.Беркли и Д.Юмом, весьма просты. Возьмем любой физический объект, скажем яблоко, и попытаемся проанализировать, с чем же мы имеем дело, когда воспринимаем этот предмет. Мы обнаружим, что яблоко состоит из чувственных качеств, таких, как форма, размер, цвет и вкус. Цвет и вкус явно принадлежат сфере наших ощущений. Но можно ли сказать то же самое о форме и размере? Идеалисты дают на этот вопрос утвердительный ответ. Качества, актуально воспринимаемые в опыте, слишком разнообразны и переменчивы, чтобы принадлежать физическим объектам, поэтому мы не можем поместить их в какое-то другое место, кроме сознания воспринимающего их индивида. Материальные вещи сводятся без остатка к совокупности ощущений. Самостоятельно существующее царство физических вещей оказывается мифом.

Некоторые мыслители в 20 в., такие, как С.Александер в Англии и Дж.Дьюи в США, попытались избежать проблем этих трех подходов, выдвинув теорию эволюционистического натурализма, которая отрицает существование столь резкого разделения сознания и материи и рассматривает сознание как развивающуюся функцию организма.

Происхождение слова «метафизика»

Происхождение слова «метафизика» довольно курьезно. Это тот самый случай, когда игра слов вдруг обретает смысл. В I веке до н.э. Андроник Родосский решил издать труды Аристотеля, создававшиеся для «посвященных», и объединил имевшиеся в его распоряжении тексты в несколько сборников, которые скомпоновал по собственному разумению. С заглавиями большинства из них никаких проблем не возникло — они были продиктованы содержанием сочинений (физика, политика, этика, познание живого и животных и т. д.)

В отдельный сборник попали тексты исключительной важности, трактующие вопросы бытия, первых принципов и первопричин, субстанции и Бога, все то, что сам Аристотель, случись ему лично участвовать в публикации своих работ, назвал бы «Первой философией» (точно так же мы называем сочинения Декарта «Метафизическими размышлениями», хотя их латинское заглавие означало «Размышления о первой философии» — Meditationes de prima philo- sophia). Получилось так, что в списке Андроника этот сборник шел непосредственно за «Физикой»

И постепенно к нему «приклеилось» название «Meta ta physika» (термин никогда не использовавшийся самим Аристотелем), и обозначавшее «книга, следующая за физикой».

Возможно также — поскольку греческое слово meta имеет два значения, — что оно означало также «книга, трактующая о том, что находится по ту сторону физики». С течением веков установился обычай именовать «метафизикой» именно все то, что находится вне компетенции физики, т.е., в более широком плане, вне опытного, а значит, научного и эмпирического познания. В этом значении употребляет его Кант, отказывая ему в научной ценности в одном случае (как догматической метафизики познания абсолюта или вещей в себе) и «спасая» его в другом (как критической метафизики — «систематически организованного перечня всего того, чем мы владеем благодаря чистому разуму»). Это значение термин «метафизика» сохраняет и сегодня, даже если находятся отдельные глупцы, пытающиеся над ним высокомерно иронизировать. Заниматься метафизикой значит мыслить дальше, чем простирается познание, и мыслить о вещах, познать которые невозможно, т.е. надо мыслить как можно более далеко. Мыслитель, желающий остаться в строгих рамках опыта и науки, не сможет ответить ни на один из принципиально важных вопросов, которые мы постоянно себе задаем (о жизни и смерти, о бытии и небытии, о Боге и человеке); мало того, он не даст ответа и на те вопросы, которые ставят перед нами сам опыт и наука, вернее, те, которые мы ставим перед собой в связи с опытом и наукой (об их истинности, об условиях их истинности и ее пределах). В этом смысле Шопенгауэр говорил о человеке как о «метафизическом животном» — ведь он удивляется собственному существованию, как и существованию мира и всего сущего («Мир как воля и предстояние», том II, глава 17; тема «удивления» заимствована именно у Аристотеля; «Метафизика», А, 2). С этой точки зрения главным вопросом метафизики, является вопрос о бытии, например в том виде, как его ставит Лейбниц: «Почему скорее есть что-то, чем ничто?» Тот факт, что ответить на этот вопрос невозможно, еще не причина, чтобы вообще им не задаваться, и ничто не освобождает нас от этой необходимости.

Проблема метафизики в истории философии

Метафизика в философии – это учение. Осмыслить его пытались выдающиеся умы. Обратимся к «Критике чистого разума» Канта.

Для Канта, кроме окружающего сущего мира присутствовал второй, не осмысленный человечеством. Эту идею далее развивали сторонники позитивизма, которые пошли дальше, заявляя, что не оставят места для мира метафизического.

В противовес им материалисты утверждали, что ряд категорий, которые используются позитивистами для рассуждений, даже не содержатся в мире материальном. Споры эти продолжались на протяжении XVIII века.

В противовес Гегель выдвигал идею существования диалектики (не менее сложного понятия).

В XIX веке критикой метафизики занимался Ницше. Но уже в XX веке известный современный философ Мартин Хайдеггер указал, что именно произведения Ницше можно считать образчиком западной метафизики, т.к. по его утверждению, она сопутствует всякой деятельности, связанной с использованием речи.

КРИТИКА МЕТАФИЗИКИ

Часто задают вопрос об оправданности метафизического исследования. Иногда приводят общеизвестный факт, что метафизика веками обсуждает одни и те же вопросы, а продвижения в их решении не видно. Такая критика не представляется убедительной. Во-первых, метафизические вопросы сложны, и быстрого их решения ожидать не приходится; во-вторых, прогресс все-таки происходил, по крайней мере в определении тупиковых подходов и более точной формулировке проблем. Однако в 1920-х годах метафизика была подвергнута более радикальной критике, в результате которой распространилось отрицание значимости метафизического исследования. Восстание против метафизики было поднято логическим позитивизмом, зародившимся в Вене и затем распространившимся в Великобритании и США. Главным оружием этой школы были верификационная теория значения и лингвистическая теория рационального познания. Согласно первой, значение любого фактуального утверждения сводится к чувственным восприятиям, которые могли бы его верифицировать; если указать такие восприятия невозможно, утверждение можно считать бессмысленным. Отсюда следует, что все наши утверждения о Боге, об универсалиях и первых причинах или о независимо существующем физическом мире должны быть сочтены бессмысленными, поскольку они не поддаются верификации. Во-вторых, критике было подвергнуто понимание метафизикой задач философии. С точки зрения метафизики, рациональное познание заключается в непосредственном постижении логической структуры мира. Однако на самом деле, как утверждали логические позитивисты, задача философии носит гораздо более скромный характер и сводится к анализу смысла слов. Самоочевидные суждения, даже суждения логики, суть в реальности утверждения о том, как мы предполагаем использовать термины, а это дело нашего выбора, который не имеет никакого отношения к постижению природы.

Многие ученые сочли идеи позитивистов убедительными, однако они встретили и энергичное сопротивление. Среди противников логического позитивизма был американский реализм с его лидером Джоном Уайлдом, отвергавшим позитивизм целиком и полностью и предлагавшим вернуться к метафизической традиции Платона и Аристотеля. На тезис о верифицируемости как критерии осмысленности реалисты отвечали, что сведение реальности к тому, что может быть воспринято чувствами, является неоправданным догматизмом. Числа не могут восприниматься чувствами, не воспринимаются с помощью чувств и мыслительные действия, а также понятия справедливости, равенства или, скажем, округлости; и тем не менее все вышеперечисленное – реально. Кроме того, из соображений последовательности следовало бы применить принцип верификации к самой верификационной теории значения; мы бы увидели, что бессмысленной оказывается сама эта теория, поскольку она не может быть верифицирована посредством чувственного восприятия. Что касается второго тезиса позитивистов, то сами метафизики никогда не согласились бы, что рациональное и априорное знание является чисто словесным и произвольным. Когда мы говорим, что все имеющее цвет протяженно, то, конечно, можем пользоваться разными словами для выражения понятий, однако сами понятия соотносятся таким образом, который мы не можем изменять, как нам заблагорассудится. Мы можем придать нашим словам любой смысл, но не можем заставить вещи, которые ими обозначаются, подчиняться придуманным нами правилам. В особенности это относится к логике и математике. Закон противоречия – не просто конвенция, с которой все соглашаются; если бы это было так, возможна была бы и другая конвенция, а это уже выходит за рамки мыслимого.

Традиция метафизического спекулятивного мышления, зародившаяся в древности, по-видимому, отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки, она будет существовать до тех пор, пока существует страсть к абсолютному познанию.

Основы метафизики

В основе метафизики лежит системное объяснение попыток разума понять устройство мира, его истоков, то есть возникновения, его причин и следствий, а также, что логично, его структуру. Из этого понятно, что к основам метафизики относится:

  • Идеалистическое нечто, то, что допускает существование чего бы то ни было имматериального;
  • Гносеологический характер науки, который предполагает допущение исследования эмпирического, рационального и иррационального (например, доопытного);
  • Подчёркнутые проблемы в эмпирическом познании основ и истоков мира как лежащих вне материальной природы;
  • Признание существования чистого знания – нечто доопытное, изначально известное и непреложное;
  • Ключевая проблема взаимовлияния бытия и разума, заключающаяся в вопросах: «Бытие порождает сознание?» и «Разум определяет бытие?». Этой проблемой метафизике оппонирует рационализм;
  • И другие.

Лем пишет: «Перевод метафизических моделей на язык кибернетики возможен, но практически ничего не дает. Как бы эмпирически неразрешима ни была проблема существования денотатов веры, не подлежит сомнению ценность веры как средства приспособления, как источника универсальной информации. Ценность информации как средства приспособления не всегда зависит от ее истинности или ложности». Таким образом, каким бы нападкам не подвергались основы метафизики как трудно подтверждаемые опытным (эмпирическим) путём, но стройное рациональное объяснение мира и его основ в целом на теоретическом уровне будет необходимо до тех пор, пока естественные науки не смогут объяснить все явления. Но последнего не может быть никогда, так как имматериальное принципиально непознаваемо для физического опыта, так как природы исследуемого различны. Однако, существенный вклад в современную метафизику вносит психология, а точнее эмпирическая философия, в которой, несмотря на невозможность изучать имматериальные процессы психики, можно исследовать их продукты. Эти самые продукты имматериального мира и изучаются метафизикой.Сама наука метафизика даже в однополярном взгляде на неё с точки зрения какой-либо одной концепции очень велика и её проблематично объяснить кратко, даже самые основы метафизики, лежащие на поверхности восприятия. Поэтому эта статья не претендует на полноту изложения ни в коей мере, а ставит своей целью познакомить читателя с этими самыми основами метафизики кратко, с её понятием и историей исследования, чтобы читатель мог для себя ответить, что метафизика это…

(с) Algimantas Sargelas

Направление используют

Организаторы

  Елена Савчинская  (Москва),    Онлайн центр практической психологии «Автор» весь мир  (Москва),    Павел Никитин-Раскрывающийся-в-Любви  (Москва),   Проект «Мудрость Альмин»  (Москва),    Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»  (Москва),    Школа развития осознанности «Майя»  (Москва),    Школа стратегий «Восемь ветров»  (Москва),    Клуб читателей Лиз Бурбо в Москве  (Москва),    Международный институт развития личности  (Москва),    Проект «Палитра Жизни»  (Москва),    Центр «Я — солнце»  (Москва),    Центр развития личности «Крылья»  (Омск),    Центр развития личности «Уроборос»  (Уфа),   Центр Самооткрытия «Алатырь» Калиловой Галины  (Крым),    Академия метабизнеса Guru-Go  (Екатеринбург),    Школа Интуиции  (Новосибирск),    Школа сверхвозможностей (Владивосток),    Школа творцов «Фермион» (Красноярск),    Центр обучения и развития «Альфа студия»  (Екатеринбург),    РОФПО «Метагалактический Центр Ангарска»  (Ангарск).

Ещё организаторы 11

Тренеры

  Владислав Камрад  (Москва),    Денис Львов  (Москва),    Констанин Ловцов  (Москва),    Светлана Филкова  (Москва),    Сергей Поздняков  (Москва),    Сергей Ратибор  (Москва),    Юлия Сергеевна Безбородова  (Москва),    Аксинья Александровна Абронова  (Москва),    Антон Казаков  (Москва),    Аристарх Абраменко  (Москва),    Всеслав Соло  (Москва),    Елена Блум  (Москва),    Елена Ивановна Светлая  (Москва),    Игорь Ковалев  (Москва),    Илья Сергеевич Блохин  (Москва),    Лена Хлопкина  (Москва),    Наталья Афанасьевна Цветкова  (Москва),    Нинель Смолина  (Москва),    Ольга Вавер  (Москва),    Сергей Вечный и Мирра  (Москва).

Ещё тренеры 40

Консультанты

  Владислав Камрад  (Москва),    Денис Львов  (Москва),    Констанин Ловцов  (Москва),    Светлана Филкова  (Москва),    Юлия Сергеевна Безбородова  (Москва),   Adelita Saver  (Москва),    Аксинья Александровна Абронова  (Москва),    Антон Казаков  (Москва),    Аристарх Абраменко  (Москва),    Елена Блум  (Москва),    Елена Ивановна Светлая  (Москва),    Илья Сергеевич Блохин  (Москва),    Наталья Афанасьевна Цветкова  (Москва),    Нинель Смолина  (Москва),    J.B.Lux  (Москва),    Юлианна Пикушина  (Самара),    Эльвира Тансарелла  (Алматы),    Татьяна Филиппова  (Екатеринбург),    Татьяна Вара  (Омск),   Стелла Амарис  (Омск).

Ещё консультанты 23

Основные симптомы и прогнозы

Считается, что основными симптомами является склонность к обобщённым умозаключениям, мудрствованию без необходимой продуктивной мыслительной деятельности и переработки критики. Одним из самых ярких примеров является случай пациента, который утверждал, что распространение тотального добра на планете возможно только с распространением вегетарианства, так как поедание плоти будит в человеке хищника. Однако, на вопрос достаточно ли это, учитывая, что, например, Гитлер был вегетарианцем? Он мог лишь снова и снова повторять свою идею.

Отсюда вытекает ещё один показательный момент – человек не может производить логические умозаключения или просто отвечать на вопрос, например, что ошибался или, наоборот – стоит что-то добавить к идее. Его сверхценная идея более похожа на навязчивый бред. Более того, человек вообще не склонен делиться своими «знаниями»: не ищет сторонников. У него может развиться апатия, истощение и мании. Основными отличительными признаками метафорической интоксикации по А.Личко являются:

  • нелепое содержание высказывания;
  • нечёткость и непоследовательность изложения;
  • отсутствие активности при распространении идеи;
  • проблематичная социализация пациента;
  • возможность выделить другие симптомы психиатрического характера

Стоит сказать, что прогнозы для полной ремиссии вполне благоприятные. Особенно при стационарном наблюдении врача и медикаментозной терапии. Однако, существует большое количество случаев, когда пациент и его родственники отказываются от постоянного наблюдения и периодического лечения. В этом случае главным моментом является возможность суицидальных попыток на фоне незначительных или вообще отсутствующих эмоциональных привязанностей к другим людям (даже родителям). На фоне сверхидеи ценность собственной жизни так же выглядит незначительно. Поэтому, пациенты могут решиться на такой кардинальный шаг.

В случае же, если человек не проявляет суицидальных склонностей, главным моментом, который страдает – это его социализация и активность с точки зрения становления как специалиста и члена семьи. Как правило, пациент уходит в изоляцию, не находя заинтересованность своими идеями. Часто расценивает сексуальные контакты как «низменные» или, наоборот, высказывается о моногамном браке как архаике в противовес «свободе», что, естественно не способствует созданию устойчивых интимных связей.

Метафизическая сторона философииПациент может посвящать всё время чтению философских трактатов, причём «выуживая» из них некие однобокие и разрозненные сведения. Это, в свою очередь, сильно сказывается на карьере и вообще его становлении как профессионала в определённой области. Во времена советского союза, когда трудоустройство было обязательным, проверялось и заносилось в медицинские карты, пациенты, отказавшиеся от дальнейшей терапии, чаще всего работали истопниками и сторожами, проявляя низкую заинтересованность или её полное отсутствие к обучению и профессиональному росту.

В настоящий момент сведения о их судьбе, как правило, являются недоступными для статистических исследований. Однако, многие специалисты, ведущие свою личную базу данных, говорят о частом отказе вообще работать в случае, если существует возможность стать иждивенцем у более активных членов семьи, или же указываются случайные вынужденные заработки.

Однако, помимо симптома, философская интоксикация может выступать как разновидность акцентуации характера. В этом случае высказывания не производят впечатление нелепых. В их основе всегда лежит рациональное начало, но при этом формулировки отличаются некоторой однобокостью.

Кроме того, такие личности проявляют крайнюю степень негибкости в трансформации своих идей. То есть, в случае, если задаются наводящие или уточняющие вопросы, находится не состыковка некоторых идей с преломлением их в реальной действительности, пациент не может развить идею, признать ошибку или перефразировать умозаключение. Более того, при обнаружении сходных и поясняющих теорий, ему тяжело даётся разумный синтез.

Античное философское отображение метафизики

Рабочая версия происхождения названия метафизической науки, самой ее сущности говорит о том, что ввел термин в эксплуатацию последователь Аристотеля спустя столетие после кончины мудреца. Следовательно, античный мыслитель не располагал возможностью рассуждать о той метафизике, которую мы рассматриваем сейчас. Но, сохранившиеся аристотелевские труды, свидетельствуют об обратном.

Из исторических записей следует, что еще Платон задумывался о метафизических явлениях. Философ считал, что существующая вокруг реальность является единым целым.

Аристотель был учеником Платона. Его философствование на поставленную тему заключается в определении нескольких ключевых дисциплин, главенствующей из которых считают учение о сущностях. Аристотелизм, как философская мудрость, предполагал изучение сущностных субстанций целиком, без разделения на составляющие. Античный ученый считал еще неоформленное метафизическое существо, смыслом человеческой жизни, проникнув в который можно интеллектуально возвыситься над собой.

Вслед за Аристотелем последовал онтологической стороне метафизики древнегреческий философ Эпикур, который идеализировал понятие природы, не разграничивал мыслимое и чувственное восприятия. Чистое бытие для мыслителя выступает за пределы, каких бы то ни было законов. А элементарные частицы освобождаются, подтверждая феноменальность мира.

Метафизика античности была востребована историческим развитием древнегреческого общества, оттуда и произошла, но имела стихийный, необузданный характер. Накопленные конкретные методические знания не могли постоянно быть заархивированными, нуждались в систематизации, дальнейшей обработке, поиске взаимосвязей. На помощь метафизике пришла диалектика. Диалектика, являясь искусством доказывать, убеждать, рассуждать, смогла, на сколько это доступно, отделить ложное представление от истинного. Также объединить соседствующие понятия, спрогнозировать дальнейшее развитие. На основе вышеизложенной информации делают вывод, что диалектическая способность философствовать стала недостающим звеном метафизического объяснения загадок природы.

Диалектический метод философии оказался более современным и востребованным. Несмотря на это, нельзя сказать, что логика диалектики вычеркнула метафизический метод. Они полностью слились в единое целое, чтобы соответствовать требованиям человека.

Зарождение метафизики античными мыслителями направило науку на путь совершенствования философами последующих эпох.

Понятие метафизики

Выяснив взгляды мыслителей на то, что такое наука метафизика, кратко в исторической перспективе её создания и совершенствования рассмотрим само её определение, то есть понятие метафизика. Метафизика это наука, изучающая явления и процессы – сущности, имеющие имматериальную природу, но находящиеся в тесной связи с физическими явлениями и материальной природой, а также оказывающими друг на друга взаимное влияние (от греч. meti ta physika – то, что за физическим).Так как в истории философии существует ряд спорных взглядов о первичности и роли тех или иных явлений и процессов, то их необходимо рассмотреть отдельно. Так, например, античная философия относит первичную роль в влиянии на сущее и существование метафизике, а волюнтаризм, напротив, воле разума, в то время как рационализм вручает власть над существованием человека его интеллекту и разуму. И это только некоторые из примеров. Однако, приведенное выше определение понятия метафизики удовлетворяет в большей или достаточной степени большинству из этих философских концепций.

Параллелизм.

Эти трудности заставили некоторых философов занять еще более радикальную позицию «параллелизма»: состояния сознания и состояния мозга представляют собой два временных ряда, события в которых происходят как бы параллельно и одновременно. Первым этот взгляд высказал в 17 в. Б.Спиноза. Идеи параллелизма были возрождены в 19 в. Следует заметить, что параллельное течение двух разных процессов, не имеющих причинной связи друг с другом, можно считать своего рода чудом, если они не являются аспектами единой лежащей в основе этих процессов субстанции. Однако удовлетворительной теории такой субстанции до сих пор не предложено.

Основные вопросы метафизики

Можно констатировать факт, что к основным вопросам в разное время существования метафизики, относят следующие:

  1. Что есть первопричина? Каковы первоистоки и начало всех начал?
  2. Что такое «непосредственное» и «наличное»? Где в прямом смысле или благодаря понятиям оно располагается? Почему невозможно обнаружение их при помощи простейших систем измерения, без дополнительных операционных способов?
  3. Каковы требования к этим операционным способам, которые позволят получить правильные ответы? Из-за чего и откуда эти вопросы вообще возникают?

От философии к литературе

Так же интересным явлением русской литературы и поэзии является метафизический реализм. Утверждалось, что реальность может быть совершенно не одна. И реальность человека явно отличается от реальности муравья, например. Согласно Эпштейну метареализм – поэзия той реальности, где метафора может объединить своё прямое и переносное значение.

И хотя считается, что основа метареализма была положена в 70-х годах, существуют и современные писатели, готовые пересматривать и сам подход к метафизическому реализму и его направление. Так, Юрий Мамлеев, автор романа «Шатуны» утверждаем эдакую двуликость «тёмного». Жизнь так коротка и порою ужасна, что осознание этого должно стать своеобразным катарсисом и очищением. В этом и состоит реальность высокого творчества: переосмысливать себе через призму «грязи» окружения.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории