Православие и протестантизм: в чем разница

Определение и основные постулаты

Протестантизм — это термин, происходящий от латинского protestatio (провозглашение, заверение, несогласие), который обозначает совокупность вероисповеданий христианства, которые появились в результате Реформации. Учение основано на попытках понимания Библии и Христа, отличных от классического христианского.

Протестантизм является сложным религиозным образованием и включает множество направлений, основные из которых лютеранство, кальвинизм, англиканство, названы по именам ученых, провозгласивших новые идеи.

Православие и протестантизм: в чем разница

Классическое учение протестантизма содержит 5 основных постулатов:

  1. Библия является единственным источником религиозного учения, которое каждый верующий может толковать по-своему.
  2. Все действия оправданы только верой, независимо от того, добрые или нет.
  3. Спасение является благим даром от Бога к человеку, поэтому сам верующий не может себя спасти.
  4. Протестанты отрицают влияние Богородицы и святых в спасение и видят его только через единственную веру во Христа. Церковнослужители не могут быть посредниками между Богом и паствой.
  5. Человек почитает и славит только Бога.

Различные ветви протестантизма имеют отличия в отрицаниях католических догм и основных постулатах своей религии, признании некоторых таинств и др.

Основные принципы протестантов

Ответить на вопрос о том, кто такие протестанты, можно, поняв основные принципы их учения. Протестанты считают весь богатый церковный опыт, все духовное искусство, собираемое веками, недействительными. Они признают только Библию, полагая, что она — единственно верный источник того, как и что нужно делать в церковной жизни. Для протестантов христианские общины времен Иисуса и его апостолов — идеал того, какой должна быть жизнь христианина. Но приверженцы протестантизма не учитывают того обстоятельства, что тогда церковной структуры просто не существовало. Протестанты упростили все Церковное, кроме Библии, в основном, из-за реформ Римской Церкви. Поскольку католицизм очень изменил учение и отклонился от христианского духа. А расколы у протестантов начали происходить потому, что они откинули все — вплоть до учений великих святых, духовных учителей, руководителей Церкви. И раз уж протестанты стали отрицать эти учения, точнее, не воспринимали их, то у них начались споры в толковании Библии. Отсюда раскол в протестантизме и трата сил не на самовоспитание, как у православных, а на бесполезную борьбу. Отличие католиков от протестантов стирается на фоне того, что православных, хранящих уже больше 2000 лет свою веру в том виде, в котором ее передал Иисус, и те, и другие называют мутацией христианства. И католики, и протестанты уверены, что именно их вера истинная, такая, какой ее задумывал Христос.

Чего еще нет у протестантов?

Недаром многие не понимают, кто такие протестанты. Ведь у людей этого вероисповедания, как уже говорилось выше, нет духовной литературы, такой как у православных христиан. В духовных книгах православных можно найти практически все — от проповедей и толкования Библии до жития святых и советов о борьбе со своими страстями. Человеку становится намного легче разобраться в вопросах добра и зла. А без толкования Священного Писания в Библии крайне сложно разобраться. Духовная литература у протестантов стала появляться, но она еще только в зачатках, а в православии эта литература совершенствовалась больше 2000 лет. Самовоспитание, самосовершенствование — понятия, присущие каждому православному христианину, у протестантов сводятся к изучению и заучиванию Библии. В православии все — и покаяние, и исповедь, и причастие, и молитвы, и иконы, — все призывает к тому, чтобы человек стремился хоть на один шаг приблизится к идеалу, каким является Бог. Но протестант направляет все усилия на то, чтобы быть добродетельным внешне, и не заботится о своем внутреннем содержании. Это еще не все. Протестанты и православные отличия в вероисповедании замечают по обустройству храмов. Православный верующий имеет поддержку в стремлении быть лучше и разумом (благодаря проповеди), и сердцем (благодаря убранству в храмах, иконам), и волей (благодаря посту). Но в протестантских храмах пусто и протестанты слышат лишь проповеди, воздействующие на разум, не затрагивая сердца людей. Отказавшись от монастырей, монашества протестанты лишились возможности видеть для себя примеры скромной, смиренной жизни ради Господа. Ведь монашество — это школа духовной жизни. Не зря среди монахов множество старцев, святых или почти святых православных христиан. И еще понятие протестантов, что ничего, кроме веры во Христа, не нужно для спасения (ни добрых дел, ни покаяния, ни исправления себя) — ложный путь, ведущий лишь к добавлению еще одного греха — гордыни (из-за чувства, что раз ты верующий, то ты избранный и непременно спасешься).

По регионам

Ниже приведены сводные таблицы количества и процентного соотношения протестантов в каждом регионе. Также включен процент протестантов в мире, проживающих в этом регионе («% от общего числа протестантов»).

Протестанты в Африке
Область Всего Население Протестанты % Протестант % протестантского общего
Центральная Африка 91 561 875 18 322 151 20.01% 3,09%
Западная Африка 225 488 566 36 965 728 16,39% 6,23%
Северная Африка 161 963 837 100 300 0,06% 0,01%
Южная Африка 137 092 019 55 432 677 40,44% 9,35%
Западная Африка 269 ​​935 590 49 230 627 18,24% 8,30%
Общее количество 886 041 887 160 051 482 18,06% 26,99%
Протестанты в Азии
Область Всего Население Протестанты % Протестант % протестантского общего
Центральная Азия 92 019 166 308 736 0,34% 0,05%
Восточная Азия 1 527 960 261 25 550 708 1,67% 4,31%
Средняя Азия 271 013 623 680 757 0,25% 0,11%
Южная Азия 1,437,326,682 9 458 283 0,66% 1,59%
Юго-Восточная Азия 571 337 070 26 387 155 4,62% 4,45%
Общее количество 3 899 656 802 62 385 639 1,6% 10,52%
Протестанты в Европе
Область Всего Население Протестанты % Протестант % протестантского общего
Центральная Европа 82 033 047 7 803 177 9,51% 1,32%
Восточная Европа 209 198 166 1,389,452 0,66% 0,23%
Северная Европа 191 466 473 104 997 796 54,8% 17,71%
Юго-Восточная Европа 65 407 609 1,713,080 2,62% 0,31%
Южная Европа 180 498 923 1 964 538 1,09% 0,33%
Общее количество 728 604 218 117 868 043 16,2% 19,90%
Протестанты в Америке
Область Всего Население Протестанты % Протестант % протестантского общего
Карибский бассейн 37 285 819 5 912 490 15,86% 0,99%
Центральная Америка 147 338 108 16 376 631 11,12% 2,76%
Северная Америка 328 539 175 172 167 236 52,4% 29,03%
Южная Америка 371 075 531 44 682 767 12,04% 7,53%
Общее количество 884 238 633 239 139 124 27,05% 40,32%
Протестанты в Океании
Область Всего Население Протестанты % Протестант % протестантского общего
Океания 30 809 781 13 474 012 43,73% 2,27%

Сравнение католиков и протестантов

В чем же разница между католиками и протестантами?

Внутренняя организация церкви

Католики признают организационное единство церкви, скрепленное безусловным авторитетом Папы Римского. У протестантов лютеранской и англиканской церкви сохраняется централизация, у баптистов преобладает федерализм. Их общины автономны и независимы друг от друга. Безусловный и единственный авторитет для протестантов – Иисус Христос.
Католические священники не вступают в брак. Протестантское духовенство не имеет в этом плане отличий от обычных граждан.
У католиков существуют монашеские ордена (одна из форм монашества). У протестантов такой способ организации духовной жизни отсутствует.
Духовенство у католиков составляют исключительно мужчины. Во многих протестантских течениях епископами и священниками становятся также и женщины.
Принятие в церковь новых членов у католиков совершается через крещение. Возраст крещаемого не имеет значения. Протестанты крестятся только в сознательном возрасте.

Вероучение

Католиками признается равный авторитет Священного Писания и Священного Предания. Протестанты признают только Священное Писание. Толковать его в отдельных течениях может священство, но чаще – собрание верующих, а иногда сам индивид.
Католики проповедуют культ Девы Марии как Божией Матери и Заступницы рода человеческого. Протестанты отвергают догматы Католической Церкви о Богородице.
У католиков семь таинств: крещение, Евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвященство. Протестанты принимают только два таинства – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов таинства вообще отсутствуют.
Католики верят, что после смерти над душой человека за содеянные при жизни грехи совершается частный суд, как преддверие Страшного Суда. Об умерших молятся. Протестанты отвергают учения о существовании души до Страшного Суда. О покойных не молятся.

Церковная практика

Для причащения католики используют пресный бездрожжевой хлеб – опресноки. Для протестантов вид хлеба в этом случае не имеет значения.
Исповедь хотя бы раз в год в присутствии священника обязательна для католиков. Протестанты не признают посредников в общении с Богом.
Католики служат Мессу, как главное богослужение церкви. Особой формы богослужения у протестантов нет.
Католики почитают иконы, крест, живописные, а также скульптурные изображения святых и их мощи. Для католиков святые – заступники перед Богом. Протестанты не признают икон и креста (за очень редким исключением) и не почитают святых.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Литература

  • Барсов Н. И. Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бондарь С. Д. Секта меннонитов в России. Очерк. — СПб.: тип. В. Д. Смирнова, 1916.
  • Буткевич Т. Протестантство в России. — Харьков, 1913.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion . Ivan Stepanovic Prochanov (1869 — 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle / Пер. с нем. П. И. Скворцова. — Онкен — Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1965. — 348 с.
  • Клибанов А. И. Меннониты. — М.; Л.: ОГИЗ, Московский рабочий, 1931. — 110 с.
  • Кречмар Г., Ратке Х. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. — СПб.: Сатис, 1996.
  • Курило О. В. Очерки по истории лютеран в России (XVI—XX вв.). — М.: ИЭА РАН, 1996. — 182 с.
  • Лиценбергер O.A. История немецких поселений Поволжья: Ч. 1: Лютеране: А—М. — Саратов: СГТУ, 2015. — 427 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7433-2359-3.
  • Лиценбергер O.A. История немецких поселений Поволжья: Ч. 2. Лютеране: Н—Я. — Саратов: СГТУ, 2015. — 483 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7433-2893-2.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5.
  • Москаленко А. Т. Пятидесятники. — М.: Политиздат, 1966. — 224 с. — (Библиотека «Современные религии»).
  • Неустроев А. Н. О Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи. — СПб., 1856.
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8.
  • Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Республика, 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 — 1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917 — 1967). — СПб.: Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. — ISBN 5-7454-0594-5.
  • Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Общ. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга, Логос, 2003. — Т. II. — 480 с.
  • Соколов, И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. . Уфа: ARC, 2013. С. 553—599.ISBN 978-5-905551-05-5
  • Соколовский С.В. Меннониты Алтая: история, демография, ономастика. — М.: ИЭА РАН, 1996. — 256 с.
  • Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Республика, 1994. — 559 с. — ISBN 5-250-02302-9.
  • Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993/1995. — Т. 1–3. — 2317 с. — ISBN 5852700231.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890. — 795 с.

Главное – вера

В протестанизме также верят в единство Отца, Сына и Святого духа, но не прославляют Богородицу и остальных святых. У них не принято поклоняться перед иконами и идолами. А священных таинств всего два – крещение и причастие. После того, как протестант достигает сознательного возраста, ему вручают священное писание, которое имеет свод правил и рассказов, но характерно то, что человеку не навязывают какое-то определенное поведение. Каждый сам вправе решать, как трактовать священное писание.

В протестанизме между Богом и человеком нет посредников, смысл в том, что необязательно ходить каждый день в церковь и постоянно обращаться за помощью через священников, главное – верить и делать людям добро, ведь Бог и так все видит и слышит.

Такие убеждения заставили многих христиан и католиков на тот момент задуматься и перейти в новую веру, ведь каждому хочется надеяться, что наши слова и просьбы идут напрямую к Богу, и для этого нет необходимости делать дополнительные взносы.

Протестантизм отличие от православия

Православие Протестантизм
Организация Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом
Главный источник религиозного познания Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование
Святой Дух Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына»
Судный день/Осуждение Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются)
Иерархия В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон Не существует особенного распределения титулов
Молитвы поминания Существуют молитвы поминания мёртвых Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении
Хлеб и вино В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа
Крещение младенцев Крещение младенцев по вере их родителей Не общепринято крестить младенцев
Монашество Монашество играет большую роль Монашество часто не существует
Женское священство Женское священство не существует Женское священство существует
Иконы Почитание святых икон Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами
Святые Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу
Однополые отношения/брак Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе
Крещение и спасение Крещение не гарантирует спасения Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение
Ангел-хранитель Есть ангел-хранитель Нет ангела-хранителя

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Римско-католической церкви. Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты – это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Далее мы разберемся в отличии протестантизма от таких направлений, как православие и католицизм. А пока стоит немного углубиться в историю этого течения.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и двойные стандарты, практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Православие и протестантизм: в чем разница

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Давайте далее остановимся подробнее на теологических различиях трех направлений христианства.

Протестантизм в России

Первые приверженцы Реформации появились на территории России и ещё в шестнадцатом столетии. Сперва это были протестантские общины, основанные мастерами торговцами из Западной Европы. В 1524 году между Швецией и великим княжеством московским был заключён мирный договор, после чего в страну хлынули последователи Мартина Лютера. Это были не только торговцы, но также художники, аптекари, ремесленники.

Уже, в царствование Ивана IV, в Москве появились также медики ювелиры. Многие прибыли из европейских стран по приглашению, как представители социальных профессий. Ещё больше иностранцев появилась во времена Петра Первого, который активно приглашал высококвалифицированных специалистов из протестантских стран. Многие из них стали впоследствии частью российской знати.

Согласно Ништадскому договору, заключенному в 1721 году, Швеция уступила России территории Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии. Жителям присоединенных земель гарантировалась свобода вероисповедания. Об этом было сказано в одном из пунктов договора.

Иностранцы появлялись на территории России и другим путем, менее мирным. Особенно много протестантов было среди военнопленных, в частности, после Ливонской войны, завершившейся в 1582 году. В конце 17 столетия в Москве появились две лютеранские церкви. Кирхи также были построены в Архангельске, Астрахани. В течение 18 столетия в Петербурге сформировалось несколько протестантских общин. Среди них три немецкие или итальянские, одна голландская реформатская. В 1832 году был утвержден устав протестантских церквей на территории Российской империи.

Православие и протестантизм: в чем разница

Крупные протестантские общины на протяжении XIX столетия появлялись и на Украине. Их представители были, как правило, потомками немецких колонистов. В середине 19 века в одной из украинских деревень образовалась община штундистов, которая в конце шестидесятых годов насчитывала более тридцати семей. Штундисты сперва посещали православной церкви, обращались к пастырю для совершения брака в причине детей. Однако вскоре начались преследования, которые сопровождались конфискацией литературы. Тогда и произошёл разрыв с православием.

Основные конфессии

Лютеранская церковь Святой Екатерины

Лютеранство

С XVI века протестантизм отождествлялся в России с немецким лютеранством. Отсюда в русском языке протестантский храм нередко именовался немецким словом кирха. После Северной войны к России отошли прибалтийские территории Ингерманландии, Лифляндии и Эстляндии (а в 1809 году — Финляндии), где местное население исповедовало лютеранство.

Современное российское лютеранство представлено шестью церквями:

  • Евангелическо-лютеранская церковь России ((ЕЛЦР или ELKRAS)
  • Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ)
  • Карельская евангелическо-лютеранская церковь (КЕЛЦ)
  • Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь (СЕЛЦ)
  • Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» (ЕЛЦ «Согласие»)
  • Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ), выросшая из организации «Служение Лютеранского Часа», глава которой негативно относится к другим деноминациям протестантов.

Реформатство и пресвитерианство

Вид на реформатскую церковь в Санкт-Петербурге (ныне Дворец культуры работников связи) в 1890-е годы

Первая реформатская община появилась в России в 1629 году в Москве. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины — французская, немецкая и нидерландская. Апостольская община и кальвинистские церкви существовали в Российской Империи до 1917 года. В современной России действует Евангелическо-Реформатская Церковь России, являющаяся преемницей дореволюционных общин и состоящая из одиннадцати Церквей, пасторы и пресвитеры которых образуют Синод, объединяющий Церкви и являющийся их руководящим органом. ЕРЦР исповедует вероучение классического европейского кальвинизма, изложенное в его символических книгах, и развивается самостоятельно, независимо от иностранных реформатских церквей.

Евангельские христиане-баптисты

Баптистский храм Христа (Великий Новгород)

В XIX веке в России началось религиозное возрождение: появились штундисты (слившиеся с баптистами), а также движение евангельских христиан, которое влилось в 1911 году во Всемирный баптистский альянс. Общее название «евангельские христиане-баптисты» было утверждено на съезде 1905 года в Ростове-на-Дону.

Основные объединения:

  • Российский союз евангельских христиан-баптистов
  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов

Евангельские христиане (прохановцы)

Распространенились в России в конце XIX — первой половине XX века. По именам лидеров участники движения в разное время неофициально именовались «редстокистами», затем — «пашковцами», позднее — «прохановцами».

Пятидесятники и харизматы

Лесосибирск. Молитвенный дом пятидесятников. 1999 г. Почтовая марка России, 2001 г.,  (ЦФА (ИТЦ) #690; Mi #922)

Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников), Мурманск

Первые пятидесятники появились в 1907 году на территории Финляндии, входившей тогда в состав Петербургской губернии. В Санкт-Петербурге первая пятидесятническая община возникла в 1913 году (современная Церковь евангельских христиан в духе апостолов).

В настоящий момент крупнейшими пятидесятническими союзами России являются:

  • Российская церковь христиан веры евангельской
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской

Адвентисты седьмого дня

Заокский адвентистский университет

В настоящее время российские поместные церкви (общины) Церкви адвентистов седьмого дня входят в состав Евро-Азиатского дивизиона:

  • ВРУМ — Восточно-российская унионная миссия (206 церквей; 77 групп; 16 423 членов церкви),
  • ДВМ — дальневосточная миссия (61 церковь; 27 групп; 3 533 членов церкви),
  • ЗРУК — Западно-российский Унион Конференций (433 церкви; 35 825 членов церкви),
  • частично КАУМ — Кавказская унионная миссия (157 церквей; 10 094 членов церкви).

В России также действует самостоятельная Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения.

Реставрационизм

Новоапостольская церковь в Краснотурьинске (Свердловская область)

  • Мормонизм в России
  • Ученики Христа
  • Новоапостольская церковь
  • Свидетели Иеговы в России

Принципы Протестантизма и протестантской веры

Религиозные принципы в протестантизме выражаются в виде богословия или изложении веры Реформации, то есть преобразовании католического христианства. Данные принципы включаю в себя следующее:

Слово Бога изложено только в Библии и поэтому именно Библия — это единственный источник и документ для верующего человека;
Неважно какие поступки совершает человек — прощение можно заслужить лишь верой, но никак не деньгами;
Спасение в протестантизме вообще рассматривается как Божья благодать и это не заслуга человека, а это дар от Бога ради Иисуса Христа и для людей, живущих на земле. А спасение согласно Библии — это избавление человека от его грехов и соответственно от тяжких последствий, а именно от смерти и ада

И говорится о том, что спасение возможно по причине проявления любви Бога к человеку;

Церковь не может быть даже посредником между Богом и человеком. И единственным посредником является Христос. И потому спасение возможно не через веру в церковь, а через веру в Иисуса и в Бога непосредственно;
Поклонятся можно лишь Богу, так как спасение приходит только через него. Потому, как верит человек в искупление грехов через Иисуса, так и вера в Бога также является спасением;
Любой верующий может и имеет право излагать и истолковывать слово Божье.

Основные идеи Протестантизма

Все основные идеи протестантизма начались с Мартина Лютера, когда он стал выступать против индульгенции Римской католической церкви, когда отпущение грехов продавалось за деньги и для каждого преступления существовала своя такса или цена.

Сам же Мартин Лютер утверждал, что отпущение грехов совершает не Римский Папа, а Бог. Так же в протестантизме серьезно утверждается идея, что Библия — это единственный источник учения христианства.

В результате Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви, что повлекло раскол Церкви на католиков и протестантов (лютеранцев) и способствовало возникновению многих войн на религиозной почве.

Сторонников или последователей Мартина Лютера, стали звать протестантами, после того как они выступили в его защиту. Это случилось после того, как Шпейрский рейхстаг (высшая законодательная власть Римской церкви) объявил Мартина Лютера еретиком.