Ме́сса

Структура мессы

Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

  • I. Kyrie eleison (греч. Κύριε ελέησον) — Господи, помилуй.
  • II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
  • III. Credo — Верую
  • IV. Sanctus — Свят. Benedictus — Благословен
  • V. Agnus Dei — Агнец Божий

Большинство композиторских месс написано на этот текст ординария. В современных реконструкциях композиторских месс позднего Средневековья и Возрождения — в целях придания исполнению подлинного характера — текст ординария зачастую прослаивают песнопениями проприя, оригинальными монодическими или их многоголосными (композиторскими) обработками.

Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса. Месса, в которой ординарные и проприальные тексты не распеваются, а полностью или частично читаются (декламируются), была названа тихой мессой (лат. missa lecta, нем. Stillmesse и т.п.) или низкой мессой.

Евхаристические обряды в других церквах.

Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей – проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части – чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей – евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.См. также БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ.

Евхаристия

состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино

Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре

Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню («Отче наш»), за ней следует молитва «Агнус деи» («Агнец Божий»). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est – «Идите, (собрание) отпущено», отсюда и название «месса») и дает заключительное благословение.

Определение слова «Месса» по БСЭ:

Месса (франц. messe, от позднелат. missa)принятое католической церковью название литургии. Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков. фиксации они подверглись в основном на Тридентском соборе (1545-63). 2-й Ватиканский собор (1962-65) внёс изменения в М. (разрешив, например, вести службу не только на латинском, но и на местных языках). Песнопения, неизменно входящие в данное богослужение, составляют т. н.«обычную мессу» (missa ordinarium). Названия этих песнопений определяются начальными словами текста: Кирие, Глориа, Кредо, Санктус и Бенедиктус, Агнус деи. Первоначально песнопения М. были одноголосными, основой их служил григорианский хорал. Впоследствии, с развитием многоголосия, появляются композиторские полифонические обработки песнопений М. и целые«обычные» М., полностью написанные одним композитором на традиционный текст. Различали торжественную М. (missa solemnis) и короткую М. (missa brevis), состоявшую, как правило, из 2-3 первых песнопений «обычной» М. В эпоху Возрождения М. являлась самым монументальным жанром музыкального искусства. М. писали Дж. Данстейбл (Англия), Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо (Нидерланды), Палестрина, А. Вилларт, Дж. Габриели (Италия), Т. Л. де Виктория (Испания). В более поздний период классические образцы М. создали И. С. Бах (месса h-moll), В. А. Моцарт, Л. Бетховен (2 М., 2-я — «Торжественная»),Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др. Заупокойная траурная М. — см. Реквием.Лит.: Бобровницкий И., О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии ее от православной, 4 изд., К., 1873: Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, М., 1910. Wagner P., Geschichte der Messe, Lpz., 1913.Б. В. Левик.

Ме́сса

История

Монодическая месса

Месса в римско-католическом богослужении — центральная по значимости служба. Её музыкальное оформление, как и оформление служб оффиция, сложилось в эпоху центрального Средневековья на основе григорианской монодии (григорианского хорала).

Полифоническая (композиторская) месса

Ме́сса
Kyrie из марианской мессы (Missa de Beata Virgine) Жоскена Депре (рукопись)

«Credo» из Мессы И.С. Баха (автограф)

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.

В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново; такая разновидность композиторской мессы именуется мессой-пародией. Среди авторов таких месс Палестрина и Лассо. Тогда же получили распространение иные типы — каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась и так называемая органная месса, где вокальные части чередуются с инструментальными интерлюдиями, исполняемыми на органе. Позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками.

В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке

Такие сочинения, как мессы И.Ф.Стравинского, Л.Бернстайна, А.Пярта, К.Дженкинса имеют весьма отдалённое отношение (а в ряде случаев и вовсе никакого отношения) к богослужению.

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из ординарных текстов мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.

Современная история

В 1996 году шведским композитором Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении и получила много положительных отзывов в прессе.

В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.

Месса у протестантов

В эпоху Реформации чин, родственный католической мессе, существовал и у лютеран под названием Немецкая месса (Deutsche Messe). Адаптации римско-католической мессы под нужды протестантов были посвящены две важные работы Лютера — «Formula missae» (1523) и «Deutsche Messe» (1526). В первой из них для большинства обрядов (чтений и распевов) ещё сохранялся латинский язык (как у католиков), во второй в качестве богослужебного (в том числе и для некоторых сохранившихся ординарных песнопений — Kyrie, Credo, Sanctus и т.д.) Лютер установил немецкий язык (и общинное пение). Лютеровский чин божественной литургии не получил широкого распространения у лютеран, как не удержалось и само слово «месса». Свою службу, литургически аналогичную мессе, лютеране ныне называют «евхаристией» (по главному таинству) или просто «богослужением» (нем. Gottesdienst, англ. Divine service и т.д.).

Чин

Ординарный чин мессы

  • Начальные обряды:
    • вход предстоятеля (интроит), сопровождаемый входным песнопением;
    • обряд покаяния («Confiteor») В воскресные дни и в Торжества вместо «Confiteor» может использоваться обряд освящения воды и окропления ею верных в знак воспоминания о крещении. Такая Месса называется Суммой и служится обычно в полдень;
    • «Kyrie eleison» (Господи помилуй);
    • гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается в периоды Адвента и Великого поста);
    • коллекта;
  • Литургия Слова:
    • первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, в Пасхальное время — из «Деяний апостолов»);
    • респонсориальный псалом;
    • второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и в Торжества);
    • «Аллилуйя» (кроме Великого Поста);
    • чтение Евангелия;
    • проповедь (обязательна в воскресные дни, праздники и торжества);
    • Символ веры (по воскресеньям и на Мессах, которые служатся в Торжества);
    • молитва верных;
  • Евхаристическая Литургия:
    • приготовление алтаря и даров (офферторий);
    • Молитва над Дарами;
    • Евхаристическая молитва (анафора):
      • Sursum Corda;
      • префация;
      • гимн Sanctus («Свят, свят, свят»);
      • эпиклеза;
      • тайноустановительные слова;
      • анамнесис;
      • завершающая доксология;
    • молитва «Отче наш»;
    • знак мира;
    • преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);
    • причащение;
    • молитва;

Завершающие обряды (благословение участвовавших и окончание мессы).

Экстраординарный (Тридентский) чин

По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.

Алтарь для тридентской мессы

Для катехуменов:

  • приготовление и акты покаяния:
    • окропление святой водой при чтении псалма 51 ();
    • крестное знамение у подножия алтаря;
    • молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;
    • обряд покаяния («Confiteor»);
    • молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт. ; 3Цар.  и 3Цар. , 2Пар. , Иез.  и др.);
    • интроит;
    • «Kyrie»;
    • «Gloria».
  • Символ веры:
    • коллекта;
    • чтение посланий святого Павла;
    • чтение градуала и «Аллилуйя»;
    • чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис. ;
    • проповедь;
    • чтение Никейского Символа веры .

Для верных:

  • офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:
    • воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;
    • молитва святейшей Троице;
    • молитва «Orate fratres» и секрет;
  • консекрация и акты благодарения и надежды:
    • префация канона;
    • чтение правила консекрации, включающее воскурение ладана;
    • приготовление к консекрации;
    • собственно консекрация;
    • приношение символической жертвы;
    • напоминание о воскрешении мёртвых;
    • «аминь», завершающий вторую часть;
  • причащение:
    • молитва «Libera nos»;
    • преломление хлеба на 3 части;
    • «Agnus Dei»;
    • молитва за мир («pax»);
    • приготовление к причащению;
    • получение святых даров и чтение молитвы на основе Мф. ;
  • благодарение:
    • молитвы;
    • антифон;
    • традиционные слова «ite, missa est» и благословение;
    • чтение Ин. ;
    • молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;
    • библейская песнь (canticum) на основе Дан. .

МУЗЫКА

Музыка – важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15–17 вв., писавших мессы – Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции «О богослужении» подчеркнул, что «церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами». Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.